Дискуссии об истории | А может, положить на эту «историю»… мораторий? Смотрю я: как «с легкостью необыкновенной» переписывают во многих странах учебники истории под «новую политическую ситуацию»; вычеркивают былых друзей-соседей из совместной истории; плюют на интересы «маленьких» стран и народов; бряцают оружием, алчно заглядываясь на чужие ресурсы… Смотрю и думаю: «А ведь это всё уже было… И империи рушились, и агрессора всем миром земным наказывали… Почему ж все это забыто, или пренебрегают тяжко доставшимся историческим опытом?» Смотрю и думаю: «А зачем тогда современному человеку история? Если качественные выводы из количественных накоплений исторических фактов фактически никому не нужны?» А давайте наложим на науку «Историю» мораторий! Чтоб никто сейчас не занимался какой-либо оценкой исторических фактов… И не преподавать, и не выпускать специалистов-историков… Зачем? А чтоб не извращалась. Пусть, коли пока не способны отделить политику от истории, пусть ВСЁ собирается до лучших времен в виде объективных фактов. Всё-всё, без урезания, без «это можно, а это нельзя», без «это нашим людям не нужно»… Пусть будет пока «Статистика» - пусть накапливаются количественные показатели развития общества, просто факты, а наши потомки проведут точный и достоверный качественный анализ. А то, при современной «истории», потомкам придет «фильтрованный базар» - и выводы они сделают… «как всегда»… Может так, а? Замораторим эту нашу «историю»? |
| Здравствуйте, Яков! Это вы очень хорошо все сказали, и про хутора и про ситуацию с потребностью доминировать. Где-то там в середине данной дискуссии высказывались по поводу того, что машина времени поможет увидеть историю, но я считаю, что опять же вмешаемся, пусть и с благими намерениями... Хочу перед вами извиниться за мои нетерпимые высказывания по поводу вашей статьи, но уж так случилось - за живое задели. Сейчас я понимаю, что вы не утверждали, просто старались понять, а я набросилась... Нехорошо... С уважением |
| Уважаемые коллеги! Во-первых, я хочу согласиться со словами Якова Любченко, что историю нужно не учить, а изучать. Уважаемый Павел! На самом деле, история учит тех, кто ее изучает. Простой пример: в 17-м веке к царю Алексею Михайловичу народ принес жалобу на его главу правительства Морозова. Нет, чтобы взять с поклоном ( как этому учил Мономах) и сказать, что разберется. Хотя бы пообещать! Для начала. Нет. Народ начали разгонять очень грубо. Результат - народ ворвался в Кремль, разорвал министров, сожгли Москву. Погибло в огне 2 тыс. человек! Можно было об этой истории помнить когда народ 9-го января пошел с петицией к царю?... Таких историй я могу привести множество. И всегда говорю своим ученикам, что ничего не меняется. Только технологии. Поэтому зная историю, можно избежать огромного количества ошибок. Но ведь это относится и к истории семьи, о чем говорил Яков. Старые мудрые люди учат молодых не повторять их ошибок. Ну, и как, действует?... Впрочем, есть некоторое количество неглупых людей, которые учатся не на своих ошибках. ...Впрочем, историю нужно еще и любить. Это жизнь предков. Вам не было бы интересно подержать в руках предметы, которыми пользовались люди за много веков до Вас? Не было бы интересно узнать, как они жили, что ели, о чем мечтали? С уважением, Злата Рапова |
| Уважаемая Злата. Хорошо то, что хорошо кончается. Замечательно, что здравомыслящие люди здесь, на форуме, все ж завершают разговор, как и положено людям. В первую очередь за это спасибо Вам! Очень многое зависит от администратора и когда кто-то переходит к прямым оскорблениям – надо это останавливать. И вот тут Ваши слова: «Народ начали разгонять очень грубо. Результат - народ ворвался в Кремль, разорвал министров, сожгли Москву». Грубого я от Вас не видел, видимо, и знание примеров истории тоже помогает правильно разбираться с нами, такими разными. «…зная историю, можно избежать огромного количества ошибок» – очень точные слова, под которыми я подписываюсь. История – это не есть что-то обособленное от сути человека. А суть человека – это право выбора. И за что я особо уважаю и ценю историков – это за то, что историки помогают людям реализовать это право выбора. Когда историк приводит исторические примеры – людям можно делать выбор обоснованно. И тут уже, как и во всем, человек или использует историческую мудрость, или нет, тем самым, делая свой выбор. Здесь есть много литераторов и одновременно любящих историю людей, которым не достаточно читать об одеждах прошлого, манерах и т.д.… Именно по пожеланию таких людей я и предполагал смоделировать ситуацию, когда в некой стране Зет «отменили» историю, перестали заниматься на государственном уровне и т.д. Модель такая выявила бы и суть истории, и значение и влияние её… Немного не получилось, но… Но если Вы будете затевать разговор несколько шире, чем какие-то частные исторические вопросы, то я с удовольствием почитаю Вас и постараюсь принять участие в разговоре. С уважением к Вам, Злата и ко всем тем, с кем мы общались здесь. |
| Спасибо, Павел, за дискуссию. Но я уверенна, что она еще не закончена. Люди будут приходить в этот клуб и высказывать свои мысли...Может, они и меня вдохновят на что-то абстрактное и общефилософское, а то у меня все конкретные даты и фамилии в голове. :) С уважением,Злата Рапова |
| Здравствуйте, уважаемые коллеги! Выбирая тему, в которую хотелось бы заглянуть в первую очередь, безусловно остановилась на этой. Провакационная и сложная тема, надо заметить! Павел, Вы написали отличную заметеку, в каждой строке котрой угадывается Ваше неравнодушие к этой проблеме. Почему, собственно, я сочла возможным вмешаться. Дело в том, что меня эта тема касается напрямую по многим аспектам. Судите сами - я родилась и выросла в семье историков, историк по образованию, нескольколет назад в школе преподавала историю и пытаюсь писать на исторические темы и сюжеты. Естественно, я не могла пройти мимо. Жаль, что именно сейчас у меня нет возможности и времени для полномасштабного разговора - скоро вынуждена буду убежать по делам. Но вообще я надеюсь, что мы с Вами обязательно побеседуем по этой теме. А пока для затравочек несколько реплик. Интересно замечено, что "«…зная историю, можно избежать огромного количества ошибок". Так и хочется согласиться! Но! Та самая история свидтельствует, что на "грабли те же самые" как раз чаще всего наступают люди, достаточно обазованные и компетентные, чтобы отличить Ричарда Третьего от Ричарда Львиное Сердце. Мне кажется, проблема помимо незнания еще и в мифологичном восприятии истории, в привычке воспринимать ее как нечто далекое, никакого отношения к сегодняшнему дню не имеющее. Не даром есть пословица: "История повторяется дважды - один раз в виде трагедии, другой - в виде фарса". А ведь повторяется она по воле и руками людей. Почему? Может потому что люди, даже сознавая, что идут по проторенной и неверой дороге, уверены, что в удачный момент свернут куда-то и разом решат все проблемы. Кроме того, меня всегда изумляет аспект должествования в восприятиии истории. Как мы любим повторять: "это было неизбежно", "события пришли к своему логическому завершению", "так не могло не случится". Словно история происходит по какому-то сценарию, заученному нами наизусть. Но в том то и дело, что нет. Мироздание - вообще субстанция пластичная и хрупкая. Каждое событие, особенно событие масштабное, историческое - есть сплетение тысяч и тысяч факторов, большинство из которых на первый взгляд не имеют к нему отношения, сплетение сотен хотений, сиюминутных решений, желаний, случайностей. И зачастую достаточо оборваться одной ниточке, чтобы все пошло не так, как здумано. Особенно, если в истории действуют масштабные и сильные личности. Например, 11 августа 1557 года испанские войска находились в трех днях пути от беззащитного, не готового к обороне Парижа. Командующий испанской армией - герцог Савойский запросил у короля Филиппа благословения на штурм столицы Франции. Но вопреки всем законам логики и "неизбежности" Филипп отказал своему маршалу, хотя дав согласие мог одним ударом завершить Итальянские войны, длившиеся к тому времени боле полувека, мог раз и навсегда расправится с неудобным и строптивым соседом-соперником, какой была Франция для Испании. Почему он этого не сделал? Какой логикой руководствовался испанский монарх? Получается, что Франция сохранила независимость благодаря непонятному нам душевному порыву короля-монаха? Второе. Всегда можно провести много исторически параллелей. Но обобщение в истории - дело опасное. Особенно обобщение событий из разных эпох и географических ареалов. Мне кажется, чтобы решаться на такие обобщения, сначала надо разобрать каждый частный случай. Ибо пойдя по аналогии, апросто можно не учесть особености той, вроде как аналогичной ситуации, менталитета и пр. И последнее (на сегодня). История - предмет сложный. Как это ни парадоксально, ей трудно заинтересовать. Я столкнулась с этим, когда преподавала в школе. Я не могла постичь, как это детям не интересно знать, что делали все эти короли и герцоги, как псы-рыцари пировали в замках и ходили в походы. Чего я только не перепробовала! И убеждала в необходимости этого предмета, и приводила кучи параллелей, показывая, как полезно знать и понимать, как жили наши предки и как совершли непоправимые глупости властители ммперий. А самым действеным оказался метод "сказаний", подцепления на эмоциях, на любопытстве. Часто, начиная рассказ про какого-нибудь средневекового правителя, я говорила примерно так: "Жил-был король такой-то. Был он брольшая (пардон) сволочь. Зато правитель государства из него вышел отличный". Или наоборот: "Имярек был очень хоршим парнем - добрым, великодушным, благородным. Именно поэтому ничего у него не получилось из всех его грандиозных планов. И вообще правителем он оказался никудышным". Вот на это ловилсь срау. Накидала я мыслей, коллеги. Прошу прощения за некоторую сумбурность и опечатки - торопилась. Надеюсь на продолжение беседы :) :) |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |