Письмо CXXI (О человеке и животных) Луцилия приветствует Сенека! Вопрос непрост, ты скажешь: я не прав… Представлю Архидема – мой коллега, Он тоже понимал, что значит – «нрав»! Не все, что к нравам многие относят, Воспитывает души добротой! Одно – в одежде, что сегодня носят, Другое – в соблюдении постов… Седьмое – что дается обученьем, Восьмое – в красоте волос и тел… Там – изучают их происхожденье, Здесь – исправляют те, кто захотел. Исследуя природу человека, И предпочтенье, что ему дано, От нравов не отходит твой Сенека: Кто ищет свет – пусть выглянет в окно! Увидишь там поля и огороды, Сиянье солнца, колыханье трав… Не зная, своей роли от природы – Откуда ты узнаешь верный нрав? «А я хочу уйти от предрассудков, Забыть: как мне везло, как не везло! Мечтой о счастье не терзать рассудка - К словам легко добавить лишний слог…» - Исполню, пусть твердят: не зная меры, Он бичевал злонравие, порок… Увидит зло – высот добра примеры, Поймет – бессильно преступить порог! Готов прервать молитвы – ради Бога! Не отвлекайте Бога ерундой: Мы не о том молили слишком много, Исполнилось – и стало нам бедой… Завидуем животного движеньям: В них, от природы - красота начал. Вот – стрекоза: летит без напряженья - Ее летать никто не обучал. Для нас полет – страшнее приключенья… Пусть плясуны - в движениях легки: Их легкость - это годы обученья, А здесь – по мановению руки: Дано природой им - бежать быстрее, Лететь, ползти, взбираться вверх и плыть! Но, я об этом сильно не жалею: Наш разум – много выше, чем их прыть! Встает ребенок… падает и, плача, Опять встает, не замечая боль… Кто хочет встать – не молит об удаче, Подняться хочешь - овладей собой! Положим кверху брюхом черепаху - Ей непривычно, тяжело дышать: И тянется, и крутится, и махом Перевернется, если не мешать. Раз нет животных, скованных в движеньях, Едва рожденных, взрослых, все равно - Им состоянье тела в ощущеньях Природой от рождения дано. «Но, состоянье - это отношенье Души и тела…» - Ну, и что мне в том? Животные находят здесь решенье Не на словах – естественным путем. Ребенка от рожденья обучают… А кто нам скажет: Как учить его? Он «состоянья» своего не знает, Но чувствует: живое существо! В нас есть душа, но: Что она такое?! Взялась откуда? Где она живет? Порой она сильнее беспокоит, Чем сердце, голова или живот. Затихла днем, а ночью зазвучала… То шепчет: Жди! А то, кричит: Спеши! В нас есть руководящее начало, Что называем обликом души. Живое - приспособиться умеет К тому, что происходит вне его, А разум – это средство стать сильнее, И выше, чем природы естество. Пока живем – меняем состоянья, Младенец, мальчик, юноша, старик… А что потом?- Немногим – изваянье… Но всем, без исключенья – смертный миг. Меняемся и разумом, и ликом, Но всякий – остается сам собой. Приспособленье – также многолико, В нем ежечасный и незримый бой. Я жажду наслаждений, а не боли, Ищу защиты, плачу о судьбе… Что это? - Все желания, не боле (В том – наша суть), - заботы о себе. Забота о себе – важнейший принцип, Заложенный природою в любом. Цыпленок – избегает хищной птицы, Как будто знает – это смерть и боль. Не спрашивай: Откуда это знают, Не испытав ни разу на себе? Собака для цыпленка – как родная, А кошка – верный признак страшных бед. Что не грозит – того и не боятся, От смерти одинаково бегут. От возраста не может страх меняться – Он не растет, пока они растут. Мы от природы любим - безопасность, Как рыба: слышит шум, и – шмыг на дно… Нас опыт учит поздно и неясно, Что от природы – сразу, всем – одно! Живое - сохранить себя стремится: Бежит от наносящего ущерб, А, что на пользу – ищет и томится… В согласии с природою вещей. Взгляни на пчел – прекрасные жилища, Согласье в разделении работ! Кто с пауком сравнится? Ловит пищу? – Но, как изящен паутины свод: Прямые нити, далее – по кругу, Посередине – чаще, чем с краев, И все углы, заметь, равны друг другу! А прочность?! – Кто сумел порвать ее? Природа учит самосохраненью, Всем – поровну. Иначе – не прожить! В науках не найти себе спасенья, Тем, кто собой не может дорожить! Скоты, что к примененью бесполезны, Умеют приспособиться хитро: Ты не успел – они уже пролезли На самые вершины. Будь здоров. ====================================== Письмо CXXII (Об антиподах) Луцилия приветствует Сенека! На шаг короче стал сентябрьский день, И стыдно тем, кто поднимает веко Лишь в полдень, отгоняя свою лень. Но, в дне еще достаточно простора Для тех, кто ловит солнца первый луч: Им помогают птиц прилежных хоры, И Бог дает к открытью мира ключ. Но, есть у нас такие антиподы, Что «Не смогли увидеть за всю жизнь Не только дня - заката и восхода» (Наш Марк Катон: как скажет, так – держись!) Они зловещи, как ночные птицы: С полночной чашей, полною вином, Себя хоронят. Им бы устыдиться: И мертвецов оплакивают днем. В заботах дел – день не бывает долог, Ведь смысл и признак жизни - жизнь менять! Дня не хватает? - Отодвинем полог Ночей, хоть на немного – в пользу дня. Птиц в темноте откармливают к пиру, Им легче в неподвижности жиреть - У антиподов тело пухнет жиром: Днем – сладко спят, а ночь – живут на треть. Плоть мертвецов, расслаблены и бледны, Но, это - наименьшее из зол: Здоровью наших тел потемки вредны, Потемки душ – злонравия позор! Порок во всем сражается с природой, Чтоб сделать ей назло - наоборот: Иные, от рождения уроды, Идут из чрева задом - наперед. Пьют натощак, приняв в пустые жилы В предбаннике крепленое вино: Юнцы, что часто ищут в этом силы, Потом, быстрее всех идут на дно. С бутылкой, после ужина, сиденье - Отцы семейства любят в деревнях… Тем, кто не знает в жизни наслажденья – Одна мечта: забыть о трудных днях. Иной - рядится в женские одежды, И продлевает отрочества срок… В мужских утехах – все его надежды… Скорее, это гнусность, чем порок… Для наслаждений бани строят в море: Не правда ли, изысканный уют? - В бассейне лежа… как бы, с бурей спорят, Когда об стенку бани волны бьют! В тепле оранжереи - запах розы, И лилии, хотя давно зима. В попытках низвержения природы Мне видится излишеств кутерьма. Сперва свернув, затем - совсем уходят С природою им данного пути. Ложатся спать – как только солнце всходит, Зато всю ночь – смеяться и кутить! «Не жить, как все!» - они считают мудрым - Мы – выше, чем толпа и весь народ! «У нас – свое, особенное утро, Свой график жизни, прихотливый рот!» Атилий Бута ночью обманулся: Растратил состояние отцов Сказал Тиберий: «Поздно ж ты проснулся!», Увидев его бледное лицо. Монтан известен неплохим поэтом, Любил поэмы публике читать… (Любил слова: «закаты» и «рассветы» Совать везде – не сможешьсосчитать…) Гремели его голоса раскаты, А слушатель - подсчитывал ущерб… Сказал Пинарий: «Буду до заката Я слушать, демонстрируя - я щедр!» Читал Монтан: «Восход едва подъемлет…» А злоязычный Вар кричит: «Постой! Прошу потише – Бута сладко дремлет: Он так устал в пирушке холостой…» Монтан читал: «Пастух сгоняет стадо, И тишиной окутана земля…» Вар говорит: «Прости, уйти мне надо, У Буты за обедом трюфеля…» Пороки с общепринятым не ладят, Раз совесть нечиста – глаз режет свет, О них молчат? – Они уже внакладе… А сплетня им – как ласковый привет… Чтоб имя их могло не затеряться Среди транжир, распутников, воров, Они должны: ни в чем не повторяться, И выходить на свет прожекторов! В начале ночи – бич ведет расчеты, В шестом часу – разминка голосов, Перед рассветом – поварам заботы: Из бани вышли – ужинать и сон… У всех людей, кто следует природе, Покладист и свободен скромный нрав. Всем счастье одинаково приходит, К несчастью – каждый ключ свой подобрал. Кому дурная слава – как награда, Обычному греху – не смотрят в рот: Чем больше извращений – больше рады, У них вся жизнь - идет наоборот. Закончу на сегодня поученья О тех, кто свою жизнь ведет, как крот: Они всю жизнь гребут против теченья, И, многие – «приплыли». Будь здоров. ============================== Письмо CXXIII (О дурных наставлениях) Луцилия приветствует Сенека! Что принимаешь – то не тяжело… Приехал я в усадьбу для ночлега – Нет ужина… Есть хлеб, но очень плох… Я подожду – он станет мне хорошим: Мой голод – это лучший кулинар! Кто хочет есть - тот соберет и крошки… Кто хочет спать – доволен скрипу нар… Желудка скромность - даст свободу телу: Позавтракал? – Зачем тебе обед? Имел ли кто-то все, что захотел он?! - Все властны - не хотеть того, что нет! Мне, чтоб уснуть, не нужно притираний, Лекарства, бани… Я – трудом здоров! Так скромный ужин, после поля брани, Приятнее пресыщенных пиров. Тот стоек, кто, без всякой подготовки, Препятствия спокойно одолел. В его душе, привычной к тренировке, Нет места гневу, не прижилась лень. Взгляни на вещи: нужно их так много? Зачем ты их хотел приобрести?! Не разум освещает нам дорогу – Дурной пример сбивает нас с пути! Никто б не стал служить рабом корысти, Попробуй нас один глупец призвать… Но, заблужденья - выше всяких истин, Когда за ними - голос большинства! Когда перекрываются дороги, Всем ясно: едет важный господин! Вам стыдно, если вы – один из многих? А, вам не стыдно то, что вы – один?! С такими – избегайте разговоров: Пускай не сразу, их слова - гнетут. Пороков семена – страшнее вора: Душевною болезнью прорастут. Как, после музыкального урока - Мы слышим звуков громкое туше, Слова льстецов, хвалителей порока Надолго поселяются в душе. Ты не успел закрыть руками уши, Когда соблазн пытается сказать? - Он начал говорить – ты склонен слушать, И он наглеет, прямо на глазах! В конце концов он убеждает смело: «Добро и справедливость – ерунда! Кто хочет жить – тот «вертится» умело! Нет больше счастья: К бабе! И поддать! Имущество - наследникам оставить? Таких врагов приобретешь – держись! Не думай о душе, о доброй славе – Подумай, как безбедно можно жить!» Припомни путешествие Улисса: Он связанным прослушал песнь сирен. Нам злато затмевает свет отчизны, И опрокинет судно слабый крен. Нас почести, богатство – привлекают… Отпугивают - голод, боль и труд… Блаженны, кто о первом не мечтают, И знают: наши страхи часто врут. Идущий в гору – клонится к вершине, Идущий вниз – откинется назад: В делах у глупых – помощи души нет, И в наслажденьях – некому сдержать. Нам пагубны – и те, кто наслажденье Расхвалит, и пугает, видя боль… И те, кто под предлогом наставленья, Твердит: Грешите… властвуя собой! Что в Греции - обычаем печальным, В Италии – дай Бог, нам прекратить: К нам добродетель не придет случайно, Лишь жаждущим дано ее найти! Ничтожность наслажденья – тянет в землю! Непостоянна слава… и пуста! И бедность – зло для тех, кто не приемлет! И смерть – не зло, а равенства черта! Что суеверья? – Глупость заблужденья: Боимся тех, кого должны любить! Нет разницы: что вера в привиденья, Что Бога - отрицать, что оскорбить! Надежды нет на близость исцеленья С врачом, готовым оправдать порок. Философ – будь смелее в наставленьях, И говори - лишь правду! Будь здоров. ====================================== Письмо СXXIV (О сути блага) Луцилия приветствует Сенека! «Я расскажу преданья старины, Что предками завещаны от века. Но, слух и разум вы напрячь должны.» Твой разум тонок, слухом не обижен, Ты все привык на пользу примерять… В письме последнем говорю: нет ближе Мне никого, чтоб мысли поверять! Вопрос таков: чем благо постигаем? Рассудком или чувством? - Дав ответ, Поймем: в животном – истина другая, Чем в человеке? – Благо – это Свет! Кто выше ценит в жизни наслажденье – Считают благо чувственным. А мы - Признаем: чувства вводят в заблужденье К порокам устремленные умы. Для чувства наслаждения приятны, А, в некоторых – просто видим рай… Зачем же убеждаю я в обратном: Забудь обжорство, боли презирай?! В них - нет греха, когда решает чувство… Но, разум свой выносит приговор! (Тупое, близорукое искусство Твердит нам: «В чувстве благо!»… До - сих пор) Кто различает мелочи на ошупь? – Слепцы, кому Господь закрыл глаза! Увидев раз, понять намного проще, Чем не видавшим – пальцем осязать. «Но, всякое искусство и науки - Берут начала из конкретных чувств!» Здесь я согласен: чувства нам – как руки… Но, не руками благу я учусь. «Блаженна жизнь, согласная с природой?» - Ее зовем «началом всяких благ», Что мудрым обретается за годы – Никто не в силах сразу взять в кулак! Скажи, что плод, скрываемый в утробе - Причастен благу… Всем понятно: Бред! Новорожденный – всем ему подобен? – Понятно: и в младенце блага нет, И - в дереве, в животном бессловесном… (Сурова аналогия? – Весьма…) В чем разница? – В развитии телесном, Младенец… набирается ума! Есть - те, что неразумны от рожденья… Есть - те, что неразумны до поры… Есть – с разумом, привычным к заблужденьям… Во всех нет блага… Разные миры… Нет блага там, где не хозяин разум! Кто неразумен – блага не постичь! Кто «до поры», о том - не скажешь сразу… В ком есть зачатки – пробуй, обрети! Не всякий возраст, не любое тело Условия для блага создают… Вот бабочка-капустница взлетела… Но птицы – полетать ей не дают. Ты говоришь: «Есть благо и в посевах!»- Но, не в ростках, пробившихся на свет, А в стеблях, что зерном качают спелым! Есть – в результате, а в процессе – нет! Оно – в душе возвышенной, свободной, Не подчиненной в мире никому! Сама же – подчинит кого угодно, Благодаря Добру, Любви, Уму! Младенчеству - такое недоступно, И юности – надеяться нельзя… Ценой страданий, доблестных поступков - Откроется великая стезя! «Ты сам учил: все благо от природы! А, значит – и в младенце может быть.»- В согласии с природой - жизни всходы, А благо – в том, чтоб разум возлюбить! Животные, деревья, люди, боги – Четыре рода всех живых существ: Последних два – разумны, лишь в немногих Есть разум, в остальных – обмен веществ. В разумности природы – совершенство Высокое и яркое, как свет. И чувственность являет вид блаженства, Но, в неразумных чувствах – блага нет. Животным не известно слово Бога, Прошедшего им знать не суждено. Так лошадь - вспомнит верную дорогу, Но, в стойле – забывает все равно. Нет блага в том, кто, прошлого не помня, Не думает о будущем вотще. У них вся жизнь – лишь кратким мигом полна: «Из праха – в прах» - цикл жизни овощей. И у животных - может быть влеченье К согласному с природой, но… порыв Их сносит беспорядочным теченьем Реки, что ударяется в обрыв. Я – не судья, но, истины свидетель, Вас заявляю с твердостью стиха: Порок – где вытесняют добродетель, Где ей нет места – места нет грехам. Ослаблю повод… Можно, и к животным, Понятье совершенства применять… Но тем, кому дарован разум: «Вот вам!»… Безумие – на чувства ум менять! «К чему ведут все эти рассужденья? Что здесь полезно для моей души?» - Держись - за благородство побужденья! В обитель зла – хотя бы, не спеши! Твоя природа – выше бессловесных: Ты можешь благо в жизни обрести! Будь благодарен Богу беззаветно: Он нас – с Собою рядом поместил! Зачем ты в упражненьях копишь силы? - Бог дал нам сил – не больше, чем скотам! Пред зеркалом лелеешь облик милый? - Животного - не хуже красота! На голове разглаживаешь локон? - Взгляни на гривы львов и лошадей! Мы от природы бегаем так плохо – Зачем нам тренировки каждый день? Теперь вопрос: Не хочешь все оставить… В чем непременно будешь побежден?! И, к собственному благу путь направить, Припомнив: Для чего ты был рожден?! В чем благо? – Исправляй, очисти душу! Преодолей порок своим умом! Скажи: Господь, узрев Тебя – не трушу! Любовь к Тебе – храню в себе самом! Твой высший дар – душа моя и разум! И, для меня, превыше цели нет – Их совершенство! Знаю, что не сразу Они придут, но, мне не жалко лет… Блажен, кто обретет в себе источник Всех радостей! Что все готовы красть – Тебе не нужно даром! Вот что точно Дает понять, что «разум – наша власть»: Ищи в душе причину веселиться: Что ей во благо – выше всех даров! Несчастней всех – кого зовут «счастливцы»… Пора идти… Кто Благ - Всегда Здоров! ============================ Послесловие Благое дело - нрав исправить! Сенеки мудрость возлюбя, "Хотел бы я тебе представить Залог достойнее тебя". Не жду похвал... а, поношенье - Не повлияет на решенье: Увидев в зеркале свой нрав, Пусть всякий знает, в чем неправ. Даст Бог - воскреснет добродетель! - Распятье честности, любви. Прошу: мой стих благослови, Сенека, подлинный свидетель! Кто, прочитав, принять не смог: Я не сужу - суди вас Бог... ================================ 16.11.03 |