Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи и обзорыАвтор: Руслан Норов
Объем: 7966 [ символов ]
Мною ненаписанные строки (литературно-НЕкритическая статья)
В рецензии к этому стихотворению (да какая это рецензия, так, комментарий…), я написал: «В который уж раз перечитываю. Но ТУТ ничего писать не стану. При встрече». А потом подумал, - да почему, черт побери?! В чем меня могут в очередной раз обвинить? В том, что я написал рецензию на стихи друга?..
 
Я написал рецензию на стихи друга.
Прекрасное обвинение.
И хватит об этом.
 
У меня двоякое отношение к стихам Андрея. Так было всегда, все десять лет, что мы читаем друг друга, спорим и снова читаем. Так уж вышло - на многие вещи мы смотрим по-разному. И стихи пишем по-разному.
Но «Стансы»… Приходилось ли вам, при чтении чужих стихов, хвататься за голову и спрашивать себя: «Почему? Почему ЭТИ стихи написал не я?» Вот именно так и произошло со мной. Может быть, впервые за десять лет взаимного чтения, я уловил тот абсолютный унисон, то идеальное звучание, в котором мне всегда хотелось существовать. И я пишу в данном случае не об Андрее! Я пишу о «Стансах».
(Не стану говорит о поэте Андрее Борееве, и не стану говорить о художественном произведении «Стансы», не буду перебирать размеры, рифмы, метафоры и прочее. Пусть это сделают Сильные. Поступлю, как слабый. Расскажу о себе. О том, как я их вижу. О том, как я их прочитал. И о том, как я их не написал.)
 
Мое время, мое отечество, мое поколение… Весь этот набор слов, увы, мне горько использовать относя к себе. К нам: моим ровесникам, моему поколению. По сути, не было у нас ни того, ни другого, ни времени, ни отечества («Ни страны, ни погоста», ни эпохи, ни зги). Мы потерялись в самих себе, в окружающем мире, в стремительности социальных изменений, в обманах, которые, как одежду на манекенщиц между выходами на подиум, на нас одевали и снимали, одевали и снимали, и мы едва успевали вздохнуть, и, конечно же, совершенно ничего не понимали. Нет, мы не были потерянным поколением. Мы были поколением растерявшимся. Повзрослев на историческом изломе, мы и сами несем в душах следы его радиоактивных ожогов, хотя, порою, и не замечаем этого. Да и тогда не придавали этому значения. Нас куда-то влекло, тащило течением, а мы, не догадываясь об этом, лишь изредка останавливались, чтоб оглянуться. И не находили вокруг ничего, чему нас учили родители, а то, во что верили мы сами, зачастую оказывалось некстати в условиях новой действительности. И ведь мы не были из числа тех, кто не смог приспособиться. Напротив, как раз приспособились. Но если меня спросят, расскажите-ка, Руслан Фердинандович, о вашем поколении, о вашем отечестве, и вообще, о том времени… Я постараюсь перевести разговор на другую тему. Мир меняется, и это к лучшему. Я счастлив жить в новом мире, в новом времени… А тогда у нас было то немногое, чем мы жили. Маленькая комната в общежитии, дешевое пиво, сигареты со страшным названием «Трува» (хотя Андрей патриотично курил «Приму»), и стихи. За окном что-то кипело, что-то изменялось, что-то все время происходило, а мы ругались из-за размера, рифм и отсутствия того и другого (а еще питались пластмассовой картошкой). Мы отнюдь не отгораживались от окружающего, скорее уж, оно не совсем вписывалось в наше представление о нем. Так и получалось, что были отдельно мы – наше поколение,- а отдельно – наше время, наше отечество. И между нами – всего лишь окно общежития и высота в пять этажей. Как оказалось – эта та преграда, которую не легко преодолеть. Ни времени. Ни событиям. Ни, увы, нам самим. Ведь, признаться, до сих пор «стынем за оградой»… И может быть по этому мы, словно оголенные провода, _теперь_ научились чувствовать, ощущать, болеть.
 
-1-
Мне не стать сопричастным
ни тебе, ни кому
бы то ни было. Счастье –
это быть одному,
это – стыть за оградой
узаконенных тел
незакованным в латы
человеческих дел.
 
-2-
На прокрустовом ложе
нет ни фальши, ни лжи.
Вот и лезут из кожи
миражи, миражи.
Вот и корчатся пасти
пожирателей вер.
У прокрустова счастья
нынче время премьер.
 
 
Очень хорошо помню момент, который теперь мне кажется символичным. 9 мая прихожу я к Андрею в гости, и застаю его сидящим на подоконнике с бутылкой пива. Само собой, я тоже не с пустыми руками явился. Что, говорю, отмечаешь? Конечно, говорит Андрей, отмечаю. Сел я на подоконник, и тоже стал пиво пить. О чем мы тогда говорили? Не помню. Почему-то мне кажется важным вспомнить – а не получается. Зато помню, что тогда только-только начали открывать окна: потеплело поздно, но стремительно. Сейчас думаю, сколько перед этими совершенно незнакомыми мне пацанами лежало. А они и не замечали. Не видели времени, предстоящей разлуки, потери адресов, обрыва переписки, совершенно чудесного (и никто мне не докажет, что это не чудо) нового обретения друг друга, и письма, которое я читал в вагоне метрополитена, и которое начиналось словами «жив курилка»… И снова время, время, время. И сколько еще его у нас будет впереди? Вот уже и жены знакомы, и Анна Андреевна смешно морщится в фотоаппарат. А они так до сих пор и сидят на старом подоконнике, пьют пиво, и о чем-то болтают. О чем же, черт побери? Может быть о том, во что верили тогда. Так я тут подумал, выходит, и не такие уж они в таком случае незнакомцы. Раз уж по-прежнему, сменив подоконники и места прописок, - мы точно так же смотрим вниз с высоты скольких-то там этажей, если пьем 9 мая пиво, и если Я до сих пор не пишу вот эти Мои строки.
 
-3-
 
Где то место, что скроет
мой низложенный сад?
По свернувшейся крови
не вернуться назад,
по пескам не проехать
на колесах судьбы,
не избыть даже смехом
вороной ворожбы.
 
 
 
И все же, не смотря на обманы, ни смотря на изломы и ожоги, я благодарен и времени и отечеству. За то, что научили меня упрямству, за то что и в чистеньком банковском офисе, и в казармах танкового батальона, и в освещенной любимой женщиной квартире, я по-прежнему остаюсь собой. Я вроде бы не очерствел, когда нужно было и правильно было очерстветь. Я все еще слаб и умею испытывать боль. Является ли эта моя слабость – силой, я не знаю. Время покажет. И еще, у меня теплеет на душе, когда с другого конца географии, ко мне магистралями проводов несутся мною ненаписанные строки:
 
-4-
 
Есть у совести право
изнурять небеса.
Только слева направо
не растут чудеса.
Только папертью света
полутени не стать.
Отлучение – это
не моя благодать.
 
Я ни словом не упомянул Бродского, любимого (одного из самых) поэта Андрея. Но вот есть у Бродского слова в «Разговоре с небожителем»
 
кренясь Пизанской башнею к бумаге
во тьме ночной,
тебе твой дар
я возвращаю – не зарыл, не пропил…
 
Андрей, это как раз тот случай, когда ты обязан схватиться за голову и спросить себя: «Почему? Ну почему эти строки написал не я?»
 
Ну, а что касается меня… Я все так же обитаю вне миропорядка, хотя и пропитан им до корней волос, и существую по его законам, но… ведь это «только душам нужны тела», а я за свою душу не в ответе. Время делает свое дело, отечество меняет маски, мое поколение – тертый калач – перебирается из одной волны обмана, в другую, и ничего себе, живет, и будет жить. Мы ж такие. Нас научили выживать, а просто пожить – это может быть потом, там, за стылой оградой. А чтоб не было страшно, что б не давило на сердце «Ни страны, ни погоста», ни эпохи, ни зги, - мы пишем (или не пишем):
 
обеззвучена, заболочена…
Как по кромке яви и сна,
я иду по красивому почерку -
до ответа, до дна… До дна!
 
Впрочем, это уже совсем другие стихи, и совсем другая история. Пожалуй, я бы дал ей еще минимум 10 лет чтоб разобраться, что там к чему. Мне-то торопиться некуда. Я живу, пишу стихи, их читает любимая женщина, с неба валит снег, снизу кричат газосварщики, слева остановка маршрутки, справа пивной ларек, через десять остановок метро – книжный магазин. А еще у меня есть Друг. Ну, это я просто так приспособился. Сам-то не все написать успеваю. Вот и приходится за меня трудиться Другу. А как же иначе, в наше время, в нашем отечестве, нашему поколению без друзей не обойтись. Иначе все, ну совершенно все, даже пар изо рта на морозе – напрасно.
Дата публикации: 06.02.2006 00:17
Предыдущее: Мною ненаписанные строкиСледующее: ***

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Илья Славицкий (Oldboy)[ 06.02.2006 ]
   Да! А больше я ничего не скажу.
 
Руслан Норов[ 06.02.2006 ]
   сегодня завтра отпишусь по поводу отрывка.
Михаил Лезинский[ 06.02.2006 ]
   " ... И все же, не смотря на обманы, ни смотря на изломы и ожоги, я благодарен и времени и отечеству. За то, что научили меня упрямству, за то что и в чистеньком банковском офисе, и в казармах танкового батальона, и в освещенной любимой женщиной квартире, я по-прежнему остаюсь собой. Я вроде бы не очерствел, когда нужно было и правильно было очерстветь. Я все еще слаб и умею испытывать боль. Является ли эта моя слабость – силой, я не знаю. Время покажет. И еще, у меня теплеет на душе, когда с другого конца географии, ко мне магистралями проводов несутся мною ненаписанные строки ... "
   
   Эти и подобные строки , говорят о несомненном вашем таланте , - все поколения задают себе одни и те же вопросы , но не все могут на них ответить . Смогут только гении , но они , - уверен ! - будут опираться на наши свидетельства ... Свидетельства века , оставленные нами в стихах и прозе ...
 
Руслан Норов[ 06.02.2006 ]
   безусловно, так и будет. вот только вряд ли они - строки - говорят о моем таланте. Скорее, о рассудительном взгляде на жизнь.
   
   РН
Юрий Щуцкий[ 06.02.2006 ]
   Константин Паустовский как-то прочитал Горькому понравившиеся ему строки Пастернака:
   "Скорей со сна, чем с крыш, скорей
   Застенчивый, чем робкий,
   Топтался дождик у дверей,
   И пахло винной пробкой"
   Тот ответил Паустовскому: "Да вы поэт"
   Он не сказал, что Пастернак - поэт, он это и так знал.
    Руслан! Вы и без этой своей заметки - поэт. А с этой заметкой - трижды поэт. Потому что так прочитать стихи, это то же самое, что написать их.
   Спасибо Вам!
   Юра.
 
Руслан Норов[ 06.02.2006 ]
   Спасибо, Юрий. Но тут уж следует благодарить поэта, написавшего такие строки, которые каждый читает по своему, а не прочитать - не может.
   
   РН
Андрей Бореев[ 06.02.2006 ]
   Руслан!
   Даже не знаю, что мне сейчас ответить... Как прочитал, так до сих пор и сижу, замерев, прислушиваясь к голосам памяти. Хочется по-ребячески так, перебивая самого себя, выкрикивать: "А помнишь?.. А помнишь?.. А помнишь?..".
   Жди моего эл-письма. Как только выйду из этого парномолочного состояния, сразу же напишу.
 
Руслан Норов[ 06.02.2006 ]
   когда же я его не ждал? :)

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта