С 1 по 4 декабря 2011 года впервые на Украине, при поддержке фонда СЭИП С.А.Филатова и «толстых» литературных журналов «Радуга» (Киев) и «Знамя» (Москва) прошел фестиваль русской литературы, собравший 26 поэтов и прозаиков из Киева, Вышгорода, Одессы, Донецка, Луганска, Днепропетровска, Марганца и Севастополя. Из скученного, тесного, заполоненного циничной рекламой и дорогими машинами, уставшего и раздраженного Киева, организаторы фестиваля устремились в живописный и во всех отношениях замечательный санаторий – Пуща Водица. Роскошный сосновый парк, озера, фонтаны, спокойная, умиротворенная обстановка располагала к творческому одиночеству и утонченной интеллигентной атмосфере, в которой и состоялся фестиваль. У многих из авторов, прошедших конкурсный отбор, за плечами уже богатая творческая биография, литературные премии, изданные книги. Но были и дебютанты, только «пробующие на вкус» литературное мастерство. Казалось, это должно было создать неравные условия. Отнюдь. Дружеская атмосфера, общий интерес располагали к открытому и равноправному общению, а вечерние посиделки к увлекательным беседам с мэтрами. Руководил мастер-классом прозы писатель и сценарист Андрей Дмитриев, а также прозаик и публицист Юрий Ковальский. У поэтов – заведующая отделом поэзии журнала «Знамя» Ольга Ермолаева, и поэт и переводчик Владимир Каденко. Первый блин не оказался комом – фестиваль прошел гладко и на достаточно высоком уровне. За основу была взята программа совещания молодых писателей в Липках – критический разбор текстов, круглые столы (были приглашены профессора Максим Кронгауз и Дмитрий Бак), творческие встречи (с Ольгой Ермолаевой, Анатолием Крымом, Андреем Дмитриевым, Владимиром Каденко), свободный микрофон, и, самое главное – общение, общение и еще раз общение. Я не знаю, как и что дальше у каждого из нас получится. Кто останется в литературе, а кто займется другим делом. Но мне кажется, теплые воспоминания и товарищеская атмосфера надолго останутся в памяти. Кстати, по итогам фестиваля планируется издание сборника и высказывалась идея, не сделать ли данное мероприятие ежегодным? Сначала мы присматривались друг к другу и осматривались вокруг. Санаторий поразил всех – огромные холлы с люстрами похожими на виноградные гроздья, широкие винтовые лестницы, как в русских дворянских усадьбах, длинные коридоры, в которых было где разгуляться привидениям, хорошая и вкусная еда (что немаловажно) и мягкие уютные диваны, собиравшие литераторов не только для общения, но и вечернего обсуждения прочитанных текстов! Разбор рукописей проходил в дружеской атмосфере без огульной оскорбительной псевдокритики. Не только в медицине, но и в творчестве работает принцип «Не навреди». Литераторы, люди ранимые, живущие «без кожи». На таких мероприятиях отбить желание писать, сломать человека, внушить глубокую обиду на весь мир и отвращение к самому себе, за то что «бездарен», проще простого. Но на фестивале все было по-доброму, а конструктивная критика только за дело. Правда, ей порою не хватало глубины, тонкости, широты мышления и мировоззрения самих авторов. А еще прозаикам хотелось искать истину в жарком споре, но Андрей Дмитриев переживал, что не успеем всех охватить, а потому ввел строгий регламент. Иногда получалось, что настоящие разборы проходили вечером на диване в холле. Впервые дни я часто вспоминала Липки – не хватало яркого, контрастного разнообразия, масштабности. В конце концов, нашего знаменитого бара! Но затем грусть растворилась в дружеской и интеллигентной атмосфере, в новых знакомствах и впечатлениях. Ведь это первый фестиваль русской литературы, а значит лучшее впереди. Главное, что была создана площадка для творческого общения русских поэтов и прозаиков. А это дорогого стоит! Разобщенность и творческое одиночество, хотя бы на короткое время уступили место товариществу. Ведь одна из идей фонда СЭИП - создание единого цельного литературного товарищества в Русском мире. Хотя многие из прозаиков уже называли и ощущали себя просто русскоговорящими и не имеющими никакого отношения к русской литературе. Расставались мы с хорошим и светлым чувством, что были услышаны, поняты, отмечены, обрели друзей «по духу». И, наверное, самое важное, получили тонкий светлый луч надежды с трудом пробивающийся в свинцовых тяжелых тучах – быть русским поэтом и прозаиком даже на Украине, где литература не поддерживается и не поощряется, тем более русская - еще не приговор. Для творчества не имеет значения, где твоя родина и на каком языке говоришь, жизненно необходимо ощущение востребованности и нужности, выход к читателям и критикам, открытость и возможности, которые несут в себе радость и желание заниматься любимым делом. |