Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Валерий Сердюченко
Объем: 14860 [ символов ]
Вокруг нового \"Нового мира\"
- "Новый мир"? Это марка шампанского, что ли?
- Да нет, какое-то акционерное общество…
(Из современного разговора)
 
Среди старшего поколения такой разговор был бы невозможен. Еще и по сей день "Новый мир" числится в ряду национальных святынь, символом образованности и интеллигентности. Как читался "Новый мир" во дни нашей молодости? Он читался с трепетом. Его выписывали даже те, кто вообще ничего не читал и не выписывал, кро-ме кроссвордов и "Спортсмена-рыболова". Инженер и учитель, москвич и провинциал, западник и почвенник, гордый внук славян и друг степей калмык - всяк находил для себя в этом журнале пищу уму и сердцу. Писатель мог обладать собственным собрани-ем сочинений и звездой Героя Социалистического труда, но грош этому всему была це-на в глазах у просвещенных соотечественников, если он не значился автором "Нового мира". Его великие главные редакторы, начиная с В. Полонского и кончая Твардов-ским, устанавливали литературные векторы 20 столетия. Василь Быков и Фазиль Ис-кандер, В. Белов и Ю. Трифонов, В. Шукшин, В. Войнович, В. Астафьев, Ч. Айтматов, Г. Владимов, С. Залыгин, К. Кулиев, И. Друце, А. Солженицын - все они обязаны евро-пейской славой "Новому миру" времен Твардовского. Именно в "Новом мире", пред-почитал печататься генсек Брежнев, прекрасно понимая гамбургскую цену этого оппо-зиционного издания. Разночинная интеллигенция сверяла по нему свои умонастроения, ему посвящал свои заседания ЦК, а западные советологи защищали по нему диссерта-ции,. Будучи своего рода русскими Афинами, он творил прекрасный литературный миф 20 века.
Но шли годы. И постепенно "Новый мир" начал куда-то пропадать c читатель-ского горизонта. Миллионные тиражи упали до тысячных, он перестал появляться на библиотечных полках и прилавках книжных магазинов, исчез из списков "Союзпеча-ти", которая, впрочем, тоже исчезла куда-то. Но ведь тогда исчезала и уходила под воду целая цивилизация - где уж было растерявшимся согражданам беспокоиться о судьбе пусть и любимого, но всего лишь литературного журнала. Он так и остался в их созна-нии залогом высокой духовности и благородного просветительства.
Между тем "Новый мир" продолжал существовать. И, увы, поддаваться полити-зации умов, охватившей просвещенный слой нации. На переломе 80 - 90-х годов в жур-нале возобладали комунноборческие настроения. Образовалась внутренняя оппозиция, начались распри и выяснение отношений. Второй редакционный эшелон, становясь первым, желал непременного участия в "процессах". Наследники Твардовского себя таковыми не считали и пытались развернуть махину "Нового мира" в "солженицын-ско-сахаровском" направлении. Журнал заполонили многодумные диссертации о "Ве-хах", неохристианстве, красно-коричневой опасности и т. д. Редеющий читатель недо-умевал - реформаторы были готовы обходиться вообще без такого старорежимного чи-тателя. Ну его, соцреалиста стоеросового, от него только помеха говорению и писанию либеральных слов. На четвертом этаже заседал штабной актив, изготавливающий ма-нифесты и меморандумы. "Антисемитизм не пройдет!" - раздавалось оттуда. "Соцреа-лист, покайся! Егору Гайдару и о. Кочеткову слава!" - звучало с публицистических страниц. Время от времени престарелый главный редактор появлялся в редакции, изумленно созерцал происходящее и вновь надолго исчезал в своем подмосковном дач-ном укрывище. Про художественную литературу было забыто. Печатали что угодно, лишь бы не советское.
В 1995 году "Новый мир" опубликовал роман А. Мелихова "Роман с простати-том". Первая строка гласила:
 
"Я был зачат через два презерватива". "Возьми в рот, - дружески прошу я на ушко" - гласила одна из следующих строк романа. - Молодец, умница. Чувствуется только, что языч-ком как следует работать не привыкла".
 
На этом характеристику художественных вкусов нового "Нового мира" можно было бы закончить. Спохватившаяся редакция прекратила в дальнейшем печатание подобных "текстов", но отнюдь не сменила их на шедевры; так, беллетристика типа "чего изволите": немного цинизма, толика антисоветской риторики, семейная сцена, постельная сцена и почему-то множество женской прозы. Главным критерием публи-кации становились личные симпатии и деление авторов на "наших" и "не наших".
Зато в реальной редакционной жизни начали происходить события почти неве-роятные. Сделаем паузу и переменим интонацию нашего очерка, потому что дальней-шее потребует только что не свифтовского пера.
Дело в том, что новомировцы решили стать бизнесменами! Ведь они так много, так задушевно писали о спасительности рыночной экономики и частного предприни-мательства, что грех было не продемонстрировать этого на личном примере.
Для начала был заключен договор с посреднической фирмой "Kubon & Sanger" о распространении журнала за рубежом. Фирма быстро смекнула, что имеет дело с ди-летантами и элементарно присвоила деньги заграничных подписчиков. Договор ока-зался филькиной грамотой, первый блин вышел комом.
Второй коммерческой инициативой новомировцев стала сдача редакционных этажей в аренду. Собственно, к этому времени уже половина московских журналов ютилась на задворках собственных помещений. Но "Новый мир" выбрал контраген-том близлежащее казино, для которого десятка-другая тысяч долларов составляла еже-суточную выручку. Расчет совершался без ненужных формальностей, живым налом. Изредка появляющийся в редакции главный редактор изумленно рассматривал у себя на столе пачки заморской валюты, поручал бухгалтеру распеределить их "по совести", после чего исчезал в своем подмосковном дачном укрывище. В редакции вновь насту-пила пора собраний и совещаний, но уже не по поводу красно-коричневой опасности, а в связи с вполне конкретным распределением долларового тельца. Ревнители демокра-тии и равных прав оказались как-то не готовыми к тому, что основную сумму аренд-ных денег бухгалтер стал раздавать техперсоналу. Тяжба между редакционными "вер-хами" и "низами" приобретала детективный характер. В глубокой тайне, обмениваясь условными паролями и знаками, литсотрудники собирались за закрытыми дверями - а ушлая техобслуга налаживала микрофонные жучки и потешалась над "этими интелли-гентными дураками".
Дальше - больше. Чрезмерно интересовавшийся арендными поступлениями зам. главного редактора получил кирпичом по голове на пороге собственного издательства. Через некоторое время был избит в том же редакционном дворике другой замред, о чем благодаря телевидению стало известно всей стране. В редакции замаячил какой-то Чи-чиков, предлагавший преобразовать "Новый мир" в ЗАО "Novyj mir". Поскольку идейное звено журнала сплошь состояло из пламенных поборников Ларисы Пияшевой и Егора Гайдара, за предложение ухватились с готовностью. Энтузиазм новоиспечен-ных акционеров равнялся их легкомыслию, потому что никто не удосужился разо-браться в финансовой сути начинания Золотой дождь полагался само собою разумею-щимся. Сама Пияшева сказала! Дождь пролился, но лишь на бухгалтерское окружение. Остальное оказалось, разумеется, "Рогами и копытами". О, santa simplicimus, вечный удел прекраснодушной интеллигенции! (По сей день многие в редакции не могут взять в толк, во что именно они вступили). Изумленный главный редактор стал получать анонимки прямо к себе на дом. "Мы требуем, чтобы вы в двухнедельный срок ушли в отставку. - говорилось в одной из них. - Вы настолько стары, что еле передвигаете но-ги". И подпись: "трудовой коллектив". Обескураженные идеологи частного предпри-нимательства вновь скрывались за дверями. Рождались петиции, неизвестно кому предназначенные: "Выходки анонимов, позволяющих себе выступать от имени "кол-лектива", наносят вред репутации журнала "Новый мир" и лично оскорбляют каждого из нас. Мы не хотим иметь ничего общего с этими лицами". В журнал зачастила нало-говая полиция. Но стоило главному редактору подать в отставку, и ее как ветром сду-ло. Бухгалтер торжествовал. Новоизбранный главный редактор хранил загадочное молчание О том, как в "Новом мире" переизбирали главного редактора, а затем изби-рали его в Генеральные директоры, можно написать отдельный детективный сюжет. См., впрочем, "Независимую газету" от 02.10.2000.
Начались сокращения штатов. Побитый, а затем уволенный замред подал на редакцию в суд. От побитого откупились деньгами и уволили еще парочку самих себя. Среди идеологов вдруг обнаружились прагматики. Пока первые разоблачали и призы-вали - вторые устанавливали себе оклады и обрастали редакционной оргтехникой и компьютерами. Впрочем, и идеологи не отказывали себе прокатиться в Израиль в об-мен на публикацию эмигрировавших туда воительниц. Все окончательно запуталось и смешалось в головах у поборников демократии: комуннофашизм, платежные ведомо-сти, Егор Гайдар, "Новая Россия", арендные у. е. - типичное состояние либерального интеллигента времен буржуазно-демократических революций.
Другие толстые журналы сумели избежать чего-нибудь подобного. Например, "Знамя" также пережило искушение либеральной фразой, но оно никогда не посягало на идейно-политическое руководство народами. Его можно упрекнуть во всевозмож-ных постмодернистских уклонениях, но, в отличие от "Нового мира", это уклонения литературного, а не политического характера. То же и в отношении "Октября", "Дружбы народов", "Звезды", "Невы", "Посткриптума". У них также достало эстети-ческого такта и чутья не стать литературным придатком к какой-нибудь политической злобе дня. На фоне беспрерывных идейных, финансовых и физических разборок, тво-рящихся в "Новом мире", они смотрятся прямо-таки литературными Касталиями.
Но так бывает всегда. Перефразируя Л. Толстого, "идеология - последнее убе-жище негодяев". Эти петрашевцы всегда начинают с лозунгов о переделке отечества и человечества по новому штату, а кончают коммунальными сварами и дележом не ими накопленного имущества. Обещавшие поджечь море и прославить край "блеском кро-вопролитиев", они толкаются сегодня по районным судам, пишут друг другу друг на друга доносы и развлекают литературную Москву открытыми письмами. Прежние ре-дакции "Нового мира" создавали литературные цивилизации. Нынешние создают ли-тературные скандалы. Новый редактор пробирается на страницы "Русской мысли" и "Независимой газеты", чтобы давать интервью типа "Надо каждый день бить лапка-ми" ("НГ", 07.09.2000.). Ехидный собеседник выносит этот словесный перл в заглавие.
Между прочим, в упомянутом интервью содержалось поразительное по неоспо-римости откровение: "разрушить традицию "Нового мира" можно только вместе с журналом". Это мимоходом выговорилось, в шуме и гаме рекламных фраз, но именно здесь истина и судьба "Нового мира". Вот этой бы и никакой другой истины и дер-жаться обновленной журнальной редакции. Плохо это или хорошо - "Новый мир" дол-жен либо оставаться "твардовским", либо прекратиться. Перед другими журналами не стоит такой драматической дилеммы. "Знамя" демонстрирует чудеса приспособляемо-сти к эпохе, экспериментируя с авторами, рубриками, стилями, но над ним не довлеет традиция. Оно на деле, а не на словах избрало путь открытого демократического изда-ния и предоставляет страницы любому литературному проекту, только бы не занудно-му. Новомировцы же не хотят, не умеют, не могут ни традицию соблюсти, ни новый капитал приобрести. Никто не владеет ситуацией. Масонские собрания по углам про-должаются. Сердобольная журналистка, желая нынешнему руководству добра, так описывает сегодняшнюю атмосферу в журнале:
 
"Это - эти", - многозначительно произносит редактор, едва поводя бровью куда-то вбок. Там, по-вдимому, находится очаг опасности для тех, кто в данный момент находится здесь. "Не только эти. Еще второй этаж", - веско уточняет прозаик и драматург. "Их просто так не обой-дешь, а вот если бы…" - сокрушается редактор, поднимая очи горе. "Дьявол играет, дьявол.., а креститься-то без толку зачем? Его не обманешь, - пифийствует прозаик. - Уж будьте уверены, пойдут, как миленькие, комары-комарики. Ни рожек, ни ножек не останется". Чьим ножкам-рожкам уготована жестокая судьба - собеседников, дьяволов, кого-то третьего, - понять невоз-можно" ("НГ", 16.10.2000)
 
Ты что-нибудь понял, дорогой читатель? Вот именно, "понять невозможно". Ка-кое-то радение коломенских попов. Статья называется "Об одном скандале". Уж луч-ше бы вообще никакого, чем такое заступничество. Эти ребята даже газетной компании организовать как следует не в состоянии. Легкомыслие, дилетантизм, смесь надменно-сти с наивностью, борьба самолюбий, абсолютное непонимание финансовой стороны издания, - таковы фирменные признаки этих "новых литературных русских". "Когда дом покинули великаны, в него, крадучись, пробрались карлики…" Это из "Записных книжек" И. Ильфа и это, увы, про нынешних новомировцев. Ведь то, что описала жур-налистка "Независимой назеты" - никакая не пародия и не зубоскальство. Именно в таких шизоидных формах протекают сегодня труды и дни некогда знаменитого, всена-родно любимого журнала. "Комары-комарики"…
В № 10/99 журнала была напечатана повесть "После инфаркта". Она автобио-графична. Бывший главный редактор выдал в ней своим многолетним мучителям по полной программе. Появление разоблачительной повести на страницах разоблачаемого издания - нонсенс, одна из загадок нынешнего "Нового мира". Подозреваем, что в ос-нове этого qui pro quo лежит элементарное разгильяйство и накопившееся равнодушие ко всему, что не есть клич "зарплату дают!". Кроме того, досталось ведь и обитателям враждебых кабинетов и этажей…
Так что же мы имеем в осадке? В осадке мы имеем команду престарелых отцов и дедов Арбата с вечным химическим составом в голове; молодых реформаторов, рас-тринькавших перепавший им от советских времен капитал; бабушку русского либера-лизма, неожиданно для себя оказавшуюся надомницей со сдельной оплатой; акционер-ную контору "Редакция журнала "Новый мир", где техперсонал во главе бухгалтером распределяет, сколько и кому дать из литперсонала во главе с редактором; уволенных или полууволенных лишенцев, дышащих укоризнами в адрес главного редактора, ко-торый сам оказался заложником "бухгалтерского списка" и которого единственно жалко во всей этой компании звездочетов, деловаров и прочих претендентов на пре-красное здание в центре Москвы.
Держись, Андрей! "Новые миры" погибают, но не сдаются. Ведь правда?
 
P. S. Фамилии в этом очерке не названы, ибо зачем? Дело не в именах, а в принци-пах. Литературная Москва и так прекрасно знает, о чем и о ком идет речь, а рядовой поклонник "Нового мира" во всех русскоязычных уголках земного шара должен знать лишь это: в храме российской словесности поселились карлики…
 
 
В. Сердюченко
 
"Завтра"
"Чайка" (США)
"Русский Переплет"
Компромат. Ру.
Дата публикации: 16.07.2004 16:29
Следующее: Конец литературы

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Игорь Дорогобед[ 23.07.2004 ]
   Что касается деления на "наших" и "не наших", то это первородный грех всех "толстых" литературных журналов вне зависимости от политической погоды на дворе. И когда иные из них торжественно провозглашают свое стремление к поиску новых имен и свежих мыслей, можно лишь грустно улыбнуться. Практический опыт утверджает иное. К сожалению, этим же вирусом заражена и часть эмигрантских русскоязычных журналов.
Tusseck[ 20.08.2004 ]
   Это вы верно подметили - не надо перефразировать Толстого. Потому как это выражение ему не принадлежит. "Patriotism is the last refuge of the scoundrel." - так говаривал Samuel Johnson, а так: "Patriotism is the virtue of the vicious" - выражался Oscar Wilde. Так что Толской здесь не при чем.
   Поздравляю вас, патриот Сердюченко, с открытием. Да здравствует Россия - родина слонов!
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН[ 18.09.2004 ]
   Тема оказалась близкой, так как именно сейчас передо мной лежат два журнала "Нового мира":один 1980 г., другой - 2002 г.
   Сравниваю, горькие размышления записываю...
   
   
   Спасибо Вам!

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта