Форум Литературной мастерской: поэзия | Всем принявшим участие в уроке – доброго здравия и прочих радостей. Судя по тому, что тема именно вам пришлась по душе, прочие радости вам тоже не чужды :-) Доброй охоты! Напоминаю задание. Объем - не более 16 строк. Форма - рифмованная (не белый стих и не верлибр). Тема "Кот/кошка на крыше". Запрещается упоминать слова "март (вообще название месяца)", "капель", "любовь", "желание", "луна", "чердак", "труба". Состояние кота или кошки должно быть понятно абсолютно. Как в любом психологическом тесте, в здесь также присутствует «ключ». Тем, кто его понял, отдельные «респект и уважуха». Тем, кто сразу не догадался, расшифровываю: задание было призвано нацелить авторов на то, что передать то или иное состояние (а также и положение в пространстве) можно, совершенно не пользуясь при этом прямыми общепринятыми словами (терминами, штампами, клише). Вопрос в том, что мы можем предложить читателю в том случае, если именно клише из нашего словаря будут убраны принудительно. Поэтому все написанное буду обсуждать именно исходя из основной задачи. А уж потом – руководствуясь прочими соображениями формы, стиля и т.п. По каждому присланному произведению отдельно. |
| Ох, тяжела стезя поэта С ограничением сюжета! Попробуй, напиши «про ЭТО» На крыше без трубы, и вето Наложено на силуэты, На шерсть и хвост, и на глаза, И про любовь писать нельзя…. Разбор «полётов» я прочла И в ужас от себя пришла: В стихах я «ботаю по фене»? (Ещё и вовсе не по теме) А Моника! Хоть и не Мурка, Но заподозрили в ней Урку! И даже слово «благородная» - Блатной жаргон, О! Мама, рОдная! Чтоб не осталось и сомнений, Других, альтернативных мнений, Что с криминалом я «на ТЫ», Порочная до черноты, Мне приписали плагиат (Ищи в строке «лучистый взгляд». Цветы душистые сирени, Нет, (приношу я извиненья) Акций гроздья из романса - Украла, и теперь нет шанса Для оправданий и прощения. Признаюсь, было искушение Судью, за труд, «послать на мыло». Клянусь (чтоб молнией сразило!), Не собиралась я дерзать – Блатным жаргоном удивлять! Но я Ваш скорбный труд ценю, И хоть не всё здесь признаю, Но за разбор стихов старательный, До бесконечности признательна! Я без претензий и обид, шутя, всё это написала, улыбку вызвать лишь мечтая. К Вам с уважением, Нора Эльцкая. |
| Владимир Сухов Тема!... Не в тему это. Но… Симпатичная зарисовка. Кавычки только от «развалился» надо убрать – развалился и развалился. Резюме: симпатичное стихотворение. |
| Спасибо за "симпатичное". Только почему не в тему? Никогда не видели на крыше чужого, огромного кота, отслеживающего симпатичную, домашнюю, избалованную Мурку? Отвечать не нужно. |
| Развалиться может поленница дров, или, например, страна, строящая новый капитализм... В данном стихотворении слово "развалился" употребляется в смысле: разлёгся, как хозяин, вальяжно, надолго, никого не боясь, и т. д. Оттуда и кавычки. Жаль, что мне, видимо, не удалось этот смысл передать читателю. |
| Вячеслав Рындин Тема – нет. Все прочее – комбинаторика (простите) из экзотических сочетаний разных понятий и традиций. Это можно километрами комбинировать… Резюме: не разбирается. Не получилось. |
| Зайцев Игорь Александрович Тема более или менее прослеживается (опять же, можно было привязать к теме поплотнее, написав в названии «Подслушанное на крыше», например). Проблема главная: рифмовка страдает и стилистика рассыпается. Особенно в последней строфе. Резюме: последнюю строфу надо переделать полностью, соблюдая прямые ассоциации на пушкинские эпитеты: «мимолетное виденье». «помню… мгновенье» (а не «вспоминаю»). И конечно, никакая Анна Керн, не сказала бы простонародное «не мни, что господин» - так только крестьянки и горничные могли высказаться. Кроме того «господин – другим» - не рифма. Если это все привести в порядок, то сама идея переноса высоких образов на отношения двух котов очень плодотворна. |
| Пётр Керанчук Тема… Отсутствует. Ну и много сора. Хотя, первые 2 строчки своей парадоксальностью заставили-таки улыбнуться по-доброму. Действительно: ужас какой – ни одного кота, только грачи. Проблемы: - «все»… - это всегда пишется, когда не находится, чем заполнить дырку в строке. По ритмике оно тут никак: «всекошки» становится новым видом зверя. - «грачи – пришли» - не рифма - «разгорались – живут» - рассогласование времен. Написали бы уж «разгораясь» что ли… - «не узнать лоснящей (!!!!?) масти – напролет ВСЮ ночь орут» - уф. А что, когда силдьно орут, то масть меняется? Какая масть именуется «лоснящей» (либо имелось ввиду лоснящейся? – но это тоже не указание на масть). Опять «всю». После первого «все» совсем уж плохо читается. «весной – не до снов» - не рифма. «тепло – в дом» - не рифма. Резюме. Не получилось |
| Ольга Малышева-Гринёва Уф… Ну… - не «послушный», а «послушнЫМ» (и рифма побогаче получилась бы). - грУстит??? – ударение у нас тут где? - «сама правота» - это как? Что такого особенно правого в ее догадке про мышей? - «равнодушный – бездушны» - рифма сродни знаменитому: «ботинки – полуботинки». - «глазам – углам» - не рифма. - «для тебякоттвой» - плохо по звуку. - «ловит еду» - строчка из анекдота. - «заблуждаются» - а в чем? Где сказано, что именно они называли кота равнодушным или бесчувственным? Резюме. Не получилось |
| Спасибо, Надежда Николаевна, приму Ваши замечания к сведенью. |
| Уваркина Ольга (второе стихотворение) Практически в тему. И вообще говоря, довольно симпатичен конфликт Сёмы и Кери. Да и «встретимся в девятой жизни» - в этом есть здоровое понимание темы. Резюме: удачно. Пожалуй, стоит усилить две последние строчки второй строфы и всю третью, но в целом – уже стихотворение. |
| Владимир Шишков Тема – близко. Очень близко. Сперва о том, что понравилось: понравилась смелость в отношении метафор. Явно удачен «сочащийся фосфор», кровь, превращающаяся «в лаву». Да и сама краткость зарисовки с точкой именно в нужном месте – это хорошо. Что не очень… «Но только покоя нет крышам» - громоздко и плохо по звуку. «проворный снаряд» - я посмеялся. Еще бы «шустрый» или «юркий» - и совсем бы :-))) «мявууу» - слабо. В конце такой динамичной зарисовки детское звукоподражаение не катит. Надо подумать. В принципе – очень даже симпатично. |
| Ирина Савельева Ну… в общем, тема обозначена. Теперь о том, как она решена. - «привыкла жить на раскаленной крыше, - познала… снега, дожди». – и все это на «раскаленной»???? - «наступало … - впереди» - рассогласование времен. Стилистический провал. - «пряталась в нору» - на крыше? Хм… - «набивала шишки»… - кошка? Хм… «Интрига»… - чья? Ни слова об этом… - «обмана шелковая сеть» - опять то же. Чей обман-то? В чем? - «раны» (без меха, т.е. проплешины) – «хвостик пышный морковкой»… - хм… -« ждет успех» - в чем? |
| ПОДВОДЯ ИТОГИ МАСТЕР-КЛАССА. Данное занятие имело две основных цели, которые мы сейчас и разберем по уровню достигнутости. 1. Дать желающим попрактиковаться в написании стихотворения вне привычных «костылей», которыми по сути и являются «клише». Их используют тогда, когда у автора не хватает фантазии и творческой смелости поискать чего-то своего, личного – своих собственных впечатлений и переживаний. Поймите правильно: унификация общения, которой более наше сегодняшнее общество, старательно сводит человеческую речь и все богатство родной лексики к самым упрощенным, почти сигнальным формам. Фактически, большая часть населения России сегодня (не только России, кстати), говорит «знаками». Только знаки эти уже не пальцами изображаются, а определенным набором слов и фраз. Для того, чтобы попросить передать соль за столом или не пустить наглеца без очереди этого довольно. Для сколько-нибудь ценного общения или, тем более, творчества – безнадежно мало. Мораль: от «знаковости» следует всячески избавляться. Нужно уметь ловить себя на ней и всегда искать собственные, свежие, уникальные формы передачи собственных эмоций, описания людей, вещей и событий. Только в этом случае ваша речь и ваши произведения перестанут оставлять ощущения «хорошо ухоженного больного» с костылями в хохломской росписи. Давайте посмотрим, что дали нам рассмотренные тексты. Худшее: - замену одних «клише» другими. Прежде всего – ситуационными. Даже там, где тема соблюдалась, в основном разбирались две конкретные ситуации (как будто их всего две): весенний позыв к любви и драка. Вторая (женская) стандартная ситуация: «независимая, но любящая ласку» кошка. Еще одним стандартным элементом является «окошко», «окно» (эх, забыл я его запретить использовать, хотя, честно говоря, не ожидал, что оно так властно заявит о себе на крыше). Сюда же в набор отнесем также «зеленые» и «желтые» глаза. Сами по себе они, конечно, совершенно невинны, но если все описание заключается только в рассказе о расцветке шерсти и цвета глаз, то это настораживает… - «оффтопы». Опять же, в связи с тем, что если убрать «костыли», то порой больше и писать-то становится нечего. И тогда мы забываем о теме, и начинаем ассоциировать по поводу любого слова из темы – в данном случае по поводу «вообще кота» и «вообще кошки». Умение удерживаться в рамках темы важно не только потому, что кто-то дал такое указание. Оно важно прежде всего самому автору, т.к. о чем бы он ни писал, у стихотворения есть рамки темы – выход за них размывает написанное, убивает стихотворение. - рассогласование образного ряда. Это общая беда многих авторов. Кому-то из классиков принадлежит фраза: «Если Вы пишете о свече, то все остальное должно быть видно сквозь ее огонь». Когда в стихотворении уживаются образы, не помогающие друг другу, а «вычитающие» восприятие читателя друг из друга – это всегда вредит тексту. - стремление к следованию образцу. «Клише» возникает там, где у автора не хватает еще и смелости показать себя – свое внутреннее ощущение. «А вдруг покажется наивным, глупым» и т.п. Но ведь мы с вами не предпочтем собственному ребенку какого-нибудь клона – пусть даже клона известной и славной личности. Так и в стихотворении. Что толку от того, что вы написали «не хуже других», «как у других»? Написали… и затерялись среди десятков и сотен тех самых других. Имейте смелость писать «от себя» - тут куда больше шансов на индивидуальность. А исправлять предмет «с конвейера» я особого смысла не вижу. Не один, так второй. Все одинаковы. Лучшее: - С удовольствием нашел несколько вполне самостоятельных экспериментов по аспекту рассмотрения темы. Не все доведены «до ума», но сама попытка уже всяко достойна уважения. - Опять же с удовольствием нашел здоровую иронию, написанную «от ЛГ» - либо от человека, наблюдающего за котом, либо от самого кота. Умение по-доброму иронизировать, найти парадокс и неожиданные параллели – это всегда радует. 2. Второй целью этого мастер-класса было желание дать участникам посмотреть на все не с точки зрения «занимания мест» на конкурсе, а отстраненно: в аспекте того, насколько написанное ими сходно или различно по отношению к другим. Что найдено. Что упущено. Посмотреть на собственное стихотворение со стороны, через призму чужого творчества – это очень важно. Это предостерегает от «поделок». Буду рад, если тем, кто участвовал в работе, данное занятие чем-то помогло. С уважением, А. Асманов |
| Спасибо. Разбор интересен наличием некой объединяющей (пусть и непонятной первоначально) сверхзадачи. Впрочем, если бы про клише было озвучено сразу - получилось бы совсем другое и сверхзадача, видимо, была бы в другом. Как продолжение, интересен был бы, наверное, опыт написания стихотворения содержащего все запрещеннные в задании клише - но таким образом, чтобы вытолкнуть их из этой области. |
| сообщение-обращение от Александра Асманова "Мастер-класс" предназначен не для того, чтобы покрыть авторов лаврами и вручить каждому по медали - само название его подразумевает занятие с какой-то конкретной определенной целью. Сравните - рисование модели или пейзажа в художественной студии. Ранимость душевная литературная значительно выше художественной, да и пространства для спора остается в словах куда больше - всегда можно сослаться на то, что "нечуткий ведущий неправильно понял, и вообще не умеет видеть души поэта и ценить чистоту его порывов". Тем, кто именно так воспринимает разбор результатов конкретного задания, никаких "мастер-классов" вообще не нужно - они и так мастера, а приходят лишь для того, чтобы всем показать высокий уровень собственного мастерства. Так что всем, кто считает себя выше критики, а стихотворения, представленные на занятие, - шедеврами в последнем приближении, кланяюсь, снимаю перед ними шляпу и благодарю за потраченное время, а также за представленные остальным участникам образцы того, как надо правильно писать". |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |