Произведение |
|
Объем: 12 [ строк ]
|
|
|
|
...Когда с небес |
Когда с небес, нависших волглой мглой, Чего-то там такое упадает Пред вечером, и тихо улетает Мой дух пошевелить печной золой, Что в старой печке нагорела за день В избе на курьих ножках... Когда складень Свой развернув, и ночь вот-вот найдет (Молилась ли ты на ночь, Дездемона?) Тогда, смиривши дня неугомонность, "Ну что, мой друг, могли бы Вы сказать?" - спрошу с себя - и, Господи, опять, Опять взмолюсь при звуке камертона... |
|
|
Дата публикации: 14.05.2006 10:01 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Зачем Вы пришли, фрейлина, в этот танц-класс? Ведь я учу лишь элементарным прыжкам и поворотам, а Вы умеете летать. Правда, Вы никому не сможете поведать свою тайну: как надо встать на цыпочки, что нужно сказать лучу солнца и восточному ветру. Вы иногда сами забываете последовательность магических действий и ахаете: «Все, больше никогда не взлечу! Я забыла, честное слово, забыла, как это делается! Я буду сидеть, поджав ноги, на подоконнике и с тоской смотреть, как молодые птицы ловят крылом восходящий вихрь теплого воздуха…» И ничего Вы не забыли, Ваше Магичество, Ваше Светлейшество, Ваша Волшебность. Давайте я Вам расскажу, какова на цвет и вкус Ваша хрупкая Вселенная. Она – словно переливчатый кокон из чужих сказок, чужих слов, чужих гениальных находок. Вы бродите в ее хрустальном лесу, отыскиваете свободный пятачок и выращиваете цветок. Цветок умеет летать. Он – ребенок, бабочка, пятистишие танка. Но вы смотрите на него сквозь слезы и идете дальше, замирая от великой музыки и опять уверяя себя, что все сказано, остались только крохотные штрихи тонкой кисточкой – здесь нарисовать ветку, там иероглиф. Они прекрасны, но это ваши следы в ЧУЖОЙ Вселенной. Стройте свою! Не бойтесь казаться смешной – в своей Вселенной Вы можете быть любого роста и самой необычайной внешности.. Вы в ней – тигр и ягненок, ядовитая трава и целебный корень. И плюньте на воображаемого читателя, смакующего Ваши филигранные строчки. Покажите ему фигу. Ну, если уж хотите, эта фига может быть украшена резедой и пахнуть домашними плюшками. В этой Вселенной Ваша мама жива. Не бойтесь страдания – идите навстречу ему, потому что наши ушедшие слушают нас. И радуются, когда мы смеемся. В этой Вселенной нет не рожденных детей. Все они родились, у каждого есть облик, имя и королевство. В этой Вселенной – Вы хозяйка природных катаклизмов и всех духов четырех стихий – огня, воды, воздуха и земли. И учтите, в этой Вселенной Вы – самый первый поэт! И Ваша задача – увидеть, понять, дать имена и научить летать. Потому что личные Вселенные выдаются только тем, кто это умеет. Так что, милая фрейлина, Мадочка Бейлина, будьте добры, распишитесь вот здесь, в уголке, за полученную Вселенную. И принимайтесь за дело. Рассудите спор халцедонного вертопраха с десятью Гармониками Темной Воды. Они никак не могут поделить грот под водопадом. Урезоньте трех котов с вывески ТРИКОТАЖ. Они вконец защекотали усами букву Ж. И вообще правьте и володейте! . | | Точно ведь! Дать имя - очень важно, тогда образ оживет, тема покорится. Но здесь так сильно расшатан синтаксис, что трудно анализировать - приходится лезть в словарь. Складень? с ударением на втором слоге? да это вовсе не складная икона, или сборная гривна на цепочках, или чашки хохломские, друг в друга вкладываемые, нет, это, оказывается, складной нож, да еще и ярославский диалектизм (В.И.Даль). Однако, Вы совсем заворожили бедного читателя, явно плутающего в дремучем лесу... | | Не, правильно - "зА день - склАдень". |
|
| | О, Господи! Я чувствую себя, как мамонт в посудной лавке, как неотесанный мужлан-простолюдин, заглянувший в щелочку двери, за которой идет урок изысканного минуэта. Здесь некий свой особый возвышенный дух и штиль. А с другой стороны - вездесущий Моисей со своими метафизическими зияющими высотами. Моисей призван, вероятно, высшими силами в сей танц-класс для равновесия. А я, потерявший слегка ощущение реальности в столь насыщенной возвышенной поэтикой атмосфере, тихонько, пока никто меня не заметил, удаляюсь, изрядно сконфуженный. | | Я за Вами!!! :) Мне понятнее и ближе осязаемая простота. Может быть кто-то со мной поспорит, но описать точными фразами обычную картинку, гораздо сложнее. Читатель, пропуская наши слова через себя создает свои не зеркальные отражения сюжета. Мне даже кажется, что гениальность Пушкина и заключается в простоте: его читаешь и кажется, что и сам так же точно, именно этими же словами смог бы написать и сказать " Белеет парус одинокий в тумане моря голубом...", "Я вас любил. Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем..." ( Оригинала под рукой нет, - могу ошибиться, цитируя классика) Красотищща!!!:) А когда сложные образы, мои мозги всегда стоят в неудобном положении, глаза вращаются... Картинка очень неприглядная! | | Леня, ну не стоит уж так конфузиться! Я выбрала вот такой возвышенный, как Вы считаете "штиль", потому что поэт, который скрывается под ником Malka мне давно и хорошо знаком. То есть знакома. И мне захотелось поговорить с ней в пространстве сказки. Помните "Золушку", когда волшебник всех окуривает дымом своей волшебной трубки. Помните "Обыкновенное чудо", когда принцесса говорит о "вчерашних" лицах. У каждого из нас есть свои уголки сознания, где живут джинны, выполняющие желания. А у поэтов - самое главное желание - писать. И семинар "Развитие поэтического творчества" по-простому можно истолковать так - раскрытие внутреннего потенциала личности. Вы же сами понимаете, что беда для нас состоит вовсе не в том, что мы плохо умеем рифмовать. Этому можно научиться. Или очень нахально писать белые стихи и верлибры. Беда в том, что мы все создаем для себя клеть, ограничиваем ее стенами, на которых написано "Так нужно писать!" "Так создавать стихи нельзя". "Это талантливо", "Это кич". И пока кто-то со стороны нам не скажет, что стены-то бумажные, словно в японских домиках, мы так и будем дрожать перед собственными запретами и переживать - почему не пишется. А без внутренней свободы ни черта не напишешь. Кстати, вот это стихотворение Мады Бейлиной именно об этом и говорит. Оставим разбор Моисея пока за кадром, откинем мой сказочный возвышенный "штиль", просто вслушаемся в негромкий голос автора. Осень. Волглая мгла. "Чего-то там такое упадает", - отсылка к морю стихов об осени, написанных до этого момента, чуть ироническая отсылка, от Никитина и Случевского до современных авторов, применяющих эту форму для высокой поэтичности....А вслед за этой теплой иронией - проблеск лукавой фантазии. Ну да, а вы думали? Конечно, Баба-Яга. И пока отвлеклись заказчики, пока выключен компьютер, надо слетать, золу в печке пошевелить, а то изба на кульих ногах по хозяйке соскучилась... Не нравится Баба-Яга - взмахнем платочком, развернем икону, испуганно оглянемся на догоняющую ночь. Сумерки - время самое волшебное, а ночь черна, как мавр, ишь нависла с вопросом разгневанного Отелло. Высокий миг, миг вдохновения, когда душа настроена, словно камертон на музыку сфер... И так высока, так сладка эта музыка, что не хватает слов, остается лишь мольба. Потому и невнятен слог, обрывочен, нелогичен синтаксис, (Именно это так возмутило нашего Моисея!). Существуют слова высказанные, гладкие, готовые к тому, что их запишут, как формулы. Есть слова, отлитые, как формы, их многовековым употреблением. А есть внутренняя, почти младенческая речь, пытающаяся перевести на свой язык непереводимые чувства. Иногда это удается. | | Верочка, очень Вам рада!! И особенно Вашей очень непростой позиции. Она только на первый взгляд имеет точное и однозначное истолкование. И споры о простых и сложных стихах рождаются не только в борьбе поэтических школ, но иногда и внутри творческой личности. Что далеко ходить, знаете, наверное, что Борис Леонидович Пастернак, в ранней своей лирике использовал очень непростые образы, зато поздняя - по-пушкински прозрачна. Или мой любимый поэт Николай Заболоцкий от очень сложных конструкций юности пришел к стихам, которые, как кажется, понимаются сходу, цитируются и тиражируются: "Любите живопись, поэты..." "И что под красотою понимают люди?", ну и так далее. Но, Верочка, прозрачно еще не есть просто. "Белеет парус одинокий", - написал Лермонтов. И там не только красота. В это стихотворение надо вчувствоваться и впадать - как приток впадает в реку. Вот смотрите, картина - парус в голубом тумане моря. Покой, лазурь, растворение в сиящем дне. Жизнь, незамутненная вера в Бога... Нет. Никакого покоя. Есть вопросы: что бросил? Что ищет? Внутреннее напряжение стиха нарастает. И уже не голубой туман, а волны играют, ветер свищет. Моисей бы точно обвинил Михаила Юрьевича в непоследовательности. Тем более, что в третьей строфе опять "струя светлей лазури" и "луч солнца золотой". На первый взгляд стихи оборачиваются этакой внутренней вздыбленностью, что простыми их можно назвать только по привычке, не вчитываясь))) | | Какой конфуз!!! Мне стыдно! Я спутала "Ветер по морю гуляет..." Я с Вами согласна. Каждый автор в кажущуюся простоту вносит свои мироощущения, ассоциации, краски. В свою очередь, читатель воспринимает текст, базируясь на своих знаниях. Умение писать стихи и просто и замысловато, и философски мудро и по детски непосредственно (чему Вы нас всех здесь и учите!!!) огромный плюс любому автору. Например: готовлю к печати сборник и включаю все, что написала ( даже то, что мне самой кажется глупым примитивом), народ читает. Отзывы самые разные, но всем что-то понравилось, общее впечатление - восторг. Я думаю, каждый снял свой и только свой пласт. Это я не хвалюсь, скорее наоборот. Упрямство, чутье (хитрость называется), знание психологии ( пед. институтский курс), сознание того, что следующей книги может не быть... | | Надя, мой комментарий вызван простым обстоятельством. Я не говорил о достоинствах или недостоинствах обсуждаемого в мастер-классе произведения. И вообще о нем. Желая подключится к разговору, я вместо ожидаемого традиционного анализа, увидел впечатления, навеянные базовым стихотворением, высказанные в романтично-восторженной поэтической манере и являющиеся в принципе самостоятельным произведением по мотивам... Любое приземленное обсуждение будет являться на этом фоне скежещущим диссонансом. Больше ничего не имел в виду, хотя я согласен с Верой. Я воспитан на "прозрачной" поэзии, на той где ярко (не перепутаешь) обозначен голос поэта. На этом построено все лучшее в литературе. И первый критерий в моей оценке - этот. И вообще в русской поэтике, и на нашем сайте, в частности, есть масса совершенно замечательно, эфектно, изысканно скроенных стихотворений, в которых все на высочайшем уровне - и техника, и второй смысл, и метафоричность - короче говоря, профессионализм. Нету только одного, таланта, поскольку в подобной манере, мало отличимой друг от друга, хоть с красивым и одухотворенным, но с "общим" выражением лица, написано много. И чаще всего под усложненностью, затуманенностью, утяжеленностью, прячется отсутствие "своего". Как у Пастернака - "но сложное понятней им". А настоящие сложное содержание и многослойность мысли - всегда в прозрачной оболочке, которая не мешает, а помогает разглядеть чувство и мысль. Давайте возьмем и посмотрим с такой точки зрения на все наше гениальное - от Пушкина до Пастернака (а можно сюда Соснору, Вознесенского, Гандельсмана, Бродского - на вкус). Можно сказать: поэту важно показать настроение. Но поэзия - вербальное искусство. В нем две основные составляющие - смысловая и музыкальная. Понимаю, что у всех свое восприятие и реакция. Вы человек эмоциональный, восторженный, с позитивным мироощущением и крайне благожелательный. Это видно не только в ваших рензиях, но и в творчестве. А я - прагматик и зануда. Ну, вот таким образом я внес свою каплю (желчи?) в наше обсуждение. | | Леня, насчет благожелательности, это Вы не обольщайтесь! И ругаться умею, и пародии злющие могу писать. Но считаю, что к поэтам нужен бережный подход. Потому что человек, пишущий стихи, становится необыкновенно уязвим и беззащитен в лучших своих чувствах. Почему-то наши борзописцы-критики и люди, чуть лучше других освоившие ремесло версификации, считают, что поэтическое сообщество - это нечто вроде закрытой масонской ложи, куда нужно пропускать только тщательно отобранных. А что Вы можете сказать о японской культуре, где стыдно не уметь написать стихотворение? Где стихи - не признак "высшей расы", а свидетельство тонкости и чуткости души. Я думаю, что обогащение языка, появление новых метафор, умение ярко, гибко и звучно выразить свою мысль, донести музыку своего сознания, бок о бок идет с воспитанием чувств. И чем больше людей пробуют себя в мастерстве стихосложения, тем дольше жить человечеству на Земле... | | Двумя руками - за! При анализе стихов (да и вообще всего) вредны (прежде всего для автора), как излишняя комплиментарность, оправдываемая бережным отношением, так и несоразмерное охаивание. |
|
| | Надя, у меня просто нет слов... так понять, все-все... суть мою как человека, и все, что мучит, когда пишу... До самой капельки разглядеть, и назвать! - ведь здесь сказана чрезвычайно, потрясающе важная для меня вещь - и именно так сказана, как было надо именно мне, чтобы я, именно я смогла понять все как можно яснее...да нет, не просто понять, а всем существом прочувствовать - ведь это и правда мой внутренний язык - тот, на котором написана эта "рецензия", именно на нем надо было говорить со мной, чтобы дошло все-все-все!! вот это дар Божий, дар души и поэта - такое почувствовать и смочь осуществить-сказать... Я "рецензию" в кавычках, потому что это никак не рецензия, нет...это неизмеримо больше, это тот самый разговор, какого порою ждут всю жизнь и ведь так часто можно не дождаться - как же мне повезло... !!!! ...и ведь вот что сейчас скажу... важное, важное, огромное... я понимаю сейчас окончательно: я (это же обо мне сейчас разговор, и говорю за себя, но,может, и кто-то тоже!) - но вот я точно могу писать, и именно так - летая! - только тогда, когда - счастлива... А для счастья надо прежде всего позволить себе право на него, вот и все - и об этом праве мне сейчас и напомнили, его мне подтвердили! "берите и володейте"!! Надя,ведь об этом "И август-вновь"... но одно дело самой догадываться, робея... и совсем другое - услышать... от человека, которого уважаю глубочайше... !! .......и а ведь то, КАК сказано, ведь именно это дало смогло дать почувствовать полностью... ТАК понять! и как настоящий доктор, бережно и одновременно прямо сказать о самом больном...чтобы - поверила... !..... Вот, наверное, этого я и ждала инстинктивно, когда рвалась в мастер-класс... а и еще...ведь то, без чего уже не могу, проявилось во мне снова через много, много лет вынужденного молчания, в то время жизни, когда многие уже перестают... ведь вот еще и это.... и вот когда один носишь такое в себе так долго... тогда так важно услышать, что эта твоя вселенная - существует! что ты ею владеешь, имеешь на это право... Надя... это и есть самый главный мастер-класс... технике стихосложения можно учиться и самому в конце концов... но вот ЭТО... эта - такая!! - Работа... это возможно только с Мастером... с Учителем... СПАСИБО НЕСКАЗАННОЕ :)! и я ведь попробовала выполнить одно из заданий, которое вроде бы углядела:) - да? так радостно было это делать!! :)))! вот, сейчас...:) только скажу еще пару слов Вере и Леониду... Ребята, огромное спасибо за неравнодушие и честную прямоту - рада, что довелось познакомиться, и очень надеюсь, что и подружиться доведется...очень хочется:)... обязательно поговорю и с Вами, Вера, и с Вами, Леонид,- ведь самое интересное, что мы с вами абсолютно не противоречим в главном! только надо найти тот язык, на котором мы сможем объясниться так, чтобы убедиться в этом... Ну вот как нашла такой язык Надя, чтобы помочь мне, - вы видели... Сейчас уже очень поздно, - у нас почти четыре утра, а я пишу сходу, другого времени никак не нашлось...:)... я продолжу разговор завтра - ладно? с уважением и теплом) ваша Мада а вот и задание) - попыталась таки урезонить котов))) такое удовольствие от этого задания, радуюсь и все тут!))) спасибо!! - ПАЧЧЕМУ АЖЖИОТАЖ??? - Так ведь тут аж три кота ж, все хвосты задрав трубой, хоть сейчас готовы в бой! Озорнющие котищи - распушили, ишь, усищи и до самой темной ночи ими букву Ж щекочут: не осилишь, мол, нас, кроткая, у тебя усы короткие! Бедненькая буква Ж защекочена уже... - Прав народ, что удивлен, озорству где тут резон?! - повезло же с чудо-вывеской, где б такую котам выискать: легКОТа да МЯгКОТа ж, одним словом - ТРИКОТАЖ! Ну-ка, брысь от буквы Ж да живее спать уже, и вперед не обижайте - вместе молоко лакайте, чтобы вас не трусила! Пусть расправит усики! :-) Надя........спасибо, спасибо, спасибо | | Мадочка, первая строфа вообще - улет!!! Короткие усики у буквы Ж - у меня губы сами в улыбку расползаются! А над второй - подумай. Какие могут быть у буквы Ж устрашения - может сбеж-ж-жать, может жужжащих родственников пригласить, может Жучке пож-ж-жаловаться))) |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |