Содержание Введение……………………………………………………………………………. 1. Межнациональные проблемы и пути их решения……………………….. 2. Определение нации. Национальные интересы………………………….. 3. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Анализ законодательства Российской Федерации в решении межнациональных проблем……………………………………. Заключение…………………………………………………………………………. Библиография………………………………………………………………………. Введение История развития межнациональных отношений в Российском государстве имеет сложную и противоречивую структуру. С древних времен люди стремились объединять свои усилия для создания более сильного общественного устройства, по принципу “В единстве – сила”. Но события последних десятилетий показывает, как многие не хотят, преследуя свои корыстные цели, становлению сильного государственного образования – России. Сложности возникают из-за того, что созданная ранее инфраструктура функционирования государства имела ряд недостатков. Но сегодня после распада многонационального государства, нетерпимость руководства ряда стран к проживающим лицам иного этнокультурного наследия (объявление их не гражданами), разжигание (искусственное) розни, вплоть до физического истребления наций. Национальный вопрос следует рассматривать в системе. Так как возникновение проблем в одной сфере, всегда затрагивает и мешает полноценно функционировать другим сферам человеческой деятельности в государстве. Следует учитывать и территориальные интересы, социально-экономическое развитие, политические пристрастия в настоящий момент времени, уровень образования, рассмотрение влияния СМИ на массы (часто видим представление негативной информации, способствующей расцвету ненависти к осуждаемым лицам) и многое другое. В настоящей работе, мне хотелось показать теоретические представление по ряду вопросов межнационального характера, анализ национальных интересов, краткий обзор законодательства Российской Федерации по регламентированию правовых отношений в сфере национального вопроса. 1. Межнациональные проблемы и пути их решения Особое место в сфере социальной жизни занимает национальная политика. Ее объектом являются национальные отношения. Она включает такие разделы, как национальное строительство, борьбу с проявлениями национализма и дискриминацией этносов (прежде всего, национальных меньшинств), регулирование межнациональных конфликтов, отношений между титульными и нетитульными национальностями в субъектах Федерации и др. Проявление национализма в постсоветском пространстве наблюдаются в разных формах: от устремлений, осуществляемых парламентским путем, до агрессивных насильственных действий. Национализм еще длительное время будет подпитываться обидами за былое – сокращение функций родных языков, утрату культурных традиций, репрессию малых народов, оскорбление национального достоинства отцов и дедов, потерянные территории, стереотип “наказанных” народов. Национализм может питаться непредставленностью нерусского населения в высших политических органах федеральной власти. Выработка оптимального пути развития межнациональных отношений в России – одна из актуальных проблем современности. До настоящего времени не получили серьезной разработки вопросы, связанные с влиянием принципа федерализма на развитие межнациональных отношений в российской государственности в целом. Сегодня остаются реальностью сложные межнациональные отношения. Они порождают новые проблемы, требующие своего разрешения. Демократизация федеративных отношений обнажила извращенное проявление национальных чувств, сопровождающихся в ряде случаев дискриминацией граждан Российской Федерации по национальному признаку. Ярким примером этого является требование знания национального языка при реализации пассивного избирательного права по выборам в представительные органы государственной власти, установленное законодательством отдельных субъектов Российской Федерации. Также проблемы в правовом предписании, которые дают основу для самого разнообразного толкования. Например, не указание национальной принадлежности в новом паспорте гражданина Российской Федерации лицами каждой национальности может быть расценено по-своему. Кто-то скажет, что это способ ассимиляции с русскими и он приведет к ликвидации его национальности и как ограничение его конституционного права, учитывая, что ст. 26 Конституции РФ предоставляет право каждому определять и указывать свою национальную принадлежность. Демократизация в области национальных отношений предполагает не только расширение прав субъектов федерации, децентрализацию федеральной власти, но и фактическое равноправие нации, включая и право на самоопределение в форме государства или государственного образования в рамках федерации, или отделения и образования самостоятельного независимого государства. Государство обязано воздерживаться от действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. Демократические процессы в области межнациональных отношений должны осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Было бы ошибочным рассматривать всплеск национальных проблем в нашей стране как издержки переходного периода, как временное явление. Опыт развития современных обществ, в том числе и зарубежных, показывает, что национальный аспект – постоянный спутник развития государственности в многонациональных обществах. Национальные интересы присутствуют в любом регионе и в зависимости от своей направленности, содержания способны сыграть как конструктивную, так и деструктивную роль в жизни общества. Отсюда – необходимость постоянного изучения государственными органами национальных интересов, учет их специфики как на общегосударственном уровне, так и на уровне традиционно бытовых форм реализации. Все значимые для жизни народов России национальные интересы должны находить отражение в национальной политике государства, необходимо обеспечить баланс этих интересов, учитывать их изменения на конкретных этапах развития российской государственности. 2. Определение нации. Национальные интересы Нация, народ, этнос – исторически сложившаяся общность, обладающая собственным языком, традициями, нормами поведения и системой этнических ценностей. Национальные особенности человека проявляются в его психофизиологии, эмоционально-волевых, поведенческих особенностях. У каждого народа есть свое название – собственное имя (этноним) и самосознание. (Еникеев М.И. Социальная психология, с. 104, 2001). В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надиндивидуальные явления. Надсознательные явления представляют собой усвоенные человеком как членом той или иной группы образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не осознается и не контролируется им. Эти образцы, например этнические стереотипы, усваиваясь через такие механизмы социализации, как подражание и идентификация (подстановка себя на место другого), определяют особенности поведения субъекта именно как представителя данной социальной общности, то есть социотипические неосознаваемые особенности поведения. (Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа, с. 299-300, 2001). Национальные интересы: -необходимость сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, сохранять свои памятники, сохранять и обогащать свой язык, противодействовать физическому исчезновению народа, стремиться к восполнению его естественной убыли, росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития. -не отгораживаться от других наций и народов. Существует два основных направления в развитии наций: дифференциация и интеграция. Первая проявляется в естественном стремлении к саморазвитию национальной самостоятельности, развитию национальной культуры, экономики, политики и т.д. Эту тенденцию называют национальной. Вторая тенденция (интернациональная) ведет к расширению связей между различными нациями, развитию общения в сфере культуры, углублению экономических, политических, гражданских отношений. Национальное равноправие – конституционный принцип, означающий: равноправие граждан одного государства независимо от национальности, а также равенство прав человека независимо от национальности; равенство прав национальных общностей в конкретном государстве. 3. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Анализ законодательства Российской Федерации в решении межнациональных проблем (Концепция утверждена Указом Президента РФ от 15.06.1996г. № 909) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере национальных отношений. Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений. Сохраняются факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность, об этом свидетельствуют как сепаратистские, так и унитаристские тенденции,, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по национальному признаку. Основными целями государственной национальной политики являются: обеспечение условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочнения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и признания его высшей ценностью. Основными задачами являются: в политической и государственно-правовой сфере (формирование Федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России, путем развития и углубления федеративных отношений, создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений и др.); в социально-экономической сфере (реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности и др.); в духовной сфере: (формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма, укрепление и усовершенствование национальной образовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа и др.); в области внешней политики (содействие процессу реинтеграции на новой основе государств – бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах и др.) Национальная политика должна выражать интересы граждан и обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией РФ прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Одной из таких форм должна стать национально-культурная автономия. Федеральный закон Российской Федерации “О национально-культурной автономии” № 74-ФЗ от 17.06.1996г. Национально-культурная автономия – форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Принципами функционирования национально-культурных автономий являются: свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности. Межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований Российской Федерации. Проведение государственной национальной политики осуществляется прежде всего посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработка и выполнения государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями. Структура управления должна строиться с учетом основополагающих функций национальной политики, таких как: -функция целеполагания, которая состоит в формировании общенациональной идеи, идеологии государственного управления в полиэтническом сообществе, выработке программ деятельности, направленных на гармонизацию национальных отношений в государстве; -координирующая функция, направленная на координацию деятельности социальных и политических институтов, общественных групп,, национальных организаций и движений, групп населения и так далее; -функция интеграции, сближения национально-этнических общностей на основе общности коренных интересов и целей; -функция разрешения межнациональных противоречий, выработка эффективных путей и методов урегулирования межэтнических конфликтов; -прогностическая функция, включающая разработку превентивных мер по предотвращению возможных осложнений и обострений этнополитической ситуации в стране и регионе; -функция социализации, воспитания людей в духе интернационализма, толерантности, уважения национального достоинства каждого, демократической культуры межнационального общения, непримиримости к проявлениям национализма и шовинизма. Конституцией Российской Федерации право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества отнесено к числу основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В ст. 68 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. В российской Федерации приняты ряд законов в рассматриваемой области, в частности Закон “О языках народов Российской Федерации”, Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федеральный закон “О гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации” пример в данном Законе установлено, что лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе, в частности, сохранять и развивать родные языки, получать т распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации. Демократия этнократична, а этнократия демократична, по мнению Янга. С одной стороны, “Демократическая (минимальная) этнократия не нуждается в правовом неравенстве, напротив, она опирается на правовое равенство людей, существенно неравных лишь в одном отношении – этнически-языковом”. С другой стороны, демократия предполагает равенство граждан, однако не все граждане имеют равные права в одном чрезвычайно существенном отношении -–а именно, языковом: у языковых (т.е. этнических) меньшинств есть все права, кроме права быть понятыми. “Поскольку в государстве не может быть нескольких господствующих языков, указывает Ян, - любая демократия – это всегда еще и этнократия, господство одной этнонации над собой и – одновременно – над этническими и национальными меньшинствами” (Ян Э. Демократия и национализм: единство или противоречие?// Политические исследования, 1996 № 1, с. 45, 37). Демократия – это институционализированная форма социального конфликта, она по своему содержанию предполагает политическую борьбу социальных групп и индивидов, поэтому для того, чтобы борющиеся группы были в состоянии сохранить общность, а не разорвали ее в ходе этой борьбы, им необходим базовый консенсус, функцию которого и исполняет этнокультурное единство, имеющее этноцентрическую социопсихологическую основу и семантизирующееся в национальном дискурсе. Общество способно существовать как целостность только в том случае, когда этническая и политическая плоскости, на которых размещаются противостоящие группы и страты, перпендикулярны друг другу (или, по крайней мере, между ними есть хоть какое-нибудь несовпадение, угол, зазор), если же они полностью совмещаются, ему не избежать распада. Терпимость к политическим противоречиям, политическому антагонизму социальных групп достигается за счет нетерпимости к противоречиям национальным, и наоборот (А.В. Шипилов “Демократия и толерантность” СОЦИС (Социологическое исследование) № 3 (251), 2005, с. 41 Также в Российской Федерации принят Федеральный закон от 24.05.1999г. № 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом”. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Поддержка соотечественников направлена на различные области: (в сфере основных прав и свобод человека и гражданина: обеспечение своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных и др., в обеспечении своего права и равенство перед законом; (в экономической и социальных областях: содействие в создании совместных организаций, участие соотечественников в инвестициях в российскую экономику, гуманитарная помощь соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях; (в области культуры, языка и образования: получение ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках, помощь культурным центрам, изучение культурного наследия соотечественников; (в области информации: пользование информацией на родных языках, создание средств информации, поддержании и развитии информационных связей между государствами их проживания и др.). Дискриминация граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место. Заключение Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации остаются острыми проблемы, связанные с межнациональным регулированием, но которые решаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, с учетом развития международного права, конституционными принципами, росту сотрудничества со странами СНГ в области оптимального решения и представления всех заинтересованных сторон путем взаимных уступок и конструктивного подхода. Как было сказано выше рассмотрение данного вопроса – комплексное. Должны быть отражены все сферы интересов наций в своем формировании и жизнедеятельности, с учетом того, чтобы предписания могли быть реализованы в жизни (реальная помощь, сотрудничество), а не оставались красивыми декларативными предписаниями на бумаге. Национальный вопрос сложный и многогранный, требующий взаиного уважения сторон при ведении переговоров, терпимость, толерантность. Будем надееться, что государства не оставят попыток и в дальнейшей конструктивной работе в решении национального вопроса, с учетом исторического опыта, преломленного в современные условия. Библиография 1. Конституция Российской Федерации – М.: Юрайт, 2000. – 65 с. 2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416 с. 3. Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: “Издательство ПРИОР”, 2001. – 160 с. 4. Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 536 с. 5. Шипилов А.В. Демократия и толерантность// СОЦИС (Социологическое исследование). – 2005. - № 3. – С. 41. 6. Ян Э. Демократия и национализм: единство или противоречие?// Политические исследования. – 1996. - № 1. – С. 45, 37. 7. Концепция государственной национальной политики (Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1996г. № 909; Федеральный закон от 17.06.1996г. № 74-ФЗ “О национально-культурной автономии”; Федеральный закон от 24.05.1999г. № 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом” (Справочно-правовая система “ГАРАНТ”). |