Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи и обзорыАвтор: И. А. Шевченко
Объем: 4595 [ символов ]
Предисловие к книге "Опоры моста" (Михаил Кожин)
От одного из авторов.
 
 
Мы представляем вашему вниманию сборник трех русских авторов, пишущих в жанре хайку. Что представляет собой хайку? Поэтическую форму в виде 17-слогового трехстишия, разделенного внутренними паузами на части 5-7-5, родившуюся как жанр в Японии XVI столетия. Но главное в поэзии хайку - это не сколько форма (способная вдали от Японии претерпевать колебания), сколько ее дух: передача сокровенного чувства, настроения, выраженного через описание окружающего мира. Или другими словами: передача сопричастности автора этому самому миру, озарения, осветившего маленькую крупицу бытия. Хайку очень лаконично - поэтому, создавая его, отбирают только самые необходимые, точные слова, подобно тому, как от алмаза отсекают все лишнее - все, что мешает в полной мере засверкать граням будущего бриллианта.
Но, даже вобрав в себя максимально точные слова, хайку не описывает ощущения или состояния (что, как правило, требует определенного простора для пера), а передает, вызывает их: недосказанность слов как бы продолжается в бессловесном - в интуитивной и эмоциональной ауре. Поэтому для создания настоящего хайку поэту нужен соавтор - читатель, который смог бы почувствовать резонанс, подхватить эмоциональную волну и продолжить ее в своем сердце. Известный русский хайдзин Алексей Андреев сравнил эффект, вызываемый хайку с эффектом недостроенного моста. Позволю себе чуть-чуть процитировать: "Для иллюстрации этого эффекта можно использовать такую картину. Представьте, что вы гуляете у реки и видите недостроенный мост - просто ряд свай или конструкцию, доходящую только до середины реки. Понятно, что вы не можете достигнуть другого берега - моста как такового нет; но в вашем воображении вы моментально достраиваете мост и можете довольно точно сказать, где он упирается в противоположный берег. Так работает настоящее хайку" Соглашаясь с этим утверждением, мы и назвали сборник "Опоры моста".
Пора уже начать представлять авторов. Львиную долю сборника составляют произведения выпускника Красносвободненской школы-интерната и школы №29 города Тамбова, а ныне представителя дубненской школы хайку Игоря Шевченко. Его трехстишия нельзя назвать классическими в строгом смысле этого слова, т.к. в них широко используются западные поэтические приемы (метафоры, олицетворения), но точные образы, синхронные с сутью описываемых предметов и явлений, позволяют этим трехстишиям называться настоящими хайку:
 
Тени шпалами
на дороге спрятались.
Телегу трясет.
 
Раскрывает клюв
почка из гнезда
солнцу навстречу.
 
Второй автор - ваш покорный слуга, другой представитель дубненской школы. В своих ранних хайку я пытался строго следовать канонам формы: когда соразмерно присутствуют три кита - форма 5-7-5, содержание и ритмика стиха:
 
Сочный гул шмеля.
Продолжает тихо спать
в колчане стрела.
 
Однако излишняя правильность рано или поздно начинает усыплять, как монотонный стук вагонных колес - и чтоб взбодриться, возникает необходимость чуть-чуть (но лишь чуть-чуть) надломить ритмику, или убрать слог из строки, или добавить. Как Сэн-но Рикю отбил угол китайского каменного фонаря, чтобы тот рафинированной правильностью форм не разрушал естественность сада:
 
Конец гастролей.
Смывает октябрьский дождь
ненужные краски.
 
Третий - пожалуй, самый загадочный и непредсказуемый автор - петербуржец Алексей Грохотов. Его трехстишия уникальны по своему стилю: хайку-сюрр, хайку-модерн - "классики" могли бы даже поставить под сомнение их "хайковость". Однако, они обладают мощным энергетическим зарядом, бьющим прямо в подсознание, минуя промежуточные пункты - нечто вроде дзэнских коанов:
 
Смертельна
открытая рана
между касанием и ладонью.
 
Не то, чтоб конец ноября,
но ищет куда приткнуться
пламя спички в ладонях.
 
Вдогонку весенней ночи
уютная радость детства: мы уходим,
пленных не брать, война закончилась.
 
Хайку по своей - японской - природе, не только поэтично, но еще и графично. Записанные иероглифами, тушью, на листках рисовой бумаги, зачастую сопровождаемые рисунками, они формировали эмоциональный настрой и в визуальном варианте. Не имея возможности записывать иероглифами русские трехстишия, мы решили иллюстрировать их фотографиями, помогающими полнее раскрыть сущность каждого произведения. Ведь у хайку и фотографии есть много общего: недаром и то и другое называют "остановленным мгновением". И хайку позволяет человеку присутствовать в этом мгновении, освободиться от изнуряющего бега времени, настроить свои чувства для восприятия "здесь и сейчас" - а значит на восприятии самого себя.
Приятного просмотра!
 
Михаил Кожин
Дата публикации: 18.07.2005 22:48
Предыдущее: Спектральный анализ хайку(части 1и2) из книги "Опоры моста"Следующее: из книги "Опоры моста"

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта