Группа учителей, обучающихся на курсах, проходила по коридору детдома- интерната. Участники группы работали в коррекционных школах. Но в этой школе-интернате обучались дети не с лёгкой, как у них, а с глубокой умственной отсталостью. Неожиданно откуда-то вынырнул подросток аутичного вида, одетый в рубашку и трусы. Растерянный, он подходил к каждой женщине-посетительнице, вглядывался в лицо и тихо повторял: «Мама, мама…» Тут подошла воспитательница и сказала: «Иди в спальню, нет здесь твоей мамы». Кто-то из группы всхлипнул. У многих из женщин (а их было большинство) глаза ещё не просохли после того, как они прошли по отделению, в котором находились совсем уж необучаемые дети. Кого там только не было. Пустые глаза, уродливые лица. Ребёнок с атрофированными ногами качал, как маятник, своей огромной головой. Рядом крупная девочка с крошечной головой. Карлик с лицом Квазимодо. Ползающие калеки. Гости постарались быстрее пройти это помещение. Многие старались отворачиваться. На втором этаже в рекреации они увидели большой аквариум, по форме напоминающий корабль. На его дне покоился макет судна с пробоиной в борту. Перед потопленным кораблём неподвижно расположилась ярко-разноцветная рыбка с роскошными плавниками. Ниже неё светло-жёлтая лягушка упрямо прыгала на стекло. Обитатели аквариума – единственные животные, за которыми ухаживают ученики. Когда-то, по словам завуча, детдом имел своё хозяйство. Воспитанники с удовольствием ухаживали за домашними животными. К сожалению, их впоследствии убрали: кому-то из высшего начальства показалось, что воздух во дворе детдома испорчен запахами, долетающими из свинарников и других хлевов. Психоэмоциональное напряжение у посетителей ослабло после посещения сенсорной комнаты. Педагог-психолог провела занятие по развитию коммуникативных умений и навыков с девочками из старшей группы. Под тихую музыку, в полутьме, созерцая мерцающие огоньки и переливающуюся в прозрачных трубах воду, собравшиеся слушали выразительный голос преподавателя, наблюдали за плавными, ритмичными движениями учениц. Занятие посетителям понравилось. Хотя кто-то промолвил: «Наши ученики по сравнению со здешними – умницы». Побеседовав после занятия с преподавателем, группа направилась в отделение старших мальчиков. Наступила большая перемена. Учителя, сопровождаемые завучем, заглянули в несколько классов. Завидя их, из одного класса выглянуло несколько юношей. Они с восторгом закричали: «К нам идут!» Возле этого класса группа не собиралась задерживаться. Однако к ним обратился подросток, показывая свой альбом с рисунками. Пришлось зайти. Все мальчишки наперебой демонстрировали рисунки в альбомах и на стенах. Каждый спрашивал: «Хорошо я рисую?» Гостям приходилось восхищаться созданиями каждого ученика. Они были разного качества. Некоторые представляли собою пятна разного цвета. Впрочем, при желании их можно принять за абстракционистские работы (да простят меня поклонники данного направления). Темноволосый паренёк с сияющими глазами продемонстрировал уголок, увешанный своими рисунками. Они оказались копиями икон, относительно близкими к оригиналу. Учителя похвалили. Скуластое лицо мальчика, назвавшегося Ренатом, расплылось в улыбке. Потом завуч рассказала, что Ренат однажды увидел в каком-то журнале изображение Христа. С тех пор большое место среди его творений заняли рисунки на религиозную тему. Юноша захотел креститься, просил священника совершить обряд. Но тот пока мягко отказал в этом: видимо, не хотел, чтобы его обвинили в миссионерстве. В детдоме находятся две молельных комнаты: для христиан и для мусульман. Преподавательница изодеятельности и привития трудовых навыков сказала, что юноша любит временами уединяться, о чём-то думает наедине с самим собой. Он очень внимателен к педагогам. Однажды, по её словам, у неё болел бок, так Ренат очень сочувствовал, обещал молиться за неё. Утром сказал: «Это я о вашем здоровье молился, поэтому Вам лучше стало». И у таких детей можно кое-чему поучиться: отзывчивости, милосердию. Конечно, далеко не все ученики похожи на этого мальчика. Хватает таких, что доставляют немало хлопот. Могут и отругать педагога самыми скверными словами. Однако долго зла не держат, потому что воспитатели стараются разрешить конфликт. Гостям сообщили, что воспитанники содержатся до восемнадцати лет, иногда – до двадцати одного года. Редкие воспитанники детдома-интернета способны впоследствии жить самостоятельно, зарабатывать на жизнь. Бывает, что только одна выпускница осваивает профессию штукатура. Подавляющее большинство подопечных отправляется потом в дома престарелых. Каково там будет их существование – отдельная тема. А что будет дальше с Ренатом? – такой вопрос возник у слушателей курсов. Воспитатели подумывают, что в случае крещения можно обратиться в монастырь с просьбой принять его туда послушником. Когда гости отправились к выходу, они вновь прошли мимо аквариума. В нём всё так же грустно смотрела на них яркая рыбка с длинными плавниками. Внизу всё так же лягушка прыгала и прыгала на стекло, в безуспешной попытке вырваться наружу. Упрямое существо не знало, что стремиться ей некуда. |