В городе N много странных скульптур и памятников. Именно о них будет рассказ - о скульптурах и памятниках. О людях-то мы с вами все давно знаем: их пороки, несовершенство и нестабильность. Скульптуры постоянны и неизменны, более того - каждая статуя - это отражение индивидуальности города. Отвлекаясь, припомню случай, когда в городе N собрались установить памятник Гоголю, вырубленный из цельного дуба. Почему именно Гоголю, существовало логичное объяснение. Якобы Гоголь именно город N изобразил в "Мертвых душах". Во что верится с трудом, поскольку этот город входит в десятку лучших городов России, а по благоустройству - так вообще на четвертом месте. Вы же помните, каков был город в "Мертвых душах" - с густой черной грязью и жуткими чиновниками. Ничем не похоже. А уж насчет материала - почему Николай Васильич должен быть из дуба (странный материал для классика) никто ничего вразумительного пояснить не мог. Закрыли проект, а затем напечатали в газетах, что это был не настоящий проект, а шутка к первому апреля. У нас всегда найдут, как выпутаться. Скульптуры, о которых пойдет речь, были из той же серии, что и дубовый Гоголь. Первая - это Золотой Ангел. 1. Ангел с чипсами. Ангел был установлен в шикарном торгово-развлекательном центре. Торгово-развлекательным центром город N очень и очень гордится. Подобные центры есть только в Москве и Санкт-Петербурге, или в городах, где за миллион населения. Город N, хотя и входит в десятку и четверку, имеет население всего 650 тысяч. Город очень провинциальный. И вдруг - такой центр! Из синего сверкающего стекла и серебристого алюминия. Бутики, супермаркеты, кафе, игровые залы, киоски, кинотеатр и самое поразительное - бесплатный шикарный туалет. Туалетом пользуются все жители города, если находятся в центре, потому что других общественных туалетов в N нет. Приезжие тоже активно посещают это заведение. Наверное, администрация магазина так задумала. Придут в туалет - заодно навестят бутики, кафе, кинотеатр и все прочее. Конечно, хватит уже о туалете. Пора о скульптуре. Она называлась Золотой Ангел, и была выставлена на втором этаже, у перил эскалатора (единственный эскалатор в городе!!!). Высота фигуры - полтора метра, автор неизвестен. И очень хорошо, что неизвестен, потому что много бы он выслушал вопросов от посетителей торгово-развлекательного центра. Почему ангел с такими маленькими крылышками - как у некрупного орла? Почему ангел в набедренной повязке? Ангелы обычно в хитонах, либо - если они херувимчики на полотнах мастеров Ренессанса - то голенькие... Наконец, для чего ангел держит руку слегка вытянутой вперед? Как будто просит подаяния, что полнейшая фигня, и по-другому не скажешь. В этой протянутой руке таинственно стал возникать удивительный объект - нет, не огонь небесный и ни что другое возвышенное. В руке у ангела стал появляться пакет с чипсами. Какими именно - не скажу, чтобы не делать пиара производителям фаст-фуда. Марка была всегда одна и та же, а вкус менялся. Когда впервые появилось (со вкусом сыра), охранник Сережа из книжного магазина просто выбросил чипсы. Сережа был аккуратный симпатичный худенький мальчик лет двадцати двух. Он учился в юридическом вузе на вечернем, а охранником подрабатывал, чтобы иметь какую-никакую копейку. Два дня с 9.30 до 20.00. - рабочие. Потом два дня - выходные. Есть время поучить конспекты и погулять с девушкой Олей. Олю Сережа нашел на какой-то дружеской вечеринке, и до истории с мистическими чипсами она его вполне устраивала. Чипсы появились второй раз (со вкусом бекона), и их выбросил охранник из бутика дамской обуви. Но разговоры пошли, пошли, и в третий раз охранники уже получили замечание от начальника. - Пацаны, вы это, ё! Смотрите, за этим ангелом, ё. Сережа и другие охранники были уверены, что чипсы подкладывают ангелу "по приколу" дети или тинейджеры. Может, даже и студенты. Сережа таких шуток не понимал. Он был серьезный молодой человек, всякие дискотеки-тусы не посещал, потому что противно было смотреть на пиво и обдолбанных шалав. Не могу, однако, назвать его очень интеллигентным. Книжек, которым торговали в его магазине, он не читал. Он вообще никаких книжек не читал, и покупатели, которые стояли часами, листая какую-нибудь дребедень, вызывали у него недоумение. А тем более те, кто норовил книгу украсть. На прошлой неделе пацан Сережиных лет украл маленькую книжечку. Сережа вора изловил, отвел в администрацию. Кажется, там его отпустили, постыдив. Сережа посмотрел на украденную книжечку. Представляете, стихи! Целая книжка дурацких стишков, и автор какой-то чурка, фамилия, кажется, узбекская, если вообще не турецкая - Харам, Хаям, что-то такое. Турецкие стихи воровать, это каким надо быть дебилом. Чипсы в ангельской руке были из того же смыслового ряда, что пиво и дискотечные шалавы. Поэтому Сережа следил за ангелом бдительно, а ведь надо было еще наблюдать за книжками. Тем не менее, чипсы опять появились (со вкусом сметаны и укропа). И в этот же миг возникла в магазине Диана. Сережа не знал, конечно, что она - Диана. Но увидел, и замер, парализованный внезапной и первой в жизни Любовью. Диана была из мира фей или тех же ангелов. Во всяком случае, волосы у нее были нечеловеческой длины (до пояса) и неземного цвета (пепел розы). Пальтецо - сияюще-солнечное, колготки - салатовые, сапожки на шпильке - в тон колготок, нежно-зеленые. И зелёно-солнечно-эльфийские были у нее глаза... - У вас большой выбор поэзии? - спросила девушка. Сережа смотрел на нее и понимал, что его девушка Оля - убогая дворняжка, и нос у нее утиный, и жопа низкая, что сам он, Сережа - ничтожество, что жизнь его кончена без этой девушки, а девушка его никогда не полюбит, значит, пора умирать. - Пожалуйста, посмотрите, - сказал Сережа скомканным голосом, - там четыре шкафа этих... поэтов. Краем глаза он заметил в руке у Ангела поганые чипсы. Но не убрал их вовремя, весь поглощенный любовью. Это говорит нам с вами, циникам беспримерным, что Любовь все-таки есть, и посещает она даже людей, не читающих стихов. Девушка купила книжечку - такую же маленькую, как та, турецкая, спертая накануне. И ушла. Жизнь Сережи утратила цвет и свет. Стало неинтересно пить кофе с продавщицами, ходить в институт, и тем более - водить Олю в бабушкину квартиру. Мать у Сережи была нервная, работала на обувной фабрике сутками - не обувь шила, а следила за работой приборов, регулирующих влажность воздуха. Ей блядки в квартире были не нужны, даже и с Олей, о которой она имела очень хорошее мнение. А отец у Сережи работал дальнобойщиком, и ему сыновний секс был до лампочки. Но из солидарности с женой он тоже ворчал, поэтому Сережа водил Олю на предмет секса к бабушке. Бабушка была добрая, и уходила в магазин, или к подругам, или просто во двор на лавочку. Все эти ненужные нам подробности из Сережиной интимной жизни исчезли после визита Дианы. Несколько дней Сережа сох, мучился и не звонил Оле. А потом Диана вновь пришла. Одновременно в руке у Ангела появились чипсы (со вкусом кетчупа). Сережа не успел их убрать. Он смотрел на Диану и только на нее. Диана побродила по магазину, что-то выбрала, купила и ушла. - Серега, бля, - сказал начальник охраны, - ну, смотри ты за этим ангелом, бля. Сережа выбросил чипсы, но легче не стало. Одолевали мысли и сомнения. Тревоги и ужасы. Апатия и сплин. Оля приходила и сидела с Сережей дома, без секса, что допускалось Сережиными родителями, и было всем грустно. Дня через четыре в руке у ангела появились чипсы (со вкусом шашлыка). Сережа насторожился. Мистический смысл чипсов он давно понял. Пришла Диана, и Сережа набрался смелости, спросил ее на выходе - а вас как зовут? А я Сергей, вот мой номер телефона. Вы звоните, а я буду говорить вам, есть ли книжные новинки и все такое. - Благодарю, - сказала Диана и осияла Сережу улыбкой. Счастливый Сережа убрал ангельские чипсы, и даже, по собственной инициативе, стер с ангела пыль. И ждал, ждал, ждал - когда снова чипсы появятся. В среду. Появились чипсы - со вкусом белых грибов. И пришла Диана. Не одна, а с мужчиной. Мужчина был взрослый, элегантный, дорого и неброско одетый. - А это мой приятель, Сергей, - сказала Диана мужчине, - мы договорились, что он будет мне звонить о новинках. Мужчина глянул на Сережу как на мусорную корзину и провел Диану аккуратно мимо. Сережа ощутил холодок на спине. Но поверил подлому ангелу. Ангел назавтра же предъявил чипсы - со вкусом салями. А Диана не пришла, зато Сережу и Олю, когда они шли вечером с дня рождения Олиной подружки, остановила группка молодых людей. Молодые люди были не обкуренные, не поддатые, одетые в обычные спортивные штаны и куртки с вещевого рынка. Они не взяли денег и не набили Сереже лицо. Они расстегнули на Оле джинсы, стянули их до колен вместе с трусами. И написали с паскудным гоготом на правой Олиной половинке номер телефона. Черным маркером. Это был номер телефона Сережи. - Звони, телочка! Чтобы твой долбоёб не раздавал свой телефон чужим девочкам! После этого Олю и Сережу отпустили. У Оли была истерика и нервный срыв. Ее родители написали заявление в милицию, и милиция, кажется, кого-то допрашивала и даже пару человек нашла, но это оказались не те, а совсем другие - местные скинхеды, которые никогда девушек европейской наружности не трогали. Сережа, естественно, испытал страшной силы унижение, был деморализован и духовно убит. На этом историю можно считать законченной. Кроме того, что чипсы у ангела появляться перестали. А жалко - ведь об этом уже написали в местной газете, и журналисты, получается, обосрались еще раз - как с гоголевской дубовой статуей. Сережа уволился из торгово-развлекательного центра, поступил на место охранника на меховой фабрике, и весной того же года женился на Оле. Да пребудет с ними Сила! И перейдем к Девушке с Болонкой. Девушка с Болонкой. История Девушки с Болонкой трагична и удивительна. Еще до революции один купец (а город N был скорее купеческим, чем дворянско-интеллигентским) купил эту статую за границей. Говорят, в Италии. Говорят, что выполнил скульптуру известный итальянский мастер, только фамилия в архивах не сохранилась. Купец подарил статую городу, и дума установила ее в городском саду. Там народ гулял по вечерам: молодожены, гимназистки в пелеринках, нянечки с детьми, и все любовались Девушкой с Болонкой. Статуя поражала изяществом. Высотой она была метр семьдесят, плюс постамент из беленого камня. Сама статуя была мраморная, хорошенькая, такая кудрявая итальяночка в легком платье эпохи декаданс, и с маленькой собачкой на руках. Девушка с Болонкой радовала взгляд горожан до второй мировой. В сорок первом году город был оккупирован, и коричневая зараза стала всё культурно-ценное взрывать, жечь и увозить к себе в фатерлянд. Девушку с Болонкой приготовились снять с постамента. Нашлись патриоты, ночью похитившие Девушку. Оккупанты получили фигу с маслом и нихт ферштеен от всех, кого спрашивали о Девушке. Девушка пролежала в чьем-то сарае долгих шестьдесят лет. Кто положил ее - уже и забыл, а потомки завалили сарай дырявыми ведрами, сломанными велосипедами, ящиками, лопатами и прочим хозяйственным барахлом. Свет божий Девушка увидела только в начале двадцать первого столетия. Годы сарайного погребения лишили итальянку левой кисти и кончика носа. Кисть и нос срочно реставрировали, нашли денег и на торжественное водружение Девушки на прежнее место (притом, что в городе было полно ветхих строений и текущих крыш, на ремонт которых не имелось финансов). О ней напечатали в газете, снабдив фотографией, чтобы люди не подумали, что это очередная байка, как с дубовым Гоголем. Теперь она стоит благополучно в парке, всех радует и никому не мешает, кроме Коли Савичева, который с недавних пор бежит от Девушки с Болонкой как от чумы. Коля получил по аське сообщение "Выйдите, пожалуйста, в обеденный перерыв к Девушке с Болонкой". Сердце у Коли отчаянно заколотилось. Потому что аська была не просто "Я ищу тебя", средство позаниматься фигней в рабочее время. Это была внутренняя специальная система гос.аппарата. Коля был чиновником. Пока (это только пока! - говаривал сам себе Коля) он был чиновником самого низшего разряда. То есть, занимал в кабинете "молодежной политики" крайний от двери стол. В Колины обязанности входило координировать и направлять деятельность различных детских организаций, проводить творческие конкурсы для детей от 0 до 14 лет. Старше была сфера двух других столов. А еще старше - в кабинетах второго и третьего этажей здания. Коля делал свою карьеру стремительно и бойко. В школе лез выступать на сцену, был награжден поездкой в лагерь актива, там записался в школу молодежного актива и так далее. Все знают, как делать карьеру на молодежи. Вы не знаете? Ну, и не надо вам. А то произойдет, как с Колей! Коля очень надеялся, что сообщение по аське исходит от Лерочки. Лерочка работала в кабинете на втором этаже. И стол ее стоял не у двери, а в середине. Коля надеялся, что свидание у Девушки с Болонкой назначено потому, что Лерочке понравился Коля, и она хочет перевести его в свой кабинет. Из нервозной молодежной политики в уютное развитие мелкого и среднего бизнеса. Парк находился рядом с выдающимся зданием, где работал Коля. В обеденный перерыв там часто назначались деловые свидания. Коля надел куртку и поспешил. Лерочка - да, ждала у Девушки с Болонкой. Прогуливалась туда-сюда. Надо сказать, Лерочка была совсем не красавица. Очки, редкие волосы и рост - на голову выше Коли (не будем приукрашивать и Колю - он был метр шестьдесят пять). - Здравствуйте! - приветливо сказал Коля. Лера кивнула и отвернулась. Будто не Колю ждала. - Я получил ваше сообщение, - сказал Коля. Лера посмотрела на него сверху вниз. Сразу с двух своих ростов - природного и служебного. - Какое сообщение? Я ничего вам не посылала. К ней подошла такая же длинная и некрасивая девица, работавшая, судя по вектору ее движения, в Управлении налогов и финансов, и они вместе поспешили куда-то, болтая о полной ерунде - новой коллекции зимней обуви. Коля вернулся в кабинет молодежной политики. Еще раз проверил сообщение. Лера Васильева. Других Лер Васильевых в здании не было. Коля забыл бы об этой ерунде и приписал бы ее Лериной стеснительности. Но на другой день аська опять предложила: "Надо срочно поговорить. Буду ждать в обеденный перерыв у Девушки с Болонкой". Сообщение было отправлено Анной Петровной со второго этажа. Коля подумал - Анна Петровна нормальный человек, хоть и старше Коли раза в два (а Коле, слову, было двадцать шесть). Через последнюю любовь возрастной тетеньки можно далеко прыгнуть. Или же она питает к Коле материнские чувства и желает по-доброму помочь, перевести в перспективное дорожное строительство. Анна Петровна была у Девушки с Болонкой. Но ждала она опять-таки, не Колю. А свою дочку, которая пришла примитивно просить денег на новую сумку и еще какую-то свою девичью фигню. Колю Анна Петровна даже не заметила, а взяла свою дочу под руку и повела кормить в шикарной столовой того здания, где она и Коля трудились. Там, кстати, очень неплохие обеды, но кого попало туда не пускают. Коля кипел от негодования. Проверил сообщения. Вот они: Лера Васильева" и "Ломакина А.П.". Поверить, что две серьезные чиновницы страдают херней, Коля не мог! Назавтра - вы угадали, снова пришло сообщение. "Выйдите в обед к Девушке с Болонкой. Есть дело не для чужих ушей". Автором являлся Георгий Алексеевич из сельского хозяйства. Солидный и вполне адекватный дяденька. Он не мог обмануть Колю. Он вообще не пришел на место свидания. Там стояла только Девушка с Болонкой, и игриво, по-итальянски, улыбалась. Коля не мог оставить это так. Он поспешил в здание и пригласил к своему компьютеру сисадмина. Он попросил проверить - откуда были посланы чертовы сообщения. - Я не мальчик, чтобы со мной игрались! - возмущенно говорил Коля. За двумя соседними столами заинтересовались, выслушали Колину историю и посочувствовали. Безобразие какое. Сисадмин Володя пощелкал и посмотрел задумчиво в экран, потом ушел к себе и пробыл там пару минут. - Так вы же сами это отправляли, - сказал он, глядя на Колю недоуменно - как родитель на ребенка, наложившего зачем-то мимо горшка, - с обычной аськи на нашу, внутреннюю... - Что? Коля попробовал спорить, но спорить с машиной бесполезно. Компьютер как свидетель в суде, показывал, что Коля сам отправляет себе дурацкие мэссиджи. Сам себя приглашает к Девушке с Болонкой. - Спасибо, спасибо, - сказали сисадмину первый и второй стол, - а ты, Коля, займись лучше бумагами. Вон сколько новых поступило, а ты дурью маешься. Коля был красен и тих. Он ни на кого не смотрел, и весь день занимался бумагами. Но снова пискнула аська, и на маленьком экранчике появились слова: "Выйди в 17.00. в Девушке с Болонкой. Есть новости". Писала будто бы Женя с третьего этажа. Но Коля уже знал, что это не Женя, и не Лера и не Георгий Алексеевич. Колин мозг он нервотрепки перегрелся, и он вообразил, что пишет сообщения сама итальянская каменная девушка. Как она это делает без компьютера и мраморными пальцами, Коля не продумал. Он выбежал в парк, стал бросать в Девушку обломками кирпичей и орать: - Отстань от меня! Сука! Колдунья! Гуляющие в парке мамочки с детьми сбегали в опорный пункт, который располагался около входа в парк. Колю хотели отвезти в отдел и завести дело о хулиганстве и вандализме. Но Коля показал свою служебную книжечку, и его отпустили, хотя на работу все же позвонили. Первый и второй стол мягко отругали Колю. Было сказано, что мы, работники таких учреждений, всегда на виду, и выпить, безусловно, можно, но в своей компании, подальше от сплетников. Пару дней спустя был корпоратив - как всегда, в сауне пригородного санатория. Колю туда не взяли - из воспитательных соображений. Коля осознал, и с тех пор обегает статую Девушки с Болонкой за километр. А мы перейдем к Мальчику-Газетчику. 3. Мальчик-Газетчик Недалеко от парка, где стоит Девушка с Болонкой, расположено серое четырехэтажное здание. Стеклянный подъезд а-ля семидесятые, впрочем - не а-ля, а самые настоящие семидесятые, тогда его и построили. Бок серого дома украшен гигантской мозаикой, изображающей крестьянина, рабочего и интеллигента. У них квадратные носы, прямоугольные рты и параллелепипедные пальцы. В пальцах они держат по газете. Мозаика призвана символически показывать нам, что серое здание - Дом печати. У подъезда стоит скульптура. Ее установили всего два года назад. Директор Дома Печати - человек продвинутый, хотя и немолодой. Он решил, что в городе N мало культурных сооружений, и заказал необычную статую. Это был Мальчик-Газетчик. То есть, изображался такой дореволюционный отрок, по виду современный одиннадцатиклассник, в кепке, босиком, в развевающемся пиджачке. На боку у него висит сумка с газетами, и в поднятой руке - тоже газеты. Он их как бы продает. Символ вечности газетного дела, так объяснял продвинутый директор. Статуя была из бронзы. Малокультурные типы сразу стали хулиганить. Пинали мальчика и укладывали поверх газет всякие дурости: пивные бутылки, огрызки воблы. Пытались раскачивать скульптуру. Несколько таких актов было заснято на видео и выложено на официальный сайт города - полюбуйтесь, какова культура в нашем городе. Некоторые даже писали на форуме - за каким хреном нужен этот Мальчик, сделали бы лучше новую стоянку для автомобилей по улице Плеханова. Директор Дома печати игнорировал обывательские инсинуации. Именно эта статуя странным и даже неприличным образом повлияла на Герасимова. Герасимов любил посещать кафе в Доме печати. Замечательное кафе, к слову, рекомендую. Герасимов частенько там обедал. Рабочий день у него был ненормированный, Герасимов ходил по офисам и учреждениям, которым требовались услуги специалиста по локальным сетям. Ясным июньским днем он собирался пообедать в кафе Дома Печати. Сел в скверике - покурить и проверить свои мобильные вызовы. Мальчик-Газетчик стоял прямо напротив Герасимова. Стоял-стоял, и вдруг спрыгнул с постамента, подошел и сел рядом. Заметим сразу, что Герасимов никогда не употребял никаких галлюциногенов. Ни грибов, ни травы, ни, тем более, какой-нибудь химии. Внешность, конечно, у него была колоритная. Сорок один год ни за что не дашь - черная косуха, длинные волосы, всегда плеер с альтернативной музыкой. Но кроме пива Герасимов ничего не употреблял, а в тот день и пива не успел выпить. - Привет, - сказал Мальчик-Газетчик, - угостите, дядя, папиросочкой. Герасимов протянул сигарету, а у самого пальцы тряслись. Думал - надо меньше сидеть за компом, надо в конце концов, забить на холостяцкую свободу и жениться. Стабилизировать психику. Мальчик-Газетчик закурил и спросил, кивнув на герасимовский плеер: - Что слушаем? Герасимов снял наушники и протянул Мальчику. К этому времени Герасимову стало казаться, что Мальчик не статуя, а реальный тинейджер. Вон и лицо-руки стали живые, телесные, и пиджачок - черный, сатиновый, и газеты в сумке настоящие. - Неплохо, - сказал Мальчик про музыку, - но я рэп предпочитаю. - Газетами торгуем? - сумел выдавить из себя Герасимов. - Выбирайте, господин хороший, - бойко сказал Мальчик, - есть "Русская весть", есть журнал "Нива", а вот "Задушевное слово"... Герасимов увидел в газетах давно исчезнувшие с лица земли яти, твердые знаки и десятеричное "и". И снова испугался. А Мальчик-Газетчик вдруг протянул руку и погладил Герасимова по небритой щеке. - Господа вашего типа всегда меня привлекали... Герасимов не успел прийти в себя. Мальчик-Газетчик припал к нему и впился в герасимовские губы страстным поцелуем. Синее небо с воробьями и галками закрутилось над головой Герасимова... Объясню про Герасимова. Он был не какой-то жопошник или пидарас. Мужик абсолютно правильной ориентации. Не женился потому что брак - скука смертная. Жил с мамой, общался с Маргаритой сорока лет (постоянная гёрлфренд) и Люсей двадцати трех лет (влюбленная малолетка). Мальчик-Газетчик был первое лицо мужского пола, с которым Герасимов поцеловался - если у статуи есть пол. - Как вы к французской любви относитесь, мужчина? - спросил Мальчик-Газетчик. Не дав Герасимову ответить, снова осквернил его губы поцелуем. Мимо шли люди. Слава богу, никого знакомых, но все равно, позор-то какой. Все оборачивались. Бабки, гулявшие с внуками, плевались. Герасимов сделал над собой безумное усилие. Оторвал от себя Мальчика и бросился бежать. Так стремительно, что уронил плеер. Черт с ним, с плеером, лишь бы спастись от дьявольского помрачения. Герасимов ушел в запой на три дня, а потом сорвался и уехал навсегда из города N. Потому что город N, как выше было сказано - очень провинциальный, обывательский. Нет в нем гей-клубов, и даже на сайтах знакомств не сыскать нестандартно ориентированных. А Герасимов понял, что его истинная сущность спала много лет, и проснулась только от поцелуев Мальчика-Газетчика. Никаких поцелуев в реальности не было, догадался Герасимов. Это подсознание образно подсказало Герасимову, что Маргариты и Люси - не его стезя. Теперь он живет в Москве и работает массажистом в сауне особого профиля. Счастлив. Со старыми друзьями не общается, но к маме регулярно приезжает в гости. А Мальчик-Газетчик? Стоит на прежнем месте. Иногда в сумке у него находят банку из-под пива или огрызок воблы. А один раз лежал даже плеер. До культуры нам как до Китая, говорит директор Дома Печати. А далеко ли город N от Китая - неизвестно. |