Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: keskiul
Объем: 4916 [ символов ]
Польский молитвенник.
Польский молитвенник.
 
Памяти пани Виктории Корженевской
 
Собор св. Апостолов Петра и Павла в Тбилиси на протяжении многих десятилетий объединял под своими сводами прихожан различных национальных принадлежностей. Однако, поляки внесли существенный вклад в возникновение данного прихода. Факт этот хорошо известен, и нет необходимости останавливаться на нем лишний раз, точно так же, как обращаться к богатейшей истории поляков на Кавказе или рассматривать траекторию развития многочисленной польской диаспоры. Об этом было написано и сказано достаточно. Сегодня хотелось бы посвятить эти слова одной человеческой судьбе, выглядящей всего лишь эпизодом на фоне глобальных изменений, произошедших за последние годы в общественной жизни поляков в Грузии. И хотелось бы в этих воспоминаниях, кажущихся по прошествии времени драгоценными, отойти от официального стиля публицистики, чтобы передать атмосферу безыскусного добра, которое источал этот человек.
 
******************
 
В 1996 году, я, студентка второго курса филологического факультета, стояла на утренней Мессе в церкви с польским молитвенником в руках. После богослужения ко мне подошла старушка, и, не отрываясь глядя на книжицу, резко спросила:
-Ты знаешь язык? - И, не дожидаясь ответа, продолжила. - Нам нужен кто-то, кто объяснил бы нам хоть алфавит... У меня дома собираются поляки – большинство – моего возраста (она усмехнулась), кое-кто знал язык, но... забылось...
-Но я не могу! Мне семнадцать, и я никогда...
-Это неважно, - она оборвала меня жестом, - ты только соглашайся, а уж мы будем очень стараться.
В память тогда врезались ее необыкновенно лучистые глаза... В тот же день я оказалась в старом доме пани Виктории Корженевской, напротив Куккийского кладбища, на своем первом уроке польского языка. Уроке, который пришлось проводить мне.
Дом этот, казалось, дышал легендами, и в нем веяло ветром прошлого – тяжелая мрачноватая мебель, обилие выцветших фото давно ушедших людей – хозяйка похоронила всех своих родственников, последней – молодую дочь. Но здесь постоянно жила молитва, стены пестрели образами, а в руках пани Виктория неизменно сжимала толстенную затасканную книжицу с тиснением «Modlitewnik».
С того дня и начались наши еженедельные встречи с поляками из Петропавловского прихода. Каждое воскресенье мы завершали молитвой на польском языке. Пани Виктория любила повторять: «Я хорошо говорю по-грузински, но молюсь всегда только по польски». Научиться молитвам на языке предков и было изначальной целью этих занятий, а религиозная литература служила нам поначалу вспомогательным пособием.
Грузия была второй родиной пани Корженевской. Юность она провела в блокадном Ленинграде, ее рассказы о грозной эпохе Второй Мировой вполне бы могли стать отдельным сюжетом мемуарного жизнеописания, или даже романа... После она стала женой грузинского ученого Платона Джапаридзе, и они поселились в Тбилиси. На момент нашей встречи ей исполнилось семьдесят два года.
Традиции католической церкви всегда занимали особое место в ее жизни, незыблемое почитание святых праздников, казалось, никогда не нарушалось ни в ее детстве, выпавшем на годы революции, ни в молодости, пришедшейся на годы войны. Пани Виктория хранила в сердце даже причудливые детали этих традиций. Особенно вспоминается по сегодняшний день рождественская крахмальная скатерть, вспухшая от подложенного под нее сена, и нескончаемое пение польских колядок – многие из них, средневековые, до конца знали только священник и наша вдохновительница.
На Пасху и Рождество старинный дом напротив кладбища наполнялся гостями, среди которых неизменно был и настоятель Петропавловского собора, отец Адам, а также и люди, не имевшие к Польше никакого отношения, но симпатизировавшие ее культуре, и, нередко, просто тянувшиеся к доброму свету хозяйки.
В январе 1997 года в единственной на тот момент «польской» католической церкви в Тбилиси было возрождено служение Мессы на польском языке, продолжающееся по сегодняшний день. Пани Корженевская была одной из главных инициаторов этот события.
...Ее не стало 28 марта 1998 года. «Деревья умирают стоя» - на утренней воскресной Мессе она ушла за несколько минут. Богу было угодно даровать ей последние мгновения под сводами ее родного костела. В гробу в руки ей вложили тот самый старинный польский молитвенник в кожаном переплете...
Время не щадит памяти, стирая лица, имена и даты, но религиозные традиции, лелеемые пани Викторией, живут и сегодня. Дважды в год польские прихожане собираются в доме пани Ирены Козловской, семья которой стояла у истоков польской диаспоры в Грузии, открылось посольство республики Польша, которая уже не кажется, как когда-то, волшебной и недосягаемой страной предков. Но порой в сознании звучит далекая фраза «Я всегда молюсь только по-польски». И я начинаю думать о пухлой книжице с тиснением «Modlitewnik», как о символе возрождения бессмертных традиций веры.
 
Ирена Кескюлль
Дата публикации: 12.02.2007 23:36
Предыдущее: Древний Рим в“Quo vadis” Г.Сенкевича и в романе Д. Мережковского «Юлиан Отступник».Следующее: Антитеза «Вавилон - Иерусалим» в романе Д. Мережковского «Петр и Алексей»

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта