Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Литературно-издательский проект "И Мастера рукою вдохновенной"…

Все произведения

Произведение
Жанр: ПрозаАвтор: Гурген Ханджян
Объем: 14602 [ символов ]
ЗАПИСКИ, НАЙДЕННЫЕ НА БЕРЕГУ ПУСТЫННОГО ОЗЕРА (Отрывок_
“А ночи, ах, ночи… Ночи – это другое, нечто совсем иное, словно они вовсе не часть той же жизни, и дело тут вовсе не в темноте… Но к чему тут ночи – ведь когда я взял в руки перо, бег моих мыслей имел совершенно иной старт… Почему же ночи внезапным черным пятном прерывают мои дневные раздумья, почему не удовлетворились они предназначенным для них временем? Прочь от меня, прочь!.. Ваэме, Ваэме, Ва…
Шофер… Да, шофер… Вчера встретился с ним – в магазине, случайно, думал, не узнает, ведь столько времени прошло, но, увидев меня, он страшно побледнел и сразу же повернулся ко мне задом. Зря ты относишься ко мне так враждебно, сказал я ему, ведь что случилось, то случилось и уже прошло, главное – что все кончилось благополучно. “Убирайся! – зашипел он. – Прочь от меня, ты не человек, а просто напасть!” – потом выхватил сигарету и кинулся прочь из магазина. Странный тип. Он утверждал, что я нарочно кинулся под машину. “Скорость у меня была даже меньше разрешенной, – говорил он. – Пострадавший стоял на тротуаре и курил. Если б я ехал быстро, то разве разглядел бы, что он курит? А когда между нами оказалось не больше двух метров, он вдруг резко качнулся вперед – не кинулся: если б кинулся, я бы успел среагировать, отвернуть, – просто качнулся вперед и оказался перед самой машиной. Я нажал на тормоз. Машина ударила его и отбросила в сторону. Если б ехал быстро, он бы не выжил, как бы я ни тормозил – не выжил бы”. Так говорил водитель. Я не стал возражать: не хотел подставлять его. А кроме того, как знать, может, он был прав – я ведь ничего не помню. Ни машину, ни себя, не помню даже, что я делал на той улице в тот самый час. Я вообще ничего не помню – из-за этой аварии я потерял память. Врачи обнадеживают, что с годами память может восстановиться. Может быть, и восстановится. Я не знаю только, хорошо это или плохо, ибо как я могу оценивать нечто, чего совершенно не помню? Логично, правда? Хотя, с другой стороны, забылось не все – иначе как бы я сейчас писал, ходил или… Нет, кое-что – я бы сказал, нечто фундаментальное – все-таки сохранилось.
 
Врач склонился надо мной и крикнул: “Это твои родные – отец, жена, дочь!..” А-а, подумал я, вот оно что, значит, у меня есть и родные.
Выяснилось, что моя дочь незадолго до аварии вышла замуж и вместе с мужем жила с нами, говорили – очень удачный брак. Оказалось также, что матери у меня нет. То есть была, конечно, но рано умерла. А когда я уже дома поинтересовался, от чего именно, отец путано забормотал что-то то ли о раке, то ли о воспалении легких и, недоговорив, замолчал. Я переспросил, но он не ответил, а с жалобными стенаниями полез в шкаф и вытащил альбом с фотографиями. Высокая сухопарая женщина с лихорадочно блестев-шими глазами. “Как ты похож на нее!” – сказал мой отец и снова заплакал. Я тоже растрогался, но не больше чем если б к моей груди приник и плакал любой другой старик. Да, не больше. Все остальное было стерто. Моя жена сказала, что я скульптор, даже принимал участие в каких-то там выставках. Оснований не верить ей не было, тем более что потом меня спустили в подвал и показали мастерскую, принадлежавшую, по их словам, именно мне. Взяв в руки инструменты, я сразу же понял, что теперь я настолько же далек от ваяния, как и от, скажем, компьютерной техники или культуризма. Какое уж там ваяние, если я забыл даже, как пользоваться ножом и вилкой!.. Жена объяснила еще, что деньги я зарабатывал в основном тем, что тесал надгробия – компромисс, всегда, по ее словам, причинявший мне глубокое душевное страдание. А зарабатывал немало, даже смог отложить кое-что, причем весьма приличную сумму. Дочь у меня была красивой, хотя и не более чем любая другая встреченная на улице красивая девушка… Впрочем, это последнее, кажется, лишено логики. Да, нелогично, – и почему вдруг подумалось такое?.. Хотя что там, я ведь человек, потерявший память, мне, наверное, простительно…
Если замысел твой воплотился в реальность не полностью, то нужно воспользоваться хотя бы той частью, что реализовалась… Минутку, а это-то я к чему сказал? И я ли сказал или некий голос извне? Не знаю. Но лучше не углубляться: со мной случается немало таких странных вещей. Взять хотя бы это необычное слово – Ваэме.
Ваэме… Ваэме… Что, черт побери, означает это проклятое Ваэме, которое время от времени яркой вспышкой проносится в мозгу и громогласно вырывается из уст? И почему именно с заглавной – Ваэме или даже – ВАЭМЕ?.. Это в результате аварии: где-то в моем мозгу, параллельно потере памяти, вдруг соединились какие-то тайные, до того скрытые точки, и я нередко помимо своей воли произношу совершенно непонятные слова. Раньше это случалось чаще, а сейчас осталось преимущественно это “Ваэме”. Мне кажется, это не простое сочетание звуков – скорее всего, это слово означает некую систему, ибо каждая его вспышка в мозгу сопровождается сначала чувством тревоги, а потом и паники, и мне хочется бежать. Не знаю, от чего и куда, но я твердо знаю, что надо бежать. Временами перед моим мысленным взором встают какие-то громадные волосатые существа со сверкающими яростью глазами, огромными клыками, леденящим кровь рычанием. А случается, я вдруг слышу диалоги на непонятном мне языке – негромкие, встревоженные, испуганные, и в этом шепоте мой слух часто улавливает все то же “Ваэме”…
А психиатр говорит, что из моей памяти стерлось все то, что…
Впрочем, об этом я, кажется, уже говорил, а ведь почему-то опять вспомнилось совершенно некстати…
 
Я ушел из дому (вовсе не собирался говорить это, но теперь хочу сказать именно об этом) – прожили вместе всего месяца два, но так и не смогли свыкнуться, ведь нас уже ничто не связывало, да и поняли уже, что больше ничто и не свяжет. Мы с женой даже спали врозь, а ведь, казалось бы, должно было быть как раз наоборот – учитывая элемент новизны. Но не получилось – наверное, что-то окончательно разладилось. Словом, я ушел, да и сколько можно было жить в чужом доме, среди чужих людей? Мы совершенно не понимали друг друга и лишь нервировали один другого.
А ночами…
“Ты забыл то…” Нет, не так. “Из твоей памяти стерлось все то…” Тьфу, черт, опять выскочило, а ведь я хотел сказать совершенно о другом… Но о чем? Ах да! И как трудно жить, когда ночами... о, ночами!.. Нет, опять не то, ночи тут ни при чем… то есть при чем, конечно, но не в этой связи. Значит, так: как трудно жить, да, невероятно трудно жить в ставшем совершенно чужим городе, среди чуждого племени, единственным связующим звеном с которым является не стершийся, к счастью, из памяти язык, сдобренный, однако, какими-то непонятными словами. Да – архитектура, история… Но они и другие подобные вещи не вызывают во мне никаких чувств и волнений. Только любопытство туриста – и более ничего. Начать все заново? Нет, не получится – искусственные вспрыскивания не для человека моего возраста. Да честно говоря, и не хочется – так проще, спокойнее, так я чувствую себя более свободным, а если так, то, значит, именно так и можно, это не запрещено и, вполне вероятно, правильнее всего. А мы любим свободу, о как мы любим ночи!.. Хотя почему ночи – речь-то ведь шла о свободе. В конце концов, я считаю, что главная (а может, и единственная) миссия – это всего лишь дойти от исходной точки к конечной, и движение это тем легче, чем меньше ты обременен ненужным, тем более если ты уже ближе к конечной точке, чем к исходной. А самовольно прерывать движение запрещается – НЕЛЬЗЯ! Почему? А чтобы ты добрался до предусмотренной, а точнее – предопределенной точки. Логично, правда? Я не знаю, почему так, однако это логично. Если же не так, то – почему логично? Логично, правда? Но логично ли? А если не так, то почему запрещается? Но кто сказал, что за-прещается? И где автор этого запрета, кто его видел или слышал? Ваэме… Тошнота подступает к горлу… Ваэме!..
Если от точки А надо дойти до точки Б… Минуточку, а разве в про-странстве и времени бывают просто точки? Разве у каждой точки нет своей предыстории и продолжения, разве точка А, начинающаяся, как считаешь ты, с первого крика, не уходит бесконечно вспять через кровь твоих предков? И разве точка Б – действительно завершающая точка, погребенная в темной яме? Если А имеет продолжение вспять, то почему Б должна быть лишена продолжения вперед? Логично, верно? Поэтому разве можно принять, что существуют две точки? И в то же время какое твое дело, куда к чертям собачьим продолжаются А или Б? Ты хозяин лишь своего, а это “свое” лежит между А и Б – именно этот отрезок принадлежит тебе, остального не касайся, владей лишь своим отрезком… Но твой ли он? Ведь – Запрещается… А-а…
 
А ночи… Нет-нет – рассветы, рассветы!..
Рассветы я чую загодя, мне нет необходимости смотреть для этого на часы, и отсутствие явных признаков не может смутить меня – я ощущаю рассвет всеми своими клетками. И когда с рюкзаком на спине и удочкой в руке я выхожу из дома, на улице уже шаркает метла (метлы сметают следы ночи – да здравствуют метлы!), проезжает мусорная машина, в сквере переводят дыхание после бега люди и собаки… Утро. Я иду на железнодорожный вокзал и сажусь в утреннюю электричку – всего час, и я буду уже на своем озере. Я иду на рыбалку.
Я сейчас живу один – уже давно ушел из дома. Мы уже не встречаемся и не ищем друг друга. Только отец время от времени заходит ко мне. Мы сидим и молча смотрим друг на друга – говорить не о чем, а если и есть, то все о прошлом, я же не участник его, не помню. В последнее время отец вроде бы уразумел эту истину, но порой забывается и, вспомнив что-то, начинает: “Блаженной памяти моя мать, твоя бабушка, водила тебя в баню. Тебе было всего четыре или пять, вот и водили тебя в женскую баню. Возвращался ты красивый, краснощекий и спрашивал: “Пап, а почему у этих теть такие большие сиськи, и у бабушки тоже, а у тебя – нет? Почему?” Любил ты вопросы задавать. А однажды ты поскользнулся на мыльном полу, упал и рассек лоб – два шва наложили. Привела тебя светлой памяти бабушка с перевязанной головой – жалкого, перепуганного… Но еще жальче выглядела она сама, и уж как причитала, проклинала себя… А шрамик до сих пор у тебя на лбу остался…” Долго я этого не выдерживал, вскакивал и начинал орать: забыл опять, что ничего не помню, абсолютно ничего, и вспоминать не хочу, мне чужое детство не нужно, оно причиняет мне боль, лишняя информация мне не нужна, не хочу!.. Старик съеживался, замолкал, лишь испуганно смотрел, как я нервно мечусь по комнате, бормоча свое неизменное “Ваэме, Ваэме!..” Он становился таким жалким и маленьким… Бедняга… Но я не могу разгладить твои морщины, отец, выпрямить согбенную спину, не могу унять бездонную тоску, прячущуюся в глубине твоих глаз, не могу стереть воспоминания, я ничего, ничего не могу!.. Уходи, отец, иди, я не могу извлечь тебя из собственного твоего футляра, я не утешитель твоей души, даже если выслушаю все твои душещипательные истории. Ты сам должен найти лекарство для самообмана. Смотри телевизор, отец, смотри с утра до вечера, смотри даже ночью, если не спится, смотри развлекательные программы, легкие глуповатые фильмы – они могут спасти, помогут забыться, слава их создателям, величайшим гуманистам: много цвета, много примитива, много глупостей, много смеха… Иди, отец, со мной ведь трудно, от меня ты будешь страдать еще больше, никогда не ищи во мне спасения и не сердись на меня, я ведь не виноват – вина тут не моя… Иди, отец, включай телевизор и смотри, смотри, смотри все подряд!..
Хотя нет – не все: телевизор тоже порой подводит, так что будь осторожен. Недавно я смотрел передачу о жизни животных. Стадо газелей неслось по открытому пространству, стремясь поскорей спрятаться в лесу. Одна из беременных самок начала отставать: пришло время родов – прямо там, на открытом пространстве. А стадо уходило, уходило, самка же легла на камни и испуганно кричала ему вслед. Вот пошли воды, вот появилась мокрая мордочка детеныша… самка торопилась, спешила родить – выгибалась, сучила ножками. А в небе появилась уже первая тень, потом еще одна, и еще, еще… Грифы-стервятники описывали над газелью круги, опускаясь все ниже и ниже. Шакалы за камнями в нетерпении выставили острые уши, неподалеку послышался зловещий хохот гиены… Газель только жалобно блеяла. А первый из грифов уже спустился и дергал клювом детеныша, словно помогая ему поскорее родиться. С неба посыпались остальные грифы. Шакалы подступили совсем близко и пытались прогнать грифов. Запах родов пьянил всех – сгрудившись вокруг самки, птицы и хищники рвали, клевали, визжали, клекотали, рычали… Появилась гиена. Остальные, обуреваемые страхом и жадностью, засуетились еще пуще. Гиена шуганула одного шакала, оттолкнула другого и сомкнула стальные челюсти на горле отчаянно бившейся газели… А неподалеку спокойно паслось остальное стадо, сверху щедро лило свет и тепло солнце. Грифы подхватывали последние кусочки, шакалы облизывали окровавленные морды, а гиена утаскивала задушенную газель... Такие передачи не надо смотреть, отец, сразу же переключайся с канала правды, и никому не давай смотреть тоже – правду смотреть не следует. Смотрите лучше развлекательные передачи и смейтесь, смейтесь. А самое главное – не думайте, не углубляйтесь, не пытайтесь понять, только смейтесь, хохочите… А я развлекаться не могу – я не умею, разучился, забыл, не могу смеяться…
А тот психиатр говорил… Хотя плевать на психиатра, я уже и не помню, что он говорил, что говорит, что будет говорить и вообще кто что хочет сказать – пусть говорят что хотят, ибо…
Ибо я рыболов, и не больше. Ловля рыбы – мое любимое и единственное занятие. Воистину так. Вот я сижу на берегу на своем складном стульчике, на привычном месте, приспособил удочку между двумя камнями, и красный поплавок покачивается в желтоватой воде в такт мелким спокойным волнам – вверх-вниз, вверх-вниз… А я сижу и спокойно покуриваю – люблю курить свои любимые сигареты. В термосе у меня горячий жидкий кофе – крепкого я не люблю. И берег совершенно пустынен. Кажется, будто это озеро никому не нужно. Вода здесь мутная, со склизкими водорослями и горластыми лягушками, поэтому купальщиков оно не прельщает. Да и рыболовов тоже, поскольку рыбы тут нет – или почти нет: за все это время я поймал лишь одну рыбешку, да и то какого-то хилого, болезненного мутанта… Выбросил обратно. Сейчас я даже крючок не наживляю – смысла нет. И разве рыба тут главное? Нет, конечно. Главное – это спокойно сидеть тут, слушать шелест тростника, кваканье лягушек, крики птиц, смотреть на покачивающийся на волнах поплавок и ни о чем не думать. Отключить мозг, слиться с окружающим, превратиться в нечто схожее с ним – в некое подобие камней, колючек, илистой воды, тростника… Вот и все. А кроме того, разве не это цель моя – всего лишь достичь точки Б?..”
Дата публикации: 24.12.2004 10:29
Предыдущее: ЗАПИСКИ, НАЙДЕННЫЕ НА БЕРЕГУ ПУСТЫННОГО ОЗЕРАСледующее: ЗАПИСКИ, НАЙДЕННЫЕ НА БЕРЕГУ ПУСТЫННОГО ОЗЕРА

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта