А ВЗРОСЛЫЕ ТОЖЕ БЫЛИ МАЛЕНЬКИМИ! Мишкин глазик. Знаешь, внученька, твоя бабушка не всегда была бабушкой. Когда-то она была маленькой кудрявенькой девочкой. Звали её тогда Светочкой, а не Светланой Валентиновной. Однажды купили Светочке игрушечного Мишку. Очень она любила своего Мишу, играла с ним целыми днями, а ночью укладывала его спать рядом с собой. От того, что Мишку постоянно пеленали, тормошили и даже от большой любви иногда грызли только что выросшими зубами, он стал старым и некрасивым. Однако Светочка его всё равно очень любила. У Мишки были чудесные коричневые глазки очень похожие на пуговки. Их Светочка любила больше всего, наверное, потому, что они не только на пуговки были похожи, но и на конфетки монпасье, которые продавались в красивых круглых коробочках. И вот однажды мама услышала громкий Светочкин рёв, она очень испугалась и пыталась узнать, в чём дело, но ничего не могла понять из объяснения дочки. Только наревевшись вдоволь, Светочка объяснила маме: « Сета поготила Мишкин язик!» Вот так Мишка остался без глазика, а мама целых два дня прислушивалась к Светочкиному животику, не болит ли, не застрял ли где-нибудь «Мишкин язик». Но всё обошлось и Светочка ещё долго играла с одноглазым Мишей и любила его по-прежнему. Куличики и перочинный ножик. Жила Светочка с мамой и папой в городе Запорожье на берегу большой реки Днепр. Мама часто водила дочку на пляж. Светочка строила домики из песка, делала куличики с помощью игрушечного ведра. Но больше всего ей нравились маленькие шарики, которые мама вырезала из мокрого песка перочинным ножичком. Каждый раз, отправляясь на пляж, Светочка напоминала маме, чтобы она взяла ножичек. Однажды мама почему-то не захотела взять его с собой. Как ни уговаривала её дочка, мама осталась непреклонной. Тогда Светочка взяла ножичек и положила его в тапочек. Ножичек очень давил на ногу и Светочка изо всех сил старалась не хромать. Ей было так больно, что хотелось плакать, но она не посмела, иначе пришлось бы признаться в проступке и мама, наверняка, вернулась бы домой. Когда они пришли на пляж, Светочка с радостью вынула этот противный ножичек и отдала его маме. Она даже сказала, что уже совсем не хочет шариков, но мама сделала ей целую кучу красивых шариков, потому что поняла, что дочка и так уже наказала себя. Домой Светочка возвращалась, хромая и постанывая. Путешествие в село. Начало путешествия. Летом мама повезла Светочку к бабушке в село. Ехать надо было долго – почти два дня. Сначала сели в поезд, но это было не интересно – был поздний вечер, почти ночь, и Светочка сразу же уснула. Проснулась она уже утром, когда мама на руках выносила её из вагона. Попутная машина. Дальше было уже интереснее, автобусы тогда не ходили в село, и пришлось ждать попутную машину. Машина так называлась потому, что она шла в ту же сторону, куда надо было ехать и им с мамой. Но странное дело, эта машина с таким интересным названием почему – то долго не появлялась, Светочка осмотрела все местные достопримечательности, позавтракала в станционном буфете, попила газировку, а машины всё не было. Мама оставила девочку с чужой бабушкой, а сама пошла искать эту попутную машину. И вот, когда Светочке уже наскучило абсолютно всё: и петух на заборе, и дядя с козой, и чужая бабушка со своими расспросами, прибежала мама и, торопливо подхватив сумку и девочку, поспешила за угол дома, где их ждала машина. Светочка представляла её очень большой, красивой и блестящей, но машина была очень даже обыкновенной, и было совсем непонятно, почему именно она оказалась попутной. Велосипеды – попутчики. Наверх, в кузов им помогли взобраться весёлые молодые дяди и тёти, они подвинулись и освободили местечко для Светочки и мамы. В кузове было тесно, потому что сзади лежала большая куча велосипедов. Светочка спросила, почему велосипеды едут на машине, они тоже попутные? Все вокруг рассмеялись и объяснили, что едут на них молодые дяди и тёти – студенты, но ехать надо далеко, они очень устали, а машина и для них тоже попутная, вот поэтому велосипеды превратились в пассажиров – попутчиков. Ехать со студентами было весело, они шутили, смеялись и пели. Даже мама спела с ними несколько песен, Светочке было приятно, когда маме сказали, что у неё прекрасный голос. Степная дорога. Через некоторое время машина перестала быть попутной, и мама с дочкой оказались посреди степи перед неширокой дорогой, уходящей вдаль. Вдоль дороги росли деревья и только это успокоило девочку, она поняла, что с такими умными деревьями они не заблудятся среди жёлтых полей. Мама сказала, что здесь они не дождутся попутной машины. У Светочки сразу же возник вопрос, это будет та же машина или другая? Свой вопрос она забыла сразу же, вокруг появилось столько интересного! Справа и слева под деревьями росли красивые малиновые цветочки и девочка побежала их собирать. Она перебегала от дерева к дереву, а мама потихоньку радовалась, что девочка пока не чувствует усталости. Идти надо было далеко, жарко светило солнце и рано или поздно девочка устанет и её придётся нести на руках, а ведь у мамы были ещё две сумки. Лужа на дороге. Долго ли, коротко ли, Светочка стала уставать. Вот они уже посидели под пышной шелковицей, сплели из набранных цветов венок, попили воды. Надо было идти дальше, но Светочка заявила, что у неё очень болят ножки, а потом хитренько прищурилась и спросила маму:»А мамы тоже бывают попутные?» Рассмеялась мама и хотела взять дочку на руки, но тут девочка увидела далеко – далеко на дороге большую лужу и закричала:» Мама! Мама! Там лужа, много воды! Пойдём быстрее!» Мама не стала говорить дочке, что нет там никакой лужи, что это горячий воздух у земли отражает небо и разливается призрачной водой. Она была рада, что дочка забыла о попутной маме и сама идёт к далёкой, невзаправдашней воде. Попутная лошадь. Потом на пригорке появилась ветряная мельница, её крылья приветливо махали, словно звали и говорили:»Половина пути уже позади!» А потом, потом появилась попутная лошадь с телегой и усатый дяденька посадил Светочку рядом с собой, а мама села сзади них и они поехали, неторопливо, но зато не на «своих двоих», как сказала мама. Девочка сидела и во все глаза смотрела на попутную лошадь, в городе, где они жили, лошадей не было. Кроме того, её очень мучил вопрос, что общего у лошади и машины, почему они называются попутными. Наверное, Светочка невнимательно слушала мамины объяснения. Сидеть рядом с дядей – шофёром лошади было так здорово! Светочка стала оглядываться по сторонам, и вдруг увидела далеко – далеко, там, где небо сходится с землёй, много - много баранов, они толкались, поднимали головы и бежали, бежали непрерывной толпой. Она покрутила головой, бараны были повсюду, но они были так далеко, что не было никакой возможности их рассмотреть получше. Глаза начали слипаться и девочка, попросившись к маме, припала к её боку и уснула. Проснулась она уже дома у бабушки и наконец – то выяснила, что это были не бараны, а всё тот же горячий воздух над степью. Но ей всё же казалось, что это были бараны, которые нескончаемой отарой мчались на водопой к призрачной степной луже. Хорошее было путешествие, правда? Деревянные тапочки. Когда Светочке исполнилось пять лет и её стали называть Светланкой, родители увезли её в далёкую Сибирь. Светланкин папа работал на лесозаготовках. Вместе с другими дядями он пилил огромные сосны и ели, а потом из них делали разные полезные вещи: окна, двери, полы. Поселились они в большом деревянном доме на сваях (так называются столбы, на которых стоит дом, почти как избушка на курьих ножках). От дома к реке спускалась дорога к узкому мостику, по которому уходили в лес на работу лесорубы. Если перейти реку по этому мостику, то на другом берегу находился заболоченный луг, покрытый большими жёлтыми цветами. Эти цветы приводили в восторг Светланку и, поэтому она часто бегала туда. Просто так по лугу нельзя было ходить – можно было провалиться в вязкую грязь по колено. Поэтому там были проложены специальные дорожки из досок. Но доски эти тоже были мокрые и ноги скользили по ним. Вот однажды Светланка решила сходить за своими любимыми цветами. Она осторожно прошла по мостику и пошла в дальний угол луга, где под огромной елью росли самые крупные и красивые цветы. Тапочки скользили по доскам, но она осторожненько шла к своей цели. Вдруг правая нога соскользнула с доски и глубоко провалилась в густую грязь. С трудом девочка вытянула ногу, но без тапочка! А тапочки-то были единственные и Светланка, глубоко погрузив руку в холодную, чавкающую жижу, нашла и вытянула его. Он был полон густой, вязкой грязи. Со слезами на глазах, грязная и босая, добрела Светланка до речушки и стала мыть свои тапочки в прохладной чистой воде. Тапочки стали чистыми, но совсем мокрыми. Так босиком и добралась девочка домой, поставила тапочки на крыльцо, пусть сушатся. Тапочки были пошиты из кожи и размякли в воде, поэтому на следующий день стали деревянными. Пришлось маме их разминать руками, но они так и остались твёрдыми. Вот и пришлось Светланке всё лето ходить в «деревянных» тапочках. Пальто. Настала зима, выпал снег, затрещали морозы, пришлось надеть пальто и валенки. Но за лето Светланка выросла и рукава оказались коротки, между рукавом пальто и варежкой всегда оставалось голое место. Чтобы оно не мёрзло, приходилось вытягивать рукава свитера, а это было очень неудобно и некрасиво. Светланка мирилась с этим, потому что её друзья тоже ходили примерно в таких же пальто или шубейках. Но вдруг у рыжей и некрасивой Вальки появилось новое пальто. Оно было восхитительно! Красное, с пелеринкой и оторочкой из серенького кудрявого меха, такой же мех был и на рукавах, которыми рыжая Валька вытирала под носом. В общем, решила Светланка, Валька была недостойна такого пальто. С прогулки Светланка пришла раньше обычного, отказалась от обеда, забилась в угол и, тихонько вздыхая, играла в дочки-матери. Конечно, Светланкина дочка уже получила новое пальто. Мама пыталась выяснить, не заболела ли дочка, не ушиблась или, может быть, кто-то обидел её. Девочка долго терпела, а потом всё же рассказала маме о причине своей грусти. До прихода отца с работы мама выяснила, что привезли три таких пальто в поселковый магазин, что два из них уже купили, а третье кому-то уже обещано. Вечером рассказали отцу о приключившемся. Что подействовало на папу, неизвестно, но через три дня Светланка уже ходила в новом, четвёртом пальто. Она очень его берегла, не каталась в нём с горки, не играла в снежки. Она ходила в нём по посёлку как принцесса и рукава её пальто были чистенькими, в отличие от Валькиных. Пиявки. Никто не мог точно сказать, действительно ли это были пиявки, но все дети их так называли. Они, пиявки, были чёрными, гибкими и блестящими. Жили они на дне маленькой речки, протекавшей через посёлок лесорубов. Речка была неглубокая, но вода в ней была холодная даже летом. Для того, чтобы охотиться на пиявок, нужны были два предмета: вилка и сапоги. На вилку накалывали пиявок, а сапоги нужны были, чтобы пиявки не присосались к ногам. Хотя вне охоты никакие пиявки к босым ногам никогда не присасывались. Но ритуал охоты никогда никем не обсуждался и всегда неукоснительно выполнялся. Охота начиналась с лёгкого повизгивания, потому что холодная вода полностью наполняла сапоги, и к месту сосредоточения пиявок охотник приходил с окоченевшими ногами. Пиявки собирались кружочком в какой-нибудь ямке, образуя чёрную, шевелящуюся многохвостую звезду. Один такой скользкий лучик и надо было быстро наколоть вилкой. Потом с радостным воплем пиявка доставлялась на берег и водворялась в ведро. Когда пиявок набиралось полное ведро или, когда надоедало их ловить, содержимое ведра с мостика возвращалось в реку, и все с интересом смотрели, как бывшая дичь снова выстраивает причудливые чёрные звёзды на дне. Почему-то уколы вилкой мало действовали на пиявок. А после начиналось обсуждение охоты, где каждый присваивал себе поимку чуть ли не половины всех пиявок. Наохотившись и наоравшись вдоволь, шли к столовой, в которой обедали лесорубы, там добрая тётя-повариха угощала всех пышными, сладкими пончиками. Берёзовая каша. Сразу же за домами посёлка лесорубов начинался еловый лес. Там росло много маленьких пушистых ёлочек. В общем – то на них мало кто обращал внимание, но однажды… Однажды Светланку позвал гулять соседский мальчишка и по секрету показал ей маленький топорик, спрятанный под пальто. Когда девочка поинтересовалась, зачем ему топорик, был раскрыт новый секрет: оказывается, под корой молодых ёлочек есть очень сладкий слой, который вполне может заменить конфеты, которых в ту пору детям доставалось очень мало. Не долго думая, дети срубили несколько ёлочек и от души налакомились деревянными сладостями. Вечером папа вышел на улицу поговорить с соседями и вернулся почему – то с пучком берёзовых прутиков. Он рассказал, что какой – то варвар срубил несколько деревьев и ободрал с них кору. Светланка предположила, что это, наверное, сделали зайцы. Папа усмехнулся и сказал: « Вот я одному из них принёс берёзовой каши». Поскольку, как выглядит берёзовая каша, девочка не знала, а узнать очень хотелось, то она во всём призналась папе. Признание было чистосердечным, но, чтобы дочка точно знала, что чувствует дерево, когда его рубят и обдирают кожу, папа всё же угостил Светланку малой толикой берёзовой каши. Но и этого вполне хватило, чтобы девочка, даже став взрослой тётей, никогда попусту не обижала деревья. К сведению тех, кто не пробовал «берёзовой каши»: так называют наказание берёзовыми прутиками по попе. Сестричка. Когда Светланке исполнилось пять лет, у неё появилась маленькая сестричка Ира. Вообще-то родились и братик, и сестричка, но братик почему-то умер, а сестричка осталась жить. Она была страшная крикуха – пищала так пронзительно, что закладывало уши. Когда Ирочка подросла и смогла подниматься на ноги, она прыгала на кровати и пищала. Но, несмотря на такой недостаток, Светланка очень её любила. Однажды Ирочка очень сильно заболела, она даже дышать не могла, а только всхлипывала. Маму с Ирочкой положили в больницу, а Светланке приснился страшный сон. Во сне маленькая сестричка лежала на горячем белом песке под длинной и высокой стеной, которая грозила упасть на неё. А рядом стоял противный старик и держал яйцо на волосинке. Он хихикал и говорил Светланке:»Вот сейчас отпущу это яйцо, оно разобьётся и твоя сестричка умрёт.» Девочке было очень жаль сестричку, ведь у неё уже умер братик и она, стоя на коленях, умоляла противного старикашку не выпускать волосинку из рук, не губить Ирочку. Утром мама сообщила, что Ирочке стало лучше. Светланка подумала, что это она спасла сестричку от смерти. Маленькие хитрости старшей сестры. В доме было мало посуды и мама очень берегла её, всё время напоминала Светланке о необходимости очень осторожного обращения с нeй. Особенно берегли маленькую пузатую перечницу. Её ставили высоко – высоко на полку, чтобы Светланка не могла её достать. Однажды, когда девочки остались дома одни, Светланка решила поиграть в домики и, конечно, ей понадобилась перечница. Став на табуретку, девочка потянулась за любимой игрушкой, но росточка хватило только на то, чтобы придвинуть её к краю полки. А потом перечница упала и раскололась пополам. Светочка попробовала сложить её, но перечница упрямо распадалась. Тогда неимоверными усилиями девочка поставила перечницу на место и, не дыша, спустилась с табуретки, аккуратно подмела рассыпанный перец. Маленькая сестричка Ирочка всё это видела, но она была так мала, что и говорить – то не умела. Именно это и решила использовать старшая сестра, чтобы избежать наказания за проступок. За обедом обнаружилось отсутствие перца в перечнице и то, что это уже был не пузатенький бочёночек, а две половинки, похожие на половинки разбитого яйца. На папин вопрос: «Кто это сделал?» - Светланка немедленно выпалила: «Ирочка!» Все посмотрели на Светланку, а она начала самозабвенно сочинять, что маленькая Ирочка взяла веник и начала им махать, ну, и сбила перечницу с полки, а Светланка, как старшая сестра решила припрятать сестричкину вину и, сложив половинки, поставила перечницу на полку. При этом Светланка спрашивала:»Правда, Ирочка?» Сестричка что – то лепетала и девочка думала, что у неё всё прекрасно получается. Выслушав дочку, папа сказал, что она придумала прекрасное оправдание, но забыла о двух важных вещах: о том, что старшие сёстры должны защищать своих младших сестричек, а не сваливать на них свои проступки. «А вторая?» - поинтересовалась Светланка. «А ты подумай!» - сказал папа. Светланка думала недолго, она почти сразу же поняла: Ирочка не только не говорила, она и ходить не умела! С тех пор Светочка усвоила: лучше говорить правду, потом не забудешь, что говорил. Быть старшим, не значит быть хитрым, а значит быть заботливым. Всё тайное становится явным, рано или поздно. Чистое грязное платье. Летом Светланка жила у бабушки в селе. Бабушка работала в колхозе и Светланка целый день играла во дворе. Приходили подружки и начинались игры в дочки-матери, в домики. Домики обычно строились из пыли, палочек. Черепки разбитой посуды служили украшением. Кроме того, у каждого дома обязательно рылся колодец, куда наливалась вода. Конечно, после таких игр ни одно платье не могло остаться чистым. Бабушка ругала девочку за грязную одежду и она часто думала, как было бы хорошо быть волшебницей и к приходу бабушки превращать грязное платье в чистое. Чего только не придумывала Светланка: надевала платье наизнанку, но бабушка сказала, что это ещё хуже, чем ходить в грязном; пыталась стирать, но после такой стирки платье вообще приобретало вид старого-престарого. Однажды Светланка сделала открытие - можно на несколько мгновений сделать белое платье совсем чистым. Это волшебство происходило так : сначала надо несколько минут посидеть в тёмном чулане, потом выскочить на солнце и посмотреть на грязное платье – пятна исчезали! Но волшебство длилось недолго, пятна снова выступали. Светланке очень нравились эти чудесные превращения и она часто проделывала этот фокус хотя бы для себя, потому что бабушка всё равно не верила, что это платье секунду назад было ослепительно белым. Сама Светланка в такие моменты чувствовала себя Золушкой, собирающейся на бал. Тяжёлые «двойки». Когда Светланка пошла в школу, её стали называть Светланой или просто Светой. В те времена в первом классе самым главным предметом была каллиграфия или чистописание. Светлана была достаточно развитой и сообразительной девочкой, но чистописание ей просто не давалось, и уже за первый месяц учёбы она нахватала «двоек» и «троек» именно по этому предмету. Подруги же были очень старательными девочками и у них оценки были получше. Однажды, возвращаясь домой из школы, девочки заспорили, у кого больше хороших оценок и чей портфель по этой причине легче, так как считалось, что «пятёрки» и «четвёрки» очень лёгкие, а «тройки» и «двойки» тяжёлые. Вскоре спорщицы подошли к реке, часть из них повернула к своим домам, а часть остановилась на мосту, чтобы посмотреть, как течёт вода. Совсем недавно прошёл сильный дождь и мелкая речушка превратилась в полноводную реку. Кому пришло в голову проверить, чей портфель легче, никто не помнит, но идея понравилась всем, потому что каждый надеялся, что его портфель обязательно поплывёт. И вот один за другим пять портфелей полетели в воду с моста. Девочки, затаив дыхание, смотрели, чей портфель пойдёт ко дну. Но все они, кружась и колышась на мелких волнах, поплыли по реке. Это означало, что все хорошо учатся, и надо было радоваться этому. Девочки прыгали и хлопали в ладоши, а их учебники и тетради с оценками уплывали всё дальше и дальше. Радость быстро прошла, и подруги с громким рёвом помчались по берегу вслед за портфелями. Хорошо, что за селом река делала крутой поворот, и именно в этом месте портфели прибило к берегу. Воду вылили и, волоча теперь уже тяжёлые сумки, побрели домой. По дороге каждая думала, что сказать маме или папе, какую небылицу сочинить, чтобы попало несильно. А в том, что попадёт, не сомневался никто. Светлану почти не ругали, больше смеялись. А вот ей было не до смеха: тетради размокли, чернила расплылись, учебники расклеились и покоробились. До конца учебного года пришлось их постоянно собирать по листочку, потому что ни один клей не мог удержать их вместе. Двойка. Во второй класс Светлана пошла в городскую школу. Мама и папа переехали в город Бердянск и забрали её с собой. Работали они на стройке, Светлана часто бегала к ним на работу после уроков, вся папина бригада хорошо знала её. Однажды домой задали трудную задачу по арифметике, и Светлана не смогла сама решить её. Взяла с собой черновик и пошла к папе на работу. Но папа не смог помочь дочери. Во время перерыва к ним присоединились все остальные рабочие. Однако задача не поддавалась. Пришлось перенести решение на вечер. Большинство строителей были молодыми, жили в общежитии, поэтому общими усилиями задачу всё же решили. Только решение почему-то заняло почти полтетради. Через два дня тетрадь была проверена, но вместо «пятёрки» под задачей красовалась большая, жирная «двойка». Тогда – то Светлана решила раз и навсегда делать уроки самостоятельно, пусть уж «двойка», но своя. Боль чужая и своя. В четвёртом классе Светлану приняли в пионеры. Одним из самых интересных пионерских дел был сбор металлолома. Интересно это было потому, что собирались все вместе после уроков и шли куда - нибудь за посёлок, в посадки, где можно было найти выброшенные железки или ходили по дворам. Особенно здорово было весной. Кроме сбора металла, можно было покачаться на деревьях, собрать первые весенние цветы, поиграть в прятки или в какие – то другие игры. Кто придумал эту игру, не знаю, но была она не очень хорошей. Двое брали гибкие ветки и что есть силы хлестали друг друга куда попало. Светлана уже третий раз выходила победителем из таких поединков и была очень горда собой. Но тут кто – то предложил снять пальто и продолжить игру. Светлана поняла, чего стоили её победы и как же было больно тем, у кого пальто оказалось потоньше да покороче. |