Произведение |
|
Объем: 16 [ строк ]
|
|
|
|
Скрипка Эйнштейна |
"Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса". "Все сущее идет из опыта" А.Эйнштейн "Все сущее идет из опыта" - Ученый знал раскладку сил. И обожал сонаты Моцарта, Как гений гения ценил. И слушал Моцарта симфонии, А то и сам его играл - "Поверить алгеброй гармонию", Измерить музой интеграл. Эйнштейн играет упоительно, И струны чуткие поют: - Все в этом мире относительно, И только Моцарт - Абсолют! |
|
|
Дата публикации: 27.12.2005 21:40 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Жаль, что нельзя писать несколько рецензий. Я сожалею. Прекрасные стихи. | | да, хороший стих..соглашусь с предыдущим оратором. | | Спасибо, Тимур и Виталий, за отзывы! Желаю удач и успехов! |
|
| | Отличный слог! Сильное стихотворение! Спасибо. | | Cпасибо, Анна, за добрые слова! С пожеланием успехов, М.Л. |
|
| | д-а-а-а... что тут скажешь, браво, Маэстро! | | Cпасибо, Илана, за отзыв. С новогодними пожеланиями, М.Л. |
|
| | Как друг композитора Александра Федоровича Луцкого, заявляю: он с удовольствием подписался бы под подобным стихотворением! | | Спасибо, Алексей, за столь оригинальный и неожиданный отзыв! Я не знаком со своим музыкальным однофамильцем, тем более было приятно узнать о его существовании. Поздравляю Вас с наступающим Новым годом, и , если это возможно, передайте новогодние поздравления Вашему другу и моему однофамильцу Александру Луцкому.Желаю вам обоим новых творческих успехов! | | Передам при случае! Он в Москве, а я в Иркутске. Мюзиклы Александра идут в центральном детском театре. |
|
| | Марк, когда я вижу Ваше имя под стихами, я, не читая еще, знаю: хорошие стихи!..Вот так и в этот раз - не ошибся! С НОВЫМ ГОДОМ, Марк! Удачи Вам! | | Спасибо, Вадим, за добрые слова! Поздравляю и Вас со всеми новогодними праздниками! Уверен в Ваших успехах и в 2006 году, далее везде! С уважением, М.Л. |
|
| | Эйнштейн велик совсем не скрипкою, А Моцарт физики не знал. Но мы с эйнштейновской улыбкою Поставим Марку высший балл! | | Cпасибо, Татьяна, за это четверостишие! Не скрою, вдвойне приятно получить такой отзыв от физика и поэта! Сам всю жизнь делил свое время между химией и литературой... Желаю Удач и успехов, М.Л. |
|
| | Мы "Абсолют" нальем в бакалы Энштейн и Моцарт за столом Поднимем тост за идеалы За то, что любим, чем живем! С РОЖДЕСТВОМ! С уважением. Сергей Пермяков | | Спасибо, Сергей, за отзыв! С удовольствием бы выпил несколько бокалов в такой компании - Моцарт, Эйнштейн, Вы и я. А потом бы в прорубь, как на Вашей фотографии! С пожеланием успехов, М.Л. |
|
| | Эйнштейн играет упоительно, И струны чуткие поют: - Все в этом мире относительно, И только Моцарт - Абсолют! - ЗДОРОВО!!! СКРИПКА - вечная тема и вдохновение! Со Старым, но таким НОВЫМ Годом! | | Cпасибо, Катя, за отзыв! И вас поздравляю с Новым годом! Как там наш зимний город? Ведь мы с Вами земляки! Желаю Вам дальнейших успехов! Ваш М.Л. |
|
| | Простите, Марк, я понимаю, что Вы человек на портале заслуженный, знатный, с наградами и авторитетом... Я постараюсь не касаться всего этого в моей рецензии на ваше конкурсное стихотворение. СКРИПКА ЭЙНШТЕЙНА "Все сущее идет из опыта" - Ученый знал раскладку сил. И обожал сонаты Моцарта, Как гений гения ценил. И слушал Моцарта симфонии, А то и сам его играл - "Поверить алгеброй гармонию", Измерить музой интеграл. Эйнштейн играет упоительно, И струны чуткие поют: - Все в этом мире относительно, И только Моцарт - Абсолют! ======================================= Один из главных критериев этого открытого конкурса - наличие ПОЭЗИИ в представленных опусах. Именно этим я и буду руководствоваться в подходе и анализе вашего стихотворения. Итак, три строфы, 12 строк. Смею заверить, что "наличие поэзии" для меня никак не сводится к поиску образов, метафор, гипербол, новаторских рифм и т.д. Пойди я по этому формальному пути, я бы легко отметил наличие цитат, отсутствие художественных приёмов, простоту и ясность, легкость слога... К счастью, некоторое знакомство с мировой поэзией удерживает меня от формального подхода, ибо без единой метафоры, образа и т.п. состоялось немало шедевров. Например, пушкинское " Я вас любил..." Попробуем подойти к этому стиху неформально, терпеливо, чтобы не столько нанести автору "негативный удар ", сколько вызвать в нём понимание и согласие. 1. Первый вопрос: на какого читателя ориентируется автор? На незнающего об известном хобби великого физика? На никогда не читавшего о том, что Эйнштейн в детстве был вундеркиндом , а в зрелом возрасте признавался , что чтение Достоевского дало ему больше, чем знакомство с математикой Гаусса? Не сомневаясь в наличии такого читателя, я задался этим вопросом потому, что в тексте произведения информативность явно превалирует над всем прочим: начиная с двухэтажного эпиграфа и заполняя 11 из 12 строк. Это пересказ, рассказ, как хотите, но не собственно "поэзия". 2. Следующий вопрос: какую роль в этом опусе играет процитированная фраза Эйнштейна: "Все сущее идет из опыта" ? Могут ли читатели и сам автор ответить? О каком опыте речь? Всё сущее - это что такое ? Из какого контекста взята цитата и как её привязать к игре на скрипке, к восхищению Моцартом? Согласитесь, что уже в эпиграфе эта цитата не ясна, а в тексте стиха - тем паче. Я не хочу инкриминировать автору попыку преодолеть таким образом трудности подбора рифмы к фамилии Амадеуса, но первые две строчки стиха - для меня загадка: всё сущее... опыт... раскладка сил... ??? Кстати, я бы слегка изменил пунктуацию в первой строфе: "Все сущее идет из опыта",- Ученый знал раскладку сил И обожал сонаты Моцарта. Как гений гения ценил! Строчка: Как гений гения ценил! - эффектна, конечно, но и претенциозна, согласитесь... 3. Вторая строфа: И слушал Моцарта симфонии, А то и сам его играл - "Поверить алгеброй гармонию", Измерить музой интеграл. Стоп! Сонаты обожал, а симфонии только слушал? Информативность, по-моему, избыточная, ненужная, отнимающая время и пространство стиха, ничего не добавляя по сути. "Поверить алгеброй гармонию", - тоже цитата, но уже из Пушкина. Думается, что став крылатыми, эти слова Сальери не нуждаются в кавычках... А вот последняя строка строфы опять проблематична: Измерить музой интеграл. Почему? А что за ней стоит? Как её понимать? Ребёнка научили в детстве, как тысячи других детей, игре на скрипке... Скрипка вообще своего рода родимое пятнышко мирового еврейства:) Ребёнок вырос и... стал Эйнштейном. А вот проверял ли он интегралы, играя на званных приёмах сонаты Моцарта, неизвестно... Бородин был химиком, Чехов с Булгаковым - врачами... Художественная и научная натура в одном флаконе - не такая уж редкость... Стоит ли это фетишизировать? 4. Третья строфа: Эйнштейн играет упоительно, И струны чуткие поют: - Все в этом мире относительно, И только Моцарт - Абсолют! Помимо простоватой грамматической рифмы (упоительно-относительно) в этой строфе очень слаба и вторая строка, ничего не добавляющая к первой... Налицо подгонка под броскую афористичную концовку:)), родившуюся, смею предположить, раньше всего стихотворения... 5. Взглянем теперь с высоты этой концовки на первый эпиграф: какая связь между нею и мыслью об однородности мыслительных процессов учёного и композитора? Непонятно. Ведь в чём блеск концовки? В самой антонимичности финального двустишия? Да, но не только. Ещё и в том, что она содержит положительно одухотворённую оценочность! Безотносительная , абсолютная ценность Моцарта, не случайно ставшего символом не только музыки, не только Искусства, но и самой творческой талантливости Человека. 6. Итоги и выводы. Весьма слабое стихотворение с выйгрышной концовкой. На месте автора я бы выбрал для конкурсного показа что-то другое. Например, "Поэт и шаман", дающее куда больше пищи для дискуссий о том феномене, который вынесен в название этого конкурсного проекта. Очень надеюсь, что автор не обидится на меня, хотя и соглашаться с моим анализом он, разумеется, не обязан. И сам факт несовпадения мнений разных рецензентов - в порядке вещей. Всего доброго! | | Уважаемый Имануил! Простите, но Вы явно преувеличиваете положение и авторитет моей персоны на данном портале. Во-первых, я здесь - новичок, пребываю тут всего 4 месяца и особого авторитета, мне кажется, завоевать не успел. Во-вторых, мои награды пока весьма скромны. Но я не отчаиваюсь, как говорится в известной песне, "все еще впереди!". Действительно, какие наши годы?! А теперь разрешите перейти к сути Ваших упреков, претензий, замечаний, вопросов, которые привели Вас к выводу об отсутствии в стихотворении "Скрипка Эйнштейна" Поэзии . Прежде всего, хотелось бы, как в каждом споре - а Ваш вывод мне представляется спорным - договориться о терминах. Что есть, по Вашему мнению, Поэзия? Поскольку Вы сходу отметаете все поэтические тропы, то что остается в "сухом остатке"? Кстати,не могу согласиться с Вашей оценкой пушкинского стихотворения "Я вас любил..." Вы утверждаете, что в этом гениальном произведении нет "ни единой метафоры, образа и т.п." Я, конечно, понимаю, что А.С. Пушкин совершенно не нуждается в защите Марка Луцкого, но все же замечу, что поэтические тропы в этом стихотворении имеются: Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем... Неужели Вы не видите в словах " любовь... угасла" метафоры? Есть и еще примеры. Но это просто так, к слову. Хотелось бы знать Ваше определение Поэзии, поскольку Вы так и не обозначили свою позицию. А без этого невозможно решить вопрос о соответствии или несоответствии рассматриваемого стихотворения этому непростому понятию. Пойдем далее. Вы спрашиваете: " На какого читателя ориентируется автор?" Отвечаю - при написании стихотворения я никогда не ориетируюсь на определенного читателя ( за исключением детских и "датских" (юбилейных) стихов, но здесь задача, думаю, ясна). Я пишу стихи не для читателя, а для себя, для самовыражения , для ответа на вопросы, которые нередко задаю себе сам, для выхода переполняющих меня чувств. Это, конечно, не значит, что я не уважаю читателя, но в момент написания я об этом не думаю. Кажется, в таком же духе говорил когда-то Иосиф Бродский, только, Боже упаси, не подумайте, что я хоть в какой -то мере отождествляю себя с классиком. Далее Вы упрекаете меня в излишней информативности, полагая , что читатель все сам знает об Эйнштейне, и при этом утверждаете, что "Эйнштейн в детстве был вундеркиндом", считая это общеизвестным фактом. Но здесь даже Вы ошибаетесь, Имануил, что лишний раз подтверждает относительность - опять прав великий ученый! - наших знаний. Маленький Альберт никогда не был вундеркиндом, более того, он весьма посредственно учился, а школьный учитель нередко внушал ему: "Эйнштейн, из Вас никогда ничего путного не выйдет, потому что Вы ничего не понимаете в математике!" Как видите, информативность тоже иногда бывает полезной. Думаю, что Вы и неверно интерпретируете слова Эйнштейна о том, что "чтение Достоевского дало ему больше, чем знакомство с математикой Гаусса". Эйнштейн говорил о Достоевском, как о выдающемся знатоке человеских душ, и совершенно ясно, что русский писатель оказал влияние на Эйнштейна именно в этом, общечеловеческом, гуманитарном плане. А математика Карла Гаусса оказала существенное влияние на построение довольно сложного математического аппарата физических теорий А.Эйнштейна. И еще раз об уровне информативности. И здесь Вы ошибаетесь, уважаемый Имануил, поскольку столь неуважаемая Вами информативность занимает в моем стихотворении не 11 из 12 строк, а все 12, т.к. последняя строка, по-моему, тоже информативна. Ну и что? По Вашему мнению выходит,что информативность - это недостаток, это "не собственно поэзия".Следуя Вашей концепции, необходимо отлучить от Поэзии, к примеру, "Бородино" М.Лермонтова. Ведь здесь просто разгул этой самой, неприелемой Вами, информативности. Я считаю, что всякое стихотвоение информативно, в том числе и упоминаемое Вами "Я вас любил..." Другое дело -как эта информативность эмоциональна окрашена. Мне хотелось бы думать, что эта "окрашенность" присутствует в моем коротком стихотворении в полной мере, но, разумеется, не мне об этом судить. Теперь отвечаю на Ваш второй вопрос по поводу цитаты А.Эйнштейна "Все сущее идет из опыта". Я не знаю, Имануил, кто Вы по специальности, поэтому начну несколько издалека. Среди физиков и химиков давно идет спор о приоритете ученых-теоретиков и ученых-экспериментаторов. Каждая группа считает приоритетной свою специализацию. Когда спросили мнение теоретика Эйнштейна по данному вопросу, он однозначно признал приоритет экспериментаторов, произнеся эту фразу: "Все сущее идет из опыта". Под "сущим" ученый понимал все существующее в природе, он ведь был пантеистом, его Бог - это вся природа. Я, конечно, здесь все упрощаю, все гораздо сложнее. Но та "раскладка сил", о которой говорится в стихотворении, включает в себя и взаимоотношеия сил природы и роль науки и искусства и многое другое. Эйнштейна интересовали очень многие проблемы. Я в свое время занимался вопросами истории науки - даже написал на эту тему несколько научных статей, - вопросами взаимодействия науки и искусства, сути ннаучного и художественного творчества, поэтому слова Эйнштейна, приведенные в двух эпиграфах, были для меня очень важными. Этим вопросам я и посвятил стихотворение "Скрипка Эйнштейна". Насчет расстановки знаков препинания в первой строфе скажу, что можно принять и Ваш вариант, он вполне приемлем. Но поскольку стихотворение в своем изначальном виде было опубликовано в ряде моих и коллективных сборников, а также включено в несколько авторитетных антологий, то это вряд ли сейчас целесообразно. По поводу претенциозности фразы "Как гений гения ценил" должен признаться, что просто не вижу здесь какого-либо изъяна. И Эйнштейн - гений, и Моцарт - гений, так что же тут, по Вашему мнению, претенциозного? Не вижу также излишней информативности в первых двух строчках второй строфы. Насчет Вашего замечания о кавычках в цитате "Поверить алгеброй гармонию"- всегда ставлю кавычки, цитируя чужие слова, иначе могут кое в чем упрекнуть, а мне бы этого не хотелось. Не вижу также "проблематичности"в строке "Измерить музой интеграл", поскольку по смыслу она близка крылатой фразе "Поверить алгеброй гармонию". Далее. Вы спрашиваете про связь концовки с первым эпиграфом. Думается, что она (связь) существует. Это сопоставление достижений двух корифеев науки и искусства, данное, впрочем, в несколько шутливой, юморной форме. И , наконец, итоги и выводы. Вы считаете мое стихотворение слабым. Я его таким не считаю, не считают его таковым и другие читатели Портала, мнением которых я тоже дорожу. Другого мнения придерживалось и жюри Международного поэтического конкурса (не в Интернете) присудившего мне звание Лауреата именно за это стихотворение. Что ж, Вы имеете право на свое мнение. Я нисколько не обижаюсь на Вас за Ваш отзыв, а наоборот, искренне благодарю Вас за тщательный и подробный анализ моего стихотворения. В заключение мне все-таки хотелось бы узнать, что, по Вашему мнению, является настоящей Поэзией. Этот вопрос, с которого Вы начали рецензию, к сожалению, повис в воздухе. С пожеланием успехов, Ваш М.Л. Ваш 12 |
|
| | Рецензия на стихотворение «Скрипка Эйнштейна» / Автор: Марк Луцкий http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=66554&p=91 «Скрипка Эйнштейна» / Автор: Марк Луцкий http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=63217&pid=91 "Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса". "Все сущее идет из опыта" А.Эйнштейн "Все сущее идет из опыта" - Ученый знал раскладку сил. И обожал сонаты Моцарта, Как гений гения ценил. И слушал Моцарта симфонии, А то и сам его играл - "Поверить алгеброй гармонию", Измерить музой интеграл. Эйнштейн играет упоительно, И струны чуткие поют: - Все в этом мире относительно, И только Моцарт - Абсолют! *** РЕЦЕНЗИЯ Уважаемые авторы и читатели! Как и при рецензировании стихотворения Эдуарда Караша «Проси прощения» (http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=66544&p=91), попробую проанализировать данное стихотворение, которое привлекло меня своим оригинальным содержанием. Делать это буду в соответствии с п.5.10 Положения о данном конкурсе. Приведу цитату из Положения (http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=projects/91/rules.html): «5.10. При подведении итогов предварительных этапов конкурса в анализе стихотворений предполагается первоочередное внимание обращать на поэтичность произведений и стараться вскрыть в рецензиях и обзорах представленное многообразие проявлений поэзии в конкурсных стихах. Кроме этого важно отметить наличие сюжета и соответствие использованных поэтических и технических средств характеру и теме стихотворения, а так же его фонетику, смысловую многоплановость и оригинальность авторских трактовок.» Итак, приступим к анализу, хотя мне лично больше по душе синтез. Поэтому будем рассматривать, как с точки зрения разных критериев рецензируемый автор синтезировал (т.е. создал, ибо всякое творчество есть синтез) свое произведение. В данном случае стихотворение Марка Луцкого – благодатная почва, т.к. он синтезировал разные эпохи и разные области человеческого творчества. 1. Поэтичность. С моей субъективной точки зрения, поэтичность есть общий дух произведения, его воспринимаемость на уровне подсознания. На уровне подсознания Эйнштейн и Моцарт – две абсолютные величины, образцы для поклонения и подражания на протяжении многих поколений физиков и музыкантов. И синтез их в одном небольшом стихотворении – поистине чудо! Поэзия начинается с эпиграфа: "Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса". "Все сущее идет из опыта" А.Эйнштейн Выбор такого замечательного эпиграфа создает истинно поэтическую атмосферу, которая завлекает читателя… 2. Наличие сюжета Сюжет стихотворения, на первый взгляд, это рассказ о том, что Эйнштейн «обожал сонаты Моцарта, Как гений гения ценил. И слушал Моцарта симфонии, А то и сам его играл» О многоплановости поговорим ниже. 3. Поэтические и технические средства и их соответствие характеру и теме стихотворения. (Данный раздел рецензии, конечно, наиболее субъективен, т.к. автор рецензии не владеет этими средствами в совершенстве и не владеет также терминологией). Стихотворение содержит три катрена, на первый взгляд простенькие по форме и рифмовке. Однако, говоря о гениях, на мой взгляд, более уместна некоторая доля иронии, чтобы не противопоставлять их простым смертным и Создателю, благодаря которому и рождаются гении. Поэтому лирико-ироничный стиль стихотворения кажется весьма уместным. Заключительный катрен «Эйнштейн играет упоительно, И струны чуткие поют: - Все в этом мире относительно, И только Моцарт - Абсолют!» говорит об истинном отношении автора к гениям. Но это не он сам, это струны славословят гения! 4.Фонетика В произведении гармонично сочетаются звуки, создавая свою мелодию, которая, как мне кажется, напоминает по стилю некоторые произведения Моцарта: : «И слушал Моцарта симфонии, А то и сам его играл - "Поверить алгеброй гармонию", Измерить музой интеграл.» Такую мелодию, хотя и несколько легкомысленную, вполне мог сочинить Моцарт и сыграть Эйнштейн. 5.Смысловая многоплановость. Многоплановость стихотворения определяется его сюжетом: сопоставление гениев двух разных эпох и разных областей творчества. И в этом споре побеждает… «скрипка Эйнштейна»… которая провозглашает победителем Моцарта! Замечательная находка, которую как раз и можно отнести к разряду оригинальных трактовок (см. раздел 6 рецензии). 6.Оригинальность авторских трактовок. Оригинальность замысла автора, на мой взгляд, заключается в синтезе физики и музыки с помощью скрипки Эйнштейна. Главная лирическая героиня стихотворения – именно скрипка. Ее струны знают истину, скрытую от людей: «- Все в этом мире относительно, И только Моцарт - Абсолют!» *** Приношу извинения автору за то, что я позволила себе субъективную трактовку произведения. | | Спасибо, Татьяна, за добрые слова и поддержку! Желаю успехов! |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |