Литературный портал «Печорин.нет» РЕЦЕНЗИЯ Юлия Великанова о рукописи сочинений Юрия Тубольцева «Как ни крути, а ты всегда на полпути» и «Абсурдософия» Поэзия – это всегда сомнение, поиск Я немного знакома с творчеством Юрия Тубольцева – благодаря совместным занятиям в Литературной мастерской ныне покойной Людмилы Вязмитиновой «Личный взгляд». Знаю, что афоризмы – это «торговая марка» автора, отличительный знак. Мне не встречались другие современные афористы. Редкий жанр. Предложенная для рецензии рукопись представляет собой оригинальный, интересный замысел. Автор начинает с афоризмов-одностиший, а затем следует подборка стихов, где афоризм становится частью более пространного стихотворения. В стихах Ю. Тубольцев развивает несколько основных тем, используя сквозные мотивы и образы. У подборки афоризмов и у цикла стихов разные названия – притом, что замысел прослеживается единый. Главная творческая задача видится в том, чтобы выразить, дооформить замысел, придать ему законченный вид. Подробнее об этом позже. Начнём с того, с чего начинается рукопись, – с афоризмов, от древнегреческого αφορισμ& #972;ς – «краткое изречение». Это и литература, и философия сразу. Любое время задаёт мыслящим людям вопросы, которые волнуют многих. Краткое изречение, призванное точно выразить мысль, поделиться с читателем сегодняшней мудростью, современной, актуальной, но сквозь призму мудрости веков. Без прямой дидактики. Афоризм – не юмор, не анекдот, не пародия. Остроумие важно безусловно, да. Нельзя обойтись без яркого парадокса, формально-логического противоречия. Форма столь же важна, как и содержание. Формула успеха афоризма: использовать стандартное привычное поначалу (от чего оттолкнуться – от клише, трюизма), и затем вдруг переиначить, вывернуть наизнанку. Удачный афоризм – это всегда сюрприз. Рукопись Ю. Тубольцева открывается подборкой «Одностиший». В некоторых из них слово из середины рифмуется с окончанием строки. То есть перед нами стихотворные афоризмы. Какие приёмы использует Ю. Тубольцев при создании афоризмов? 1) Работа с известными устойчивыми выражениями (узнаваемые цитаты из литературы, кино и т.д., крылатые выражения, пословицы, поговорки: – соединение двух – А вас я попрошу остаться на коне (предложение приказ Штирлицу от Мюллера) плюс «остаться на коне» – о человеке в выигрыше, в позиции силы, победившем; – неожиданный поворот внутри одной исходной реплики, с самостоятельным добавлением: Дано нам сердце, чтобы логике перечить. У раннего Мандельштама было: «Дано мне тело...». – Иметь, что имеем, мы часто, увы, не умеем – о том же, о чём «Что имеем, не храним – потерявши, плачем». 2) Без настроенья не сварить варенья – воспринимается как вариация на тему пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». 3) В чём ошибёшься, в том и разберёшься… – интонационно «С кем поведёшься, от того и наберёшься», а тематически здесь широко: «Тот не ошибается, кто ничего не делает» и одновременно – «На ошибках учимся»... 4) Где разум, там и недоразуменье; Кто ищет смысл, тот бередит бессмыслицу; Не в сказке мы, где всё решит подсказка – игра с однокоренными словами. 5) Игра с полярными понятиями: Как это низко – оказаться выше всех! или В плохой игре и выигрыш – как проигрыш. 6) Парадоксальные, не до конца ясные фразы: Мал золотник, да спрячь его от Доры. Слово «дорог» видоизменилось в созвучное имя. Возможно, речь идёт о модной у подростков певицы с таким именем. Но это неочевидно. 7) Пародия на поэтический штамп: Стихи, луна, вишнёвый сок, любви глоток... 8) Момент «заземления» от начала к концу: За скелеты в шкафу вам придётся доплачивать грузчикам. 9) Создание новых слов – окказионализмов: На барабане не получится гитарить. И другое. Особенно удачными представляются такие: В людей я верю, вот и оптимизм или Всё, что бесспорно, то недостоверно; Опаздывай на поезда, хотя бы иногда; Путь гения лежит через тупик или Чёрный квадрат – для мыслителя красная тряпка ... Иногда автора ведёт за собой рифма, и ей в угоду получается фраза спорная и неубедительная по смыслу: Лишь дворняга живёт без напряга… (разве же без напряга?) или Совет – как фальшивый билет… (далеко не всякий совет так плох) или Съешь колбасы, чтоб выросли усы… (???) «Одной строкой» – новый отдельный цикл. Формальная разница – здесь две строки, но записанные в одну. Нужны ли эти тексты в объёме этой рукописи, – вопрос, на который автор сможет найти ответ позже. Подходим к сборнику стихов «Абсурдософия». В «многострочных» стихах автор продолжает пользоваться своим привычным инструментарием, сохраняет афористичную интонацию. Как уже было сказано выше, в основных стихах подборки Ю. Тубольцев обыгрывает, развивает, неоднократно повторяет афоризмы. Их темы и мотивы – глубокие, полемичные, требующие пристального рассмотрения, раскрытия. Среди тем выделяются наиболее ярко: 1. Чёрный квадрат (в том числе «Я квадратен» – говорится не раз о лирическом герое). «Чёрноквадратотерапия» – удачная находка слова, встречается в стихотворении «Искусства муки». Однако вкладываемый в окказионализм смысл не прояснен. Стихотворение «Я – архетип черного квадрата» содержит в себе «Одностишия», так же как и текст «Я – чёрный квадрат». «Жизнь» – короткий итожащий стих. Последняя строка производит неожиданное и сильное впечатление. Текст «Закрашивая черный квадрат» – ещё одна попытка подойти к итогам. Тем не менее, вопросы к автору остаются. 2. «Я архетип ребенка и шута, но в зеркале я – сволота». Тема очевидно важна для автора, он возвращается к ней многократно. Фраза, да и тема, настолько необычна, даже вызывающа, что к её раскрытию нужно отнестись с вниманием. «Ребёнка и шута во мне есть архетипы» – из стиха «Перегиб». «Запутанность» продолжает ряд повторов. К сожалению, без развития. Стихотворение «Яяяяя» ближе к концу рукописи должно бы подытоживать тему «архетипа». Лирический герой пытается что-то объяснить, но быстро сбивается на одно только «яяяя»... Общая тема остаётся без раскрытия. Много к автору вопросов... 3. Поэт, выбор творческого человека – тема создания текстов, таланта: пишу (назло всему), читаю и от этого в выигрыше по сравнению с другими, преимущества поэта перед толпой... В стихах на эту тему особенно много дидактики, призывов, восклицаний, напутствий, предостережений. Всё это не очень-то соседствует с поэзией. И афоризму это, как мы помним, не к лицу. Есть и прямо-таки выводы, итоги. Как например, стихотворение «Гений». Может ли быть поэзия там, где автору уже всё ясно. Поэзия – это всегда сомнение, поиск. Стих «Пиит» – «Не пиить же ты, пиит» – первая строка хороша. А вот иврит, похоже, возник здесь из соображений подрифмовки. 4. Ещё одна сквозная тема (возможно): «Будет мир светлей». «Найду я свет!» – уверяет лирический герой («Лабуда»). Как хочется верить! Стихи Ю. Тубольцева характеризуются свободным метром, частичной хаотичной рифмовкой. Автор высказывается оригинально, не ограничивая себя законами стихосложения (что внятно артикулировано и в содержании стихов). Его ведут мысль и чувство, это явственно ощущается, и это всегда интересно – проявление живой творческой души. Но и законы и правила в поэзии – дело нужное. Важное. Что есть в удачном стихотворении: Идея – основная мысль, которая держит текст как единое произведение, не распадающееся на отдельные строки. Сюда же примыкает сюжет и его раскрытие (если он наличествует). Атмосфера – оттенки чувств, эмоций, состояния автора. Размер (ритм, длина строки) – важны для мелодики произведения, звучания и настроения, которое оно создаёт у читателя. Различные приёмы и средства, повышающие выразительность поэтического текста – сравнения, эпитеты, метафоры, гипербола и многое другое. Сильное начало и сильная концовка. Звукопись – все ли сочетания букв и слов благозвучны при произнесении вслух. И ещё – что делает стихотворение именно стихотворением, а не набором мудрых мыслей, записанных в столбик – иногда с рифмой – но тем не менее остающимся прозой? В первую очередь – поэтический образ. Вернёмся к замыслу поэтической книги. Цикл «Одностишия» – это заявка того, что далее будет встречено и развито в стихотворениях. Автор задумал оригинальный философский цикл – с оригинальной подачей, которую надо более явно проявить, прояснить. У нас есть только текст, который мы представим на суд читателю. Никаких пояснений дополнительно автор читателю дать уже не сможет. Есть ещё такой доступный инструмент, как предисловие автора. Можно в нём предварительно познакомить со своим замыслом. Подробнее по некоторым стихам Ценно, что в некоторых строках сквозит (или заявлена) ирония, но хотелось бы, чтобы она проявлялась более смело. Это только украсит стихи. Стихотворения «Дуралей», «Супергерой», «Конкурс» в этом смысле показательны. Также концовка стиха «Твой выбор» – игра со словом «никогда». «Или нет?» – удачный текст. А вот рефрен «А мне бы» в каждой строке (а строк 12, но в одной принцип вдруг нарушен), представляется слишком тяжеловесным. Повтор строки – песенный, балладный приём («Я живу в виртуальном мире»). Известно много примеров удачного использования рефренов. В стихотворении «Не Ван Гог» о лирическом герое сказано: «В танце Бог/Ни в чем другом не Бог». Последнее же стихотворение (сильная позиция подборки – итог итогов!) неожиданно выглядит так: Богиня Во мне есть архетип богини, тени и шута, Танцую в ритме жизни, Я есть песня без конца, Ищу, ищу я мудреца! Ещё предстоит много думать – и над концовкой в том числе. Итого. Нужно чётко определиться с генеральным замыслом и идти за ним. Есть главные темы – выстраиваем композицию из стихов, их развивающих наиболее полно. Как только это будет сделано, из подборки уйдут лишние тексты. Представляется, что стихов нужно выбрать небольшое количество, но – лучших, самых сильных и законченных по мысли и форме. Самых важных для автора. Хорошо бы все стихи перед публикацией доработать с редактором. Редактор в принципе желателен любому тексту. При составлении композиции будущей книги помним о том, что могут быть в подборке и «разгрузочные стихи» – на другую тему, дающие отдых, место для переключения, осмысления. Не всё в цикле должно быть посвящено узкому кругу тем – как и в жизни: шире и больше. Так обычно строятся удачные книги. Удачи автору и рождения хорошей книги! Юлия Великанова 13.02.2025 |