Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: ПрозаАвтор: Михаил Лезинский
Объем: 10212 [ символов ]
МЕДВЕЖИЙ КАПКАН ( отрывок из повести "Закон тундры" )
Cергей Гаранин перевозил доски в Билибино. Ехал ночью и даже в Погындинской гостинице останавливаться не стал. Диспетчер за шоколадку и красивые глазки поставила ему необходимый штамп в путевой лист «Отдых — 4 часа». Без обязательного отдыха в Погындинской гостинице рейс не засчитывают —профорг Лямин расстарался.
Перед «курским вокзалом» Гаранина все-таки сморило и он, съехав на обочину, решил поспать с полчасика.
«Курским вокзалом» водители называют развилку неподалеку от Билибино - отсюда, с «курского вокзала», расходятся дороги на золотоносные прииски «Алискерово», «Весенний», «Стадухино»...
Сергей Гаранин спал, а маленькая лампочка-подсветка высвечивала железную табличку:
 
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ.
СОН В КАБИНЕ С РАБОТАЮЩИМ ДВИГАТЕЛЕМ.
СКОРОСТЬ ВЫШЕ 60 КМ В ЧАС.
РАБОТА БЕЗ ОТДЫХА СВЫШЕ 12 ЧАСОВ.
 
Гаранин в эту минуту нарушал второй пункт. А вообще, он уже успел нарушить все пункты, читай их хоть сверху вниз, хоть снизу вверх! А чего бояться?! Автоинспекторы на зимних дорогах — редкость. А, если и попадаются, то — ручные.
Проснулся Сергей Гаранин ровно через полчаса. Включил дальний свет и в пронзительном луче увидел сверкнувшие глазищи. Ослепленное животное выбежало на дорогу и бросилось наутек.
— Песец! — закричал Гаранин. — Чтоб мне с места не сдвинуться, песец!
Это был уже не первый дикий песец, увиденный им. К первому своему песцу он подобрался с простой палкой. И убил. Сам и выделал шкурку. С кроликами ему приходилось возиться, а тут — та же наука!
Первую свою шкурку он продал дешево. А, когда продал, понял — прогадал, можно было содрать и дороже.
По «наследству» Сергею досталось ружьё и он вступил в общество охотников — три рубля взносов в год! Возьмите и подавитесь! За все деньгу гребут! — И, примерно, с середины зимника в кабине его «Урала» всегда лежала наготове «тулка». «Тулка» летчика Сергея Щеглова, из которой он не сделал ни одного выстрела.
— Ах ты, псина! — первой мыслью было поймать зверька на мушку, но понял, дробь на такое расстояние не достанет. — Догоню! — пригрозил Гаранин и нажал на газ.
Послушный хозяину, отрегулированный «Урал» тотчас, как гончая, набрал скорость. У Гаранина и мысли не было, чтобы догнать , но тот — глупышка! — бежал по центру дороги, не сворачивая, лишь изредка оглядываясь, беззвучно тявкая. Расстояние сокращалось. Уже явственно различалась песья мордочка зверька, острые зубки хищника и дрожащая мордочка.
— Догоню!
Гаранин достиг песца у самого поворота дороги. Еще б немного пути и пришлось бы резко сбавить скорость — по билибинской трассе не разгонишься! — а песец, вырвавшись из-под слепящего света фар, проскочил бы в тундру. Там его ищи-свищи!.. Еще б немного... Но этого «немного» у обреченного песца не было: «Урал» сделал «скачок» — башку бы оторвать тому гаду, кто подготавливал к зиме эту трясомучку! — и тяжелая махина, подминая под себя зверька, остановилась.
Песец был мертв. Выдавленные кишки парили в промороженном воздухе и огромное кровавое пятно расплывалось по снегу- «Эх, с мелкашки его брать надо! Как тот чукча-снайпер! Или из карабина… А не проверить ли мне капканы?»…
Гаранин брезгливо приподнял песца и, небрежно выкинул его в сторону, прикрыл двери «Урала» и шагнул в лес – в этих местах он был густой… И в этих местах у него было расставленно с десяток капканов песовых… Но проверить свои капканы, - заодно и чужие! – Гаранину не удалось…
Тишина. Тяжелая, давящая абсолютным молчанием на уши , тишина к от того - непроходящий шум в башке, будто вдалеке работает бетономешалка. Но сквозь эту шумную тяшину и поскрипывание мозговых извилин, пробиваются под черепную коробку и лай песцов, выстрелы продрогших деревьев, вздохи и всхлипы промерзающей земли и мерзкий крик ворона хагимэ, зимующего в Арктике.
— Кэ-э-эр! Кэ-э-эр!
Юкагиры считают ворона мифической птицей, повадками в характером смахивающим на Кащея Бессмертного или Бабу Ягу. Скрипучие голоса Кащея и Яги не предвещают ничего хорошего, так и крик — кэ-э-эр! — хагимэ предсказывает беду.
— Кыш! Чертова птица!..
К ночи мороз начал крепчать — куда уже дальше! — минусы набирали убойную силу. Сергей Гаранин уже чувствовал прикосновение раскаленных игл к телу. Они пробивались с неуклонным упорством сквозь барьеры: ватные брюки, через две пары кальсон с начесом, сквозь шерстяные трусы, покалывали уже почти нечувствительные ноги. И понял Гаранин, если он немедленно что-то не предпримет, если не сдвинется с места, то - хана ему! Он попытался выпрямить уже подмороженные ноги, но капкан, поставленный браконьером на медведя, сдавил их мертвой хваткой. Капкан с секретом — следствие потом установит! — и не зная хитрых его устройств, пружину не разожмешь.
— Кэ-эр! Кэ-эр! — занудливый ворон никак не угомонится.
Рядом с медвежьим капканом валялись его — Сергея Гаранина — капканы, песцовые.Дополнительные, которые он прикупил недавно. Установить их на этот раз он не успел.
Это были хорошие «пасти», любовно сработанные Агафонниковым. Чтобы зверье не учуяло железо, Сергей — подсказка другого старика-охотника Четверякова — вываривал их с жирной рыбой. Вот где чир пригодился! У песца, наверное, слюнки капали, когда он улавливал запах гаранинских капканов! Во всяком случае, без добычи Сергей Гаранин не оставался: пять-шесть песцов за рейс имел всегда. Но вот сегодня ему не повезло – это, наверное, происки того, задавленного песца, которым он побрезговал.
От капканов исходил какой-то странный запах. Нет, нет, рыбного запаха он не улавливал, скорее капканы пахли свежим огурцом... .
Гаранин поймал себя на том, что думает о чем угодно, только не о своем теперешнем положении.
— Эге-ге-гей! — подал голос Гаранин. — Эге-ге-гей!
Напрасная трата сил, - теряется человеческий голос в необъятной тундре. Попытался Сергей-перебить стальную пружину, но эта пружина медвежья рассчитывалась на иную силу.
«Думай! Думай! Думай, Серега] Ты же всегда находил выход!»
Гаранин стал подкапываться ножом под стальную чушку капкана, пытаясь вырвать это орудие смерти из цепких лап вечной мерзлоты. И это — «молодец , Сергей!» — ему удалось. С капканом, намертво присосавшимся к ногам, он попытался поползти туда, где но его расчетам находилась такая родная и накатанная билибинскаа трасса, а на той трассе стоял, попыхивая, такой желанный «Урал» с теплющей кабиной.
Нет, нет, Сергею совсем не было холодно, — скажи кому, не поверит! — по телу разливалось блаженное тепло и двигаться не хотелось. Но вот только еще сознание вступало с ним в спор — «не спи! не спи!»
Гаранин напрягся. На какие-то доли секунды привычно вздулись бугры мышц под задубелым полушубком и... Нет, нет, рывком это нельзя было назвать, даже движением, это была лишь слабая тень на движение, но это было уже кое-что.
Чуть ли не у самого носа — «цел ли еще носяра?!» - сели куропатки. Мягко ступая мохнатыми лапками по спрессованному снегу, они не спеша склевывали промороженные насквозь ягоды , не успевшие за короткое арктическое лето покраснеть. Они совсем не боялись этого ползущего человека. Ползущего ли? Если б Гаранин мог размышлять, он пришел бы к мысли: с такой скоростью к трассе ему не выбраться за многие , многие сутки. Мерзкие пташки! Они совершенно не боятся человека!
— Кыш! В рот вам пароход!
Сергей Гаранин приподнял отяжелевшую руку и попытался взмахнуть ею, но рука, слегка качнувшись, беспомощно опустилась на изломанное дерево. И понял Гаранин , что его покидают последние силы.
-— Врешь, падла! Не возьмешь!
Он оттолкнулся от дерева, встал на колени и вновь приподнял руку, но медвежий капкан потянул назад и Сергей рухнул на снег. Лицом вниз.
Но и этого движения было достаточно, чтобы испугать куропаток. Вздрогнули птицы и лениво отлетели в сторону , удивленно косясь на этого странного человека человека без ружья. За свою недолгую куропачью жизнь они уясняли: от человека можно ожидать всякой пакости. Но человек уже не полз, даже не шевелился и куропатка вновь приблизились к нему. Еще одну истину уяснили для себя куропатки: к человеку быть ближе все же безопасней, чем к молчаливой чащобе изломанного леса.
«Кэ-эр! Кэ-эр! Тук, тук, тук» — склевывают зеленые и черные промороженные ягодинки куропаточье племя, у самого побелевшего носа Сергея Гаранина. — « Тук…тух… тук …Кэ-эр!»
Гаранин приподнял голову — жив еще!
- Что б вас песец растерзал!
И, словно услыша горячечный шёпот человека , в воздухе мелькнуло тело белого зверька.
«Какой красивый полет! — мелькнуло в затуманенном сознании Сергея Гаранина. — Где я? В цирке?» И тут же - понимание момента: «Всё! Песенка спета!»
Гаранин закусил губу, да так, что выступила солоноватая кровь и он вновь на секунду, на доли секунды, на тысячные доли секунды почувствовал себя сильным и ловким. Он сжал кулаки , не понимая , но это ему только показалось , что он сжимает кулаки, приподнялся, если это едва заметное глазу движение можно так назвать , сказал, вернее подумал: «А жить хочется, очень хочется жить».
— Кэ-эр! Кэ-эр! — требует своего хагимэ.
Хрипы вылетели из горла замерзающего человека, и куропатки, толстые, сытые, с покрасневшими кровавыми глазками удивленно уставились на Гаранина.
Но , любопытство наказуемо — белое тело летящего зверька превращается в горностая , и вот уже одна из куропаток бьется в сильных , и острых зубах зверька... Второй горностай тоже не остался без добычи. И третья куропатка в зубах горностая…
Дуры стоеросовые! Бегите! Летите! Но , застыли , как загипнотизированные! Снег вокруг Гаранина окрасился красным и бело-черные листья , подхваченные ветерком, закружились в воздухе...
Сергей Гаранин впился слабеющим взглядом в это пиршество маленьких хищников — до чего красивы, сволочи! Он зримо увидел, как куропатачья кровь переливается в желудки белоснежных симпатяг.
«Вот я вас!»
Звук, похожий на стон, вырвался из горла Гаранина и горностаи, как по команде, вздрогнули и , отпрыгнув подальше от беспомощного, но всегда опасного человека, злобно оскалились — вот когда исчезает красота хищника! — и морды их были в жирной крови...
Это было последнее северное видение южного человека.
Дата публикации: 03.05.2005 01:48
Предыдущее: ФРОНТОВОЙ ШОФЁР ЛЕОНИДА ИЛЬИЧА БРЕЖНЕВАСледующее: СТАНЦИЯ "СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС - 22" ( Из серии " Мои друзья - поэты ")

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Синельников Алексей Павлович (Такой-то-Сякой)[ 03.05.2005 ]
   Уважаемый Михаил!
   
   На меня всегда производят большое впечатление реци из серии:
   "Комментарии экономиста к Пушкинскому "..... и почему не нужно золото ему, когда простой продукт имеет..."
   
   Ни секунды не сомневаюсь, что наши коллеги из числа охотников с улюлюканьем могут проехаться по Вашему расказу. Да Бог с ними, они имеют на это право, а мы почитаем и поучимся, и будем такими же умными, как они, зверьков при этом не убивая.
   
   Писать о природе занятие неблагодарное. Здесь настолько легко свалиться в тягомотину, в сравнении с которой Сибирскте болота автобаном покажутся. Удержать читательское внимание на описаниях матушки нашей и Паустовскому с Пришвиным не всегда удается.
   
   А у Вас получилось! Более того, Вы изловчились, не ведомым для меня способом написать и озорно и драматично одновременнои очень логично. Что делает весь отрывок очень привлекательным для чтения. И персонаж Ваш вызывает целую гамму чувств, неоднозначен, и очень психологически достоверен.
   
   А если учесть, что это отрывок (и, как я думаю, "проходной"), то можно с увереностью предположить, что и вся повесть в целом интересна. Но здесь кроится, как мне кажется и "капкан", в который загоняет себя почти каждый автор.
   
   Уж, извините, за мою сволочную натуру, но не могу не грызануть!!! Специально не стал перечитывать. Дабы злее быть. Отрывки, вырываемые из контекста произведения у большенства наших коллег (я знаю, что пишу, сам такой и в квадрате) грешат незавершенностью образов и характеров, не логичностью повествования и еще массой грехов, которые, как я уже писал, Вам удалось обойти.
   
   Но лично у меня (по единственному прочтению) абсолютно не отложилось, как это Ваш Гаранин изловчился попасть в капкан. Либо вы не "выписали" этот эпизод либо он "технически" выпал из текста.
   Опять же складывается впечатление (отрывок, я же говорил), что бедолага расставил капканы по всей тундре не понятно ехал-мужик ехал за писцом гонялся и вдруг начал капканы проверять. Наверно опущена фраза такого плана: "не стал отдыхать, поехал по-раньше капканы проверить, а тут писец". И у Вас для этой зоны слишком дохрена деревьев - скорее лесо-тундры (не обращайте внимания - это во мне сволочь говорит).
   
   Ну, а если уж совсем придераться и хватать литератора за руку, то очень запоминающееся описание изменение запаха капканов у Вас заканчивается ни чем. Вы так логично к этому подвели читателя, что он ждет раскрытие тайны, а "разоблачения", то и нет (либо не выписано, либо потеряно).
   
   Я еще раз хочу подчеркнуть, что по-моему все придирки есть следствие "отрывка" и того, что я прочел его один раз, но Вы можете предположить, что если я не прав, значит указанные описание эпизодов проигрывает остальному тексту.
   
   Специально не буду перечитывать рассказ. Иначе начну править, или еще большие глупости напишу.
   
   Простите за занудство, спасибо, если дошли до этих строк (чуть было не написал "дожили" - реца длинней рассказа получилась).
   
   Ради Бога не обижайтесь! Отрывок у Вас хороший и не думаю, что его прочитает еще большая сволочь чем я (охотников за таковых не считаю, о чем сразу же сказал). Сколько мне известно, более сволочных здесь нет. Как и в Мухосранске я единственный литератор - от того и "классик региональный", так и здесь единственная сволочь - потому и выдающаяся!
   
   Спасибо за терпения и Удачи Вам!!!
 
Лара Галль[ 03.05.2005 ]
   Ах, Такося, когда б не Ваши рец-ии, я так бы и пребывала в уверенности, что Мишечка реквием написал....:)
Лара Галль[ 03.05.2005 ]
   Ах, Мишечка, я расстроилась. Я так-то природы боюсь - мне комфортно только в Мегаполисе, а тут... Она и сама-то (природа) огрызается всякий раз, как рука тянется погладить, а как люди в ней пошурудят, так и вовсе намсерть отгрызает всё...
   жалко парня... штоб вам его не оживить?!
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН[ 03.05.2005 ]
   :-) Уже знакома с героем по другим отрывкам! Хороший герой - непосредственный, яркий и близкий в своей душевности и простоте!
Синельников Алексей Павлович (Такой-то-Сякой)[ 03.05.2005 ]
   Уважаемый Михаил я подожду. Не обижайтесь. Крепкого Вам здоровья и всех благ.
Михаил Лезинский[ 28.05.2005 ]
   " Такой-то-Сякой [ 03.05.2005 ]
   
    Уважаемый Михаил я подожду. Не обижайтесь. Крепкого Вам здоровья и всех благ ".
   
   Скажите мне , Такося ( как ласково называет вас Лара де Галль) , что делать-сделать с господином Бельферманом , если он стирает рецензии на свои же нетленки ? Вот такие , например:
   
   " АФОРИЗМЫ - по ТЕМАМ.", Бельферман Моисей 27.05.2005 22:45
   
    " Бельферман Моисей [ 27.05.2005 ]
   
    Добавляю:
    УМ, СОЗНАНИЕ - ИНКУБАТОР для МУДРОСТИ ".
   
   Верхнее - от Моисея Бельфермана . То , что пониже - от меня:
   
    Вот в этом вы весь , Бельферман : ум и сознание " высиживают правду , а ВРЕМЯ - мудрость" , а "ИНКУБАТОР " - для искуственных разведения чего бы там ни было .
   
    Задумайтесь над словом , господин Бельферман . Ставлю вам за фальшь , за душу , за весь зацикленный цикл - жирную ЕДИНИЦУ! "
   
   И как это ему удаётся ? .. Стирать с сайта мои мелкие замечания по-существу вопроса , и затирать-втирать, в разверзшие хляби Никудыкинного болота, бедного Автора , в смысле , хронически безденежного ?..
   
   У меня ж всё по полочкам разложено , по рюкзачкам распихано , в блокнотиках зафиксировано , и в памяти компьютерной занесено , да на разных сайтах разбросано ... Неужели вы , господин Бельферман , настолько глупы , что не учитываете это ...
   Как же вам отвечать по многим пунктам , которые вы мне задали на ФОРУМЕ СВОЕГО ИМЕНИ , если вы , неугодное вам , просто стираете?!.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта