Я бегу по арене. Последний круг. Вскакиваю на барьер под визг грохнувшего цирка. Ага, пузан, и ты смеёшься! Бегу, бегу, бегу. Подхватываю налету отвалившийся нос, втыкаю его на место. Бегу только по кругу. Как бежит уставшая, битая кнутом цирковая лошадь – с выпученными от горя глазами и фыркая от наглости дрессировщика. Барьер разомкнут, и зал ожидает моего падения, но тут Витяня - униформа, с совком и веником - наклоняется к несуществующей бумажке, подставляя мне спину. Опять отлетает нос, опять ставлю его на место и, широко расставив руки, кричу всему миру: «До свидания, дяденьки и тётеньки!». И вылетаю с арены, зная, что цирк стонет от хохота. Осталось найти в себе силы выйти на поклон. Прилепив нос ко лбу и не обращая внимания на искрящийся шар в центре манежа, выскакиваю и кланяюсь, якобы ударяясь головой о дно ненавистного манежа и подбрасывая тонны стружек. Зрители воют. Ага, пузан аплодирует стоя. - Славик, - это я уже за кулисами, директору цирка, - там пузатый в ложе, не Борька Каган? - Он, только прилетел, не успел тебе сказать,- отвечает тот, приподнимая руки. – Ты, чучело, посмотри на себя! Грим потёк, - и он протягивает мне салфетку. – Выпьешь чего? - Портвейн. Я захожу в уборную, выбрасываю в бак Славкину салфетку. Стираю комком ваты грим с лица, чищу растворителем гуттаперчевый нос и наношу на него слой клея: следующий выход через три часа, и клей должен схватиться. Вбегает Валентина, целует меня: «Бегу, бегу, до выхода пять минут!». Я автоматически прощупываю у неё сзади на пояснице, под трико металлическое кольцо. - Карабин проверь, - говорю ей, покосившись на фиолетовый шар. - Не волнуйся, всё хорошо, - и смотрит на меня взглядом опытного психиатра,- ты увидишь. Послушай, не ходи в «Салон» сегодня, а? - Каган приехал. - Тогда – поешь, обещаешь? Там сосиски вкусные. - И убежала. Снимаю пушистый пиджак, стаскиваю с себя всё остальное и, пройдя насквозь через шар, я проделываю это уже дней десять, тщательно, до боли мою лицо с мылом, вытираю насухо, смазываю легким кремом и, повернувшись назад, вздрагиваю от неожиданности, увидев сидящего в кресле с драной обивкой Борьку Кагана. - Я стучал, - говорит он. - К маме приехал, или – как? (Жму руку, целуемся.) - Ты чего? Мама уже два года со мной. - А, да, забыл... Как она там? - Ничего, спасибо. Болеет, знаешь, возраст, да и привыкнуть не может. (Пауза) Извини, не мог я тогда сюда прилететь. В Японии контракт подписывал. Ты их знаешь: труппа «Самураи». А сейчас – по твою душу прилетел. - Так я больше под куполом не работаю. - Знаю, Славик сказал. - А-а-а, Славик… - Слушай, а ты почему в центре арены не работаешь? Удобней же, и зрителям лучше видно? (Помолчали…) Курить – можно? Я кивнул головой, оделся, расчесал влажные волосы. Её расческой. Достал папиросу, выдул из неё табак в ладонь, добавил немного плана, засыпал опять в мундштук, вставил комочек ватки и протолкнул смесь палочкой для грима в глубину беломорины. Закурил. - Хочешь? Борька отрицательно покачал головой. - Чего это вдруг? Ладно, вижу, ты отошел немного. Поговорить приехал. Рассказывай. Как это... могло... всё… Я ни с одной собакой не говорил об этом, ни сейчас, ни раньше, но Борьчику – грех не рассказать: друзья мы, с детства. Вместе в цирковом учились, работали вместе. Пока он не уехал в свою Канаду. «Ладно,- подумал я,- кому, как не ему». - Сорвалась, - запнулся, - она. - Каким чёртом? Что – лонжа лопнула? - Нет, ты же знаешь меня, всё проверил. (Пауза) Карабин. - Ой, ладно, не забрасывай. А защелка? - В порядке оказалась. - А сетка, - заорал Борька,- что скажешь, дырявая была? А сетка? - Ты знаешь, я перед этим сальто, как всегда, сзади стоял, лично карабином щёлкнул и подёргал. Как всегда. Похлопал её по попке, посчитал до семи, как всегда… Я задержал дыхание: крепкий табак, чёрт, аж слёзы на глазах! - Ну?.. - Всё было нормально, захлопали внизу бешено. Потом Гога прилетел. Принял я его. Он посчитал, хлопнул меня, и я пошёл. Сделал сальто, ну, которое ты любишь, прилетел на мостик. Всё нормально. Толик улыбается, всё нормально было. Понимаешь? Как всегда. Она посмотрела на меня и, как всегда, сказала: «Лечу, прощай» и, подпрыгнув, ушла влево. Через секунду лонжа отлетела, коряво так, волной. Мне аж дурно стало. Я на канат и вниз… - А сетка!? Гамак долбанный? - Вот тут-то вся и штука. Она мимо пролетела и (закашлялся) спиной о пустое кресло. Среда, мало зрителей… - Ничего не понимаю… - Я – тоже. (Покосился на шар.) Послушай, ты здесь ничего не видишь? Необычного… Борька покачал головой и повёл плечами. - Почему ты наверх не идёшь? С ума сошел? Чего сидишь в этом цирке восемь месяцев (От кого узнал? Славик...) почему не едешь никуда? Это – цирк, паря! Что ты тут высидишь? И какого чёрта ты в центре манежа не работаешь, умом поехал? Дрянь куришь… Ну, что скажешь? Всё? - Идем в «Салон», - ответил я. Закрыл свою уборную на ключ, и мы пошли по кругу к служебному входу. Возле конюшни стояли две серые лошади-красавицы. Они положили друг дружке головы на плечи и смотрели куда-то вдаль, думая о чём-то своём. Когда шар докатился до них, те фыркнули, ноздри раздулись, глаза вылезли из орбит. Над служебным входом был стеклянный переход со второго этажа – на первый этаж гостиницы цирка. Однако на дворе было сухо, и мы пошли по асфальтовой дорожке, прямо и чуть вверх к вертушке входа в "приют", - так мы называем это место. Славик встретил нас в дверях «Салона», похлопал меня по спине: «Старик, класс! Вон – столик». Мы расселись, выпили за приезд. - Ты за ним приехал? - спросил Славка, кивнув головой в мою сторону. – Не поедет он никуда, даже если ты ему контракт с «Де Солей» под нос подсунешь. Трахнулся он мозгами: наверх не идет, в центре манежа не работает, начальство не слушает… - Слушай, ты, начальство! Ни хрена ты не понимаешь! Что ты мне в душу лезешь? И послушай, я тебя каждый день вижу, глаза болят. Шел бы ты куда… Дай с Борькой поговорить, он уедет, я его опять пару лет не увижу. Отвали! - Ути-пути, какие мы строгие! Ланно, ланно, - ответил Славка, трахнул свою водяру, потыкал вилкой в салате, выудил оттуда кусок соленого огурца, проглотил, не жуя, и испарился. - Что ты этот джин тянешь вечно: хвоей синтетической за версту несёт? - Уж, лучше, чем твои чернила - бормотуха, как рыжие пятна на потолке… - Боря, понимаешь, лежу ночами, смотрю на потолок, а там две пары лучей пересекаются, крест – накрест. А потом появляются яркие подвижные полосы и, как ластик, стирают те, неподвижные. Как и не было их. (Пауза) Нет, не всё. Нет. Это я убил её: разговор у меня с ней был перед выходом. Не твоё дело, но рассказать больше некому. Я ей говорю: «Я знаю, что ты со Славкой была. Влюбилась, что ли?», понимаешь? А она: «Нет,- говорит, - вовсе нет». «Тогда, зачем это тебе, и как же я?». «Вечером, - говорит, - отвечу». И ушла. Всё. Точка. Нет, погоди, не всё. Я наклонился к Борису и тихо сказал: «Здесь она». - Где? – так же шепотом спросил Борька. - Скажи честно, я похож на сумасшедшего? - Если честно, то – да. Когда не на манеже, ну?.. - Она здесь, всё время рядом, ни на минуту не уходит. Ты, конечно, не видишь шар? Вот. Никто не видит, лошади только. И Славкина кошка. Я месяц после… ну, этого… пластом лежал, так шар – рядом… А как клоуном заделался, в центре манежа стоит. Ничего не говорит. Смотрит только. Уверен – внутри она. А акробатом больше быть не хочу. Почему? (Пауза) Да боюсь я, понял? Очень. Посмотрел на меня Боря своими мокрыми черными глазами, вздохнул. - Ладно... Я тебе контракт привёз. Клоуну. Легенды о тебе ходят. На пять лет. «Циркус Де Солей». Три недели на размышление. А я отснять твоё шоу должен. Пойду – камеры и свет проверю, там еще двое со мной. Он вытер углы губ темно- синей салфеткой, и не положил её на стол, как всегда делал, а скомкал, прямо в комок. Встал. - Если ты еще когда скажешь, что убил её, я эту самую салфетку собственноручно в твой рот воткну. Понял меня? Никого у меня на свете нет, кроме мамы и вас двоих, теперь уже – одного. Так что, - заткнись, понял меня? И не верю, что она тебе со Славкой. Понял меня? Болван такой, дурак. И нечего мне здесь с тобой рассиживаться. В Мельбурне встретимся, болван, дурак такой. Понял меня? Он вытер смятой салфеткой слёзы и быстро ушел. «Галя,- сказал я официантке, - Дай мне сосиску. И картошечки жареной. Валентина наказала». - Что с Борькой-то? – Это голос Славки, подсевшего к столику. – На себя не похож… И чего это вдруг ты меня нагнал? Стыд и совесть потерял, ненормальный. И вообще... давно спросить хотел... какого чёрта ты с Валентиной сошелся? Тогда еще и полгода не прошло. Простить тебе не могу… - Я тебе кое-чего тоже простить не могу. А с Валентиной живу, потому что дружили мы вчетвером много лет, особенно после Борькиного отъезда. У неё тоже – муж умер, когда в Варшаве были. Сам знаешь. Вот и прикипел я к ней. А-а-а…- я махнул рукой, взял вилку, проткнул сосиску, ободрал кожицу и проглотил пару кусков. - Привет, - говорю я подошедшей Валентине, - поешь, вон, картошки. Этот басурман платит. А мне пора. Идём, а? - Куда, это – идём? Ты что – в курсе дела? - Какого – дела? «Идём» - это я не тебе, шучу. Пожелай мне ни пуха, ни пера. - Ни пуха! Помнишь, как в Праге? «Сломай себе шею». Мы заходим в гримуборную. Открываю окно. Запахло черёмухой. Впервые за целую вечность поворачиваюсь к шару лицом: «Как жить дальше? Что будем делать?» Я закуриваю последнюю папиросину. Перед выходом. Голос по трансляции: «Воздушные акробаты Валентина Лаврентьева, Григорий Шалошвили и Анатолий Медведь. До выхода – пятнадцать минут». «Что за чушь, - подумал я, - мой аттракцион – первый». Натягиваю прозрачную майку с наклеенными пучками рыжих волос, брюки, пушистую куртку, накладываю на лицо маску и прижимаю нос. Проверив механизм, надеваю туфли и поворачиваюсь к двери. «Это я, - говорит шар, - я карабин отстегнула. Разве смогли бы мы ту гадость забыть? Или – простить? И я искупила это. Как умела. Эх, жизнь наша бродячая»… И тут меня как током ударило. Улыбнулся и быстро пошел мимо спящих стоя лошадей к выходу на арену. Там на глазах изумленного Славки чуть повернул катапульту влево. Встал на неё и крикнул: «Готов!». Униформа Василий со своим закадычным другом распахнули занавес, свет и гул зала ударили мне в лицо. Я нажимаю пяткой на кнопку и вылетаю на манеж, в самый центр, разбрасывая при приземлении стружки. Правый башмак отлетает под дружный хохот зала, и новый вырастает на его месте. Нос подлетает вверх, и ловя его, замечаю вдруг там, вверху, под куполом, на мостике Валечку - жену мою - и Гогу, делающих мне знаки руками. И я срываю с себя пушистую куртку и начинаю взбираться по упавшему сверху канату, оставляя далеко внизу, на земле, моих любимых зрителей, улыбающегося Славика и счастливого, заплаканного Борьку Кагана. И тогда, держась за канат одними ногами, я широко развожу руки, как бы обнимая весь этот мир, и кричу: «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДЯДЕНЬКИ И ТЁТЕНЬКИ!» 12,2004 |