Месяц и четыре дня Без тебя! Ты слышишь?! Без весёлых нужных глаз, Без любимых нежных рук Вряд ли поднимусь я выше. Скрежет, шорох или стук,- И спокойствия запас – Весь вышел. Я смотрю на чудеса: Полоса Прибоя... Властной жёлтою рукой Разгоняет войско туч Солнце, и, под кайфом зноя, Дарит самый тёплый луч Для души моей больной Тобою. Страстное содержание, рваный ритм, врывающиеся в каждый считанный - пересчитанный без любимой день воспоминания её весёлых нужных глаз, любимых нежных рук — верный признак соответствия жанру (любовная лирика). Находиться на теплом море столько времени без любимой — смерти подобная вещь... Жизнь не в радость, потому что радость - это когда подняться можно выше, только «выше» и может быть радость, а «выше» поднимает только любовь. Душа так истомилась, что любой Скрежет, шорох или стук сводят ЛГ с ума. Первая строфа буквально и нас вихрем закрутила в состояние припадка тоски по любимой. Но Бог милостив: во второй строфе начинаются чудеса. Воспалённое чувство растекается полосой прибоя, мы слышим мерное его колыхание, мощное, вечное, умиротворенное, потому что Солнце дарит излечение. От чего? Конечно, от любовного беспокойства! В приеме умолчания, но явственном строе самого ритма стихотворения — ритма прибоя в знойный летний день, ЛГ вырывается из тисков сомнений, верит, что разлука кончится и он опять продолжит свое восхождение выше! Потому что из пены морской непременно появится Афродита! Стихотворение состоит из двух строф по девять строк, таких же рваных по длине, как и пена прибоя, но столь же прекрасных в своей первозданности! Рифмы простые, но, видимо, единственно здесь возможные. Хотелось бы выделить связку рифм: слышишь — выше — вышел (глагол во 2 л. наст. вр. – наречие — глагол в 3 л. прош. вр.). Ритмическая схема сложная: 10 10 10 1 101 010 10 10 10 1 10 10 10 1 10 10 10 10 10 10 10 1 10 10 10 1 010 Четырехстопный хорей (1, 4, 5, 6, 7, 8 строки) в чередовании с двухстопным ямбом (2 строка) и одностопным амфибрахием (3 и 9 строки). Рифмовка авторская: ААбВГбГВб — замысловатый вариант восьмистишия в зеркальном отражении относительно шестой строки! Звукопись также активно участвует в создании настроения. Первая строфа пронизана нервом коротких звуков — сказал как отрубил! Ты слышишь?! - произносится на октаву выше, с этой строки активно включаются шипящие согласные, строчки читаются на выдохе, с придыханием, с пришептыванием... Во второй строфе, вместе со сменой настроения ЛГ, меняется и ассонанс. Он теперь протяжный: -а, -ю, -оя, -ой, -ою, -яет, -о. Аллитерация становится тверже и четче, как и уверенность ГГ. Разлука и чудеса, ее преодолевающие – замечательное стихотворение о любви! |