Вчера улетали... Вчера улетали гуси, А журавли сегодня - В бездонном воздушном русле, Где облачны склоны, сходни, - Как лодка, бурунным клином Свой след на воде оставив, И криком прощаясь длинным На пасмурной переправе... Перед нами — элегичная, глубоко символическая, пейзажная миниатюра. Восемь недлинных строк, последнее «прости» на переправе - аллюзия прощания с быстротечной жизнью. Переправа пасмурна, и это вполне естественно, поскольку переход не может, по определению, сопровождаться иным чувством, нежели тоской об ушедшем и отчаянием в ожидании неизвестного... И это, чисто по-человечески, близко и понятно. Летят перелетные птицы, разные, и, видимо, ЛГ особенно близки журавли, потому что упоминание их во второй строке сопровождается экспрессивным надломом, мы эту строку, буквально, с напряжением выдыхаем, что провоцируется сбоем ритма, который, сорвавшись здесь, далее вновь входит во взятый размер. Видимо, ЛГ овладевает собой, смиряется с земным уделом и продолжает разговор. Но журавли внимание привлекли... И — пронзает: в стихотворении гармонично соединены стихии воздуха и воды, мужская и женская, и даже выбор видов птиц — участников переправы, напрямую связан со стихиями. Гуси — водоплавающие — женская стихия. Журавли — мужская... Мастерский прием умолчания дополнительно способствует сопереживанию. Ведь только герои сказок «жили счастливо и умерли в один день». Птицы летят по бездонно(му) воздушном(у) русл(у) (метафора маршрута перелетных птиц) среди склонов и сходней облачного рельефа, а их длинный прощальный крик не менее поэтично сравнивается с бурунным клином лодки на воде. Дополнительно воссоздается птичий клин в небе, завораживающий взгляд. Монтаж усиливается шумом крыльев, который мы слышим в ассонансе протяжных гласных О и У, аллитерации шумных С, З, Ж, Ш, Щ, Ч, В, П. Все это способствует созданию пронзительной щемящей картины, которая надолго остается в памяти. Стихотворение состоит из восьми графически неразделенных строк, из четырех тематических строф-двустиший: гуси — журавли; воздушное русло; след лодки; крик на переправе. Рифмовка перекрестная АБАБ с женскими окончаниями. Рифмы ассонансные, даже неточные, но полноценному восприятию стихотворения не это мешает. Можно отметить рифмы сегодня — сходни (наречие - существительное), клином — длинным (существительное - прилагательное). Размер трехстопный. Ритмический рисунок сложный: 01001010 Ритмическая схема позволяет толковать размер как амфибрахий с подрезанной последней стопой (придает экспансивности): 010 010 10. Во второй строке пропущен первый слог первой стопы. |