Его отливали последним, и олова немножко не хватило, но он стоял на своей одной ноге так же твердо, как другие на двух; и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех. Ханс Кристиан Андерсен. Стойкий оловянный солдатик Гражданская лирика в творчестве Рустама Карапетьяна занимает одну из ведущих позиций. Все значимые события окружающего мира не только находят отклик в его поэзии, но и позволяют взглянуть на происходящее как бы изнутри, свежим, полным участия и понимания, взглядом. Стихотворение «Здесь когда-то был маленький город» http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=328349&pid =0 рассказывает нам о войне, современной, гражданской, согласуется по дате написания (2014 г.) с трагическими событиями на Украине. Написано верлибром, приемом кольцевой композиции. Центральная часть – ретроспекция, охватывает два периода — детство ЛГ и недавние события. Описание их исполнено графически симметрично, по семь строк в каждом. Экспозиция (две строки) погружает нас в прошлое: Здесь когда-то был маленький город С асфальтом расчерченным мелом. Следующие семь строк – завязка – рисуют картину безоблачного детства, всем знакомую игру в классики: А дети скакали, кто на правой, А кто на левой ноге, И толкали разбитую битку. Дети увлеченно играли, прыгая на одной ноге, свободно выбирая правую или левую, кому как удобно. После глагола в прошедшем времени был в сочетании с неопределенным местоимением когда-то (дополнительно усиленные последующей инверсией), словосочетание «разбитая битка» из однокоренных слов, буквально выбивает нас из безмятежного детства, обнаруживая конфликт завязки. (Приставка раз- образует слова со значением наивысшей степени проявления качества – раз-битая (Викисловарь). Но тогда еще можно было Так просто попасть на солнце Прыгая на одной ноге. Надо лишь хорошенько прицелиться И ещё не упасть по дороге В детстве солнце (символ цельности, счастья, сердца) было таким достижимым! Но достижимым лишь при соблюдении определенных правил: прыжки на одной ноге, точный прицел, умение не упасть. Вторая картина – развитие действий и кульминация – показывает в сюжете уже конкретных детей, товарищей по игре: Серегу, Нинку, Наташку. Зорче всех был Серега, Который поступил в медицинский. Он шел с ведром за водой, Когда его снял обкуренный снайпер. Нинка успела свалить в деревню. А Наташка пропала без вести После ночной бомбежки. Вся картина пропитана отчаянием и беззащитностью граждан перед произволом наемников (обкуренный снайпер – в регулярной армии подобная ситуация, по определению, невозможна). Медицинский вуз четко встраивается в заданный ассоциативный ряд неозвученной хирургической специализацией, необходимой в условиях войны. Пустое ведро – идиома несчастья. Параллелизм зорче – снайпер подчеркивает безысходность граждан как заложников ситуации. Лишь Нинка успела спастись. Рассказ о Наташке – ночная бомбежка — кульминация драматического события. В развязке (четыре строки) мы неожиданно попадаем в настоящее время: Сейчас на разбитом асфальте Еле видны осколки разбросанных цифр. Цифры... уже, сами по себе, абстрактный предмет, а осколки разбросанных цифр окончательно вводят в мир абсурда. Ибо как еще воспринимать происходящее... В двух последних строках (предугадать это было совершенно невозможно) появляется ЛГ, от имени которого и велось повествование. Четырьми значимыми словами мастерски дан портрет-впечатление уцелевшего, покалеченного участника событий. Одна нога – лейтмотив стихотворения – отсылает к сказке Андерсена, костыли возвращают в беспощадную действительность, форменная одежда – солдатик – говорит об изменениях в социальном состоянии общества, которое уже нельзя назвать благоденствием. Вспоминая, как и пытаясь что-то разглядеть, понять, мы всегда непроизвольно прищуриваемся: На костылях одноногий солдатик Щурится на полустертое солнце. – вглядываясь в то, что еще недавно было живым, целым, счастливым, а теперь оно – полустертое солнце. В мире, где все рушится на глазах, где даже солнце разбивается на куски, опереться остается только на веру. На веру, живущую в сердце, которое, единственное, остается, потому что любит и помнит, потому что должно жить, стойко перенося судьбу, ничего не выбирая. |