Если бы Федя не прощал своей Клавке ее маленькие недостатки, он не смог бы так наслаждаться с ней всем остальным. Вот он и прощал ей ее же недостатки, а остальное, как он считал, дело житейское, – прощай, не прощай, все едино жить вместе. - Прощай, - однажды попробовал сказать ей Федя. - Не прощу, - ответила Клавка, и осталась при нем. Из этого ничего хорошего не вышло, потому что все хорошее всегда оставалось при них. И они жили вместе, – он, со своими «скудными достатками», а она, со своими маленькими недостатками. Федя иногда сомневался, и считал, что недостатки у Клавки не только маленькие, а есть и побольше, но он никогда не говорил ей об этом, потому что знал, что сомневается, что знает. - Когда я сомневаюсь в чем-то, - говорил Федя, - я знаю, что чего-то знаю, но сомневаюсь. Он мог подумать о ней что-нибудь такое, в чем сомневался, но не думал. - Ты не думай, - сказала ему Клавка, когда он застал ее на коленях у турка, - это мои, если хочешь знать, достопримечательности. - Ты, наверное, хотела сказать достоинства? - сказал он, - а подобные достопримечательности – это наследие, доставшееся нам из доновоэрных времен, когда женщины вот так позволяли себе сидеть на коленях у мужчин. - Чтоб ты и не сомневался, но ты ошибаешься. - Может быть, ты думаешь, что я должен сомневаться, и не верить своим глазам? - спросил Федя. - Это не то, что ты думаешь, - сказала она. - А о чем я могу еще думать, если уже и сам не знаю, что думать? Вот он и сомневался, когда увидел ее на коленях, потому что знал, что делают на коленях в таких случаях другие, но не Клавка же? Очевидно, есть, наверняка есть у нее и большие недостатки, - думал он, - но они, наверное, такие большие, что не умещаются в объеме моего сознания. Их поэтому и не видно, что они всегда за пределами поля моего зрения. Ну, и пусть, - думал он, - стоит ли ломать себе голову над тем, чего не видно? В общем, Федя сомневался, потому что знал, что чего-то знает. - Когда я знаю, - говорил он, - то чего-то сомневаюсь. Турок, как ни старался разобраться в том, о чем они говорят, так ничего и не понимал. Клавка чего-то говорила, сидя у него на коленях, а Федя не понятно чего-то возражал. Турок же, понятное дело, ни чего не понимал, и сидел молча. А Федя думал, что он даже возразить толком не может, потому что знал, что сомневается, и поэтому не может сказать об этом. Но скорее всего Федя не мог сказать Клавке о том, в чем сомневался потому, что знал, что любит ее, и не сомневался, что она тоже любит, и знает это, но сомневается, а может, и нет. - Кто ее знает, я и сам сомневаюсь, - думал он. Так всегда думал Федя, когда на коленях у него сидели Клавка номер два, или Клавка номер три. Он любил их усаживать на колени, но по очереди, и петь разные песни, но по частям. Потому что всю песню, от начала до конца, он никогда не помнил. «Дело житейское, и опять же все путем», - думал он. Эд Гемадзе |