– Сынок, к тебе Андрейка пришел, – сказала мать. – Ждет, не раздевается. Иди… – Сейчас. – Ответил Саша. Сложив учебники и тетради, он вышел из комнаты. – Санька, привет! – сказал Андрей. – Пошли на улицу. Снега намело – ужас! Школьный забор можно перешагнуть. – Да ну…, – протянул Саша. – Что там делать? – Придумаем что-нибудь, – сказал Андрей. – Снег глубокий. Ходы пророем или в пан – гору будем сражаться. – Ага, поиграем, – засомневался Саша. – Иван Семеныч поймает. Вот уж, радости будет! – Не дрейфь, Саня, – махнул рукой Андрей, – он же старый! Не успеет догнать. – Опасно там играть, – сказал Саша, – теплица рядом с горой. Кувыркнешься и залетишь внутрь. – Пошли, – стал уговаривать Андрей, – ничего не случится. Мальчишки дожидаются. Собирайся… Саша оглянулся на мать и нерешительно спросил: – Мам, я немножко погуляю? Ребята зовут. – Иди, но не задерживайся, – ответила она и кивнула в сторону окна. – Опять метель началась. Долго не бегайте, простудитесь. – Хорошо, мам, – сказал Саша и, одевшись, быстро пошли с Андреем на улицу. – Ух, ты! Ветер с ног сбивает. И, правда, что забор занесло. Вот так сугробы! Вон и Рыжик с Вовкой на горе толкаются. Побежали… Проваливаясь в глубокий снег, они добрались до забора, перевалились через него и полезли по склону горы, которая находилась рядом с теплицей. – Эй, ребята, – крикнул Саша, – как будем играть? Я с Андрейкой, а вы против нас. Согласны? – Не-а, – шмыгнул носом худенький мальчишка, Володя. – Мы проиграем. Я буду с Андрюхой, а ты с Рыжиком! – Ишь, чего захотел! – Саша толкнул соседа. – Привык всегда за чужую спину прятаться. – Что толкаешься? – Володя ударил в грудь Сашу. – Как дам разок, так с горы слетишь! – Попробуй, – Саша хотел броситься вперед, но Володя сорвал с него шапку, размахнулся и забросил ее в снег, а сам отскочил в сторону, съехал с горы и рассмеялся. – Здорово обманул тебя! Можешь искать свою тюбетейку, а я домой пошел. Вот так! – Ну, Вовка, если поймаю, получишь. Понял? – Ха, напугал! Я из дома не выйду, а будешь приставать, папке пожалуюсь. – Ухмыляясь, сказал Володя и направился к забору. – У-у-у, поймаю! – пробормотал Саша, прикрывая лицо воротником, стал пробираться по снегу к теплице. Укрываясь от ветра, он медленно брел, увязая в сугробах чуть ли не до пояса. Преодолев последние метры, схватил шапку, отряхнул и надел, чувствуя, как замерзла голова, и только хотел пойти назад, как донесся голос Андрея: – Беги, Санька, беги! Иван Семеныч поймает… Оглянувшись, Саша увидел, что к нему быстро приближался учитель по труду: высокий хмурый старик, которого ученики опасались за грозный вид и строгий характер. Саша заметил, что ребята перепрыгнув забор, скрылись за углом дома и понял, что не успеет убежать за ними, и остался на месте, думая, как его отведут к директору. – Ах ты, озорник! – учитель ухватился его крепкой рукой. – Почему балуешься возле теплицы? – Я…. Мы…. Я к вам шел, Иван Семеныч, – растерявшись, сказал Саша. – Зачем? – продолжая держать, спросил учитель. – Что тебе надо? – Я…, – запнулся Саша, – спросить хотел. – О чем? – Можно вам помогать в теплице? – сказал Саша. – Помогать? – Иван Семеныч взглянул из-под густых бровей. – Откуда такое рвение к работе? – Мне видно, что вы бываете в теплице, – заторопился Саша и показал на свой дом. – Вон, наше окно на втором этаже! Я уроки учу и наблюдаю, как вы что-нибудь делаете. Брат рассказывал, что в теплице много интересного, цветы растут… – Брат? Как его зовут, и в каком классе учится? – спросил учитель, отпуская воротник. Саша вздохнул с облегчением, поняв, что ругать не будут и к директору не поведут. – Славка Волченков. Он в 8 – а учится, – сказал Саша. – Знаю-знаю. Хороший парнишка, – качнул головой учитель, – трудолюбивый. – Нас мамка всему научила… – И с ней знаком, – перебил он Сашу. – Правильно делает, что приучает. В жизни все пригодится. Ну, пойдем со мной. Вижу, что стоишь и мерзнешь. Выбравшись из сугробов, они направились в теплицу. Учитель расспрашивал о семье, а Саша рассказывал, замечая, как внимательно слушал Иван Семеныч. Сейчас он уже не казался грозным, как раньше. Лицо, испещренное морщинами, поблекшие, но пытливые глаза, хмурная насупинка на переносице, большие мозолистые ладони с черной каймой ногтей на узловатых пальцах – это все придавало ему вид хмурого, недовольного человека. За разговором Саша не заметил, как они подошли к входу в теплицу. – Проходи, – сказал учитель, пропуская его в тамбур. – Сейчас вторую дверь открою, и спускайся по лестнице. Не поскользнись – упадешь. Теплый влажный воздух охватил Сашу, когда он вошел внутрь. Пахнуло сырой землей, словно после дождя, чем-то пряным, какими-то незнакомыми запахами. Не удержавшись, он громко чихнул. – Что, – хохотнул учитель, – непривычно? Ничего, пройдет! Сейчас включу свет и покажу свое хозяйство. Раздался щелчок и, засветились, засияли яркие лампы, заставляя Сашу зажмуриться. Послышался еще один щелчок, и донеслось какое-то тихое жужжание. Приоткрыв глаза, Саша увидел, что стоявшие в середине теплицы многоярусные металлические пирамиды медленно крутятся. – Иван Семеныч, а зачем они вертятся? – спросил Саша. – Затем, чтобы свет равномерно их освещал, – сказал учитель, добродушно улыбнувшись, – тогда семена взойдут одновременно, и рассада не будет болеть, а станет крепкой, и урожай хороший соберем. Сними пальтишко, ботинки. Пусть просохнут. Вон, надень тапки и подойди, погляди. Торопливо разувшись, Саша подошел к пирамиде. Заглянул под нее, чтобы узнать, как она крутится, потрогал влажную землю, кое-где проклюнувшиеся, маленькие, бледно-зеленые росточки и, обернувшись, увидел на длинных стеллажах, что стояли вдоль стены, большие красивые розы. Невольно посмотрел на окно, за которым бесновалась метель, и снова перевел взгляд на цветы. – Ух ты, красотища! – сказал он, кивнув в сторону улицы. – Даже не верится. Там зима, а здесь, как в лето попал. Здорово! – Поэтому и гоняю ребятишек – озорников, чтобы случайно стекло не разбили, – сказал учитель, – тогда все может погибнуть. Видишь, везде висят термометры? Для того чтобы в теплице была постоянно одинаковая температура. У меня и помидоры с огурцами растут, и всякие растения экзотические. Пошли, покажу… Саша рассматривал многочисленные стеллажи, где на одних только всходила рассада, на других цвет набирала, на третьих были созревшие помидоры и огурцы. И повсюду висели таблички с названиями сортов. Он хмыкнул и ткнул в одну из них: – Зачем они нужны? Помидор и есть – помидор. – Не скажи, – ответил Иван Семеныч. – У каждого сорта свой вкус, запах. Одни для еды, другие для солений и салатов. А теперь взгляни на это… Саша повернулся, и непроизвольно присвистнул. Между пирамидами, упираясь в стеклянную крышу, росло что-то непонятное с огромными листьями, под которыми можно было спрятаться. – Что за дерево? – спросил Саша, разглядывая толстый ствол. – Ошибаешься, – рассмеялся учитель, – это трава. – Брешете, – недоверчиво сказал Саша и быстро поправился. – Извините, обманываете. – Почему? – расхохотался учитель, глядя на смущенного Сашу. – Мне присылают семена со всех концов нашей страны и даже из-за границы. Они дороже золота… – Правда? – перебил Саша. – А можно посмотреть? – Ну, ладно, – сказал учитель, – покажу свой клад. Он протиснулся между стеллажами, подошел к массивному сейфу, и со скрипом отворил дверцу. Саша заглянул внутрь, где лежали на полках стопки пакетиков с надписями. Взял один. Раскрыл. Высыпал на ладошку с десяток семян и спросил: – Золото? Ха! – он махнул рукой. – Такими бабульки торгуют. Сам видел. Меня не обманешь! – Ну, Фома Неверующий! – кашляя, засмеялся учитель. – Не каждый в них разбирается. У меня мыслишка в голове давно крутится. Потом скажу, а сейчас еще покажу, что задумал. Может, что-нибудь посоветуешь, одному тяжеловато с хозяйством справляться. Они направились в дальний конец теплицы. Иван Семенович показывал и рассказывал о растениях, овощах, фруктах, каких-то травах с незнакомыми интересными названиями. Саша увлеченно его слушал, изредка задавая вопросы, на которые учитель старался подробно и доходчиво ответить. Вдруг Саша наткнулся на руку Ивана Семеныча, стоявшего на краю котлована. – Все, пришли, – сказал учитель. – Знаешь, что я хочу тут сделать? – Не-а… – Большущий аквариум с редкими рыбами. Посмотрев вниз, Саша перевел взгляд на учителя. – Какой-то странный. Аквариумы стеклянные, с подсветкой, как у нас был, а тут, словно в погребе. Кто увидит ваших рыб? Им воздух нужен, вода свежая, а как здесь менять? Ведрами таскать, да? – он звонко рассмеялся. – Нет, не получится. – Я все продумал, – сказал учитель и ткнул узловатым пальцем. – Там будет слив, тут я сделаю в стенах отверстия для подводки свежей воды, и поставлю насосы, чтобы воздух закачивали. Понял? – А подсветку? – хитро сощурился Саша. Иван Семеныч взглянул на яркие лампы, опять посмотрел в котлован и вздохнул: – Да, это я упустил. Размечтался, а главное забыл. Что посоветуешь, Саша? Саша гордый, что к нему обратился самый строгий учитель, присел на корточки и, стал рассматривать будущий аквариум, не замечая, как стоял позади Иван Семенович и добродушно улыбался, наблюдая за ним. – А если стенки сделать из стеклянных кирпичей, какие мы видели на стекольном заводе, когда были на экскурсии? – сказал Саша. – Они же свет пропускают, а сзади них поставить лампы. Нормально? – Молодец, – похвалил учитель, – а я не сообразил. Вот голова садовая! Невольно оглянувшись, Саша пожалел, что рядом с ним нет друзей, которые услышали бы, что сказал Иван Семеныч. – А-а-а, ерунда! – махнул он рукой. – Можно много придумать, если тут заниматься. – Вот-вот, – подхватил учитель, – я и хотел узнать, будут ли ребята ходить, если создам кружки? – Конечно! – сказал Саша. – Что за кружки будут? – Разные: овощеводческий, цветоводческий, по рыбоводству, птиц разведу в вольерах, дендрологический… – Какой? – не понял Саша. – Дрынь…, дринь… – Дендрологический, – повторил Иван Семеныч. – Что в нем делать? – заинтригованный названием, спросил Саша. – Как бы тебе объяснить…, – сказал учитель. – Школьный сад хорошо знаешь? – Еще бы! Каждый год в нем отработка идет, а что? – Мечта есть у меня. К деревьям привить разные сорта не только яблок, но и груш. Представь себе – стоит яблоня, а на ней растут и ранетки, и белый налив, и башкирская красавица, и груши. – Здорово! – воскликнул Саша. – Я бы пошел в этот кружок заниматься. – Вот и приходи с ребятами, – сказал учитель. – Лучше полезным делом заниматься, чем без пользы шляться по улице и хулиганить. Буду вас ждать… Долго еще рассказывал Иван Семеныч о работе, планах, мечтах. Потом взглянул на окно, где уже начало темнеть и спохватился. – Эх, заговорил тебя! Беги, одевайся. Дома, наверное, потеряли. Я сейчас подойду. Саша надел пальто, обувь, сдвинул на затылок шапку и увидел, что подошел учитель со свертком в руках. – Держи, Сашок, – сказал он. – Маме передай. Слышал про вашу семью. Все знаю. Не помни, пока несешь. Там огурцы и помидоры. Ну, беги. Завтра жду… Попрощавшись, Саша выскочил на улицу, повторяя про себя название кружка. Пробежал по дорожке. Перевалился через забор. Направился к подъезду и, распахнув дверь, столкнулся с ребятами. – Что, Санька, попало от директора? – загомонили они. – Мамку вызовут, да? Оштрафуют, наверное… – Мальчишки, подождите, я сейчас вернусь, – улыбаясь, сказал Саша, и побежал по лестнице. – Не уходите! Такое расскажу, что упадете. Открыв дверь в квартиру, Саша крикнул: – Мам, мам, иди сюда! Держи… – Что здесь? – спросила мать, забирая сверток. – Вари картошку. Там помидорки с огурцами. Я был у Ивана Семеныча. Он гостинец передал. Сделай салат, хорошо? Завтра начинаю в кружке заниматься. – В каком? И в этот момент Саша понял, что не запомнил название. Задумавшись, он нерешительно произнес: – Дрынь…. Дринь…, мам, забыл! Ну, где на одном дереве растут яблоки и груши, так говорил учитель. Потом вспомню, а сейчас я к мальчишкам сбегаю. Им расскажу, что Иван Семеныч будет нас ждать. Ладно, мам? – и выскочил, захлопнув дверь… |