1. Артур включил диктофон и заговорил тихим спокойным голосом. Он был один, и никто не помешал ему выплеснуть наружу то, что тяготило душу – тревожно-ностальгические мысли, которые не давали покоя ни днём, ни ночью. Красивые звучные возвышенные слова одно за другим слетали с его губ и посредством микрофона ложились ровными размеренными строками на экран мини монитора. Это были стихи – прекрасные в своей обнажённости и простоте рифмованные яркие образы, заключённые в чудесную стихотворную форму… Прошло немного времени - накал страстей уменьшился, восторженный блеск вдохновения в глазах поэта угас, а электронная память старинного телефона, который он держал в руках, зафиксировала чудесную поэму, одну из многих, написанных им за последние годы. Немного успокоившись, Артур скачал своё творение в почти бесконечную по объёму электронную память чипа, изобретённого полсотни лет назад и вживлённого за эти годы в голову каждого цивилизованного человека. Теперь его стихи стали достоянием миллионов людей - всех, кто интересовался современной поэзией. Дело в том, что эти чипы, расширявшие возможности человеческого мозга, кроме всего прочего позволяли людям общаться и обмениваться информацией на любом расстоянии. Наш герой прибыл на Землю недавно. Последняя экспедиция на Марс спасла его, умирающего, чудом выжившего среди руин разрушенного астероидом поселения первопроходцев, которое было основано ещё на заре эры космических путешествий. Тогда десять человек, десять отважных героев были посланы на красную планету, чтобы подготовить плацдарм для строительства небольшого подземного городка. Примитивная техника тех далёких лет не давала людям возможности вернуться назад, на родную Землю. И лишь тоненькая нить радиопередатчика связывала смельчаков с оставленной ими прекрасной, близкой их сердцам планетой, на которую были направлены антенны радиостанций и ностальгические мысли отважных первопроходцев. Ужасная война на Земле отсрочила последующие экспедиции, и марсианская колония надолго оказалась отрезанной от человеческой цивилизации. Родились и выросли дети первопоселенцев, затем внуки. Артур был представителем третьего поколения, которое никогда не видело своей прародины, прекрасной голубой планеты. С детства у него была страсть к стихосложению. Ему нравилось плести чудесные узоры из обычных, ничем не примечательных слов. И люди, немногочисленные обитатели колонии, ценили в нём этот дар, с удовольствием заучивая его талантливые, находящие кратчайший путь к сердцам поселенцев строки. 2. Спасательная экспедиция запоздала, и к её прибытию среди руин поселения осталось в живых лишь трое. Спустя несколько месяцев Артур вместе с товарищами был доставлен на Землю, где за прошедшие столетия произошли значительные изменения. Технология установки микрочипов в человеческий мозг совершила революцию в сфере воспитания, образования и всех видов подготовки подрастающего поколения. Школы были ликвидированы за ненадобностью. Начиная с семилетнего возраста, детям вживляли в головы чипы, с помощью которых молодёжь получала необходимые знания, навыки и даже зачатки опыта, насколько это было возможно. Так формировалась цивилизация, которая действовала слажено и быстро, будто муравьи, осваивая нашу древнюю голубую планету. Духовные запросы населения, как и многое другое, были учтены – воспитывались люди-артисты, люди-писатели, люди-поэты. Нелегко запрограммировать творческую личность. Но энтузиасты взялись за дело, и с математической точностью рассчитали размеры, рифмы, стили и многие другие нюансы поэтического ремесла. «Зашитые» в чипы, эти знания вкладывались в головы всех без исключения молодых поэтов. Стихи у них получались безукоризненно чистыми, красивыми, элегантными. Но почему-то поэзия эта совсем не пользовалась популярностью. Люди отказывались читать стерильно-правильную лирику, элегии и оды. Почему? Ответ на этот вопрос был утрачен, так как стихотворцы без чипов в головах давно отправились в мир иной, и некому было осмыслить происходящее. Самое ужасное заключалось в том, что даже учителя от поэзии не понимали, что движутся по замкнутому, навсегда установленному кругу, выйти из которого было просто невозможно. Действуя по правилам, земные врачи вживили вездесущие чипы спасённым "марсианам", но их интеллект был сформирован естественным образом, помимо всеобщей земной чипизации. И маленькое электронное дополнение к мозгу лишь радовало всех троих своими необычными возможностями, никоим образом не повлияв на их умственные способности. 3. Стихи Артура расходились среди землян с поразительной быстротой. Люди, изголодавшиеся по живому человеческому слову, заучивали их, пели его песни, использовали крылатые фразы в разговорной речи. Молодой поэт собирал огромные аудитории восторженных поклонников, стремившихся вживую увидеть и услышать своего кумира. Ведь кроме всего прочего, в глазах землян он был героем, первооткрывателем во многом всё ещё загадочной далёкой красной планеты. Зависть свойственна человеческой натуре. Тем более – зависть к тому, чью гениальность мы постичь не в состоянии. Земные стихотворцы ополчились против Артура. Председатель Союза Поэтов объявил его творения отступающими от классических канонов, низовыми и не достойными распространения. Маститый стихотворец вынес на рассмотрение Мирового Парламента вопрос о запрещении, как он выразился, «грязных стихов марсианского недоучки, написанных ломаным ритмом и извращёнными неточными рифмами». Ведь подобная безвкусица отвлекает людей от весьма важного и нужного обществу созидательного труда. 4. Президент Верховного Совета Земли был обеспокоен происходящим. Петиции и возмущённые выступления поэтов, восторг почитателей таланта Артура – всё это выходило за привычные рамки размеренного существования земного муравейника. - Да, именно муравейника, - ухватился он за ускользающую мысль. – Земное общество всё больше напоминает колонию этих трудолюбивых насекомых. И это очень плохо с точки зрения его развития. Вездесущие чипы в головах землян дают возможность быстрого обучения, но ограничивают умственные способности их обладателей. Без тренировки, без напряжённого поиска, без решения сложных задач человеческий мозг деградирует, деревенеет, и прогресс, развитие общества, движение вперёд замедляется всё сильнее и сильнее, что подтверждается данными статистики… Сомнения по поводу повсеместного внедрения в головы людей искусственных информационных дополнений давно мучили мудрого старца. Силой недюжинного интеллекта он ещё в детстве научился блокировать чип в своём мозгу, и ход его рассуждений, умозаключений был почти свободен от заложенных программами стереотипов. Именно это обстоятельство способствовало продвижению думающего человека на самую вершину власти… - Пригласите ко мне поэта, привезённого последней экспедицией с Марса, - отдал Президент распоряжение секретарю. 5. Когда через несколько часов польщённый Артур сидел напротив, в удобном широком кресле, верховный властитель Земли спросил его: - Скажите, юноша, ведь вы обучались без внедрения в мозг информационных чипов? - Да, конечно, ведь на Марсе их просто не было. - И стихи вы пишете, не пользуясь стандартной информацией… Почему же они так нравятся людям? Артур немного замешкался, но ответ его был искренним: - Наверное потому, что в них я вкладываю свои лучшие мысли и чувства, свою беспокойную неудовлетворённую душу! В отличие от бездушных земных стихов! Старец метнул пытливый взгляд в сторону молодого поэта и кивнул головой в такт своим мыслям: - Именно! Именно бездушных! Затем, придвинувшись поближе к гостю, продолжил заговорщицким доверительным тоном, почти шёпотом: - А знаете, молодой человек, ведь мы с вами, думаю - последние люди на Земле остались. Остальные – роботы, которые всё делают по некогда заложенным в них программам. Вы понимаете меня? Это трагедия, это тихий ужас! Человечество без принуждения, само поставило крест на своём будущем! Мы собственными руками губим наших детей, вживляя в их головы чипы, превращая их в твердолобых роботов! И никто… Никто не догадывается о свершившемся. Поэзия – это только частный случай. Но есть ещё наука, инженерная, рационализаторская мысль, есть другие искусства. Да мало ли где человек может приложить данную ему свыше возможность творить!.. Артур внимательно слушал седовласого старца, и постепенно до него начинал доходить весь трагизм сложившейся ситуации: - Я понимаю! Какой ужас! Человечество совершило роковую ошибку! Нельзя бездумно вмешиваться в промысел Творца! Нельзя менять то, что заложено в нас изначально! Это может привести к крушению, к окончательной гибели цивилизации. Но выход есть. Мы с вами, уважаемый Президент, остались нормальными людьми, ещё двое прилетели со мной с Марса… - И ещё около ста человек на Земле не подвергались поголовной чипизации, - продолжил глава государства. – Надо будет уточнить и подготовить закон, запрещающий установку информационных чипов в головы молодёжи. Со взрослыми, сформировавшимися личностями это допустимо - но осторожно, и только по желанию каждого. - Да, работа предстоит огромная, - вздохнул Артур, - ни школ, ни учителей не осталось. Но мы справимся, я уверен! 6. Нелегко пришлось Великой Сотне единомышленников, которая вернула в нормальное русло развитие человеческой цивилизации. Трудно было воспитывать и обучать подрастающее поколение. Но другого пути у человечества просто не было. Знания и опыт должны добываться ежедневным кропотливым трудом. Только так маленький человек, ребёнок, сможет стать человеком настоящим, способным понять окружающий мир и покорить необозримые просторы Вселенной. Когда не стало старого мудрого Президента, его место занял всеобщий любимец - марсианский поэт Артур, яркие проникновенные стихи которого всегда находили отклик в сердцах избирателей. Именно он со своими друзьями вернул людям радость творчества и кропотливого созидательного труда. Его произведения и его имя были золотыми буквами вписаны в историю нашей планеты. Прошли годы, исчезли с лица Земли поколения бездушных роботов- стихотворцев. Новые песни и новые стихи, написанные молодёжью, зазвучали на обновлённой голубой планете. Но память о первом настоящем поэте Артуре, спасителе человечества, всегда будет жить в сердцах благодарных потомков. |