1 История накопила тысячи, десятки тысяч имён выдающихся деятелей, исторических личностей, великих людей, ведших за собой народы, религии, культуры, мировоззрения и науки. В плеяде всех этих имён и людей есть такие, которые стоят особняком, являясь выдающимися из выдающихся деятелей. К ним относили, относят, и будут относить имя и личность «Потрясателя Вселенной». О Чингисхане написано много, известно немало. Но ещё больше того, что покрыто тайной, неизвестностью, фальсификациями, ложью, домыслами и другими «атрибутами», как правило, сопровождающих великую личность. Одним из таких фальсификаций являлось, бытовавшее в Европе долгое время, да и бытующее сейчас (и не только в Европе), досужее мнение о том, что Чингисхан был лишь варваром, демоническим героем, разрушителем, злым гением, противником культуры и цивилизации и т.п. Но это мнение отчасти было опровергнуто самими европейцами, выдающимися деятелями и учёными. Например, Наполеон в трактате «Мысли» считал себя учеником Чингисхана, многое из военной стратегии и тактики перенял у него и даже признавался: «Я не был так счастлив, как Чингисхан!». Но данное полностью негативное отношение к Чингисхану сохраняется и в наше время. Категорически, односторонне не приемлет позитивное историческое значение деяний чингисова Мухтар Шаханов и другие деятели современности. Масса российских историков и идеологов не признают огромную роль Монгольской Империи в становлении и возвышении Московского царства, а затем и Российской империи. С другой стороны, заметна тенденция чрезмерного преувеличения заслуг этого человека перед человечеством, даже некоторого обожествления его имени, свершений. Так, китайцы считают его основоположником Китайской империи, национальным героем, богом в плоти. Монгольские историки, начиная с Санан-Сецен-Хун-тайджи (ХVII в.), не скупились на дифирамбы и абсолютизирование черт личности Чингисхана, видя во всех их лишь позитив. Но диалектика истории учит тому, что к таким личностям, как Чингисхан, никогда не следует подходить с тривиальными однобокими мерками, этическими оценками, формальной логикой. Надо иметь в виду, что эти личности были востребованы самой логикой истории, являлись тем фактором истории, который мы называем субъективным, без которого объективные изменения исторических событий невозможны. Итак, кто такой Чингисхан? Каково его происхождение? Что нового в истории он совершил? Имеет ли он непосредственное отношение к нам, нашей современности? На все эти вопросы в рамках статьи дать ответ невозможно. Исторических пластов темы мы коснёмся лишь отчасти, поскольку более полные сведения об этом можно найти в многочисленных источниках, книгах и учебниках. Мы же будем придерживаться нетрадиционных взглядов на тему, выдвинем почти сенсационные идеи и гипотезы, коснёмся некоторых исторических тайн, представим свои размышления по проблемам. Актуальность этой темы состоит в том, что историю державы Чингисхана мы должны рассматривать, как предысторию Казахского ханства, Московской Руси. 2 СТРАНИЦЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И БИОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЮРКОЛОГИИ Чингисхан по устным источникам родился в 1155 г. (год кабана). Но эта дата оспорена многими историками (н-р, Л.Н.Гумилёвым), которые доказывают, что он родился в 1162 году. Его полное имя от рождения – Тенгрин Огуйхсен Темучин. После избрания ханом, ему было присвоено титульное имя Чингисхан. Полное прижизненное имя – Делихян эзен Суту Богдо Чингисхан («Владыка мира, ниспосланный Богом Чингисхан»). Умер в 1227 году. Его родословная известна до 12 колен, не считая архиродовых истоков (самых дальних основоположников рода). Отметим лишь самых известных его предков. С самого начала нас поражает одно обстоятельство. Самые дальние предки Чингисхана восходят к подразделу гуннского племени Нирут, от которого проистекают подразделы Хият (кият, киют), а затем – Борижеген («питавшийся волчьим мясом»). Так, что же выходит? Гунны, как уже доказано, являлись пратюрками, предшественниками каганатовских тюрков. Выходит, Чингисхан вовсе не монгол, а тюрок?!? Дальнейший ход анализа склоняет нас к положительному ответу на этот вопрос. Эта тайна имеет принципиальное значение, её уже пытались раскрыть ещё до нас, но мы приводим собственное видение загадки. Продолжим генеалогию… Предок Чингисхана в 12-ом колене – Бориден-чоно. Бориден переводится словосочетанием «от волка» (тюркс.) В этом полном имени мы находим билингву или даже кальку: бориден («от волка», от тюркского слова «бори», волк) и его перевод на монгольский (чоно – волк). Вероятность того, что тюркское имя предка Чингисхана «монголоязычные» переводили на свой лад, очень велика. Пропустив несколько генеалогических звеньев, обратимся к самым близким предкам «Порясателя Вселенной». Прадедом его был Кабул-хан (опять-таки, тюркское имя!). Он был знаменит тем, что в порыве гнева таскал за бороду императора Китая. Братом Кабул-хана являлся не менее известный Котул-хан (с тюркского – «фаллоса сын»). Ныне непристойные имена, выводимые из основы «кот», «кут», «кёт» (фаллос) были в те времена вполне литературными. Для сравнения: Котен (хан кипчаков), Кутуз (султан Египта), Кутузов (династия Кутузовых-Голощёкиных – выходцы из Золотой Орды), Котибар (отец казахских батыров Есета и Бекета Котибаровых). Дед Чингисхана – Батан-багатур. Отец – Есугей-багатур. В одном из своих этимологий я предположил, что слово «багатур» происходит от слова «бука+турк» («быкоподобный, огромный, крупный турок»), что вполне соответствует размерам и силе богатыря. Имя отца Чингисхана, похоже, представляет уважительно-ласкательный вариант имён Есет, Есен и т.п. До сих пор мы так обращаемся к старшим и уважаемым людям: Баке, Саке, Маке, Есеке и т.п. Мать Чингисхана (Олен) была выдающейся женщиной, воспитавшей без мужа (отец Тимучина был отравлен татарами) трёх малолетних сыновей. Братьев Тимучина звали Кайсар (упрямец, упрямый) и Бильгуши (знающий, просвещённый и т.п.). Это также тюркские имена. Кайсар, например, соответствовал своему имени, был неуживчивым забиякой, своенравным человеком, он даже осмелился перечить и выступать против самого Чингисхана. Возможно, это не родовое его имя, а прозвище. На вопрос о том, был ли Чингисхан монголом, отвечали историки того времени. Например, Рашид-ад-Дин, летописец Чингисхана, безоговорочно писал о том, что до Чингисхана слова «монгол» вообще не было, не говоря уже о каком-либо этносе или народе. Впервые слово «монгол» ввёл в оборот сам Чингисхан. Так он наименовал племя Биде – «кёк монгол» (небесные монголы). Это племя в самое трудное время для Темучина помогало ему. Так, что же означает слово монгол? Многие этимологи, на наш взгляд совершенно верно, склоняются к тому, что это не этническое имя, а военный термин: мын или мон (тысяча) + кол (название боевой единицы вообще). Действительно, пра-пра-пра-предками всех «моноголоязычных» родов-племён, включая нынешних монголов, являлись сяньбийцы, «ровесники» тюркоязычных хунну. Ещё в те времена хунну и сяньбийцы смешались настолько, что говорить об этнической чистоте этих этносов не приходится. Тюрки-шато, онгуты и др. этносы – метисы из этого смешения. Но ни в одном из источников, включая китайские, этноним монгол не встречается до появления на сцене истории Чингисхана. Есть ещё один интересный вариант этимологии этого слова: «манги + кол» («вечная армия»). Этот вариант тоже связан с военными пристрастиями Чингисхана, который свою военную организацию ставил намного выше, чем свою этническую принадлежность. …Темучин, сосватанный отцом ещё в 9 лет, женился на Борте. Он имел от неё 4-х сыновей, известных исторических личностей, имена которых тоже вышли из тюркского языка. Вообще, можно привести массу фактов, говорящих в пользу тюркского происхождения Чингисхана, этнической смешанности составных частей его империи. Сведём теперь их воедино. А) Происхождение. Этот аргумент – самый главный и основной. Тюрки-хунну, тюрки-гунну не исчезли бесследно после схода с исторической арены, они влились в состав других этнических сообществ, образовали новые этносы (каганатовские тюрки, эфталиты, тюрки-шато, онгуты и т.д.). Из этого ряда и кияты-борижегены, генеалогический исток Чингисхана. Б) Именослов. Имена предков и ближайших родственников Чингисхана отчасти мы уже разбирали по косточкам. Они все – тюркские имена. То же самое мы находим и в составе имён других родственников, его сподвижников, представителей других родов-племён, некритически отнесённых историками к «отюреченным монголам». Например, имена исторических личностей из племени найман: Буйрек (почка) или Буйрык (приказ), его брат Байбука, сын последнего Кучулук (благодать), Етитуглук (семизнамённый), Бильге (знающий, знаток), Кутбука (предводитель «монголов», точнее найманского войска, разбитого Бейбарсом) и др. Конратовские имена: Менлиеки (мен – родимое пятно, менлиеки – два родимых пятна), его сын, знаменитый шаман Кокчи, его жена Борте. Имя вождя кереитов Тогрул (хищная птица), бывший андой (анд, ант – клятва, анда, анты – поклявшийся) отца Чингисхана. Все эти имена были тюркскими ещё до навязываемого нам историками гипотезы «отюречивания» монголов. Имена сыновей, внуков, сподвижников Чингисхана тоже тюркские. Сыновья: Джочи (Джолчы – путник), Чагатай (Сакатай – крепкий жеребёнок = ребёнок), Угедей (Огтай – стремительный (как стрела) жеребёнок), Тулуй (Толы – пухленький). Внуки: Берке (Береке) – благо, прок, Кубылай (изменчивый), Менке (Манги) – вечный, Арик-Буга (худощавый бык) и т.д. Сподвижники и военачальники: Джельме (вероподобный), Мукали, Боргурчи (Буркутчи – дрессировщик и охотник с беркутами), Джебе (стрела) и т.д. Кстати, настоящее имя последнего – Джиргуадай. Новое имя ему дал Чингисхан. Почему не на монгольском (сяньбийском), а на тюркском? Личное имя Чингисхана (Тимучин) суть китайская транскрипция тюркского имени Темирчи (кузнец, возделыватель железа), поскольку китайцы не выговаривают и не записывают букву-звук «Р». Титульное имя «Чингисхан»… «Хан» (также как и «кохан», «каган» и т.п.) – тюркский титул. Слово же «чингис» не встречается у восточных монголов (сяньбийцев), а в западном диалекте (скорее всего, заимствованное у тюрков) оно означает «крепкий», «сильный». Об этом писал Рашид ад Дин и сами монгольские историки. Зато много переводов его мы имеем на тюркском. Один из вариантов: «Шыгыс» - Восток, Чингисхан – хан Востока (сравни: Батыхан, Батухан, Батыйхан – хан Запада). В). Преемственность политического устройства, мировоззрения, титулов, должностей империи Чингисхана с тюркскими каганатами. В.1. Чингисхан и его подданные, также как и тюрки каганатов верили в Мёнке Кёк Тенгри, что (опять-таки, с тюркского!) переводится как Вечно Синее Небо. В.2. Тотемом каганов Ашина была волчица, род Чингисхана борижеген считал себя потомком Сивого Волка… Отсюда и проистекают масса «человолчьих» имён представителей этого рода, начинающихся с «бори». В.3. Титулы и название должностей в державе Чингисхана будто присвоены тюрками каганатов: хан, кохан, оттегин, кулюк (герой), бильге (мудрый), тудун, кешиктен (от слов кешик, кезек, т.е. смена караулов). В.4. Язык текстов законов и установлений Чингисхана. Эти своды законов «Билик» и «Йасак» («Ясак», «Джасак») Чингисхан диктовал на тюркском языке и записаны они на одном из его диалектов (уйгурском). Билик (знание) и йасак (произведение, предписание, сказание) не только по языку, но и по стилю сильно напоминают обращения тюркских каганов в орхоно-енисейских надписях. Что интересно и почти неизвестно: эти документы Чингисхан сочинял в поэтической форме!!! Такая же форма присуща надписям каганов. Не только эти, но и масса других аргументов склоняют нас к тому, что происхождение Чингисхана можно отнести к тюркским корням, а заодно, чтобы отмести и нелепую версию «отюречивания» таких этических сообществ, как найманы, татары, кереиты, коныраты и т.д. Конечно, в армии и империи Чингисхана были и потомки сяньбийцев (племена хамаг, биде, шивен, ойрат и т.д.), которых сегодня называют монголами. Но они составляли незначительную часть и населения, и войска. Резонен вопрос, тогда почему «отюречились» не эти малочисленные племена, а более многочисленные, которых и назвали «отюреченными монголами»?!? Нелогичность и даже нелепость этой версии налицо. 3 ПОЗИТИВНАЯ РОЛЬ ЧИНГИСХАНА В ИСТОРИИ Этих положительных сторон результатов жизни и деятельности много, попытаемся лишь отметить наиболее важные, да и то тезисно. 3.1. Военная организация А. Дисциплина В этом отношении, пожалуй, никогда в мире не было такой дисциплинированной армии. Она вытекала из строгой организации войска и системы наказания за военные преступления. Даже провинности считались преступлениями, наказания за которые, большей частью, - смерть. Б. Стратегия и тактика Гений Чингисхана состоял в том, что он никогда, ни к одному сражению не подходил догматически. Каждое военное предприятие скрупулёзно и конкретно просчитывалось. Бралось во внимание всё: ландшафт, время года, настроение противника, его боеспособность, слабые и сильные стороны. Достигалось это путём разведданных, широкой сети шпионажа. Только после такого «мониторинга» и сбора информации разрабатывались стратегия войны и тактика сражений, планировались сроки достижения победы. В войнах и битвах использовалось всё, что помогало и способствовало успеху. Это и психическое воздействие на противника путём деморализирующих слухов о непобедимости войска, его тьмачисленности, и использование неожиданных выпадов, совершенно неожиданных для врага ходов и новых тактических находок. Сценарии военных столкновений почти никогда не повторялись, а если и повторялись (н-р, ложные отступления), то всё равно они заставали противников врасплох. Во всех этих войнах, битвах чувствуется и обнаруживается крайне развитое военное творчество, гений авторов и «сценаристов» ратного дела. В. Передовое вооружение, снаряжение, средства передвижения Самым передовым родом войск в то время была кавалерия, а армия Чингисхана была исключительно на конях. Не надо даже говорить, что номады буквально жили на конях: ели, спали, воевали. Как и кагантовские тюрки, монголы имели и тяжёлую, и лёгкую конницу. Причём, конница их намного превосходила рыцарскую кавалерию Запада. Сражение при Лигнице доказала это: рыцари были ошеломлены и опрокинуты тяжёлой конницей монголов. Даже их лёгкая конница, вооруженная копьями-баграми, арканами, курыками (шест для ловли диких коней с петлёй на конце), стаскивала с коней, добивала или утаскивала рыцарей. Снаряжение монголов также превосходила все воинские защитные средства того времени. Даже то, что монголы носили шёлковые рубашки, имело военное значение. Стрела, попавшая в тело, не разрывала такое нательное бельё. Стрела входила в тело вместе с шёлковыми нитями, вытащить которую можно было, не нанося телу особых тяжёлых разрывов и повреждений. По части вооружения, и умения им пользоваться, монголам также не было равных. Натренированные с детства в стрельбе, скачках, рубке, да ещё выносливые и бесстрашные воины, творили чудеса боевых искусств. Кроме традиционных видов оружия монголы довольно быстро освоили штурмовые и стенобитные орудия, катапульты, огнемёты, тараны. Г. Создание школы стратегов и военачальников Ни одна армия мира не выдвинула из своих рядов, причём массово, таких выдающихся главнокомандующих, как армия Чингисхана. Даже его дети, принцы крови, и внуки были самыми славными военачальниками того времени. Покорение Китая и других юго-восточных стран начал Мухали, а закончил внук Чингисхана Кубилай. Последний, построив флот, чуть было не покорил и Японию, но лишь тайфуны и цунами уничтожили этот флот. Субадай, Джебе, Джельме, Буркутчи, Батый, Кулагу, Мёнке и масса других полководцев золотом вписали свои имена в военную историю мира. За всеми этими победами стратегов стоит, конечно же, военный гений Чингисхана. Это он – основатель и военный «академик» этой школы. 3.2. Дипломатия и политико-экономическое управление Известно, что перед крупными военными кампаниями Чингисхан применял дипломатические шаги по отношению к будущим объектам завоевательной политики. В одних случаях это давало ему нужную передышку в бесконечных войнах, в других – «успокоение» потенциальных противников, усыпление их бдительности. С успехом он применял и способы «разделяя-властвования», милости по отношению к покорившимся без войны и, наоборот, жёсткую дипломатию и военную безжалостность к непокорным. Успех его дипломатии заключался и в том, что он освободил от налогов церковных служителей, не отдавал предпочтения к какой-либо из мировых религий. «Мне без разницы, какому Богу верить, лишь бы они помогали мне», - вот его религиозное кредо. Огромная держава Чингисхана функционировала, как часовой механизм. Тому способствовали законодательная система, политика налогообложения, бесперебойная связь, покровительство над торговлей. Законы Чингисхана исключали произвол чиновников и правителей, способствуя тем самым законопослушанию и защищённости граждан. Все были равны пред предписаниями, как равны и перед системой наказаний. Главной основой законов была не жесткость, а справедливость. При Чингисхане налогообложение придерживалось системы тюркских каганов. Налоги, хотя и взимались жёстко, но строго определялись установленными размерами (10%). Здесь также не допускался произвол. Торговцы и купцы были под строгим покровительством государства. Не случайно, что чрезвычайно были редки случаи грабежей и налётов на караваны, убийства купцов. Купцы, как и служители веры, составляли особый слой неприкосновенных профессий. Связь тех времён в державе Чингисхана была поразительна. Известно, что весь мир затем перенял систему почтовых «ям» монголов. Служба почтовых работников была трудной, но одной из самых почётных. Никто не смел, задерживать почту, не обеспечивать её свежими конями. Даже колокольчики на шеях лошадей, являясь нововведением монголов, были предназначены для заведомого оповещения «ямных» работников, для своевременного приготовления свежих лошадей, питания и одежды для почтовиков. Широко была поставлена и служба «голубиной» почты. За счёт этого средства связи осуществлялась координация войск, находящихся друг от друга на огромном расстоянии. Завоёванные монголами страны не опустошались, а продолжали существовать своим чередом. Главными условиями их развития были покорность и уплата налогов. Эта система способствовала затем возвышению многих покорённых стран (особенно Московской Руси), выходу их из «монголосферы» и самостоятельному развитию. |