Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Бекет Карашин
Объем: 9375 [ символов ]
ОТ ЯНА ДО АРМЯНА
Не все народы и их представители с лёгкостью признают происхождение своих имён из лексикона других народов и этносов, ибо мало тех, кто ведает об этом, а те, которые ведают, предпочитают молчать, так как опасаются, что если поскрести не только генеалогию, но и имена, то за каждым вторым или третьим из них обязательно всплывёт тот самый пресловутый пушкинский «татарин».
 
Таковы имена, связанные с тюркскими словами йан, ян (огузский диалект), жан (кипчакский), джан (карлукский). Жан, джан, йан (это йотированное тюркское буквосочетание затем упростилось: ян) переводятся, как одушевлённое существо, душа, дух, человек. Тюрки на этой основе создавали модельные имена: СайЯН (человек из низменной местности), НоЯН (военный человек), СтоЯН, ТокЖАН (сытый человек), БалЖАН (сладкий, как мёд, человек), БайЖАН, БайЯН или БаЯН (богатый, знатный человек, к их числу принадлежал и мифический «русский» певец Боян, один из героев «Слова о полку Игореве») и т.д. Тысячи имён!
 
Даже животных тюрки называют ЙАНуар, ЯНуар (огуз.), ЖАНуар (кипч.), хотя в их основе лежит словосочетание «жаны + бар», «яны + бар» (буквально – «душа есть», смысловой перевод – «одушевлённое существо»). На этой основе тюрки давали названия отдельным животным: койАН (коЯН - заяц или животное с овечьей душонкой), шаЯН (скорпион, где ша означает междометие нападения, отсюда шак - ужаль). Не отсюда ли тюркский животный календарный цикл был доставлен в Европу и был открыт там первым месяцем года: ЯНуарий (ЯНварь)?
 
Самое удивительное в том, что эти тюркские слова, ускакав, в разные веси и дали, приобрели международное значение, обозначая этнические имена (славЯН, армЯН, азербайДЖАН) или став одними из самых распространённых личных имён у разных народов. Таковыми являются модельные имена: Жан, Ян, Йан, Йон, Уан, Йоан, Иван, Йоган, Жанна, Яна, Джанна, Джоанна, Джан, Джон и т.д. Похоже, все они выросли из одного корня, а именно, - из тюркских основ: ян, жан, джан, означая простое слово: «Человек».
 
Но эти имена были растащены по национальным «квартирам»: Ян стал поляком, словаком, чехом, Жан - французом, Джон – англичанином, Йоанн – немцем, Иван – русским и т.п. Их возвели в ранг исконно национальных имён, ведая или не ведая их тюркский генезис, хотя в других языках семантики или объяснения эти слова не имеют. Спросите у француза, что означает имя Жан? Вряд ли он ответит на ваш вопрос. Точно так же не смогут ответить на него ни немец, ни англичанин, ни поляк, ни чех, ни русский. Но, если мысленно поковырять эти имена, то обязательно заговорит «проклятая татарва». Кстати, возникновение Йоана из Йана (Яна) подтверждается исторически: до проникновения гуннов в Европу это имя на этом материке не было распространено. В свою очередь, возникновение Ивана из Йоана грамматически налицо. Эта языковая закономерность называется «опрощением дифтонга». Дифтонг или сращение (слияние) двух гласных в слове (например, ау, йа, уа) в славянских языках по большей части уничтожается вставкой согласного звука (примеры: КокчеТАУ – КокчеТАВ). А в имени Йоан, мы имеем даже не дифтонг, а трифтонг. Поэтому в середину имени было воткнуто согласное - «в».
 
Особенно сильное влияние эти имена приобрели у славянских народов. В.А.Никонов писал, что вплоть до XVIII-XIX вв. у русских, поляков и др. потомков венедов, славян «одни и те же имена уживались в одной семье, вроде «Ивашко большей, средней Ивашко, третей Ивашко». У польского хрониста Яна Длугоша было десять братьев с тем же именем. Одноимённость сохранялась и у простонародья Германии» (В.А.Никонов «Имя и общество», М., 1974, с.12-13). По иному часть первой части цитаты будет выглядеть так: «человек большей, человек средней, человек третей». Но автор до таких тонкостей не проникает, не ставит вопрос о генезисе этого явления.
 
Дело в том, что имена собственные появляются при глубоком разложении родового строя, когда общечеловеческие наименования и родовые имена противопоставляются именам собственным, когда появляются имена титульные, прозвища, клички и т.д. Разложение родового строя у тюрков возникло намного раньше, чем у западных народов, хотя родовые отношения сохранялись и сохранились до наших дней.
 
Тюрки и привнесли «моду» на разнообразие имён в Европу.
Но сначала они использовались опять-таки в нарицательном значении «человек», т.е. так, как казахи называют «человека вообще» адамом. Этими именами называли славянские этносы: древлЯН, полЯН, а также людей по образу жизни и профессии: мирЯН (мирские или мирные люди), татЯН (тат – древнетюркское слово, означающее земледельца, оседлого человека, отсюда – ТатьЯНа).
 
Пристрастие к рассматриваемым именам славяне сохранили и в более позднюю эпоху, переняв у тюрок многие имена. Например, ТатьЯНа… Надо полагать, что это имя вначале было мужским: ТатьЯН, но трансформировалось за счёт окончания женского рода. Точно так же произошло с именем УльЯН (ул – сын, дитя мужского рода, Ульян – сын-душечка, Имя Ульяна – производное. Кипчакский аналог - УлЖАН). Не от имени же женщины произошло фамильное имя Владимира Ленина. Возьмём и другие имена; ДемьЯН (дем – дыхание, Демьян – «Человек дышащий»); МарьЯНа (кипчакский аналог - Маржан), КирьЯН (кир – земля, Кирьян – «человек-земледелец»); ТроЯН: тура (крепость, Троян – человек из замка или крепости), ЕмельЯН (скорее всего, Еменян, где емен – дуб, отсюда Еменян – «Человек-дубина», «Дубинушка»). К этому разряду относятся и укороченные имена, типа ИльЯ (иль, эль – страна, народ, ИльЯН – человек из народа. Не отсюда ли до сих пор пристрастие казахов к этому, уже ставшим русским, имени Илья?) Даже ласкательные приставки к именам подобным тюркским (АманЖАН, МаратЖАН) стали применять славяне в просторечии (например, Николая назвали КолЯН, Анатолия – ТолЯН и т.д.)
 
Но в применении этих тюркских имён всех обошли армяне. Так, в представлении всех народов установилось, что окончание фамильных имён на «ян» есть этническая печать армян. По этой схеме может создаться впечатление, что родовое имя орхонского тюрка 7-8 веков «Могилян» (его титулы – Тардуш-шад, затем Бильге-хан), французские фамилии Лузиньян (кипрская королевская династия времён египетских мамлюков), Д* Артаньян (знаменитый мушкетёр), русские Демьяны, Ульяны, Татьяны, Кирьяны и т.п. – армянского происхождения.
 
Но, если подобрать записанные исторические армянские имена-фамилии, то они в древности не имели такого окончания. Если оставить в стороне времена царства Урарту, а лишь обратить внимание на более поздние имена, то и здесь наблюдается иная картина. Приведём примеры: армянские роды Сюни, Камсаракан, Аматуни (4 в.); историки: Фавстос Бузанд, Лазар Парпеци, Мовес Хоренаци, Агафангел (5 век), Вардапет Гевонд (8в.), Мовсэс Каланкатуаци (10 в.); поэты Григор Ахтамарци, Симеон Апаранци 16 в.), Аркел Тебриз (17 в); философы: Езник Кохбеци (5 в.), Давид Анахт (6 в), Анания Ширакаци (7 в.), Мхитар Гош (12-13 вв), Иоанн Воротнеци (14 в.), Григор Татеваци (14-15 вв) и т.д.
 
Как видно, вплоть до 15-17 веков армянские фамилии были более или менее разнообразны, но преобладали фамилии с окончанием на «ци». Видать, у армян уже издревле стала закладываться и проявляться попытка самоидентификации этнического имени. Так, они свои именные ярлыки «ар», «арм», «ара», «арам» и т.п. унесли от арамейцев и пронесли до наших дней: АРшак (династия правителей аршакидов), АРмен («арамейский человек»), Арам, АРа (просторечное обращение к армянам). То же самое, как видим, происходило с окончаниями на «ци».
 
Тогда откуда появилось и почти тотально закрепилось окончание армянских фамилий на «ян»?
 
Исторически известно, что некогда в Закавказье правили гунны, затем их попеременно сменяли хазары, кагантовские тюрки, кипчаки, сельджуки, мамлюки и, наконец, османы. Все они были тюркоязычными этносами. Они оставили там массу топонимов, этнонимов, антропонимов. В отношении Армении надо отметить, что массовое присутствие там тюрок, длившееся в течение многих столетий, не могло не оставить своих следов в языке. Так оно и есть. Существует целый диалект языка, называемый кипчакско-армянским.
 
Отсюда появилась на свет ласкательная приставка «джан» к армянским именам: Арон-джан, Армен-джан, Арменак-джан и т.д. Тюрки-карлуки обращаются с этим словом к особо близким людям: джаным (душа моя), кипчаки – жаным (душечка), огузы – яным, йаным. До сих пор, лаская, казахи приставляют к именам близких это слово: жан. Например, Малик - МаликЖАН, Иван – ИванЖАН (здесь получается тавтология, т.е. одним и тем же по содержанию именем определяется другое).
 
Зная и применяя кипчако-карлукское слово жан, джан армяне всё же в отношении употребления фамильных имён переняли их окончание у огузов. Если мамлюки-кипчаки в 14 веке присоединили армянскую Киликию к Египту, заставив её платить дань, то уже османы в 15 веке, тотально завоевав Армению, установили своё господство на несколько веков. Считаем, что, начиная с 15 века и вплоть до османского геноцида и освобождения Армении, в армянских фамилиях и закрепилась приставка ЯН. Даже сам этнос армЯН не их самоназвание, а имя, данное тюрками-огузами, османами.
Можно даже представить, как это происходило, причём, массово.
 
Окликал огуз армян:
«Человек!», иначе, - «Ян!»
К АРе, АРМу этот ян,
прицепился, став, АРМ + ЯН.
И к фамилиям тот же ян
прикололся, как бурьян.
Этот тюркский «человек»
«пригвоздился» к ним навек.
Дата публикации: 12.11.2013 07:28
Предыдущее: СТРАНИЦА О КРОВОПИЙЦАХСледующее: Шумерские мотивы в библейских историях

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта