Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Сергей Бублий
Объем: 14963 [ символов ]
Дума про Акакия, часть 2
Часть 2.
 
Волорогий младенец-месяц с любопытством и лёгкой улыбкой глядел из окошка на Якова-Акакия.
Расположившись на любимом продавленном «по самое больше некуда» диване с длинной сандаловой трубочкой в руке, Акакий-Яков с любопытством глядел в окошко на юный волорогий месяц и думал думку. На душе у Якова было покойно, как в штиль на Финском заливе, и неспешные размышления лишь иногда слегка беспокоило дрожание стёкол в окне от проходивших где-то за стенами дома трамваев.
Дрожание стёкол рождало дрожание месяца, и тогда Якову казалось, что бледный худенький красавец посмеивается над его неказистыми мыслями.
Вообще-то Яков не курил, а трубочку, которую ему по приезде из Индии подарил Серёнька, держал во рту иногда для солидности, иногда для приятности сандалового запаха, а иногда потому, что так и не избавился за многие годы от детской привычки грызть карандаши и прочие предметы, удобно помещавшиеся во рту. Трубочку грызть было вкусно, но жалко, а потому Яков теперь держал её на отлёте, борясь с желанием сунуть в рот, воспитывая таким образом несокрушимую силу воли.
 
Мысли же его вертелись вокруг тонюсенького новорождённого месяца и сначала скакали на манер акробатов в почитаемом цирке итальянца Чинизелли, с которым у Якова так и остался недоиграным один карточный пасьянс о шести колодах с джокерами, потом постепенно вошли в спокойное русло и плавно потекли в одном правильном направлении.
 
Про пасьянс надо заметить, что Чинизелли, конечно, непревзойдённый был мастак, но, не будем скромно умалчивать, Яков его частенько бивал, в раскладке, естественно. Вон, кстати, на глубокой полочке, в углу комода, покоится запылённая, ручной выдувки, красивая бутылка трёхсотлетнего кагора, что не докушали они в последнюю свою встречу. Яков её бережно от постороннего глаза подальше убрал. Может когда и получиться докушать...
И ничего удивительного. Жил Яков, уже не помнил какую по счёту, жизнь и частенько любил погрузиться в сладкие воспоминания.
 
- Месяц, месяц, - думалось ему сейчас, - как же это у тебя получается так мудро и светло улыбаться? Вот ведь сколько ты за свои миллионы лет видел на Земле и несчастья, и несправедливости, и подлости разной, а не истёрлась, не истончилась улыбка твоя. Только ещё мудрее стала. Есть, наверное, в улыбке твоей какой-то такой глубокий, потаённый смысл, что недоступен он живущим на Земле. А, может, просто знаешь ты, что всё будет хорошо? Всё преходяще. Уйдут горе и несчастья, а радость и счастье пребудут вовеки?
Хорошо было Акакию такие думки думать, хотелось верить, что прав месяц, что радости, смеха, счастья больше на Земле. Так сильно хотелось верить, что стал он верить и верил так сильно, что не заметил, как пропал он во сне. А как пропал Акакий во сне, то стал месяц ещё краше улыбаться, и смотрел Яков на него, сидя на склоне горы среди многая людей, и люди смотрели на месяц и смотрели люди на освещённую белую белым стену. И кругом было ночь. А на фоне той белой стены другие люди представляли им.
 
Тут сообразил Акакий, что сидит он как бы в зрительном зале, и что идёт спектакль.
 
Когда приехал театр в далёкий горный дагестанский аул, то выяснилось, что недавно отремонтированный клуб не подходит для выступления. Весь зрительный зал был до потолка забит партами из школы, в которой ремонт только начался. Тут и возник простой вопрос: а что же делать? Не обратно же пилить почти двести километров? Тем более, что приезда артистов ждали с нетерпением, и почти все жители аула собрались, чтобы насладиться искусством.
Тут Акакий и подсказал потному от беспомощности и грустному директору клуба, причём очень своевременно подсказал, что можно ведь и на улице представление устроить. Лето, тепло, погода прекрасная, ни ветерка. Директор страшно подсказке обрадовался и тут же бурную деятельность развил.
Тыльная стена клуба выходила на склон горы, поросший густой мягкой травкой, а перед стеной имелась ровная площадка, как раз для сцены. А ещё на склоне, метрах в десяти, росло корявое одинокое дерево, неизвестной Акакию породы, имевшее толстенную длинную ветку, почти параллельно земле.
 
Подогнали к тыльной стене с одной стороны автобус, с другой грузовик, в котором перевозились декорации и костюмы. Между ними натянут был тросик, на тросик был повешен лёгкий красный занавес, и получился настоящий театр, даже с гримёркой и костюмерной в автобусе. Электричество взяли длинным шнуром из клуба, и вскоре ярчайшие лампы осветили будущее пространство театрального действа.
 
Южные сумерки скоротечны. Только смогли всё приготовить, а ночь уже обрушилась, и месяц как раз успел взойти, чтобы насладиться увиденным и посмеяться вволю.
 
Ближе всех к сцене расположилась весёлая шумная мелюзга и тут же затеяла радостную возню. Чуть выше рассмотрел Акакий сидящего старейшину, в бурке, папахе, с посохом, точно как аксакал на пачке папирос «Казбек». Аксакал терпеливо ждал начала, иногда сурово поглядывая на веселящуюся мелкотню. За аксакалом расположились уже все остальные зрители, заполнив весь склон, а особо резвые вскарабкались на дерево и расселись на могучей ветке, как на балконе.
 
Тут интересный сон Якова был прерван внезапно ворвавшимся с улицы шумом перебранки с употреблением фольклорных непечатных выражений. Причём вычленить печатные слова из всех произносимых было очень просто, это были предлоги и междометия с вкраплениями имён и единственного печатного эпитета «козёл», остальная, подавляющая часть речей была сугубо непечатной. Шумела компания явно разгорячённого пивком молодняка, и это пивка просилось на волю. Но спор был не об этом, а о каком-то Петьке, который и оказался козлом, и мазиле, который тоже козёл, потому что в пустые ворота не попал. Мужские и женские голоса вперемешку поносили обоих козлов, и казалось, что вот-вот начнётся серьёзное выяснение с мордобоем, кто же из козлов козлее будет.
 
Яков тяжело вздохнул и совсем уже было собрался подняться с любимого дивана и сообщить компании, что козлы - это они, а заодно поучить хорошим манерам через применение к дебоширам испытанного метода - заклинания на запор рта - которым он частенько пользовался в подобных случаях, но тут неожиданно перепалка стихла, и послышалось дружное журчание. Похоже было, что вся компания прямо под окнами хором давало волю пиву, нимало не тревожась присутствием особей противоположного пола.
Снова тяжело вздохнув, Яков, не вставая с дивана, протянул руку, нашарил на полке скляночку с нужным порошком, щепотку порошка взял и в сторону окна бросил.
Ураганная аденома, есть такой термин, тут же сковала пивные проходы всей компании, а заклинание, произнесённое следом, замкнуло рты. Происходившие далее шорохи и шуршания под окном Якова уже не интересовали. Да он мстительным и злым не был. Одну только щепотку бросил, это всего на шесть часов активного воздействия. Другой бы на его месте и три, и четыре не пожалел, но это уже негуманно.
 
Немного поворочавшись, поулыбавшись в окно месяцу, который успел перейти в правую половину, к форточке, Акакий обмахнулся хмелевым веничком и через несколько секунд снова сидел на склоне горы, пытаясь вникнуть в течение спектакля и восстановить в памяти пропущенные эпизоды.
 
Пропустил он, как оказалось, совсем немного, шла только вторая от начала сцена. Успокоившись, Яков устроился поудобнее и приготовился внимать. И всё бы было хорошо, но сцена эта была диаложной. Двое персонажей - мужчин - довольно долго должны были в ресторане обговаривать сложившиеся обстоятельства. Написанная с тонким юмором сцена обычно всегда вызывала живой интерес у зрителей, и Якову нравилась.
Стайка детворы, сидящая впереди, сначала пыталась проникнуть в смысл происходящего, но так как русский язык они знали так же хорошо, как туземцы племени Ак-тыынг среднего течения Амазонки, и никаких танцев и песен, как в первой картине, не наблюдалось, то очень скоро утратили малейший интерес, занялись своей важной вознёй и стали перекрикивать артистов.
Сидящий за их спинами аксакал несколько минут пытался вслушиваться сквозь ребячий гомон, он-то русский язык понимал, как родной, и было ему до боли интересно, о чём там персонажи речи ведут. Однако гомон становился всё громче, и аксакал, наконец не выдержал. Поднял он длинный посох, возопил на гортанном, красивом своём языке и шарах! этим посохом прямо по скопищу мелюзги.
- Заткнитесь!
 
Вздрогнули от неожиданности артисты на сцене. Мгновенно смолкла мелюзга, и какое-то время аксакал наслаждался диалогом.
Но прошло всего несколько минут и в стане мелюзги снова, вначале потихоньку, потом всё оживлённей, возникла своя внутренняя возня.
Тут уж аксакал долго ждать не стал, опять шарахнул посохом и повторил гортанные восклицания.
Вновь вздрогнули артисты, вновь смолкла мышиная компания, только опять ненадолго.
И в третий раз ударил посох, и прогремели восклицания аксакала.
 
Причём, что показательно, остальная публика отнеслась ко всему этому с абсолютным спокойствием и продолжала внимательнейшим образом следить за происходящим на сцене, как будто ничего не произошло.
 
Когда же и третье восклицание в купе с ударом посохом не успокоило окончательно стайку сорванцов, случилось следующее.
Ведут себе артисты напряжённый диалог, выясняют отношения, и вдруг у одного из них вытягивается лицо, выражая крайнее изумление. Другой, сидевший полуповернувшись, не понимая, в чём, собственно, дело, сквозь сжатые губы тихонько спрашивает: «Ты что?»
- Оглянись, - тихонько отвечает первый.
Оглядывается другой и видит такую картину: аксакал, как был, в бурке, в папахе, с посохом, на цыпочках крадётся по сцене, прихватив по дороге стоявший в стороне театральный стул, и пальчиком показывает: дальше, дальше, продолжайте. Подходит тихонько к столу, за которым наши герои беседы вели, ставит стул и садится к ним..
Само собой, возникла некая пауза. Артисты соображали, что дальше делать.
Первый, покумекав, говорит тихонько: «Давай ему чаю нальём?»
- Ты что?
- А что? Пускай сидит! Жалко, что ли? - взял конфетницу с печеньем и батончиками Радость, повернулся и протягивает аксакалу, - Угощайтесь!
Надо отдать должное гордому старейшине, нимало не смутившись, он жестом показал, что конфетки-манфетки его интересуют мало и произнёс фразу, вошедшую впоследствии во все театральные воспоминания: «Ти гавари, гавари. Ани слушают!» И показал рукой в замерший зал.
Поневоле пришлось продолжать диалог, и сцена покатилась дальше, а аксакал посох свой прислонил к коленям, руки сложил домиком и подбородок упёр в них, внимательно следя за извивами мыслей и крутя головой влево-вправо от одного персонажа к другому.
 
Сердце Акакия, взирающего на эту сцену, замирало, кустики растительности на подбородке зеленели и малюсенькие почечки пробивались на них. Впрочем, сидящих рядом зрителей это не интересовало, а интересовало их чем же кончится вся эта история.
История, надо сказать, закончилась самым обыденным образом: когда сцена подошла к концу и зазвучала музыка, означающая перемену картин, один из артистов обратился к аксакалу: «Отец! Другу уходить надо, ресторан закрывается!»
Аксакал понимающе покачал головой, встал и, прихватив с собой стул, отошёл в сторону, где на этом стуле устроился смотреть, подальше от воркующей и шаловливой мелюзги.
 
Акакий-Яков успокоился, перевёл дыхание и приготовился внимать дальше.
 
Однако, насмешник-месяц ну никак не хотел уходить из окна Якова и послал в него такой силы лучи, что глаза спящего часто-часто заморгали, и Акакий вынырнул из интересного сна, чтобы перевернуться на диване головой к окну.
Погрозив пальчиком шалуну-насмешнику, он переложил подушку, перевернулся на диване своём, и в ту же минуту месяц скрылся за краем окна, шепнув еле слышно напоследок: «А-ка-ки-и-ий...», и стало темно.
Так темно, что Акакий даже немножко забеспокоился. Сон отлетел куда-то в сторону, и в голове завертелась глупая тревога - а ну как больше не появится месяц, и солнце забудет свою вечную дорожку, не встанет утром, не рассеет тьму?
Шёпот месяца ещё какое-то время звучал в ушах, но тревога заставила его умолкнуть. Полежав немножко в полной темноте, Яков встал, нашарил ногами тапочки, что подарила ему на юбилей щедрая царица Тамара... Ой, тапочки! Всем тапочкам тапочки - сафьяновые, с длинными загнутыми носами, на мягчайшей коже, что так любовно выделывали мастера в узеньких кривых улочках древнего Тифлиса. В этих тапочках походка становилась совсем неслышной, и Яков часто пользовался этим, если хотел быть совершенно незаметным.
Бесшумно подойдя в кромешной тьме к окну, Яков попытался разглядеть хотя бы отблеск исчезнувшего весельчака-шептуна, но тот спрятался в набежавших тучах, и Акакий ничего не разглядел.
 
Постояв у тёмного окна, вслушиваясь в приглушённые ночные звуки сонного города, Яков немного продрог, горестно вздохнул, зажёг свечу, чиркнув вечной спичкой и поплёлся готовить чай.
 
Он любил в ночной тиши чаёвничать.
Приготовив ароматный настой, Яков укоренился с ногами на тёплом его теплом диване и стал прихлёбывать чай из старинного стакана в позеленевшем от времени подстаканнике и смотреть на свечу. Свеча иногда потрескивала, и в её тонком пламени, стоило только внимательно вглядеться, рождались образы минувшего.
 
Постепенно тревога покинула Якова, он допил вкусный чаёк, завернулся в одеяло и снова оказался на склоне горы, чтобы досмотреть интересный спектакль.
 
Досматривать осталось совсем немного, ибо дело уже шло к развязке - началась сцена бурного объяснения между Ей и Им.
Она, как всегда бывает в такого рода пьесах, умоляла остаться, Он, как всегда бывает, оставаться не хотел, но клялся, что любит только её одну, а та, другая, его держит, потому что там дети и так далее и тому подобное. Короче, в итоге подлецом оказался, но прежде чем это выяснилось окончательно, надо было произнести эмоциональный, со слезами монолог, который кончался бросанием на колени и вскриками: «Пойми! Я же тебя люблю!»
 
И вот в этом самом месте, когда герой бросился таки на колени, предварительно ногой поправив завернувшийся коврик, чтобы брюки не испачкать, и возникла лёгкая пауза, от того, что он сильно коленом шарахнулся о землю, вдруг раздался оглушительный треск, и ветка дерева, на которой гроздьями висели поглощённые зрелищем зрители, рухнула вниз, подняв тучу пыли, и одинокий пришибленный голос воскликнул: «Ё... мать!!!»
 
Примечательно, что при этом никто из зрителей даже не пошевелился, так все были увлечены происходящим на сцене. И только до глубины души возмущенный аксакал встал, плюнул и произнёс по адресу персонажа: «Ти палахой челавек, гавня!» Плюнул ещё раз и пошёл прочь.
Тут, как по команде, вся аудитория встала и к величайшему изумлению артистов двинулась со склона вслед за аксакалом.
 
Вдогонку удаляющимся зрителям неслась прощальная песня, означающая конец спектакля, но никого это уже не интересовало.
 
На том сон и кончился. Досмотрев его, Яков уснул уже по-настоящему, и больше до утра снов не смотрел и о том, взойдёт ли солнце и покажется ли к ночи снова месяц-пересмешник, не тревожился.
Дата публикации: 31.01.2012 17:18
Предыдущее: Дума про Акакия, часть 1Следующее: Дума про Акакия, часть 3

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта