Даша спешила домой, налетая на прохожих, и, пробормотав «простите», вновь проталкивалась через толпу. «Ну почему они меня не замечают, я ведь не такая уж и маленькая», - сокрушалась Даша. Это еще ладно, а вот когда идет дождь и на улице, словно грибы, вырастают разноцветные зонтики, взрослые и вовсе не хотят посторониться и, проходя сквозь нее, наносят своими тяжелыми сумками удары по хрупкой фигуре. Впрочем, сегодня Даша ни на кого не обижалась. Не до того было. День был совершенно необычным. На урок литературы зашел завуч Павел Александрович. Он сел за парту и рассказал ребятам, что девятого мая весь мир отмечает день Победы. - Ребята, вы, конечно, видели фильмы, читали книги. Может быть, дома вам рассказывали об этой страшной войне, унесшей жизни миллионов людей. Напишите, пожалуйста, сочинение на эту тему. Нельзя забывать эти страшные события, и людей, которые смогли защитить мир от фашизма. Немного ветеранов осталось в живых, но все они, безусловно, герои. Что скажете? – спросил Павел Александрович, переводя взгляд с одного лица на другое. Ученики немного растерялись. Никто не решался дать ответ. Даша задумалась. Писать сочинение – это, конечно, было ее любимым занятием. Когда-нибудь она станет журналистом, или даже писателем. Но что она знает о войне? Кроме тех немногочисленных фильмов, которые она видела по телевизору, да книги «Тимур и его команда», Даша ничего о войне не знала. «Как обидно, - подумала она, - люди погибали для того, чтобы я жила, а я совсем ничего про них не знаю». - Ну что, ребята, будем считать, что договорились? Идите домой, поговорите с родителями, лучше с дедушками и бабушками. К соседям сходите, - посоветовал Павел Александрович. Ребята оживились и заговорили в один голос: - А у меня прадедушка еще жив. Он мне много рассказывал о войне, – гордо сказал Максим. - А у меня прадедушка – герой! – похвастался Артур, - Он в разведку ходил и немцев обманывал. Вот жаль только, что уже умер. - Да, ребята, к сожалению, наши деды уходят. Вот поэтому мы и хотим сохранить о них память. Вспомните все, что вам рассказывали и запишите. Это важно не только для нас всех, но и для следующего поколения, - сказал Павел Александрович и попрощался с ребятами. Весь оставшийся день прошел как в тумане. Даша пыталась составить план действия, много раз зачеркивая написанное. Нет, без мамы она не справится. Надо скорее добежать до дома и расспросить ее обо всех родственниках. «А если мама не помнит, она ведь родилась уже после войны?», - со страхом подумала Даша. Мама была занята приготовлением ужина и Даша решила подождать до вечера. Жареная картошка приятно пахла и хрустела. Едва тарелки опустели, Даша взялась за их мытье. Нет, это не из-за сочинения. Она любила помогать маме и не была белоручкой. Вместе они быстро прибрались и перешли в комнату. - Мам, мне нужна твоя помощь, - наконец решилась Даша и села рядом с мамой. - Да, Дашенька, я тебя внимательно слушаю, - мама повернулась лицом к дочке и улыбнулась. - Знаешь, к нам сегодня приходил наш завуч и предложил написать сочинение. - Что ж, это хорошая новость, ведь тебе нравится писать. - Тема очень сложная, боюсь что не справлюсь, - лицо Даши стало грустным. - Что за тема? - Великая Отечественная война. - Ну и что тебя пугает? – спросила мама. - Я мало знаю о войне. Ты не можешь мне что-нибудь рассказать? Например, почему немцы на нас напали? Они плохие люди? - Нет, конечно. Простой народ никогда не развязывает войны. Это было решение немецкого правительства. Еще задолго до войны в Германии было уничтожено парламентарное правительство и запрещены оппозиционные партии. Ты понимаешь о чем я говорю? – спросила мама. - Не совсем, - призналась Даша. - Это значит, что решение принималось одним человеком – фюрером и возражать никто не имел права. Так вот Гитлер решил присоединить ряд территорий и сделать их своими империями и военными колониями. Они уничтожали население, угоняли в рабство людей, вывозили запасы продуктов. Миллионы людей погибали от пуль на фронтах и от голода в тылу. И только благодаря мужеству наших людей, мы смогли победить в этой страшной войне и вернуться к мирной жизни. - А у нас в семье кто-нибудь воевал? – спросила Даша. - Да, мой дедушка, твой прадед, ушел на фронт и не вернулся, - грустно сказала мама. - Он погиб? - Бабушка получила извещение о том, что он пропал без вести. Разумеется он погиб, но при каких обстоятельствах – неизвестно, - ответила мама. - Он был разведчиком и его пытали фашисты, - убежденно сказала Даша и стиснула зубы. - А может быть, он просто погиб вместе со многими другими воинами при бомбежке и некому было искать погибших. Давай спать, фантазерка. Завтра рано вставать, - мама постелила постель и тут же уснула. Она сильно уставала на работе. Но Даша никак не могла успокоиться. Ей представлялся солдат в военной форме, который уходит из дома на войну и никогда больше не возвращается. Она подумала о том, что ее прадедушка тоже мог быть разведчиком, как дедушка Артура: - Рядовой Владимир Матвеев, вы получаете секретное задание: уничтожить врага народа - Гитлера. Задание должно быть выполнено любой ценой! – приказал командир. Даше в эту ночь снился страшный, полный неожиданностей сон, в котором рядовой Матвеев добирается до ставки Гитлера и пытается обмануть охрану. Вот он уже подбирается к кабинету Гитлера и достает свой пистолет. Остается сделать несколько шагов и… Его схватили гестаповцы и бросили в камеру. - Кто приказал убить Гитлера? – кричали в ухо, - Где ваши сообщники, назовите их имена! Владимира вот уже третьи сутки пытали, но он не проронил ни слова. - Расстрелять! – приказал немецкий офицер. Рядового Матвеева вывели во двор и расстреляли, так и не услышав от солдата ни одного слова. Даша проснулась в слезах и рассказала маме про страшный сон, который она видела. - Этого не могло быть, - успокаивала ее мама, - в ставку Гитлера невозможно было просто так пробраться, да и до Германии без знания языка – тоже. Ты должна понять, что подвиг можно совершить и не убивая главного злодея. Каждый, кто воевал – уже герой, ведь он приближал желанный день Победы. И те люди, которые работали на заводах, производя продукты для армии или оружие, тоже совершали подвиг. Без них нельзя было обойтись. - Я поняла. Не важно, что мой прадедушка пропал без вести. Он все равно герой, ведь он участвовал в войне. Об этом я и напишу, - решила Даша. Она быстро оделась и побежала в школу. Образ прадедушки в форме рядового уже рисовался в ее воображении. |