Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Тамара Шаркова
Объем: 5597 [ символов ]
Эхо из прошлого
В начале девяностых я прочла «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Исаевича Солженицына. Книга потрясла меня. Неизгладимое впечатление она произвела ещё и потому, что краешком своей жизни я прикоснулась не только к описаниям лагерной жизни, которыми изобиловало её содержание, но и к воспоминаниям об одном из лагерей, вернее о том, что от него осталось.
Перечитывая главы, посвящённые Степлагу, я вспомнила Джезказган, где проживала в шестидесятые годы, – там недалеко от города располагался посёлок, который почти сплошь состоял из саманных домиков. В этом посёлке находилось здание филиала Карагандинского политехнического института, в котором я тогда училась. Потом нас перевели в другое здание, оно располагалось около обогатительной фабрики, но в течение полугода вместе с другими студентами я ездила именно сюда, вернее доезжали мы до обогатительной фабрики, а оттуда пешком через железную дорогу перебирались в посёлок. В его пределах и располагалось 3-е отделение Кенгирского Степлага, всего же в районе Джезказгана и области (тогда Карагандинской) насчитывалось шесть таких отделений.
Именно силами заключённых были построены города Джезказган и Балхаш, а также рудники Джезкаганский и Джездинский. Кроме того, были построены такие гигантские сооружения как плотина Кенгирского водохранилища, гидроузел, теплоэлектроцентраль, обогатительная фабрика или «обогатиловка», как называли её зэки, а также многочисленные совхозы, которые были разбросаны по всей области.
 
В своей книге Солженицын подробно рассказывает о Степлаге, описывает также и бунт заключённых, произошедший в мае 1954 года, – ровно за десять лет до моего приезда в Джезказган. Бунт был подавлен танками, но отголоски этого печального события дошли тогда и до меня тоже, только я не знала, что оно было связано с концлагерем. Кроме того, я была знакома с одной семьёй в Джезказгане, глава которой служил в этом лагере, правда, неизвестно, какую миссию он там выполнял, знаю только, что был рядовым милиционером, но в сущности это был неплохой человек. И вот сейчас, по прошествии времени, сожалею о том, что не довелось расспросить его об этих событиях, – не принято было тогда, потому что история Степлага, равно как и история города, никогда не затрагивалась в разговорах. На разговоры и любую информацию подобного толка было наложено строгое табу. Вот и вышло, что жила рядом, а многого не знала, но доподлинно известно, что развалины Степлага сохранились до наших дней, и одно из напоминаний ему – фотография, которую держу сейчас в руках. На ней снят покосившийся столб с остатками колючей проволоки, по которому проходил электроток. Столб напоминает крест и воспринимается как символ безымянной братской могилы всем погибшим заключённым.
 
К тому времени, когда я с родителями переехала в Джезказган (это был июнь 1964 года), от лагеря остались полуразрушенные бараки да местами отлично сохранившаяся массивная ограда из красного кирпича, по периметру которой всё ещё свисала колючая проволока. Торчали и вышки, с высот которых надсмотрщики вели круглосуточное наблюдение за зэками.
Когда я проходила мимо бывшего концлагеря, меня бросало в дрожь, – будто в душу впивался ужас всех тех деяний, что творились за колючей проволокой каких-то десять лет назад, уж слишком агрессивной и в то же время мученической была аура вокруг, – я чувствовала это. Всякий раз задавалась вопросом: «Что здесь было? Тюрьма? Но какая?», и не находила ответа. А когда пыталась расспрашивать людей, никто ничего не говорил, – все боялись.
 
В 1970-м году я переехала в Рязанскую область, в это время в Советском Союзе вовсю шла травля Солженицына, на заседании союза писателей выступил Шолохов и призвал выдворить Солженицына за границу. Произведения Солженицына, разрешённые к изданию в хрущёвскую оттепель (начало шестидесятых годов), в частности «Один день Ивана Денисовича», запретили и изъяли из библиотек.
И вот, когда поднялся весь этот сыр-бор, мне захотелось почитать «Ивана Денисовича», но найти эту книгу уже не удалось.
 
Сейчас, наряду с признанием писателя, есть мнение о том, что заслуги его сильно преувеличены, более того говорят, что «Солженицын, сам того не желая, сыграл роковую роль в развитии тех процессов, которые в конечном счёте обернулись крушением СССР», правда, здесь же приводится и другая ремарка, а именно: «справедливости ради следует отметить, что впоследствии» он «не захотел играть ту неблаговидную роль, которая отводилась ему правительством США»*.
Не берусь судить об этом, только думаю, что режим, который существовал тогда в Советском Союзе, был обречён и без Солженицына. А когда вспоминаю «Архипелаг ГУЛАГ», то память неизменно подсказывает трагические события, коснувшейся и моей семьи. Так, по линии отца были репрессированы и расстреляны в 1937-38 годах два моих двоюродных деда из села Молчаново Томской области, а также двоюродная бабушка из этого же села. Реабилитированы они были в 1957, 1959 годах.
 
Эта книга напоминает ещё и заброшенный Степлаг, останки которого мне довелось увидеть и в котором отбывал заключение всемирно известный учёный Александр Леонидович Чижевский. Она проводит косвенную параллель и с нашим временем, когда в начале 90-х по народу и стране прошлись жуткие демократические реформы с так называемой шоковой терапией, – от них по сей день слышатся стоны народные. Ещё вспоминаются слова писателя незадолго до его кончины: «Не уходите из жизни, ничего не сказав о ней».
 
* Из материалов сайта
 
2009-2010 гг.
Дата публикации: 07.03.2011 23:33
Предыдущее: Среди лунного светаСледующее: Обида

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Вадим Соколов[ 08.02.2010 ]
   Не уходите из жизни,
   Не рассказав про нее..
   Бывали, наверно, корыстны,
   Стирая чужое белье.
   Нас время учило иному,
   Хоть не было правды в стране...
   Сменили частички генома...
   И вот: до сих пор мы в узде.
   Теперь догрызаем остатки -
   Нас внуки уже не поймут.
   Мы новые ставим заплатки,
   Боясь, что и те отберут.
   Пропавшее мы поколенье
   В стремнине тридцатых годов.
   Но кто-то хранит сожаленье.
   крича об усатом с углов.
   А мы усмехнемся украдкой
   И рюмочку водки нальем
   И деда помянем, и бабку...
   И то, что еще мы живем!...
 
Тамара Шаркова[ 09.02.2010 ]
   Спасибо, Вадим.
   Ваше стихотворение звучит в унисон с моим "Эхом из прошлого" и как нельзя точно отражает эпоху тех времён.
   "А мы усмехнемся украдкой
    И рюмочку водки нальем
    И деда помянем, и бабку...
    И то, что еще мы живем!..." - отличный финал!
Вадим Соколов[ 09.02.2010 ]
   Собственно, это Вам спасибо за Вашу статью, котора и подвигнула меня на такой отзыв.
   Целую руку
   Вадим
Тамара Шаркова[ 09.02.2010 ]
   :):)

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта