III. Настоящее время в хайку. Опытные хайдзины чувствуют, что хайку нужно писать так, чтобы была иллюзия, что действие происходит перед читателем. Но как логически обосновать эту цель хайдзинов под условным названием «эффект присутствия»? Джейн Рейхолд в книге «Пишите хайку!» в главе «Как в хайку действует время» пишет: «…Еще одной повсеместно признанной особенностью хайку является его принадлежность настоящему времени, чтобы у читателя возникло ощущение, будто событие происходит у него на глазах». И через несколько строчек автор дает обоснование: «… в какой-то период было обнаружено, что история становится более захватывающей, если рассказчик создает у читателя ощущение, что события разворачиваются прямо у него на глазах». Но есть ли более глубокая причина, что в настоящем времени хайку становится более захватывающим? Удивительный ответ дает «Евангелие Толстого». Но перед тем как мы перейдем к Евангелию, хочу обратить внимание, что «настоящее время» имеет два смысла (быть чутким к омонимии – обязанность каждого хайдзина:) - 1) настоящее время в отличие от прошедшего и будущего, и 2) настоящее, в смысле - подлинное время. Как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: «…Говорят царь – ненастоящий!», т.е. в отличие от времени, скажем, иллюзорного. В «Евангелии Толстого», если я правильно понимаю, выводится удивительный сакральный закон – просто время и время истинное (подлинное) могут совпадать только в настоящем, а не в прошедшем и не в будущем. Цитаты. 1) «…истинная жизнь—внѣ времени: она въ настоящемъ…» «Евангелие Льва Толстого», гл. VIII, с. 70, 2) «…Всегда, всякую минуту настоящаго надо жить жизнью духа, не думая о прошедшемъ и будущемъ и не говоря себѣ: тогда или тамъ-то, я сдѣлаю то-то. Если бы хозяинъ зналъ, когда придетъ воръ, то онъ не спалъ бы; такъ и вы не спите никогда, потому что для жизни сына человѣческаго нѣтъ времени, и онъ живетъ только въ настоящемъ и не знаетъ, когда начало и конецъ его жизни…» «Евангелие Льва Толстого», гл. VIII, с. 75, 3) «…Жизнь только затѣмъ, чтобы возвысить сына человѣческаго, а сынъ человѣческій—всегда. Онъ не во времени, и потому, служа ему, надо жить внѣ времени—въ одномъ настоящемъ. И потому дѣлайте усилія въ настоящемъ, чтобы войти въ жизнь духа…» «Евангелие Льва Толстого», гл. VIII, с. 76, 4) «…Отецъ вашъ, Богъ, знаетъ, что вамъ нужно; не заботьтесь впередъ, довольно зла отъ заботы и одного дня, отъ котораго вы не уйдете. Зачѣмъ прибавлять себѣ еще новое зло, заботясь о завтра. Держитесь только минуты настоящаго, стараясь всегда только въ эту минуту исполнять волю Бога, и вы войдете въ жизнь…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 63, с. 153, 5) «…Царство Божіе есть ваша свобода жить въ этомъ мірѣ какъ сыны, а не какъ рабы,—ваша свобода жить настоящимъ. Если вы пропустили эту жизнь, ее нельзя уже вернуть...» «Евангелие Льва Толстого», примечание 129, с. 186, 6) «…Обманъ жизни во времени; жизнь прошедшаго и будущаго скрываетъ отъ людей истинную жизнь настоящаго…» «Евангелие Льва Толстого», предисловие автора, с. 8, 7) «…Когда наступитъ для васъ царство Бога внутри васъ, тогда каждый изъ васъ не будетъ уже думать о плотскомъ, и не оглядывайтесь назадъ, какъ жена Лота. Нельзя пахать, если глядишь назадъ. Помни только о настоящемъ…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 131, с. 187, 8) «…И потому человѣкъ долженъ стремиться къ тому, чтобы разрушать обмань временной жизни прошедшаго и будущаго…» «Евангелие Льва Толстого», предисловие автора, с. 8, 9) «… жизни ни будущей, ни прошедшей нѣтъ, а есть жизнь, для которой нѣтъ ни прошедшаго, ни будущаго…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 148, с. 196, 10) «…впередъ обѣщаться за себя нельзя. Нельзя клясться, нельзя обѣщаться за будущее, нельзя жизнь истинную, жизнь настоящую ставить порукой за жизнь временную. Сдѣлать все можно въ настоящемъ; въ настоящемъ человѣкъ свободенъ, но будущее есть тьма, и его мы не знаемъ. Обѣщаться нельзя, но бодрствовать и молиться надо всякую минуту. Мѣсто это находится въ связи съ молитвой въ саду Геѳсиманскомъ. Петръ и ученики легкомысленно здѣсь обѣщаются за будущее, за то, что они не отрекутся отъ него въ саду Геѳсиманскомъ, тамъ, гдѣ уже близко подходитъ минута искушенія. Когда Іисусъ увѣщеваетъ молиться съ нимъ, они падаютъ духомъ и не хотятъ бодриться, и вслѣдствіе этого не выдерживаютъ искушенія и отрекаются...» «Евангелие Льва Толстого», примечание 165, с. 207, Из понимания ложности, скажем, будущего времени логически следует важное правило – стараться в своей жизни ничего не обещать, не клясться, не присягать. 1) «…что Іисусъ…запрещаетъ присягу (то кажущееся неважнымъ дѣло, которое ведетъ ко всѣмъ ужаснѣйшимъ насиліямъ)…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 79, с. 160, 2) «…Въ пяти правилахъ сказано…3) Не клясться,—дѣти не понимаютъ, что такое клятва…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 132, с. 189, 3) «…вы, объѣзжая моря и земли, стараетесь привлечь къ своей вѣрѣ людей клятвой, но, во-первыхъ, человѣкъ, который поклялся впередъ въ повиновеніи, становится хуже, чѣмъ онъ былъ; во-вторыхъ, нельзя человѣку ничѣмъ клясться…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 142, с. 192, Не знаю, можно ли считать занятия хайку духовной практикой, но складывается впечатление, что глубина этого жанра неисчерпаема как и сама жизнь. Осенью где настоящее время Алексей Грохотов, "Опоры моста", с. 492 и с. 520. Можно понять и так: жизнь начинаешь понимать,когда первая половина ее прожита. Игорь Шевченко, 15.07.09. |