Произведение |
|
Объем: 31 [ строк ]
|
|
|
|
Крещение Новгорода |
КРЕЩЕНИЕ НОВГОРОДА Новгород Великий плачем полнится. Здесь Путята волюшку вершит Князя Володимира Великого: Черный люд и ветвь боярскую В веру обращает христианскую. Где же вы, Перун и Макоша, Почему сожгли вас беспрепятственно, И не грянул гром средь бела дня, И земля в печали не разверзлася? Вои гонят новгородский люд В Волхов-реку, где всех крестят, не спрося, Чужеземные священники. Там, где княжьи воины замешкались, Из воды народ бежит в леса, Чтобы веру сохранить отцовскую. Настигает их тяжелый меч, Кровью обагряет землю, травушку, Ну а кто успел в дом забежать, Умирал в чаду и страшном пламени… Долго Новгород в дыму стоял, А река текла водой кровавою. По лесам волхвы таилися, Подбивали на мятеж чернь здешнюю, Но не в силах были изменить Что начертано рукою Божией. Православьем крепла та земля, Русь великой становилась, крепкою. Только долго в памяти людской Оставались крест и меч, пожаров дым… * |
|
|
Дата публикации: 13.05.2011 21:20 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Если честно, как-то противоречиво. Не понятно, как это оттого, что массы людей умирали в чаду и в страшном пламени Русь становилась великой и крепкою? И где в новых заветах написано о допустимости подобного крещения, как это было в Новгороде. И не ясно отношение самого автора к обращению в христианство такими методами. По началу стиха, будто бы, отрицательное - крестят, не спрося, чужеземные священники. А по концу стиха - так вроде и все хорошо. Мол, православьем крепла та земля. Перуна, вроде как, не сожгли, а бросили в Волхов. Есть легенда, проплывая мимо Кремля, Перун проклял новгородцев. Мол, на этом месте будете умирать. И правда, там мост построили и разные районы города сходились на нем в драках и междуусобицах. | | Уважаемый Вячеслав! Крещение Руси проходило более 100 лет. Огнем и мечом крестили не только новгородцев. Но не все русичи противились новой вере. По-разному было. Однако православие - более высокая ступень духовного развития, чем язычество. Оно способствовало единению разрозненных земель в единое государство. Оно принесло много в культуру славян. Как относиться к событиям в Новгороде? Методы - средневековые, через это прошли и другие народы. Для самих новгородцев, по крайней мере, для большинства - трагедия, это понятно. Но сам процесс христианизации - явление положительное. Вот почему в конце стиха два вывода: 1. Русь и Новгород крепли. 2. В памяти народа сохранялись элементы язычества и то, как их крестили. | | Лариса! Несомненно, на опрерделенном этапе принятие православия и было прогрессивным. Это был стратегический выбор, удобный для централизации. Но о каких духовных высотах может идти речь при таких методах внедрения новой религии? | | Если вникнуть в исторические процессы любого периода, везде прогресс идет рядом с ломкой традиций, гибелью людей. Прекрасен Петербург, но он стоит на костях сотен тысяч строителей. Чуден храм Василия Блаженного, но он связан с кровью. Екатерина Великая- одна из известнейших правительниц, но сколько " людишек" при ней погибло, сколько церквей уничтожено. Да возьмите 90-е годы XX века, путь к всеобщему богатству отмечен таким явлением, как значительное превышение смертности над рождаемостью, а также таким количеством беспризорных детей, какого не было и в годы ВОВ. А духовность несли и несут подвижники/ светские и от религии/; те люди. что своим трудом и талантом крепили и будут крепить свою страну. Такова жизнь. | | Если вникнуть в исторические процессы любого периода, везде прогресс идет рядом с ломкой традиций, гибелью людей. Прекрасен Петербург, но он стоит на костях сотен тысяч строителей. Чуден храм Василия Блаженного, но он связан с кровью. Екатерина Великая- одна из известнейших правительниц, но сколько " людишек" при ней погибло, сколько церквей уничтожено. Да возьмите 90-е годы XX века, путь к всеобщему богатству отмечен таким явлением, как значительное превышение смертности над рождаемостью, а также таким количеством беспризорных детей, какого не было и в годы ВОВ. А духовность несли и несут подвижники/ светские и от религии/; те люди. что своим трудом и талантом крепили и будут крепить свою страну. Такова жизнь. | | Если вникнуть в исторические процессы любого периода, везде прогресс идет рядом с ломкой традиций, гибелью людей. Прекрасен Петербург, но он стоит на костях сотен тысяч строителей. Чуден храм Василия Блаженного, но он связан с кровью. Екатерина Великая- одна из известнейших правительниц, но сколько " людишек" при ней погибло, сколько церквей уничтожено. Да возьмите 90-е годы XX века, путь к всеобщему богатству отмечен таким явлением, как значительное превышение смертности над рождаемостью, а также таким количеством беспризорных детей, какого не было и в годы ВОВ. А духовность несли и несут подвижники/ светские и от религии/; те люди. что своим трудом и талантом крепили и будут крепить свою страну. Такова жизнь. | | Если вникнуть в исторические процессы любого периода, везде прогресс идет рядом с ломкой традиций, гибелью людей. Прекрасен Петербург, но он стоит на костях сотен тысяч строителей. Чуден храм Василия Блаженного, но он связан с кровью. Екатерина Великая- одна из известнейших правительниц, но сколько " людишек" при ней погибло, сколько церквей уничтожено. Да возьмите 90-е годы XX века, путь к всеобщему богатству отмечен таким явлением, как значительное превышение смертности над рождаемостью, а также таким количеством беспризорных детей, какого не было и в годы ВОВ. А духовность несли и несут подвижники/ светские и от религии/; те люди. что своим трудом и талантом крепили и будут крепить свою страну. Такова жизнь. |
|
| | Сильно написано, но слишком жестоко. Кто теперь знает, так ли? Я не историк, это просто моё увлечение с детства, поэтому в своей исторической драме описала крещение Киева Владимиром как праздник. Тоже не все были согласны, но без крови. Может я и не права. Но даже ученые сильно расходятся во мнении, как же все происходило. С ув.Майя. | | Уважаемая Майя! Я - историк, поэтому перечитала немало литературы разных времен и разных стран. Самое страшное для людей - ломка веры, сознания. Для проводящих реформирование это, может быть, и праздник, но не для основной массы населения. Эти сведения содержат не только монографии, но и летописи, хроники. Да и в сознании народа отголосок тех событий остался в крылатых выражениях, например: "Крестил огнем и мечом". И в Киеве было немало пострадавших за старую веру. А в Новгород для крещения было послано войско во главе с дядей Владимира - Добрыней. В Иоакимовской летописи рассказывается о вооруженном сопротивлении новгородцев. А для крещения всех племен Руси понадобилось не менее ста лет. Как могут мнения историков быть разными по четко отслеженным фактам? Разным может быть личное отношение, но важно при этом основываться на исторических документах, чего часто не происходит. Это печально, ибо нельзя историю перекроить на новый лад... | | нельзя, но ведь перекроили и неизвестно, на какой стадии и когда. Вот, например, в последнее время говорят о том, что иго не было, а что же было в эти почти 300 лет истории? Даже летописи написаны так, как было кому-то угодно. Мы столько учили эту эпоху, и что же теперь? Вакуум, теперь ожидать, а что же было? Жаль, что так происходит. Спасибо, что есть люди, которых волнует наша история. С ув.Майя. | | Майя, Любомира! Спасибо за ваше неравнодушие к истории!. |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |