БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 5. СТИХ.14. 14.Не создающими, не исполняющими работу Бог создает людей, не связанными с плодами работы, но зависимыми от своих качеств. КОММЕНТАРИЙ. Вот слова Бога, на которые по сути оперались, имели их ввиду предыдущие объяснения. Эти Слова Творца для многих и многих людей есть величайшее откровение, которое устраняет все сомнения как для начинающего путь отречения, так и для опытного йога в минуты, когда сомнение может посетить и его, ибо и сомнения есть вечный путь к знаниям, к возврату назад, чтобы добрать то, что упустил, не заметил, не придал должного значения, но что важно и без чего никак не обойтись, и к чему Бог Своей Волей в свой час вернет.. Возвращаясь к этим Наставлениям Бога, преданный йог всегда будет здесь черпать для себя силы, ибо эти слова Бога самые подходящие, самые напоминающие и указывающие в который раз, Как дело обстоит на самом деле изначально, как задумано Богом и пора знать свое истинное положение и исходить из него, оставив столь привычное, вечно в иллюзии влекущее Эго и не терзать себя ни плодами трудов своих, ни самим процессом любой своей работы ни вначале, ни в середине, ни в конце, ибо и в этом можно намаяться за многие и многие воплощения, ошибочно признав, что все в этом мире творят удачливые, или призренные, или демонические, или одаренные, а ты лишь идешь на их поводу, зависимый, не достигший, униженный… Ничего подобного. Руками всех и только согласно Личному Плану творит Сам Бог. И все лишние домыслы, как и страдания, как и борьба теряют смысл, уступив дорогу лишь личным взаимоотношениям с Богом и пути прилежания в добывании лучших качеств. Т.е. человек должен наизусть знать и повторять себе « найва курван на карайан…» (и здесь надо заметить о благостности санскрита, не передать наслаждение, и не передать, как легко Слова Бога входят в сердце и остаются там и становятся и путеводителем и бесконечным нектаром. Непременно хочется воспевать Отца… и следовать Ему Одному), всегда таким образом напоминая себе, что изначально Бог создал (любое) живое существо, которое не может само (умом, телом, органами чувств) что-либо создавать. Если взять образ перчатки на руке, то Бог –Рука и все движения перчатки вызваны рукой. Но в отличие от перчатки человек впитывает в себя Божественные в нем движения, учится, ведомый Богом, развивается с тем чтобы по качествам уподобиться Богу, а потому начинать сотрудничать с Богом, зная в результате долгого практического и духовного опыта повиновения Отцу, что хочет от Него ведущая Рука и чтобы своими желаниями и устремлениями с этими высшими Желаниями и Движениями сливалась в одно целое, ибо это необходимое условие чтобы оставить мир материальный и пойти путем совершенного духовного служения Богу, где душа будет воистину свободна, ибо не отличит ни в чем свое мнение от Мнения Отца, а потому ни в чем не будет видеть препятствий, но будет, ведомая и далее Богом, радостно расширять свое сознание, но без страданий, как это было на Земле (на любой планете среднего уровня материальной вселенной), но в Блаженстве. Но если живое существо не может создать, то и присваивать себе плоды трудов также не может. Отрекающийся от плодов своей деятельности, посвящающий их Отцу этим признает Верховную Божественную Личность в Его Извечном Праве, подтверждает свое понимание о своем изначальном зависимом положении, дает согласие на сотрудничество с Богом в развитии себя, а значит, и на любые земные пути, которые еще предстоит пройти. По сути происходит серьезное соглашение между душой и Богом, где Бог обещает освобождение из оков материального мира, а душа – вручает себя Богу и знает, что от нее требуется, направляя все свои духовные усилия прежде всего на свои качества, без которых все серьезные духовные двери закрыты. Именно качества обуславливают успех в любой деятельности, удовлетворяют чувства Бога, являются показателем стараний души и есть наиболее яркое последствие практики йоги. Поэтому правильно будет знать душе, что фактически она зависит от качеств. Отсюда и кармические реакции, отсюда и мир в душе, отсюда и все блага. Таким образом, этот стих имеет отношение не только к живым существам всех уровней развития данной планеты, но и ко всем живым существам, включая райские и адские планеты всех уровней и систем. Вообще, любое живое существо, видимое и невидимое, подвижное и неподвижное, во всех формах тел и на всех уровнях жизни, начиная с простейшего и до человека и выше человека не является самоуправляемым. Душа, в какое бы тело она не была заключена, изначально неподвижна, о чем сказано в гл.2 ст.24. Основная цель Бога относительно живого существа есть развитие совершенных духовных качеств и достижение Божественного понимания, чтобы далее оно могло сосуществовать и общаться с Богом в духовном мире. Именно для этого создан материальный мир, и душа в нем, будучи заключенной в тело, ведома Самим Богом и через материальный опыт и чувства достигает лучшие качества, которые Сам Бог отшлифовывает через религиозные направления. Сама душа не может спланировать и осуществить свой путь, все учесть, состыковать, поставить перед собой основную цель своего земного пребывания и устремиться к ней порою немыслимыми, окольными и самыми порою неблагоприятными, но успешными путями, также не может свою жизнь теперь сделать продолжением предыдущей и плацдармом для будущей, не сможет поднимать себя через смену своих полов, определять себе в каждой жизни супруга и количество детей, поднимать свой мышление, строить себе осознанно преграды и осознанно их преодолевать, не сможет воздавать себе за праведность и грех, как и не сможет отличить знание от невежества, грех от праведности, иллюзию от истины, не сможет поднимать себя от низших форм жизни к высшим, от низшего сознания к высшему, не сможет вступать в необходимые связи и взаимоотношения и от казываться от ненужных, не сможет запоминать и извлекать опыт, не сможет поддерживать свое тело среди миллионов других, не сможет себя защищать, не сможет знать, что вообще в этом мире позволительно, а что нет, не сможет выжить, уцелеть, понять умом, как и куда направлять свои чувства и в чем увидеть движущую причину. Однако, все живые существа входят, вписываются в Единый Божественный План, Волею Бога сосуществуют, каждому есть место, судьба, назначение. В животном мире, в человеческом мире и в их единении существует целостная гармония, установленная только Высшим Правителем, которые определяют в совокупности механизм самодостаточности материального мира, регулирует прямо и косвенно все процессы в нем, как и связи, причины и следствия, где во всех связях и звеньях каждому дается свое место, путь проявления, сама жизнь и все сроки и события в ней, и вписаться в него без Бога невероятно. Каждого Бог Сам Лично ведет изнутри, все учитывая, соединяя, разъединяя и разрывая и тут же заполняя тем, что подготовлено. В этой связи каждому живому существу отводится только его Судьба, деятельность в этой Судьбе, свои плоды, от живого существа на данном этапе его деятельности независимые, но кармически обусловленные, как и качествами, как и Планом Бога на развитие. Но иллюзорная энергия Бога не позволяет материальному человеку, по сути неготовому, это увидеть, но видит тот, кто уже начал духовный путь, чьи качества уже позволяют смотреть и видеть через призму совершенных знаний и не сопротивляться откровениям Бога, которые непросто принять невежественному. Напротив, в материальном человекетакое понимание рождает явный протест, желание самому работать и самому распоряжаться, как и считать себя создателем и прославлять себя и себе подобных, поклоняясь таким же невежественным и недостойным по большому счету. Но начавший духовный путь безусловно начинает видеть вещи, как они есть на самом деле, все связывая только с Богом. Постигая эту первозданную Истину путемпрактики карма-йоги и других йог, углубляясь в себя, становясь духовно зорким и наблюдательным, человек начинает четко видеть свою непричастность к любой деятельности, но Бога и вовлечение в любую деятельность посредством своих качеств и органов чувств. Много раз уверившись на себе и своей практике, Кто за всем стоит, йог начинает видеть свое освобождение в отречении, в состоянии на основе этих знаний полной непричастности, в предании себя Богу, как конечной и неминуемой цели материального существования, которую никак не обойти, ибо все в материальном мире ведет в этом направлении, подобно тому, как ручьи обязаны впадать в полноводное русло рек. Так видящие и осознавший человек Волею Бога становится абсолютно умелым человеком в любой деятельности, все делает профессионально, талантливо, ибо получает большую духовную поддержку и подсказки изнутри от Самого Бога на каждом этапе деятельности и достигают успех в глазах всех людей. Только так верующий и понимающий человек может превратить свой труд в искусство и во благо всем живым существам. Только видящий глазами совершенных знаний видит, что неизменно, всегда сотрудничает с Богом, и знает, что именно так и было задумано живое существо, и именно такой путь ведет к миру в себе, к состоянию самадхи, к независимости от объектов материального мира. В данном стихе также, как было сказано, указывается, что, будучи не связанными с работой, не создающие фактически результаты труда, на имеющие права ими распоряжаться люди, тем не менее зависимы от своих качеств и ведомы ими. Это следует знать каждому, как дважды два, ибо другого ответа на свои многие «почему» человек не найдет, если пренебрежет своими собственными качествами и не будет здесь себя исправлять на каждом шагу, считая это своей проблемой номер один, своей извечной целью, своей борьбой, своей истинной оценкой и своего счастья, ибо этот вопрос (счастья) в материальном мире никто не снимает, но добывают извечно и не за счет себя, но, увы, других. Знать это надо, действовать в этом направлении надо, взращивать качества надо. Но и ленящийся это понимание, как и эту необходимость, не обойдет, поскольку бдительные глаза Бога всегда через других и личные страдания человека указывают каждому на его ущербность и чаще всего заставляют подниматься вверх, как осознанным путем, путем личных стараний, так и насильственным, который называется страданиями, ибо заставляет человека менять свои убеждения, пристрастия, выборы, сами качества. Таким образом, хочет человек или нет, но шаг за шагом он поднимается в своем развитии только вверх, проходя через двойственность материального мира, находясь под постоянным влиянием гун материальной природы, где каждая гуна работает над человеком, заставляя его принимать и отвергать на каждом шагу, проводя через этапы невежества, страсти и благости. Каждая гуна вовлекает в свой вид деятельности, развивает свои качества, эти качества отрабатывают себя, неся страдания и ставят перед новыми выборами, более осторожными предпочтениями и вовлекают шаг за шагом под все большее влияние следующих гун, и снова новые виды деятельности, и снова новые качества, и снова страдания и снова и снова… Меняются качества, меняется вид избираемой деятельности, меняются кармические реакции, меняется уровень зависимости от работы (как только качества совершенствуются), меняются плоды, меняется к ним привязанность. Человек на всех этапах этих перемен зависим от своих качеств, они становятся в данной жизни его судьбой и определяют судьбу в следующем воплощении. В зависимости от них жизнь человека можно назвать греховной преимущественно или праведной, именно они неутомимо наполняют багаж каждого и преследуют каждого от рождения к рождению. Последствия качеств человека - это то, на что Бог Лично в человеке не претендует, не присваивает Себе, но на что неизменно смотрит. Более точно об этом в следующем стихе. |