СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРАЗДНИКА ДЕНЬ ИМЕНИННИКА для учеников младших классов Разработка руководителя Клуба интеллектуальных игр «РЕБУС» ЦДЮТ Дзержинского района города Харькова ЧЕРНЯЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ЮРЬЕВНЫ Праздник устраивается для группы учеников класса, например: именинники осени, именинники первой четверти или семестра, именинники октября и так далее. Ученики сидят в классе, где сценой является свободное пространство возле доски. Сцена украшена цветами, забавными рисунками, в центре — надпись «С днём рождения!» Стулья для зрителей удобней поставить в виде буквы П. На сцену под задорную музыку выходят сказочные персонажи: Мальвина (далее — М) с букетом цветов (можно искусственных) и Буратино (далее — Б) с журналом комиксов. На роли М и Б приглашаются ребята старших классов, обладающие актёрскими способностями. М — Здравствуйте, дорогие ребята! Дети здороваются. Буратино открыл комиксы и читает, изображая на лице то удивление, то смех, то есть корчит всякие рожи. М — Буратино, оторвись от своих комиксов! Поздоровайся с ребятами. Буратино отмахивается от девочки и продолжает читать. М — Несносный мальчишка! Что ты уткнул свой длинный нос в книжку? Буратино не реагирует. Мальвина обращается к детям. М — Я его воспитываю, воспитываю, а он… Ребята! Давайте все вместе дружно скажем: «Здравствуй, Буратино!» на счёт «три». Раз, два, три! Дети говорят. Буратино, будто очнувшись ото сна, говорит скороговоркой, как вызубренный урок. Б — Ой! Здравствуйте, ребята! Мы спешили в гости к вам По долинам и холмам… И холмам… И холмам… К вам… Это, как его? Спешили… Очень. М — Ты опять не выучил мой урок? Ставлю тебе двойку. Ребята, вы тоже так, как Буратино, учитесь, на одни двойки? Дети отвечают: «Нет!» М — Молодцы! Вот видишь, Буратино, с кого тебе нужно брать пример? Б — Как же я возьму, если на них ничего не лежит? М — Да не на них, а с них! Б — С них? Ага! Мне на том мальчике рубашка понравилась. Парнишка, снимай рубашку! М — Буратино, брать нужно в переносном смысле. Б — А он тяжёлый? М — Кто? Б — Ну, смысл этот. Его же переносить надо. А куда нести будем? Мы переезжаем в другую сказку? М — Ой! Как я от тебя устала. Никуда мы не переезжаем. Мы приехали в гости к ребятам на их праздник. Буратино, а ты знаешь, в какой город мы приехали? Б — Сейчас посмотрим. Буратино достаёт из кармана большущую карту, раскладывает её на полу, становится на коленки и начинает бегать вокруг неё на четвереньках. М — Ну, так в какой же? Буратино чешет затылок, трёт виски и не может вспомнить. М — Двоечник неисправимый! Буратино встаёт, складывает карту. М — Ребята, как называется город, в котором вы живёте? Дети хором отвечают. М — А ты, Буратино, садись! Два! Буратино садится на пол (делает вид, будто грохается). Мальвина говорит назидательным тоном. М — Эх, ты! Хоть бы смотрел, куда садишься! Какой же ты невнимательный! Б — Ты же сама сказала «садись», вот я и сел. А теперь ещё и обзываешься! Я очень даже внимательным могу быть, если захочу. М — Дети, а вы умеете быть внимательными? Дети отвечают. М — Сейчас мы это проверим. Но сначала маленький экзамен я устрою для Буратино. Буратино хватается за сердце, у него дрожат коленки. Б — Ах, Экзамены опять! И куда бы мне сбежать? Ведь я снова провалюсь. Я — не трус, но я боюсь. М — Ребята! Экзаменаторами будете все вы. Я буду командовать, а Буратино должен в точности выполнять мои приказания. Если он делает всё правильно, вы, что есть силы, хлопайте в ладоши, а если сделает что-то не так, не стесняйтесь, топайте ногами. Буратино, ты готов? Приготовились, ребята? Мальвина говорит и показывает, а Буратино делает всё наоборот. М — Голову направо по-вер-ни, (маленькая пауза) Левую ладошку под-ни-ми, (маленькая пауза) Правою ногою — топ-топ-топ! Левою рукою — хлоп-хлоп-хлоп! Мальвина делает три хлопка по очереди: по голове, по груди и по попке. Буратино ошибается, суетится, кивком головы просит подсказки у зрителей. Б — Не получилось. Но я хочу попробовать ещё разок. М — Ну, что ж, даю тебе вторую попытку. Правым глазом детям под-миг-ни, (Б моргает то левым, то правым) Руки пред собою про-тя-ни, (поднимает вверх) И на левой ножке — скок-скок-скок! Видно, не усвоил ты урок! Б — Я стараюсь, но у меня ничего не получается. Вот если бы мы все вместе выполняли твои задания… Ребята, поможете мне? (Дети отвечают.) Тогда встаньте. Станьте ровно, как солдатики. Мальвина, мы готовы выполнять твой урок внимания. М — Я надеюсь, что школьники гораздо внимательнее, чем ты. Итак… Правую коленку под-ни-ми, (Б поднимает левую) И два уха зайца по-ка-жи (Б приставляет к голове две ладони) На соседа слева посмотри (Б поворачивает голову к М) А теперь попрыгай — раз, два, три! (Б прыгает) Крыльями, как птица по-ма-ши. (Б машет руками) Головой с рогами по-кру-ти. (Б указательными пальца делает рога) Хвостиком собачьим по-ви-ляй. (Б поворачивается к М задом, приставляет руку к попке и машет ею) Как пингвин по льдине по-ша-гай. (Б оттопыривает руки в стороны и топчется, переваливаясь с ноги на ногу) Б — Ура! Вместе с ребятами у меня всё получилось! М — Молодцы, ребятки! И ты, Буратино, наконец-то усвоил мой урок. А теперь скажи детям, из какой сказки мы пришли к ним в гости. Б — Я забыл. Можно я возьму подсказку зрителей? М — Ну, хорошо. Разрешаю тебе задать школьникам только три вопроса. Б — Согласен. Ребята, на мои вопросы отвечайте «да» или «нет». Наш дом-сказка «Ниндзя-черепашка»? (Дети отвечают) Мы с Мальвиною пришли из мультика «Ну, погоди!»? (Отвечают) Не угадал. В цель не попал я. Мимо. Я вспомнил сказку! «Приключенья Буратино»? (Отвечают) М — Буратино, но может быть, ты без помощи зала вспомнишь, зачем мы сюда пожаловали? Б — Конечно! Сегодня — день Именинника: … (перечисляет именинников) Лучше дня на свете нет. Именинникам — привет! Лучший день, в том нет сомненья — День варенья! (Прикрывает ладонью рот, потом машет руками, мол, ошибся) День рожденья! Мы вас, ребята, поздравляем. Пусть ваши сбудутся мечты. Мы счастья в жизни вам желаем, Подарки дарим и цветы. Одноклассники вручают именинникам букеты или одному цветку и подарки в нарядной упаковке Б — Ребята, в вашей школе есть урок, который начинается на букву Ф? Назовите его. (Дети называют «Физика» и «Физкультура») Б — Физика? Физкультура?А в нашей сказочной школе есть урок Фокусов. М — Да, да, да! И Буратино уже многое умеет. Сейчас он вам покажет фокусы. Б — Смотрите, ребята! (Б показывает правую руку с оттопыренным большим пальцем, ладонью к себе.) Видите мой большой палец? Сейчас он исчезнет. Смотрите внимательно, как я это делаю. (Звучит барабанная дробь, как в цирке. Б прикрывает палец левой рукой, сжимает её в кулак и одновременно прижимает большой палец правой руки к ладони) Крэкс, фэкс, пэкс! (Б поднимает левый кулак вверх) Видите, палец исчез, но сейчас я верну его на место. (Барабанная дробь. Б приставляет левый кулак к правой руке, разжимает кулак и одновременно поднимает большой палец правой руки) Крэкс, фэкс, пэкс! (Убирает левую руку) Смотрите, палец вернулся! Аплодисменты! М — Ребята, а вы сможете повторить фокус Буратино? Давайте попробуем! Поднимите перед собой правую руку (показывает вместе с Б и объясняют порядок выполнения действий фокуса) Б — Молодцы, ребята! Теперь вы, как и я, стали фокусниками. Дома обязательно покажите этот фокус родителям… М — Братикам и сестричкам… Б — И бабушкам, и дедушкам. М — Ребята, попросим Буратино ещё показать фокус? Б — Хорошо. Спорим, друзья, что я смогу поставить стакан с водой на мостик из вот такой тонкой бумаги между двумя другими стаканами? (На столе Б ставит два стакана, между которыми расстояние 1,5-2 диаметра стакана. Показывает лист печатной бумаги) Есть желающие попробовать? Прошу выйти ко мне именинника … Осторожно, не отпускай стакан. Видите, бумага не выдерживает, бумага прогибается под тяжестью наполненного стакана. А я смогу поставить стакан так, что лист бумаги выдержит такой груз. Смотрите, я складываю в гармошку этот лист вот так. (Б берёт заранее сложенный лист) Кладу его на два стакана и осторожно ставлю третий. Ура! Стакан стоит на тонкой бумаге! М — Поаплодируем Буратино! Ребята, вы тоже сможете достичь такого мастерства, если хорошенько потренируетесь дома. Буратино, а ты можешь показать нам какой-нибудь волшебный фокус? Б — Конечно! Я умею видеть сквозь непрозрачные предметы. М — Как интересно! И даже сквозь такую шкатулочку? (М показывает коробочку, оклеенную узорами из цветной бумаги, три ребра которой оклеены красными полосками, а четвёртое — жёлтой) Б — Нет ничего проще! М — Буратино, а если я спрячу в шкатулку один из четырёх фломастеров, ты сможешь увидеть, какого он цвета? Б — Безусловно! М — Какая прелесть! Тогда сейчас же выйди из класса? Б — Зачем? М — Мы с ребятами не хотим, чтобы ты подглядывал. Иначе мы тебе не поверим. Б — Хорошо, хорошо! Уже выхожу. (Б выходит) М — Ребята, кто из вас хочет спрятать фломастер в шкатулку? (М держит в руках шкатулку и фломастеры) Прошу выйти на сцену … (Вызывает именинника. Тот кладёт в шкатулку любой фломастер, а остальные прячет в карман. М ставит на стол шкатулку заранее условленным способом: если жёлтое ребро повёрнуто ближе всего к доске, значит в ней лежит красный фломастер; если жёлтое ребро указывает на окна в классе — синий фломастер, если на дверь — жёлтый фломастер, если на стенку напротив доски — зелёный. То есть положение жёлтого ребра шкатулки подскажет Б, какого цвета фломастер находится внутри неё. М приглашает Б в класс. Б колдует руками над шкатулкой, чтобы сориентироваться, в какую сторону смотрит жёлтое ребро и безошибочно называет цвет спрятанного фломастера) М — Вот так чудеса! Дадим возможность другому имениннику спрятать фломастер. (Приглашает следующего именинника и снова выдворяет Б из класса, берёт в руки шкатулку, ученик кладёт туда любой из четырёх фломастеров, прячет остальные. М ставит шкатулку на стол в нужном положении и зовёт Буратино в класс. Б безошибочно называет цвет. Таким образом, можно вызвать всех именинников по очереди) М — Буратино, ты можешь научить этому фокусу ребят? Б — Этому — не могу. Если я раскрою секрет этого фокуса, то тогда у меня самого ничего уже не получится. Согласитесь, если бы все фокусники после каждого выступления раскрывали все свои таинства, то это было бы уже не интересно, даже в цирк было бы ходить незачем. Я лучше расскажу ребятам ещё об одном уроке нашей сказочной школы — загадковедении. На уроках этого предмета мы только и делаем, что отгадываем загадки, которые загадывает нам учитель. Таким образом, мы изучаем разные предметы, то есть один такой урок может быть посвящён зоологии, значит и отгадки будут только зайцы, медведи, бабочки, птицы, но другой урок уже может быть посвящён ботанике, а ботаника, как известно, занимается изучением растений… М — Как вы думаете, ребята, какие могут быть отгадки на уроке загадковедения по ботанике? Поднимайте руки, если хотите ответить. (М опрашивает детей) Б — Ребята, а вы бы хотели побывать на таком уроке? (Дети отвечают) М — Отлично! Тогда сейчас мы проведём с вами урок загадковедения. Б — Слушайте первую загадку и отвечайте хором. Очень крепкий старичок На воде мостит мосток Без дощечки, без бревна, Без гвоздя, без топора. Мостик тёплою весной Станет талою водой. (МОРОЗ) М — Молодцы! Вторая загадка. В кухне нашей целый год Холод в шкафчике живёт, Он хранит для нас продукты: Мясо, молоко и фрукты. Трудится, старается. Шкаф как называется? (ХОЛОДИЛЬНИК) Б — Какие вы сообразительные дети! А вам потруднее загадку загадаю. Телефончик твой спрошу, Номер в книжку запишу. И девчонки, и мальчишки Носят в сумках мини-книжки. В книжках буквы, но нет нот, Хоть зовут её ... (БЛОКНОТ) М — Видишь, Буратино, мы им загадки на самые разные темы задаём, а они всё отгадывают. Ай да молодцы, ребята! Б — Ах, так? Тогда я совсем трудную загадку загадаю. На неё даже наш отличник Пьеро не смог ответить. М — Посмотрим, справятся ли ученики этой школы. Б — Слушайте внимательно. Ослепительная птица В небе грозовом искрится, Пролетит — раскаты грома. Эта «птица» вам знакома? (МОЛНИЯ) М — Здорово, ребята! Все загадки отгадали. Б — Да-а! В нашей школе вы бы все до одного отличниками были. М — А ещё в нашей школе есть урок пения. А у вас есть такой урок? (Дети отвечают) Недавно с нашим учителем пения крокодилом Геной мы выучили песню о дне рождения, который только раз в году. А вы, ребята, знаете такую песню? (Дети отвечают) Тогда давайте споём все вместе! (Звучит фонограмма, и дети поют песню) Б — Как дружно и слаженно мы пели! Здорово! Конечно же, эта песенка была посвящена нашим именинникам. М — Дорогие именинники, ваши одноклассники не сидели, сложа руки, они подготовили для вас маленький концерт. Прошу внимания! (Б и М объявляют концертные номера, подготовленные одноклассниками) М — А теперь, дорогие именинники, их одноклассники и уважаемые гости, мы объявляем небольшой технический перерыв. Б — А после перерыва мы приглашаем всех к сладкому столу! (Дети выходят из класса. Родители накрывают на стол. Парты рекомендуется поставить «буквой П», либо иначе, но так, чтобы осталось свободное пространство посреди класса для проведения аттракционов. Затем в класс приглашаются ученики. После небольшого застолья Б и М проводят аттракционы) АТТРАКЦИОНЫ Аттракционы и подвижные игры нужно проводить с учётом малого свободного места в классе, либо выйти в более просторный коридор или зал. В данном сценарии предлагаются лишь некоторые аттракционы. В зависимости от фантазии классного руководителя и, главное, состояния детей к концу праздника количество игр можно сократить, либо увеличить. Желательно подготовить много мелких призов для победителей аттракционов. Переходящее знамя Дети становятся в круг. Одному ребёнку ведущий даёт флажок. При включении весёлой музыки дети передают флажок друг другу, то есть флажок движется по часовой стрелке. Неожиданно смолкает музыка. Ребёнок, в руках которого в этот момент находится флажок, выходит из игры, оставляя флажок рядом стоящему. Снова звучит музыка, дети передают флажок по кругу. Победит тот, кто из последних двух участников останется без флажка. Ему вручается приз. Этот аттракцион рекомендуется не доводить до самого конца, а объявить несколько победителей из оставшихся в кругу детей и, таким образом, раздать большее количество призов. Весёлые танцы Для данного аттракциона необходимо заблаговременно приготовить мячи (приблизительно одинакового размера). Количество мячей должно быть в два раза меньше, чем участников праздника. Дети разбиваются на пары. Если одному ребёнку не хватило пары, то для участия приглашается кто-либо из гостей, как правило, среди присутствующих есть старшие братья и сёстры учеников класса. Каждая пара должна как угодно двигаться под музыку, то есть танцевать, держа друг друга за руки и удерживая лбами мяч. Та пара, у которой мяч упал на пол, выходит. Последняя оставшаяся пара считается победительницей и награждается призами (или 2-3 пары по усмотрению организатора праздника и при наличии большого количества призов). Садовник Дети становятся в круг. Все они становятся садовниками, сажающими цветы на клумбу. Одному из них ведущий даёт детскую лопатку, как эстафетную палочку. Ребёнок говорит название какого-нибудь цветка и передаёт лопатку следующему ребёнку, который должен назвать любой другой цветок и передать лопатку по кругу. Если участник игры не может назвать цветок в течение 5 секунд, либо назвал цветок, который был кем-то посажен раньше, выходит. Лучший садовник тот, кто останется последним. Ему вручается приз. Дёрни за верёвочку Ведущий приглашает для участия 4-6 ребят. Дети становятся в круг. В кругу ставят два стула на расстоянии 1,5-2 метров, спинками друг к другу. На пол кладут верёвочку по прямой линии так, чтобы концы верёвочки лежали под стульями. Дети под музыку ходят по кругу. В это время ведущий отвлекает их внимание на выполнение разных действий, например: превращает ребят в птиц, и дети на ходу машут крыльями; потом превращает в коров, и дети на ходу машут головой с рожками из указательных пальцев; затем дети становятся зайчиками и, приставив к голове ушки-ладошки, скачут как зайцы; далее таким же образом ведущий превращает участников в самолётики, вертолётики, пингвинов, лягушат и тому подобное. Как только музыка закончилась, участники стараются занять стулья и дернуть за верёвочку. Побеждает тот, в чьих руках будет верёвочка. Победитель получает приз. Ведущий приглашает следующих, ещё не участвовавших ребят. Свободных мест нет Всех детей нужно разделить на несколько групп, по 8-10 человек в каждой. По центру расставляются в круг стулья, спинками к центру. Количество стульев должно быть на единицу меньше, количество детей в группе. Ведущий приглашает первую группу для участия в игре. Под музыку дети бегут по кругу. Дети должны на ходу выполнять все команды ведущего, например: руки в стороны, руки вверх, прыжки на левой ножке, ходьба вприсядку и тому подобное. Музыка заканчивается, и дети усаживаются на стулья. Из игры выходит тот, кому не хватило места. Ведущий убирает один стул и дети снова бегут под музыку. Музыка кончилась — садятся, из игры выходит тот, кому не хватило места. Игра продолжается пока останется один — победитель. Он награждается призом. Ведущий приглашает следующую группу участников. Хлопушки Для участия в последнем аттракционе ведущий приглашает тех ребят, которые не успели заработать ни одного приза. Если таковых менее 4 человек, то дополнительно приглашаются именинники. Каждому участнику нужно привязать к ноге заранее надутый воздушный шарик. Здесь на помощь могут прийти родители. Участники с шарами становятся на площадке на расстоянии метра друг от друга. Цель каждого — раздавить шарики других детей и при этом позаботиться о сохранности своего. Сигналом к началу аттракциона служит зазвучавшая музыка. Зрители и ведущий внимательно следят, чей шарик хлопнет последним. Первый приз получает победитель, остальные — поощрительные призы. Таким образом, ни один ребёнок к концу праздника не останется без приза, а самые шустрые и сообразительные имеют шанс получить более одного. М — Спасибо вам, ребята, за то, что вы пригласили нас на ваш замечательный праздник. Б — Мы с удовольствием повеселились вместе с вами. М — До свидания! Б — До новых встреч. |