Рассказы деда Панаса - Афанасия при крещении – 3. Жизнь поменялась. Нет устоев. Не соблюдают правила приличия, поведения. Нет умения культурно вести себя дома и особенно в общественном месте. Восторжествовала во всем и повсюду - хамовитость. Такое время. Люди, правители и общество наше пошло по пути наименьшего сопротивления. Думают: умнее они своих предков, да и стоят во всем и везде – над всем человечеством. Особенно презирают соседей… это уже вопрос второго порядка. Первой важности! Не об этом вспомнил и хотел сказать: люди наши – с детства-юности не знают уважения, а потому… Говорят: «Дарма, що малий, а й старого научить. Зря, что молодлй, но и старого научит». Если, и вправду, со смыслом поучает-научает – это полезно. А если он проявляет безмерно свое высокомерие. Амбициями забивает чужое мнение, оскорбляет самолюбие. Все такое бывает и происходит – часто, а то и постоянно. Молодые тщеславцы лезут в люди и над всеми возносятся. А какие из них управители? Злости у них много. Недостаточно ума, да нет почти жизненного опыта. В правители вылазят – просто недостойные к власти подступиться. А народ бессилен что изменить. Да, и не понимает народ опасности руководящей силы, воли и власти. Народ часто с охотой слагает с себя ответственность за решение государственных, да и собственных дел. В том же голосовании… На кого-то надеется. Словно «варяг» из города лучше за него самого решит и сделает. Такое слабоволие, доверчивость… Любят наши люди попадать на чужое обеспечение. Вон была Советская власть – подкармливала, плодила тунеядцев. За ее порядки-беспорядки до сих пор многие плачут. Не хотят, не могут самостоятельно распоряжаться своей силой, имуществом. Принимать полезные решения. Потому любят «Дармо з сухої криниці воду брати. Даром с сухого колодца воду брать». Известно: в том колодце – вода пересохла! Ее нет, но все же даром! Не умеют классно, упорно трудиться. И за свои поступки – отвечать не хотят. А трудовая жизнь и свобода действий требуют много чего рисково делать. В рамках закона – обходить формальные и бюрократические преграды. И повоевать – если надо: не бояться. Полного согласия никогда не бывает. Без хитрости-неправды не обойтись – ни при каких случаях действия. Вести себя с гордым достоинством – при полном трудовом участии натуры и природы производства. Не иначе! Идти без опасения на убытки и слабые результаты. Не зря говорили: «Кто не рискует – не пьет шампанское!» А я, к примеру, шампанское не пью, по причине… Не понимаю запаха – в его вкусе. Да, и вкуса – в запахе. Не рискую я по своим причинам. Старым стал! Да, чем могу рисковать? Всего лишился – за прежние годы жизни. К труду… почти нетрудоспособен. Только в балачках – мало кто меня переговорит и переспорит. Со словом сдружился. Много говорил! И по этой причине нужное слово идет – в момент потребности его произнесения. Как кто, не имел почти никогда дарованного. «С дарованим конем не їздити. Даровым конем не ездил». Не переживал. Над скотиной не знущався… В смысле не применял часто силу кнута. По-человечески со скотиной договаривался. Они хорошо понимают обхождение и слово. Животные не пакостят – не в пример им люди из нашей деревни-села, да и райцентра. Плохой мы народ хохлы-кацапы! Не все! Многие! Изначально могли и ничего быть… Но понюхали татаро-монголов, покорялись польской шляхте, да и русским… По-свински с нами поступили Цари Романовы. Начиная с Петра Великого. С их крали Екатерины… Эта вообще изничтожила наше казацтво. Хорошо, хоть казаки других мест пребывания пошли за Емельяном Пугачевым – отмстили Царству с москальством за многие их обиды, прегрешения. Надоела нам угнетение принимать, как дар Б-жий. Но вот даже в часы нынешней Свободы – не можем решить, что для нас лучше? По какому пути идти? У западенцев есть хорошая мысль. Но полное западенство – заведет неведомо к какой стране ненашего духа. Поляков мы хорошо знаем. Немцев опасаемся с сильным основанием. Чехи вроде зла нам не делали. Не смогли они со словаками поладить. Какая в них польза в смысле нашего будущего? Сложностей много в определении нашего будущего магистрального пути развития. И вот я с радостью принял возможность вспоминать и рассказывать о былом и прошлом. Всего еще не передумал. И сказать свое последнее слово не успел. А потому слушайте! Речь мою не корыстью пропитанную. Скажете в ответ: без корысти дела не бывает! Правильно! Корысть моя вся сейчас: слушаете – из уважения. И благодаря вашему уважению – во мне жизнь бурлит и сила прибывает. Для совершенства себя и мира нашего пакостного – тоже я тружусь, как могу. Людей хочу к правде привести. От лжи и подлости избавиться. Но для того подонки существуют: они возносятся – прежде всего в глазах собственного видения. Жизнедеятельностью своей пачкают всю нашу не очень-то героическую действительность и бытовое обслуживание. Но у нас говорят: «Дарованому коневі в зуби не заглядай. Подаренному коню в зубы не заглядывай». Не определяй его примерный возраст по этому косвенному признаку. И с молчаливого нашего согласия правят нами, вроде для нашей пользы, хитрозадые политики, а то и явные проходимцы. Из нашего же народа произошедшие. Так что жаловаться нам ни на кого не приходится. Мы люди, надо признаться, вольнодумного порядка. Встречаю редко религиозную убежденность. Формально крестятся – без придания значения истинного смысла этому действию. Многие высказывают убежденно, как саморазумеющееся, усвоенное: «Дасть Бог світ, дасть і совіт. Даст Б-г свет, даст и совет». Этот совет Б-жий может прийти из неведомо чьих уст. Приходится бдительно присматриваться, прислушиваться – не упустить совет. Да не заблудиться по вражескому следу. Дед сам человек самостоятельный – привык давать советы. Чужие выслушивать – обидно! Даже если они правильного направления. Чаще обижаются себялюбцы, амбиционные эгоисты. Люди скромные только радуются единомышленникам. Не все в этом мире так легко и просто, как кажется. Не всегда честность спасает. Среди множества лжецов и хитрецов – честность не котируется в смысле доходности и солидарности трудящихся: по причине классового интереса. «Двi речi бувають труднi: мовчанка, коли потрiбно говорити i розмова, коли необхiдно мовчати. Две вещи трудны: молчание, когда необходимо говорить, и разговор, при необходимости молчать». Любая вынужденная вещь вредна и опасна. В данном случае предосторожность не поможет. Не помешает, как в любом конкретном случае. Женщины – шумны, многоречивы. Помешать их сборищам трудно. Заранее следует знать о возможных последствиях их совместного действия: «Дві баби й сорока — то вже ярмарок. Две женщины и сорока – это уже ярмарка». Не обязательно при этом нужен товар – для купли-продажи. Абсолютно обо всем они должны знать. Высказываются – не обо всем им известном. Говорят. Форма их деятельности и общения – разговоры. И хотя многоречивость, да и разговор на тему – «портит нервную систему»: прежде всего их самих – продолжают шумные общения. Упоминается в высказывании о сороке. Обходятся и без нее. Женщины – почище сорок! Их сама природа такими создала – дополнительно не пришлось ничего добавлять в структуре-расположении их природных органов, черт и особенностей. Трудно с женщинами ладить, управляться… Но что поделаешь: только они способны рожать детей, удовлетворять половые потребности и держать избу в порядке. За эту троицу мирятся люди мужского образа устройства. Вынужденно мирятся. Считают: две хозяйки не могут ужиться в одном доме, даже на одной кухне. И еще говорят: «Дві господині в хаті не дадуть ради кошеняті. Две госпожи (хозяйки) в доме совет не дадут котенку». По причине их разного отношения к самому котенку и противоречивости позиций, а чаще: подруги - друг другу насолить попытаются. На котенке выместят злость своих натур и характеров. Ох, и завистницы они! Ненавистницы! Девочки в семье – дополнительные заботы, несчастья. Только когда вырастают… Начинают рожать… Любое пополнение семьи – большая радость. Через внуков и внучек проходят обиды. Сердце тянется к новым заботам, тратам, огорчениям.. Украина расположена в средней полосе. С умеренным климатом. Здесь говорят: «Двічі на рік літо не буває. Дважды в год лето не бывает». А если возвращается – в качестве напоминания – носит специальное название «бабье лето». Почти как женский довольно короткий век прелестного состояния. Ведь природная красота блекнет – ее по-настоящему не подновишь косметикой и другими медицинскими и немедицинскими способами омоложения органов и всего организма. Лживость женской натуры прежде всего направлена на обман природы. Они – не все – усердствуют в преуспевании. Интригуют – для привлечения симпатий. Хитрят при обмане мужчин, даже собственных мужей и детей. Не зря природа наделила женщин особыми качествами – их используют даже с излишком возможностей. На Украине (привык – так говорю, «на», в Украине никак не перейду; а надо ли? По той причине: так говорили-писали во времена Тараса Шевченко)… О чем это я? Забыл! Да пусть – ни о чем… У нас часто повторяют: «Два брехуни одної правди не скажуть. Два обманщика одну правду не скажут». Точнее говоря, разные обманщики не придумают одновременно, сразу одинаковую ложь или хитроумность. Да, брехунов у нас – много. Между собой не сговорятся! А пусть не думают: брехать, толочь слова в ступе, подстраиваться под известные обстоятельства - даже сложнее, чем высказывать правду. Умение обманывать – доказывает причастность мудрых и развитых наших украинцев к фантазиям, изобретательству. Талантливый народ! И как часто случается: талантливый народ оказался в долгой беде. Трудно понять и объяснить вражду между людьми и особями. Вместо сотрудничества и общего участия в хорошем деле – на общее блага и взаимной пользы. Делят между собой, не знают как устроить общее благо и взаимное счастье. Человеку стоит поискать ответ в природе, среди животных. Узнает неутешительное: «Два коти в однім мішку не помиряцця. Два кота в одном мешке не помирятся». И за что грызутся? Кошек нет в мешке: чего делить? Сама природа, оказывается, эгоистичной. Признает особое существование каждой особи. За свои владения никого не пустит. Ведет борьбу за выживание – истребляет себе подобных. Борьба идет за территорию, пищу? Или за нечто другое важное, человеческому уму непонятное? Много загадочного в самой психологии. Еще добавляется таинственное в подсознании. А что если существует реально другая среда – надсознание? Что он из себя представляет? О людях судить трудно, особенно со стороны. Смотришь: мужичок не очень на вид выделяется… У него может за душой и сердцем, в мозгу – ума палата! Или: может тебе рассказать о… навозе любого животного. Для каких целей применяют в народном лечении и, конечно, для подъема плодородия почвы, увеличения урожайности. На людей нельзя смотреть поверхностно, делать верхоглядные выводы. Серьезность нужна! Осмотрительность выводов и убеждений. В народе говорят и повторяют: «Два недужих сіли та й буханку з'їли. Два хилых сели и буханку съели». И это вовсе немного. Если люди голодные, еще больше чего способны утрамбовать в свои внутренности. Не моргнут глазом, не скривятся, даже не почешутся. Да что там – хлеб-мякину: попросят вдобок мясцо, сальцо, яйцо, огурцов малосоленных, капусточки с клюквой и яблоками пошинкованную. Любому человеку надо отдавать почет и уважение: иначе как же уживаться в спокойствии, здовье, мире и прочих полезных для семьи и общества качествах и свойствах душевного благородства. Вот такое состояние дел и общее состояние политической структуры. Не только в короткий период нашего часто бестолкового хозяйничанья. И в системе материально обеспеченной жизни, мирового прогресса, славного будущего и даже весего существования в той жизни – после жизни! Есть в народе примета: «Два півні на одному смітнику не піють. Два петуха на одном мусорнике не пьют». Если даже петухи брезгуют! Что еще и тогда сказать о более благородном и возвышенном создании – человеке? Не станет он пачкать свое благородное имя, да марать происхождение. Кому охота пачкаться? Или в гадюшнике начать рассуждения о высших материях мироздания? Место действия должно соответствовать природе предмета, сути обстановки. Человеку Подобает возвышенное положение – для исполнения особых функций полезной деятельности. Для блага и во славу. У нас не говорят, да и говорят! Чаще всего думают: «Два рази гостям рад: раз, що приїхали, а раз, що від'їхали. Два раза гостям рад: раз, что приехали, а раз, что уехали». Гости – ведь это допонительное беспокойство. Да, и траты в повышенных количествах средств. Мало разве всегда своих дел-забот и прочих ответственных занятий… Но тут: настигают гости… Это могут быть родственники – близкие и далекие. Друзья, знакомые и вовсе неведомо явившиеся потребителя твоего добродушия и материального благополучия. Заявляются сами или по чьей-то рекомендации. Каждый со своими особыми нуждами, претензиями, желаниями, особого свойства спешными потребностями… Обслужить их: в первую очередь, непременно! Отставляй подальше любую свою самую важную потребность дела, быта и формы обязанности. Принялся за гуж, а потому уж… Молчи, казак… Никому не жалуйся: не поможет, да и легче не станет. Считают так: «Два хитрих - мудрого не переважать. Два хитрых – мудрого не пересилят». Считать можно все и как угодно. По правилам позиции: хитрый может мудрого одолеть. Пусть не сразу, не в два счета, но в конечном результате. А может такой попасться мудрый: его не то что двое, даже десять хитрых не одолеют. Могут попытаться! Мудрый – он во всех отношениях человек подкованный. И против хитрости любой сможет противостоять. А иначе: с какой-такой стати его отнесли в мудрую категорию племени? А вот против хитрого нашего народа никакой Мудрый противостоять не в состоянии. И в смысле правомочности Мудрого выражаю свое сомнение: среди хитрых Мудрый не может себя появить, а тем более ужиться. Мудрый – из другого народа пришелец. И по этому поводу приходится высказать сочувствие самому себе. Не прочь я сам называться Мудрым – не потяну! По простой и ясной причине: родился украинцем! Украинцем и помру! И за грехи свои особого свойства готов ответить перед Ангелами Господними, да и перед самим Господом. Не сохранил на всю жизнь мову – перешел на язык другого племени и культуры. Думал: русская культура – выше стоит качеством. Сейчас немного сомневаюсь. Культура – да, стоит! А вот сами люди русские в своем большинстве вовсе не достойны великой и могучей русской культуры. И том я поговорю в другой раз. Устал… У нас, как в той треклятой Польше, Речи Посполитой – ой и натерпелся народ наш от тех панов-господ. Даже вспоминать - с противной неохотой. Но, как говорится и существует в реальной жизни: плохой пример – заразителен… А вдруг это и вовсе не такой уж плохой пример? Все наши сестры и братья ударились в другую крайность – хотят величаться госпожами и господами. Вроде от одного этого чести прибавляется. Не знаю… На себе не чувствую… А кто его знает, как и что? Ведь один человек не может знать и чувствовать о всей громаде. У нас пока: «Два пани, а одні штани: котрий раніше встав, той ся і вбрав. Два господина, а одни брюки: который раньше встал (и прибрался – добавим от себя) – тот и одел». Нет, сейчас у нас положение многим лучше, но еще… не такое счастливое, чтобы собой гордиться и не желать лучших перемен во всех смыслах и поводах действий. Мы все еще – нищие! Не нужна нам польско-господская заносчивость. От большей скромности не опухнем и даже не умрем. Так я считаю. А вы уж точно: как хотите и можете, господа украинцы, братья и сестры наши! Говорят часто: «Двоє третього не чекають. Двое третьего не ожидают». Ожидают! Еще и как! Неравенство существовало, существует и не исчезнет в этом мире множества всяких выкрутас, торжествующего эгоизма, несправедливостей… Натура человеческая рвется к неравенству и первенству превосходства. Не всем удается первому захватить местечко и отколупнуть большую порцию общественного пирога. Не на жизнь – до смерти доводит та азартная гонка в соперничестве сторон и общественных групп, классов… К неравенству все еще не привыкнут люди, по большей части обделенные судьбой. Преуспевающие вовсе не стремятся к равенству. Им важно – укрепить свое положение, занять позицию и… рвануть вперед! В многолетней и многококилометровой гонке за позиции, удобства и прочие блага индивидуального пользования. |