Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Николай Ширяев
Объем: 10758 [ символов ]
В Коктебеле - по нарастающей
С 10 по 16 сентября в Коктебеле с большим успехом прошел 5-й Международный литературный фестиваль имени Максимилиана Волошина, учрежденный Домом-музеем М.А.Волошина, Союзом российских писателей и журналом «Современная поэзия». На пятый Волошинский фестиваль съехалось более сотни литераторов из США, Великобритании, Германии, Чехии, Латвии, Беларуси, Украины и России. Но разве только богатой географией имен фестиваля можно подтвердить всю незаурядность недавно «отгремевшего» в Коктебеле литературно-фестивального действа?!
 
С каждым годом организаторам фестиваля, похоже, удается хотя бы понемногу наращивать масштаб своего «ненаглядного подопечного». Так, в нынешнем году программа фестиваля была наиболее насыщенной за всю его пока еще очень недолгую историю. Семь литературных журналов представляли публике своих постоянных авторов: здесь и «Октябрь», и «Знамя», и совсем еще новые, перспективные журнальные проекты. Пять тематических вечеров представили зрителям творчество отдельных, наиболее известных, читаемых авторов фестиваля, в числе которых в этом году фигурировал Алексей Цветков (Прага). То есть с фигурой был фестиваль, с известной поэтической фигурой, а значит, еще одну белую костяшку можно добавить в пользу Волошинского фестиваля – 2007 на строгих критических счетах.
Следующей зачетной белой костяшкой можно считать прошедший в рамках фестиваля вечер легендарной московской литературной группы «СМОГ», в котором приняли участие поэт Владимир Алейников (Коктебель-Москва) и прозаик Саша Соколов (США). Вел вечер все тот же Алексей Цветков, входивший в последний состав СМОГа. Зрителей на открытой площадке фестиваля собралось великое множество – каждый хотел прикоснуться не просто к высокому слову, а по сути – уже к очередной славной странице истории многовековой русской литературы…
И то сказать, новое на фестивале органично вплеталось в уже устоявшиеся фестивальные традиции. Многие приехавшие литераторы не впервые появились на фестивале, добрую половину можно уже с полным правом назвать его завсегдатаями. И тем не менее, не переводится поток желающих обойти с подробной (специально для литераторов) экскурсией весь Дом-музей М.А.Волошина, подняться на могилу этого выдающегося русского поэта. Существующая традиция приглашать известных исполнителей для расширения культурной программы фестиваля привлекает в сентябрьский Коктебель новых, необычных гостей. В нынешнем году киевский журнал «ШО» подарил участникам фестиваля концерт актрисы театра музыки и поэзии Елены Камбуровой – певицы Елены Фроловой с программой на стихи поэтов Серебряного века и современных поэтов.
К слову сказать, выступление Елены, как мне показалось, очень красноречиво подчеркнуло едва ли не главную проблему большинства современных поэтов, которым заметно за тридцать. Имя этой проблеме – избыточность изобразительных средств. Спору нет, технический арсенал Елены Фроловой вызывает заслуженное почтение, однако, по ходу концерта невольно ловил себя на мысли, что слишком уж часто многочисленные технические приемы только затрудняют восприятие литературно-музыкального материала, создают ощущение избыточности, нагромождения, без которых при более здравом художественном подходе вполне можно было и обойтись.
Разве не так и некоторые современные поэты среднего и старшего поколения тянут в свои стихи самые изощренные приемы и конструкции, нагромождают друг на друга далеко не всегда логически мотивированные ассоциации в первую очередь для того, чтобы разительно отличаться от других авторов, в сущности, с точно таким же поэтическим кредо. Но не будем о грустном…
В нынешнем году организаторы постарались расширить круг награжденных по итогам Волошинского конкурса, проводившегося в очередной раз под патронатом поэтического Интернет-ресурса poezia.ru . При том же количестве номинаций, что и год назад, тех или иных наград было удостоено вдвое больше конкурсантов (и, минимум, вчетверо больше, чем в далеком уже 2003-ем году). Впрочем, подобная политика организаторов выглядит весьма разумной, если учесть, что в конкурсе-2007 приняло участие более тысячи авторов из 20 стран мира, а значит, достаточно представительное жюри фестиваля (председатели секций: Юрий Кублановский, Светлана Василенко, Сергей Чуприн) столкнулось с необходимостью оценивать около 3000 конкурсных работ! Так что в этой связи 37 наград Волошинского конкурса – 2007 не выглядят чем-то неоправданно запредельным. Растет популярность конкурса, растет число конкурсных работ – почему бы на этом фоне не вырасти и числу награжденных участников?
К сожалению, на общем обширном фоне потерялись почти все крымские участники конкурса. В поэтических и критических номинациях никого из крымчан не оказалось даже среди выдвиженцев. И лишь в прозаическом разделе пробились три крымчанина: Константин Вихляев (Ялта), Александр Грановский (Симферополь) и ваш покорный слуга. В итоге Александр Грановский удостоился диплома конкурса в одной из прозаических номинаций, а автор сих строк – специального диплома председателя «прозаического» жюри конкурса Светланы Василенко.
Конечно, наши крымские поэты могут обижаться на жюри, на погоду и на стесненные средства, могут дружно не ехать на фестиваль. Могут, в конце концов, жаловаться на то, что в программе конкурса в этом году исчезли «чисто крымские» номинации (т.е. допускающие к участию только крымских авторов). Но положа руку на сердце, честно признаем: если автор-конкурсант примется писать с силой Гоголя, Белинского или Мандельштама, его обязательно заметят даже самые тенденциозные литературные судьи. Все-таки заметили и поддержали в свое время столичные знаменитости нашего известного в современных поэтических кругах соотечественника по АРК Андрея Полякова, и в нынешнем году плодотворно гостившего на очередном Волошинском фестивале.
Многое показалось мне достойным описания на пятом Волошинском. Стоит, скорее, остановиться на самых проблемных и самых замечательных фестивальных феноменах Коктебеля две тысячи седьмого. Самым проблемным, с моей точки зрения, оказался на фестивале заплыв в Коктебельской бухте на призы журнала «Октябрь». И дело даже не в том, что участникам предстояло плыть в предвечернем сентябрьском Коктебеле в пятнадцатиградусной морской водице, а в том, что главным призом должна была стать публикация рукописи победителя заплыва в одном из ближайших номеров журнала «Октябрь». Вот вы представьте себе на минуточку, что наши классические «Современник» или «Отечественные записки» таким образом распределяли бы среди потенциальных авторов свою печатную площадь! Думаю, Ирина Барметова (главред «Октября») вздохнула с большим облегчением, когда выяснилось, что среди шестерых отважных участников заплыва победителем вышел… художник. Не больно изящная ситуация, таким образом, рассосалась как бы сама собой.
К наиболее замечательным событиям на фестивале я бы отнес впервые проведенные на серьезном уровне мастер-классы и традиционный на фестивале турнир поэтов. Конечно, приятно было видеть добротно организованные мастер-классы, в поте лица трудившиеся на протяжении двух фестивальных дней (два поэтических: Ольги Ермолаевой, Алексея Цветкова – Станислава Минакова; один прозаический Светланы Василенко – Этери Басария). Но главное все же заключалось в непосредственной возможности познакомиться с молодым поколением русскоязычных прозаиков и поэтов, собранных мастер-классами под одной прославленной Волошинской крышей.
Теперь я твердо знаю: чтобы увидеть будущее русской прозы, достаточно просто поглядеть в глаза Наталье Ключаревой из Подмосковья, Владимиру Захарову из Петрозаводска, Юлии Шералиевой, мотающейся по всему белу свету, что твой электрон… Чудный свет от всего исходит, и даже не скажешь, что прямым светом светится, а что отраженным – глаза автора или его многообещающая проза?
С поэзией на фестивале и вовсе забавно получилось. На одном из поэтических мастер-классов хорошую порцию критики получила Люба Лебедева – симпатичная 21-летняя девушка из Санкт-Петербурга. А мне подумалось – ведь те стихи, которые она прочитала на мастер-классе, ничуть не уступают стихам заслуженных метров, его ведущих. Эту мою невольную мыслишку блестяще поддержал турнир поэтов, состоявшийся 15 сентября, ближе к закрытию фестиваля. Там, в двухэтапном соревновании, невинно рядящаяся Золушкой Люба Лебедева легко переиграла по совокупному мнению профессионального жюри и зрительского опроса что-то около тридцати реальных, более или менее маститых авторов. Не удержусь от соблазна (да уж нет, не Любу поцеловать!) привести хотя бы один победоносный текст Королевы поэтов Коктебеля – 2007:
 
каменный цветок
 
как данила-мастер, сроднившийся с малахитом,
создает инталии и камеи, граня породу,
так секундная стрелка, болеющая рахитом,
из безделиц и пустяковин ваяет годы.
мне казалось, что только вчера я смеялась с крыши,
тыча пальчиком безымянным в московский дворик,
но хозяйка медной горы ни фига не пишет,
и поэтому хлеб за ланчем чужбинно горек.
на фальшивой мраморной крошке афинских храмов
изумрудные ящерки в двадцать каратов дремлют,
и секундная девочка-стрелка за строгой мамой
все бежит вдогонку, а мы уходим под землю
и в просторных залах, созданных волей бога,
перед каменной оранжереей в восторге молкнем,
вспоминая, как одуванчиков в мае много,
как легчайшие их семена залетают в окна.
 
Следует ко всему добавить, что мне удалось посетить лишь один из двух проводившихся поэтических мастер-классов, причем не самый многочисленный. Таким образом, несколько талантливых молодых поэтов фестиваля наверняка остались за пределами моего пристального внимания.
Более того, уже вернувшись с Волошинского фестиваля, неожиданно узнаю из Интернет-дневников, что талантливый московский поэт Наталья Осташева была в Коктебеле как раз в период проведения фестиваля! А я, что уж скрывать обидные неудачи, так и не сподобился познакомиться с автором такого вот замечательного стихотворения:
 
До дождя остались, как всегда
Понедельник, вторник и среда
Три часа родительской субботы
Еле говорящий тамада
 
Магазин с квадратиком «кооп»
Всякое не по лбу и не в лоб
Полчаса от дома до работы
Юность, перешедшая в галоп
 
Кофе в турке и сосед Фомин
Пепельница, кресло и камин
Четверговый дождь уже прокапал
Разливая в вены витамин
 
И в какой бы омут головой
Чтоб со всей тоскою мировой
Скорость немудрящего мейк-апа
Снова становилась световой
 
Ну, ничего! Благодаря все тем же Интернет-свидетельствам точно знаю, что Наталья бывает в Коктебеле ежегодно, а значит, у меня есть все шансы встретиться с ней на следующем, шестом по счету Волошинском фестивале. На фестивале надежд, а не только нашей вековой давности литературной памяти… На фестивале наших новых литературных надежд…
Дата публикации: 17.11.2007 10:57
Предыдущее: Пьеро и Арлекин (ХХ век)Следующее: Гендерный вопрос к современной восточнославянской литературе

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта