Пошли мы с друзьями посмотреть отечественного производства фильм. Он очень напоминает продукцию 1-го телеканала со всеми положенными фильму первого канала элементами. Конечно, по обычаю первого канала, мы наблюдаем неприкрытую рекламу разных товаров и услуг. Фильм снят - как мы узнаем из титров - по рассказу Ивана Охлобыстина. Если рассказ такой же, как и фильм, то отец Иван Охлобыстин в моих глазах пал ниже станции ленинградского метро, каковое славится своей глубиной. Вот короткий пересказ. Дело происходит в недалеком будущем в России. Самое начало – титры – некая лаборатория секретная и там некий эксперимент биологического характера. А толком начинается фильм с того, что по прилете с какого-то военного задания под командованием командира (Гоша Куценко) его подчиненные, «команда» его бросает. Они с чем-то там не согласились во время выполнения задания. Какие-то заложники там погибли, что ли. Этих сотоварищей всего 6 человек, не считая седьмого – Куценко. Они все из армии картинно уходят назло командиру и живут себе пять лет частными лицами. Причем среди этих спецназовцев одна баба (не поворачивается язык назвать ее девушкой или женщиной) присутствует. Когда от командира вся честная компания уходит, баба остается с одним из уходящих (Вдовиченков). Потом перед нами те же герои через пять лет. Куценко и баба (певица Слава) создают несчастливую семью с пьющей женой и скандалами. А потом вдруг командира Куценко вызывает генерал и говорит, что надо полететь и некий суперприказ выполнить. Очень важный! Судьба внешней политики страны зависит от вас! Полетите на суперсекретную базу-заразу (в прямом смысле), каковая какого-то черта посылает сигналы на весь мир и тем самым себя всему миру сдает. И весь мир узнает из-за этого, что и Россия тоже биологическое оружие тайно изобретает! Тогда Куценко самолично облетает/ обходит/ объезжает бывших соратников и снова их в команду сколачивает. Он является к ним в высшей степени картинно: то на вертолете зависнет, то в тюрму в момент опасного выяснения отношений явится, то спасет от неминуемого ареста… Вышеописанные два абзаца – половина фильма, а может, половина с хвостиком. И вот направляются они на секретную базу с архиважным заданием. А с ними еще доктора отправляют, который про эту базу кое-что знает. Третью четверть фильма вся компания добирается на базу кораблем и вертолетом (не подумайте, что новым современным). На базе вся компания, вооружившись до зубов, ходит. Причем у самого крупного из спецназовцев (Стас Дужников) с собою большая стрелялка вроде той, какую таскал с собой Терминатор в "Терминаторе-2". У этой хреновины, когда она стреляет, крутится ствол, а стволов там, соединенных вместе, штук шесть. Похожа она на вертолетный пулемет. Думаю, весит она килограммов 15-18, не считая лент к ней (тоже килограммов 10 минимум). Она скорострельная, так что к ней в реальности полагалось бы таскать с собой несколько чемоданов с патронами, иначе минут 5 постреляешь, и придется выкидывать: патроны-то кончились (чемоданы с лентами для хреновины в фильме не фигурируют). Но герой с ней по базе ходит, таскает лишних 30 кг и хоть бы хны! Я понимаю, Терминатор эдакую штуку мог легко таскать: все ж машина. А человеку, да в узких коридорах, да с поворотами, как-то несподручно. Но продалжаю. На подозрительно безжизненной базе «команда» с небольшими приключениями находит иной раз труп-другой. И последнюю четверть (а может, чуть меньше) фильма группа натыкается на живых обитателей секретного объекта. Как и положено – а это ясно с момента высадки – самого опасного человека находят в последнюю очередь в лаборатории, и он (а как же!) трупо-подобен. А потом вдруг он не труп. Доктор, который кое-что про базу знает, снаружи лаборатории орет спецназовцам, что этого человека нельзя близко к себе подпускать и вообще следует пристрелить. Однако крутые спецназовцы, которым друг друга прирезать – раз плюнуть (два героя то и дело меж собою собачатся), почему-то никак не могут пристрелить человека из лаборатории, хотя труп-нетруп демонстрирует явно социально опасное странное поведение. Им (О зритель! они хорошие, не могут просто так вот взять да и убить опасное существо, если оно безоружно; зритель, ну ты понял?) очень жалко прикончить врага. Пристреливает это существо доктор. Да, забыл сказать: по приезде на секретную базу доктору предлагают пистолет, но тот отказывается: «Я не люблю оружия». И вот герои, выполнив свой долг, выходят из подземной базы на свет божий. Один из спецназовцев подает сигнал зеленой (если я хорошо запомнил) ракетой, и в ответ на сигнал прилетает вертолет, чтобы забрать героев домой. Но тут доктор вдруг тоже пуляет из ракетницы – ракета красная! – и вертолет улетает. А герои остаются. Тогда-то и разъясняется название фильма: мол, на таком задании, которое до того опасно, что его исполнители могут принести вред остальному обществу, они (герои то есть) подлежат уничтожению. Так вот, последние минут десять фильма – это события от находки не-трупа и после отлета вертолета. А дальше конец фильма и реклама: смотрите фильм второй! И обманутый зритель видит нарезку из второго фильма. Почему обманутый? А потому, что нарушены права потребителя. Ведь никто ж не предупреждал, что фильм «Параграф 78» суть не более чем введение к фильму «Параграф 78 – 2». Во всяком случае, когда мы 23 февраля пошли в кино, о фильме "Параграф 78 - 2" прокатчики стыдливо умолчали. В нарезке понятно что: драки в коридорах секретной базы. Дерутся бывшие соратники, которые на этой самой базе заразу все ж таки подхватили – ведь база-то не случайно зараза! Первым заразившимся, судя по нарезке-рекламе, в списке стоит мулат (Григорий Сиятвинда). Вы узнаете сюжет, друзья? Это ж «Чужой» и «Тварь» (в неграмотном переводе – «Нечто») вместе взятые! Ясно, что весь фильм-2 герои будут героически убивать друг друга, а выжившие (выживший, скорее всего) потом будет добираться домой. По мысли режиссера, особую пикантность и заостренность сюжету придаст наличие в оном любовного треугольника. Уверен, бабе придется убить одного из любимых, а этому оставшемуся любимому придется потом убить бабу. Это так и просится. Но допускаю и американский вариант: баба + возлюбленный выживают. Или же баба помирает на руках у мужика. В целом фильм скучный. Его хорошо смотреть по телевизору – во время рекламы, переключаясь на «Параграф 78» с того канала, который смотришь более внимательно. Действие затянуто. Актерам не нужно играть, и они не играют. Куценко, как и в любом фильме с его участием, одинаков сам с собой. Если вы видели с ним хоть одно интервью, то сделаете вывод: он какой в интервью, такой в любом фильме. Знай себе цедит или орет слова (приказы) и героически-топрную физиономию строит. Задача бабы героини – это мужиковатое поведение. Что актрисе и удается. Эта актриса, как сказано в рекламе – известная певица Слава. Допускаю, но лицо ее мне незнакомо. Я вообще знаменитых современных поп-див лишь по размеру груди и цвету волос различаю, а не по лицам. Тем более что макияж у них очень похожий. Знаю, например, что в «Блестящих» у одной грудь очень приятная на вид. Если на экране мотается шесть грудей, то это «Виа Гра», а если восемь – «Блестящие». Извините, это было лирическое выступление. Про фильм «Параграф 78» продолжаю. Вдовиченков – он Вдовиченков и есть. Такой же, как и Куценко, только не лысый, а темноволосый. Григорий Сиятвинда (мулат) – спасибо, Америка! – тоже стандартное явление: не в меру болтлив и сексуально озабочен (квинтессенция негра-героя - Осел в мультфильме "Шрек"). Молчаливый и спокойный доктор на фоне остальных выглядит более прилично, но и он фильма не спасает. Вообще фильм никто и ничто не спасает. Подозреваю, много денег он не соберет. Даже и не знаю, как после фильма-1 авторы оного будут заманивать зрителей на фильм-2. Я пожалел потраченные на него 200 рублей семейного бюджета. Лучше б жене на эти деньги коробку конфет купил. В фильме есть сцены топорные, а есть менее топорные. Что до спецэффектов, то их там минимальное количество, и все они показаны в рекламном ролике. Лишь в последних десяти минутах зритель может увидеть достижения российской компьютерной киноиндустрии. Вот примеры топорных сцен (не в хронологическом порядке, а в порядке убывания топорности). Написал и засомневался: в порядке убывания ли? 1) Крутые герои стоят разговаривают около корабля, на котором их повезут на секретную базу. И вдруг – внимание! ВНИМАНИЕ, зритель! – замедленно (ЗАМЕДЛЕННО!) показывают, как идет какой-то лысый незнакомый героям человек. Они на него смотрят, а он идет. Он идет, а они смотрят. ВО! И в этот момент разговор: «А это еще кто? – В первый раз вижу! – Мимо прошел! – Пронесло!» Потом, когда выясняется, что этот лысый поедет с ними, обязательная фраза «Не пронесло»! Таким тонким способом режиссер пытается акцентировать этого человека, намекнуть, что ЭТОТ ЛЫСЫЙ еще ого какую роль сыграет! 2) На базе. Нашли в лаборатории два трупа. Один застрелен и на полу находится, а другой за столом в кресле сидит. Он лицом на столе, левая рука на медицинской (а может, биологической) книжке, а правая с пистолетом свесилась вниз. Короче говоря, труп трупом. Но потом вдруг он не труп: переворачивает страницу, затем встает и, несколько раз нажав на курок разряженного пистолета в адрес героев, начинает с ними говорить. А затем он на них нападает. Режиссер тут безуспешно пытался создать эффект неожиданности: мол, вот вам жмур, а потом он как вскочит! Однако как только зрителю явлен этот мнимый мертвец, так зритель тотчас и догадывается, что мертвяк еще себя покажет! Уж конечно, страницу обязательно ему нужно было перевернуть! И вообще он ну никак не мог ожить, пока спецназовцы по базе шарили и стреляли! И он обязательно должен был оказаться последней находкой и обязательно в лаборатории! А спецназовцы уж обязательно должны были тупо наблюдать, как он них нападать будет, и думать, что бы такое агрессивное поведение значило. 3) На корабле, везущем героев на секретную базу. Баба идет в душ. И вот она там моется. А это общий душ. Там нет отдельных кабинок, а есть торчащие из стен краны. Как только баба стала мыться в душе, я сделал два предположения, чем это закончится: а) войдет пятилетней давности бывший возлюбленный (Вдовиченков) и они начнут невинно-грубый разговор, а тут и муж подоспеет; б) припрутся качки-морпехи и будет попытка изнасилования с мордобоем. Я угадал: в фильме вариант Б. То есть голая баба (пусть она не мелка ростом, но худенькая) легко побивает двух раскачанных крепких голых морпехов, которые уже на сношение настроились, а третий раскачанный крепкий голый морпех от страха по ее просьбе сам сматывается. Вот тут-то и входит бывший возлюбленный (Вдовиченков), и они начинают топорно ссориться. Они ссорятся, пока баба и в душе, и в раздевалке. Вот тогда и появляется муж (Куценко). Перед нами типично американоидный фильм, как и «9-я рота». А раз он американоидный, то и американоидные элементы там присутствуют. Перечисляю (если вам не хватило всего вышеописанного): а) Распад (ссора с командиром обязательна) и сбор команды (командир сам всех отыскивает чуть ли не по помойкам, причем очень эффектно) через 5 лет; Ремарка: неужели во всех частях армии России будущего не нашлось рабочей команды спецназовцев? Пришлось срочно вызывать тех, которые на эту работу (а также тренировки) забили 5 лет назад, пили, курили и увлекались наркотой. Один вон даже в тюрьме сидит (Анатолий Белый) в виде буйного преступника, другой наркоту продает (Г. Сиятвинда), а третьего с работы выгоняют за пьяные опоздания (фамилии его я не нашел на сайте фильма, а этнически он - монголоид). Я уж не говорю про бабу, каковая вообще алкоголизмом «заболела» и не до конца выздоровела. Тем не менее, все они ну нисколько не потеряли боевых навыков! Мне бы так! Я вот как забросил четыре года назад регулярные занятия спортом, так и расплылся в талии, жиром и пузом оброс. б) «Любовный треугольник»: баба-то сначала ушла с одним героем (Вдовиченков), а потом взяла да и вышла замуж за другого (Куценко). Естественно, режиссер безуспешно пытается создать на данной почве «психологические» моменты. Они – как и ожидается – выглядят очень топорно (уж извините, я не смог подобрать адекватного синонима, вот и пришлось все время пользоваться одним-единственным определением). Например, на некоей секретной базе Куценко застревает за броне-стеклянными дверями и как командир, приказывает всем уходить. Баба героически решает остаться и его спасти (хороша дисциплина: приказы командира можно и не выполнять!). Но добыть из-за стекла его нельзя никак. И вот мы лицезрим «психологическую» сцену с закосом под американскую мелодраму: он и она разделены стеклом, и вот она прикладывает ладонь, потом лоб, а он как бы ее напоследок с той стороны стекла ласкает. Она (сейчас расплачусь) не может вынести горя, тут же поворачивается спиной к погибающему и попадает в плечо к тому, с каковым уходила от командира пять лет назад (Вдовиченко). А тот ее по головке, как и полагается крутому мужику, гладит. Однако Куценко все-таки добывают из-за стекла. Эта сцена и в фильме затянута, и в описании. в) Сложные отношения в «команде»: любовный треугольник, а также два солдата, которые готовы друг друга попросту пристрелить; ученый доктор, к которому спецназовцы относятся…м-м-м… снисходительно. Ремарка: что ж это за армия будущего такая описывается, где командование мало того что не имеет крутых специалистов (см. пункт а), но и отправляет на важнейшее задание такую группу, где большая часть состава друг с другом не совместима? К тому же с ними человек не из «команды», тот, кто что-то про эту базу знает. Я про доктора. Военные, ясное дело, доктора как чужака-слабака воспринимают и даже кличку ему дают «Клизма». Словом, не команда, а клубок обозленных друг на друга змей. Они даже разговаривать друг с другом спокойно не в состоянии. Ведут себя как школьники, приблизительно так полурыча низкими голосами (не исключая бабу): «Ну ты чо?! – А ничо! – Ну и ничо!! - Ну и ничо!!» г) Секретная глубоко под землёю расположенная («Остаться в живых» помните?) подозрительно пустая база с тайными биохимическими военными разработками, где надо что-то такое найти; д) Среди профанов – «знаток»: доктор, который вместе с крутыми спецназовцами отправлен на базу, поскольку он в курсе, чем там занимаются; но он им ни за что не скажет (и зритель должен по маленьким оговоркам додумывать); е) Манера разговора героев. Это как в третьеразрядном боевике, причем с адаптацией на русскую речь. Примитивные шутки: «Это каменный век. Эту базу еще при Путине строили»; «Что ты видишь? – Ничего. – Как ты думаешь, твое ничего от моего ничего отличается?». Вообще на диалогах стоит остановиться особо. Они поразительно ненатуральны, искусственны и неестественны. И потуги режиссера на хоть какую-то психологию героев выявляют лишь неестественность. ж) вращение камеры вокруг героев. Аж голова кружится! Вот стоит командир (Кунценко) и сурово куда-то всматрвиается. Камера вокруг него ну кружиться, ну вертеться! Ось вращения - голова героя. Или вот все вместе куда-то палить начинают - и снова вокруг них камера мотаеся. И видит зритель героев со всех сторон постоянно. Вывод: НЕ ходите на этот фильм, если Вы не глупенький подросток моложе 16-ти! «Параграф 78» провалится в прокате, и его скоро покажут по телевизору! Для кинотеатра он никакой. Пожалейте свои нервы (вы будете первые 45 минут сидеть и думать, на кой черт пошли на этот фильм, а вторые 45 минут злиться на режиссера) и свои деньги (100 рублей за билет днем – это слишком; за 15 еще можно подумать, сходить ли). Впрочем, если Вы глупенький подросток, то можете и сходить, чтобы потом пересказывать заключительные 15 минут фильма такими словами: «А тут он как фигак! Этот ему хренак! И киздых оттуда! А потом как фиганет! Из базуки как херанет! А потом херак - и улет!» Понимаю: некоторые любят в кино "мочилово" смотреть. Но и "мочилова" тут - минут 15. А в целом такого типа фильмы - при их суперрекламе (вон даже целый сайт с картинками в Ннтернете мотается!) - прививают иммунитет к отечественному кино. |