|
Произведение действительно не простое. Философское- так бы я сказал.Так что есть море? Есть вопрос, который заставляет задуматься. Очень хорошо. |
|
Так что есть, море? Хороший вопрос и нет на него ответа... Спасибо. Понравилось стихо. |
|
Симпатичное стихотворение. Не смогла пройти мимо. :) |
|
Рецензия на стихотворение: «Так что есть море». Автор написала стихотворение весьма непростое – я бы даже сказал, что отчасти переусложнённое. Тем не менее, оно небезынтересно, как для чтения, так и для анализа. Автор пытается ответить для себя и для читателя на вопрос: что есть море? В трёх строфах, на протяжении которых ищется ответ, возникает три главных образа-ответа: 1. холсты вечности – искусство; 2. незабвенный друг – любовь (друг незабвенный = любимый); 3. строка мудрости – философия. Море – это искусство, любовь и философия. Таковы предложенные ответы. Они в сжатом виде охватывают всю палитру жизненных ценностей. Но, конечно, автор понимает, что претендовать на полную всеохватность в таком маленьком стихотворении всё же нельзя, поэтому она оставляет вопрос открытым и для себя, и для других. Главное, что она идентифицировала море в своей системе ценностей и почти удовлетворилась полученными ответами. Почти – потому что не до конца, предлагая читателю продолжить, приглашая его к сотворчеству. Соответствующие образы-ответы влекут за собой возникновения других, подчинённых им образов. 1. ХОЛСТЫ ВЕЧНОСТИ, созданные рукой Бога, на которых скользят несожжённые мосты; 2. НЕЗАБВЕННЫЙ ДРУГ, который за откровенность (= наготу), дарит нам струю пенной перины или околдовывает страстью; 3. СТРОКА МУДРОСТИ, которой надо поверить (порывам её ветра), чтобы горести разбились о берег = распылились, как волны, ставшие облаками. Образная палитра очень широка: от предельной иносказательности («несожжённые мосты») до простых, «ощутимых» образов («порывы ветра»). Первое четверостишие. Пожалуй, «несожжённые мосты» - это самый спорный, самый «неудобочитаемый» образ во всём стихотворении. Такие образы таят в себе всё и ничего. Что есть «несожжённые мосты», которые ещё и «скользят»? Раз «скользят» – значит волны, или скольжение = промельк в сознании? «Несожжённые мосты» = всё возникло из моря, или = наша ушедшая юность иили бывшие курортные романы. В общем-то, здесь может скрываться любая мысль. Выкристаллизовать её такое же безнадёжное занятие, как пытаться полнокровно ответить, что же есть море.
NB. Отметим, что географически в первом четверостишии автор созерцает море со стороны, как картину (холсты).
Второе четверостишие. Здесь появляется мотив дружбы-любви, который к концу строфы доходит до определённой эротичности: друг-возлюбленный – нагота – щекотание струи – околдовывание страстью.
NB. Внутри второго четверостишия автор уже не отстранённо наблюдает, а активно участвует, присоединяется к морской стихии.
Третье четверостишие. В последнем четверостишии автор уже взаимодействует вместе с морем, сам становится морем, пытаясь переосмыслить нашу жизнь, её житейские проблемы с точки зрения психологии и философии моря – доверься ветру и будешь счастлив. Автор растворяется в море, чтобы взглянуть на мир «морскими глазами» и дать читателю мудрый совет или даже – завет морской стихии.
NB. К третьему четверостишию автор безраздельно сливается с морской стихией.
Таким образом, автор в стихотворении проходит три стадии существования-участия: 1. наблюдатель; 2. соучастник; 3. часть стихии. От вдумчивого созерцания – через вхождение – к становлению. Рифмические созвучия, привлекающие автора также разноплановы – от классической точной рифмы (холсты – мосты), до ассонансной (поверить – берег). Стилистически такая система рифмовки в сочетании с крайне разноплановыми образами и довольно-таки высокопарной лексикой напоминают о «несожжённых мостах» к творчеству Беллы Ахатовны: Уже ты мыслишь о друзьях всё чаще, способом старинным, и сталактитом стеаринным займёшься с нежностью в глазах. «Свеча» (1960)
Таково в целом стихотворение Ирены Лайт. Сложное, противоречивое, но чувственное и талантливое. Искренне желаю автору успехов и новых просветлённых откровений. С ув., АП. |
|
Добрый день! В первом предложении вопрос задан в единственном числе, а ответ на него даётся во множественном. Не могу представить образ не сожженных мостов над морями – зори что ли? В тексте допущена опечатка: «несожженные» («не» написано слитно). В первом четверостишии после вопроса поставлена чёрточка, а во втором – нет. Как прекрасны оптимистичные последние две строки, дарящие очаровательное образное сравнение: И разобьются горести о берег, Как волны, превратившись в облака. Спасибо! Всего доброго! С уважением, Юрий. |
|
Добрый день! Не очень рифмуется «рукою», «покоя», а равно во втором четверостишье «откровенность» - «пенной»… В целом стихотворение как будто характеризует не море, а лишь указывает нам на какие-то его особенности, причем, исключительные: «Море – мудрости строка». В таком духе о море можно говорить бесконечно… А потому дальнейшие строки тонут в неисчерпаемом словами описании моря, то есть кажутся несущественными... Но трудность задачи понятна изначально, ибо о вечном и бесконечно многообразном автор решился сказать в духе определений: море – это... задача почти не подъемная! С уважением, Арман. |
|
Стихотворение оригинально, местами довольно сложно построено, но при этом воспринимается легко, приятно и красиво. Прекрасное сочетание, очень понравилось. |
|
Мне очень понравилось! Жизнеутверждающее, достойное, мудрое стихотворение. Спасибо за созданное настроение! Виталия |
|
Спасибо за хорошую рецензию и дельный совет, мне кажется, что Вы правы - подобные небольшие изменения должны улучшить восприятие стихотворения. С уважением. Ирина. |
|
Хорошее стихо. За последнюю строчку можно все простить. Подумайте над фразой "затерянные в сны" и в третьем катрене "тишина" - не то, чтобы лишняя, но чуток смазывает последнюю строчку повторением. ЗдОрово бы было здесь синоним подобрать. В пустоте, допустим. Заодно и "мне" иcчезнет... |
|
Во-первых, обрадовалась, обнаружив, что Вы киевлянка! Пусть и живете нынче в другом городе. Во-вторых, если бы Вы знали, как вовремя мне попалась Ваша статья! Не знаю, энергетика ли Высоцкого пронизывает ее, Ваша любовь к нему, общее ли какое-то Поле, но получила такой заряд жизненных сил, что даже трудно передать. Спасибо! |
|
Спасибо Вам, Ирэна, за Слово о Высоцком. За воспоминания, за толкование самой сути великого человека. Для нас ОН всегда был,есть и будет...(заезженная фраза, но как сказать по-другому, если это так и есть?) |
|
"Но бывает – осколки памяти, Как снежинки, пронзают холодом- Эхом грусти путей неправедных... ........................................ .................... Вот об этом не знает молодость..." Абсолютной счастливой жизни не бывает! И даже мудрость не спасёт от "осколков ".... Прекрасная ПОЭЗИЯ! Красивые образы, ритм, и самиое главное душевное стихотворение...с мудрыми мыслями! Спасибо!!! Счастья и удачи! С уважением, Кристинэ. |
|
Как замечательно! Чувствую, что и ко мне пришла благодатная зрелость, потому что понимаю о чём здесь сказано... И с таким багажом нежности и прощения нужно жить настоящим. Иногда с оглядкой на будущее... Ласковый стих... |
|
Изумительно гармоничные, довольно мягкие, но при этом яркие образы. 5. |
|
Приветствую Вас! Великолепная метафора употреблена Вами в последнем катрене. (Тишина - тонкая льдинка), за одну эту фразу готова поставить 5 баллов, звукопись и цветопись заключена в ней. С уважением, Лувала. |
|
Спасибо Вам, Ирена, за замечательную статью о любимом Поэте и Актере. Читается на одном дыхании и отрывки из его Поэзии самые щемящие... С уважением) |
|
Какие красивые образы! Прочитала несколько раз!!! Большое спасибо! Проголосовала!!! Творческих успехов, С уважением, Елена |
|
Понравились мне ваши "мгновенья тишины"-настолько тонко написано,что боязно "брать в руки"-хрустнет льдинкой ! Конечно,проголосовал и не стоит даже говорить каким баллом! С уважением,Игорь. |