Прежде, чем приступить к обсуждению необычайно острой и уходящей своими корнями в глубину историю темы взаимоотношения народов и религий, хочу, прежде всего, подчеркнуть, что, как и автор разбираемого произведения, осуждаю любую форму насилия и, в особенности, военные акции, намеренно направленные против мирного населения. О терроризме и говорить не приходится. Его необходимо искоренять, ему нет прощения и пощады. Нынешняя война Москвы с желающей оторваться от неё Чечнёй не может обсуждаться без учета доминантного фактора подобного «интереса», а именно, экономических, политических и военно-стратегических целей ряда государств, желающих «присутствовать» в данном регионе. Но это не является темой данной рецензии и потому... Стихотворение написано яростно, с чувством боли и сочувствия, а обвинения в адрес страны и её правителей, веками пытающихся навязать себя в «старшие братья», а, точнее, в «отчимы» маленькому свободолюбивому народу, действительно имеющему право самому решать, «как и где мочиться», изложены хорошим литературным языком. Отдельные «экспрессивные» слова и выражения, встречающиеся в произведении, представляются оправданными в контексте подобной работы. Мне лично кажется, что местами оставляет желать лучшего чёткость и лаконичность повествования, но это – настолько субъективное мнение, что мне не хочется переходить к «конкретностям». Единственная поправка, которую я осмелюсь предложить, имеет отношение к написанию слова «проблем»... Его, как помнится, Иосиф Виссарионович произносил также с кавказским шармом: «проблЭм». А теперь опять о серьёзном... Я бы вообще не брался рецензировать подобный материал, если бы не желание прокомментировать некоторые аспекты исторического характера. Обратимся к оригиналу: А что Чечня? - они шумеры, древнее Рима и Гомера, старее Спарты и Афин. Они наследники Урарту - страны потопа: Арарата - и "Люди Ноя" - имя им. Да, существует указанное самоназвание чеченцев «Нохчи, Нахчи, Нахи», переводящееся буквально: «Люди Ноя», но... Дело в том, что среди кавказских народов трудно найти народ, история этноса которого была бы так мало изучена, как чеченского. Видимо, древнейшая история Чечни была не столь привлекательна для исследователей... По-видимому, ряду древних народов, имеющему отношение к «географии» Месопотамии, именуемой сегодня Ближним Востоком, импонирует идея принадлежности к загадочной цивилизации шумеров. Вот что прислал мне один из почитателей моего творчества, армянин по национальности: «ПЕРВОЕ сохранившееся письменное упоминание о предках сегодняшних чеченцев находится в "Армянской географии 7 века". (!)» Относительно же шумеров, я, еврей в неведомом мне колене, находил и такие ссылки: «Никто не станет отрицать, что Авраам, праотец евреев, вышел из Месопотамии. Оттуда же произошел весь еврейский народ. А, следовательно, Междуречье – историческая родина еврейского народа... Существует распространенное среди историков мнение, что евреи - это потомки шумеров, древнейшего народа на земле. Мнение пусть и спорное, но, тем не менее, имеющее немало сторонников и веские доказательства»... С другой стороны, история народов подобна слоёному пирогу: именно Авраам (тогда ещё Абрам), потомок Сима, расколошматил фигурки всех языческих богов в доме язычника отца и заявил, что Бoг един. Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Верующие - суть, сыны Авраама, "отца верующих". Своим духовным родоначальником его считают и иудеи, и христиане, и мусульмане. В рамках настоящей рецензии невозможно дискутировать столь серьёзный вопрос: можно ли чеченцев считать потомками шумеров? В любом случае, я, не имея ни каких-либо серьёзных знаний в этом вопросе, ни возможности его (этот вопрос) изучить, вынужден, однако с большой осторожностью, указать автору на вероятную ошибочность его информации. С уважением, стар P. S. Меня также не могла оставить равнодушным военная акция в Грозном, когда в новогоднюю ночь случилось то, что я, так же, как и уважаемый автор, изложил в рифмованном виде и представил на данный конкурс. |