Разбор произведений прозы в проекте критики "Платон мне друг..." | Белоснежный Дверь небольшого мрачного помещения, если его можно назвать таковым, отворилась. Проём заняла огромная фигура с белоснежной улыбкой. Её белоснежность излучала такой мощный блеск, свет и даже ауру, что всё с головы до пят вошедшего казалось белоснежным. Петли двери, нечасто утруждавшие себя работой, издали неприятный, одновременно и скрежещущий, и пищащий, звук, который вывел из анабиоза парочку обитателей этого небольшого пространства. — Шеф! — в один голос воскликнули постояльцы. Эти двое настолько походили друг на друга, что перепутать их не составляло большого труда. Плюгавенькие, низенького роста, худющие до безобразия, не с похожим, а с одним выражением лица. Впрочем, лицами назвать передние части головы отважился бы далеко не каждый. Форменные ходячие скелеты, хотя передвигающимися их никто не видел, имели-таки свои имена — Боб и Доб. — О, польщён, господа! — В словах вошедшего явственно слышалось удовлетворение приёмом. — Так и обращайтесь ко мне. Знать моё настоящее имя вам совершенно необязательно. Я уверен, сработаемся! На сегодня можете быть свободны, — хихикнул как ответ пришедшей ему в голову мысли. Боб и Доб, отступая дальше и дальше в угол, в четыре глазницы молча следили, как Шеф прибирал наличное пространство под себя. Помощь они предложить не смели, так как их, вроде бы, тут нет, раз на сегодня свободны. Начальник, закончив нехитрое благоустройство и обнаружив притихших в углу подчинённых, обнародовал первый приказ: — Ваша основная задача, господа, заключается в том, чтобы не мешать мне работать. Сидите тихо, смирно, не высовывайтесь, когда надо, я сам позову. В свободное время можете заняться своими делами, — и снова хихикнул, обращаясь вглубь себя, уже другой своей мысли. Боб и Доб долго ждали если не нового приказа, то хотя бы обращения. Не дождавшись, постепенно впали в обычное для себя состояние, очень напоминающее на взгляд со стороны коматозное. Поскольку свидетелей бурной деятельности начальника практически не было, то и чем он занимался — неизвестно. Долго ли, коротко ли тянулось время, но последние слова Шефа "празднуем мой юбилей!" — спровоцировали вспышку радости и троекратное "Ура" от Боба и Доба. — Спасибо, друзья! — Невесть откуда взявшаяся слеза умиления гулко ударилась о пол. — Надеюсь, вы не против отведать по рюмочке божественного напитка, который я любовно называю "Рябинушка на коньяке". Виртуально, конечно. Ягодки на этикетке загляденье: штамповка, а присмотришься — Ван Гог отдыхает, настолько они греют душу. Я бы и дерево рябины у дома на родине посадил от лихоимцев и прочих напастей. Я же не местный. — Мы-то не против «Рябинушки», — осмелился на монолог Боб. — Только нам неизвестно название сего напитка. — С тех пор, как нас поместил сюда Николай Васильевич, ничем не угощались и слово "виртуально" неведомо, — добавил Доб. — О-хо-хо! Так вы думаете, что хозяин этого заведения Николай Васильевич? Входя, я видел раритетные старинные вещи: кресла, стол, кушетка. Шкаф, опять же... Про метро, электричество знаете? — Нет, — Боб и Доб вернулись к обычной манере разговаривать дуэтом. — Любезные, а за что вас сюда? — Под страхом смерти Николай Васильевич велел молчать! — Вы замечали, что ни голоса, ни шагов Николая Васильевича не слышно, колокольчики перестали дребезжать, и другое? — Может, они отдыхать изволят, — последовал ответ. Из растерянности Шефа вывели шум шагов по паркету снаружи и гром-голос: — Где этот шкаф? Вот он! — Петли знакомо заскрежетали и запищали. — А вот и он, Белоснежненький! Небось, и тут Шефом кличут? Человек-громила схватил Шефа за шейные позвонки и сунул всего его в мешок. — Кто вы, сударь, и что себе позволяете? — Боб выпятил грудь. — Я ревизор! Обнаружил по бумагам недостачу, не у вас, в другом месте. Вот нашёл виновника! — Куда вы Шефа? — Уже жалобно промямлил Доб. — И что будет с нами? — Вас, карликов Гоголя, начальство трогать не велело, а Белоснежного — в "командировку". В Грецию. В район реки Стикс. Там он в своё время больше навредил. По программе обмена. |
| "всё с головы до пят вошедшего" - с головы до пят относится к "всё" или "вошедшего". "хихикнул как ответ" - хихикнул, как ответ, а не как человек? "передвигающимися их никто не видел" и "Боб и Доб, отступая дальше и дальше в угол" - как это сочетается? "нехитрое благоустройство" - это о чем? На редкость небрежно написанный текст. Судья Вадим Сазонов. |
| Не то лабиринт Минотавра, не то палата № 6. Я читала этот текст много раз, практически выучила наизусть. Перед тем как рассказать о своём восприятии этой фантасмагории, напомню, что читатель видит только текст, написанный буквами. Залезть в голову автора и понять все задумки ему не представляется возможным. Не обессудьте. Пьеса. Картина первая. Небольшое мрачное помещение, если его можно назвать таковым. Открывается дверь, входит фигура, белоснежность которой зашкаливает. Бобчинский и Добчинский, высохшие до Боба и Доба и спрятанные Н.В., выходят из анабиоза, не передвигаются, но отступают в угол. Радуются Шефу, который обещает сработаться и свободу на сегодня, хихикая и обращаясь своей мысли. Свидетелей бурной деятельности начальника нет. Картина вторая. Те же, впавшие в коматоз, но кричащие ура, виртуально пьют «Рябинушку на коньяке», про которую не слышали, так же как про метро и электричество. Ягодки на этикетке указывают Ван Гогу на его никчемность, но греют душу. Шеф не местный, но на родине хотел бы посадить рябину от лихоимцев. Шагов Н.В. не слышно. Колокольчики не звенят, но есть кушетка и прочие раритетные вещи. Картина третья. Молчащие под страхом смерти те же и растерявшийся Шеф, он же Белоснежненький, он же Шкаф. Вбегает человек-громила с гром-голосом и шумом шагов по паркету, представляется ревизором, хватает Шефа за шейные позвонки и суёт его всего в мешок, попутно объясняя карликам Гоголя про недостачу по бумагам. Появляется виртуальное начальство, которое не велит трогать карликов, а Белоснежного – в Грецию, в район реки Стикс. Выясняется, что в своё время он там был и вредил по программе обмена. Занавес. И только один вопрос у меня остался незакрытым: что такое «наличное пространство» и как его можно подобрать под себя? P.S. Членам жюри запрещено поминать автора всуе, но сейчас я не могу не обратиться лично к нему: А что это было вообще? Тонкий хитроумный тест для избранных интеллектуалов? А чем восхищаться? Стёб над читателями и судьями? Искромётная шутка? Остроумный анекдот? А где смеяться? Судья Людмила Царюк |
| Комментарий Координатора Судья Людмила Царюк заменила внезапно заболевшую судью Аллу Райц -- об этом было чуть ранее объявлено. |
| Судье Людмиле Царюк от автора произведения «Проза. №14» Здравствуйте, Людмила! Автор не собирался отвечать Вам как судье, поскольку переубедить во мнении о тексте считает невозможным. Но поскольку есть вопросы автору, а не по тексту, то отвечаю, не приглашая к спору и пространному обмену буквами: 1. Пьеса. Это интересно, спасибо! Переработать текст для сцены или радиоспектакля, где есть указание автора о персонажах, кто есть кто, раз возникли непонятки у читателя в этом вопросе, тем более, что текст не вычитан и писался "на флажке" 2. "Что такое «наличное пространство» и как его можно подобрать под себя?" Наличное пространство - пространство, которое имеется в наличии (в тексте - это шкаф для скелетов, где и Белоснежный, и Боб, и Доб - и есть скелеты из шкафа. Да, они отличаются от обычного распространённого понятия...) Как подобрать под себя (пространство)? - аурой или харизмой, когда видимой границы нет, но есть ментальная, когда ты не смеешь переступить некую черту. 3. ( P.S.) Здесь самое обидное: вопросы с издёвкой (имхо). Кстати, у судей порой встречается, особенно тогда, когда текст не нравится (по любым причинам). Вот Вы же допустили неточности, не вытекающие из текста (Шеф - ... он же Шкаф (??); вредил по программе обмена - программа обмена преступниками, на самом деле (Международная), но допускаю двоякость выражения). Ответ: автор пытался написать миниатюру в стиле магического реализма. Что получилось - решать Вам. Ведь брехня, неправда, художественный вымысел - понятия одной линейки, конкретный выбор делает каждый сам. Так и здесь... А где смеяться? - смех автором не планировался, тем более в магреализме - это редкость. И ещё : ни одного хорошего слова, а ведь о любом, самом поганом тексте, можно найти, за что похвалить (имхо)... но раз есть непонятки и неточности - придётся проглотить… Удачи Вам и всего хорошего! |
| И вам здравствовать, уважаемый автор! Спасибо за обратную связь! Жму руку за слова о невозможности переубедить. Я никогда не читаю тексты походя, и отзыв пишу исключительно после множественных попыток вникнуть в него, дабы не пропустить скрытые при первом прочтении жемчужины. Ваша работа – не исключение. Мне хорошо знаком стиль магического реализма. Обожаю Гоголя, Булгакова в чуть меньшей степени. Прежде всего, за их язык, богатый, аллегоричный, с интересными образами и метафорами. Книги Булгакова завораживают, а Гоголь ещё и ироничен, и полон колорита и теплоты. Произведения этих авторов интересно читать. Самое главное – они вызывают ответную эмоцию. Увы, в Вашем тексте я ничего подобного не нашла. И восприятие моё таково, и больше никаково. И это я ещё похвалила. 1. Пьеса – это моё восприятие текста. Именно так я его читала (несколько раз, повторюсь). 2. Не все неологизмы одинаково полезны. «Наличное пространство» – это про деньги, а в литературе это словосочетание вызывает как минимум недоумение. 3. — Где этот шкаф? Вот он! — Петли знакомо заскрежетали и запищали. — А вот и он, Белоснежненький! Небось, и тут Шефом кличут? Вот так я и прочитала: Где шкаф? Вот он! Вот и он, Белоснежненький. Заскрежатавшие петли – это, увы, не связка и не переход к герою. Он (шкаф) был, он и остался. И даже, вполне допустимо, белоснежненький. И да, прописная буква здесь не выправляет ситуацию, тем более что текст явно не вычитан. Равно как и вредил по программе обмена. Точка разделяет эти фразы только в Вашей задумке, а в тексте скорее уточняет предыдущее предложение. Он там вредил. По программе обмена. Всё логично. Что написано пером, как говорится… Никакой издёвки, помилуйте. Это абсолютно логичные вопросы, ибо весь текст – это сплошные «непонятки», и не очень понятна целевая аудитория. А если эти непонятки ещё и на полном серьёзе… No comments. Я, кстати, очень щедра на похвалы. Если есть, за что хвалить, не премину. Но кривить душой не могу, хоть убейте. Но Вы моё мнение можете смело выплюнуть, оно не истина в последней инстанции от слова совсем. У моих коллег оно может быть совсем другим. Оценки покажут. Прошу, не огорчайтесь. У каждого автора найдётся свой читатель. Пусть Вам с такими повезёт! |
| Мне эта вещица напомнила по форме театр абсурда и перлы политика тяжеловеса по содержанию. Вот один из них: никогда не было и вот опять. Что стояло за этой фразой? М.б какое-то необычное событие, которое уже перестало удивлять, или стало происходить так часто, что мало кого волнует. А ведь эти перлы к месту и по делу. Все эти словесные загогулины. Поскольку и сейчас находятся те, кто не чурается «запрягать телегу посреди лошади». Есть ещё и те, кто по сей день задаётся нешуточным вопросом: «Доедет то колесо, если б случилось в Москву, или не доедет?» И потом сам себе отвечает «Доедет», а потом, малость подумав: «Не доедет». И так по кругу, по кругу… Этим бы разговор можно было и кончить, но «всё это так прямолинейно и перпендикулярно, что неприятно», а слова из песни не выкинешь. Хотя что тут неприятного, фанфик он и есть фанфик. Неполноценный, конечно, (литературный коллаж) вполне себе обозначающий любительское сочинение по мотивам популярного классического произведения. Только всё здесь как-то не так. Подробно разбирать сюжет нет смысла. Сюжета, как такового, нет. Пришёл, увидел, победил (всё это под виртуальную «Рябинушку»), а потом его… победили. Хотя есть параллельные смысловые рифмы и прямые аллюзии на гоголевского «Ревизора» – имя-отчество и фамилия писателя явно упомянуты, как и неожиданное появление ревизора – так представляет себя некий «человек-громила». Ну и имена неразлучной парочки: Боб и Доб – почти Бобчинский и Добчинский. Есть и некто Белоснежный. Хотя мог быть и Вечнозелёный, такой же персонаж аналогичного фанфикшена. Написано всё казённым языком и избыточно многословно. Зачем ЛГ говорить: «Так и обращайтесь ко мне», если они и так к нему (так) обращаются. Чего стоит только «Невесть откуда взявшаяся слеза умиления»… которая «гулко ударилась о пол» (правильно «об пол») и литературные перлы: «схватил Шефа за шейные позвонки», «прибирал наличное пространство под себя», «явственно слышалось удовлетворение»… Основная идея (мораль)? Как вариант: напомнить, что у каждого свои скелеты в шкафу. В тексте так и сказано о странной парочке: «Форменные ходячие скелеты», сидящие за дверью «небольшого мрачного помещения», далее по сюжету «в шкафу». Заканчивается всё сакральной по смыслу фразой: котлеты отдельно (карлики Гоголя в шкаф), мухи отдельно (Белоснежный – «в командировку»). А далее Греция… Стикс… и Программа обмена… Всё это уже было: и палпфикшен и фанфикшен. Эти штуки пишутся непрофессионалами для собственного удовлетворения. Это может быть и импровизация, и имитация. Чаще суррогат и подделка. Текст литературного бестселлера используется ими для создания ширпотреба. Лучше всего у них получается комикс. Причём не в самом его качественном варианте. Судья Ол Томский |
| Добрый день! Некоторая пища для размышления в этом рассказе есть. Его занятно рассматривать с точки зрения аллюзий, толкований, игры слов. Действие происходит, кажется, в одном из параллельных виртуальных миров, где сосуществуют литературные персонажи и исторические деятели. Время вроде течет, но в то же время стоит на месте: локация несет признаки упадка, колокольчики давно не звенят. Эдакое забытье. Возможно, здесь отсылка к библиотечной книге, но это не точно. Судья Блинов А. В. |
| Как обычный читатель выкладываю свои суждения. Потому без обид. - Желания перечитать нет. Просто не трогает. - Тема воспринимается без усилий и воспринимается без читательского неприятия. - Идея легко воспринимается. - Художественных находок не увидел. - Ссылка на Гоголя ни как не украсила концовку магией классики. Читатель. |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |