Разбор произведений прозы в проекте критики "Платон мне друг..." | Размолвка В дверь комнаты общежития швейной фабрики "Прогресс" неожиданно громко для позднего времени постучали: – Анька, открывай! Дело срочное! – голос подруги из соседней комнаты звучал тревожно. – Дело срочное, а в руках бутылка "Рябина на коньяке", – открыв дверь, заметила хозяйка. – Это как понимать, Ната? – Вопрос такой, без бутылки не разберёшься. – Так тебе разобраться или напиться? – Разобраться. Дело серьёзное, говорю. – Значит, про мужиков. Колись: кто, где, когда? – Да только что в моей комнате... – А что ж ты одетая и здесь? – Попытка пошутить, похоже, не удалась. – Слушай... Пришла с работы и сразу в душ. Словно вернулась в своё из чужого тела. В руках держу халат, думала, в комнате надену. Проходя мимо зеркала, глядь в него, а тело-то очень даже ничего, на мой взгляд! И чего ещё мужикам, которые сво, надо? Села на табурет, прислонилась к шкафу спиной, не одеваясь. Офигенно себя чувствую, как в раю: птички поют в душе, приятные мысли друг дружку меняют. Ну и размечталась. Вдруг слышу мужской голос – мурчащий, елейный, вкрадчивый: – Что ж вы, Натали, отвернулись? Повернитесь, будьте любезны, дайте налюбоваться вами сполна! Чую, спинка сама выпрямилась – осанка балерины на пуантах, грудь налилась - на размер больше стала, соски подпрыгнули – никогда на такой высоте не были с девичества. Эх, думаю, как крутану фуэте сколько Бог даст оборотов – пускай любуется. А тут женский голос: – Виконт, вы так смутили своими речами, что мне, право, неловко. Фуэте крутить передумала, сиськи на живот плюх. Со злостью распахиваю дверцы – голоса же из шкафа. Темно. Включаю свет. Никого. Только "ах" услышала, а на полке вот эта бутылка. Непонятно откуда взялась. Рябина на этикетке подмигивает, крупная, с перламутровым переливом, соблазняет спелостью, хоть на оберег собирай. Листочки шуршат, шевелясь на ветру. Даже прохладно стало. Бутылку взяла, оделась – и к тебе. – А ну-ка дай бутылку! Что-то отклеенный уголочек этикетки знаком. Хм, пробка самодельная. Самогоном пахнет, что Витька-наладчик на обед приносил. Как он свой продукт нахваливал: и чистая, как слеза, и как правильно пить показывал, и послевкусие лучшего французского коньяка имеет. Напарник его, попивая с ним, поддакивал. Мы уши развесили, а они и самогон выпили, и обед наш как закусь оприходовали, гады. Анна перевела дух и выпалила: – Так это Витька – виконт? Признавайся. Я видела, как ты на него смотрела. Наталья не слышала вопрос, поскольку сосредоточенно о чём-то размышляла. Наконец, через тяжёлую паузу произнесла: – А куда же они их моего шкафа делись? Может, в твой перебрались, ведь только стенка их разделяет? Давай посмотрим, – и на цыпочках направилась к шкафу. Анна хмыкнула: – Ты не сдурела часом? – Но также медленно и бесшумно двинулась за подругой. В тишине общежития, засыпающего вместе с ночным городом, послышалось приглушённо-возбуждённое: – Виконт, виконт! Что вы делаете? На первом свидании неприлично... – Ну что, Ань, открываем? – Я тебе открою - пусть у меня живут! Вы, Ростовы, все развратницы. – А вы, Каренины, типа Золушек? Пойду я, отдай бутылку, сама выпью. – Да на, пей сама! Белочка придёт, скажи ей, что у меня орешки есть! Подруга называется. |
| «голос подруги из соседней комнаты звучал тревожно» - подруга, которая жила в соседней комнате, или подруга, которая кричала из соседней комнаты? «которые сво» - сегодня такое сокращение звучит не одназначно. «соски подпрыгнули – никогда на такой высоте не были с девичества» - т.е. соски с груди куда-то подпрыгивали только в девичестве? "Белочка придёт", и не такое напишется. Судья Вадим Сазонов. |
| Размолвка Случайные, непредвиденные обстоятельства, в которые попадают герои рассказа, подсказывает, что он написан в жанре комедии положений. Причем, в прямом и переносном смысле. Действительно, забавная ситуация – тонкие стены в общежитии, которые выдают «первого парня» на этаже, видимо, Виктора, он же Виконт, он же сердцеед и коварный изменник. Виконт остается за стенкой, то у одного шкафа, то у другого, но принимает самое непосредственное участие в развитии сюжета, хоть и не является героем явным, зато оказывается героем-любовником. Из-за него ссорятся подруги, вино «Рябина на коньяке» остается не выпитой ни на двоих, ни на троих, ни в одиночку.) Поэтично описана этикетка настойки: «Рябина на этикетке подмигивает, крупная, с перламутровым переливом, соблазняет спелостью, хоть на оберег собирай. Листочки шуршат, шевелясь на ветру. Даже прохладно стало.» Ох, непростые девушки живут в общежитии, жаль, что поссорились. Текст, на мой взгляд, надо немного доработать, убрать некоторые несуразности, о которых говорил предыдущий судья, повторяться не буду. Посмотрите на диалоги, иногда непонятно – кто, где… и кому говорит. Приходится возвращаться, а комедийный сюжет должен захватывать и не отпускать, иначе теряется вся прелесть неожиданности или парадоксальности ситуации. Теряется вкус "нецелесообразности" событий, как сказал бы Белинский.) Конкурсное задание выполнено. Желаю вам замечательной, творческой осени, уважаемый автор. Судья Алла Райц |
| Неплохая затравка для сценки ситкома «Общага». Автор попытался сотворить её в качестве гэга, в основе которого «непочатая» бутылка рябиновой настойки. Все с ней носятся как с писаной торбой, как с предлогом то ли выпить, то ли кого-то вывести на чистую воду, разоблачить видимый предлог то ли к адюльтеру, то ли к посиделкам с халявной закуской. В заводской общаге такое, вероятно, бывало или могло быть. Смешно или не смешно? Ответ может для кого-то показаться странным, а для кото-то нет, как говорится «кто в общаге жил, тот в цирке не смеется». Приятному прочтению юморного текста мешают словесные нагромождения, нелепые, двусмысленные фразы, ненавязчиво-навязчивый сленг ЛГ, мутный сюжет и нелепый финал с жонглированием автором фамилиями толстовских персонажей. В общем, может оно и так… как-то так, то есть так-то оно так, но не факт что так, но факт тот, что могло и быть, а могло и не быть, а может быть вообще всё было не так, а иначе… Судья Ол Томский |
| Здравствуйте! Как только от Наты уйдет пояснительная бригада, отправьте ее ко мне, пожалуйста. Думаю, что в этом рассказе для читателя приготовлено больше несуразностей, чем того требует жанр. Возможно, я превратно понимаю слово "шкаф", но проводить в нем первое свидание - такое себе занятие. Если это не вход в Нарнию, конечно. Судья Блинов А. В. |
| Живо, жизненно, трогательно, весело и обнадёживающе... |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |