Разбор произведений прозы в проекте критики "Платон мне друг..." | Убедительность В ночь на востоке появляется Юпитер, яркая звезда. Двигаясь по небосводу, под утро Юпитер оказывается на юге, а на востоке загорается ещё более яркая звезда: Венера. У Венеры дерево мирт, у Юпитера – дуб. Мирт в моих краях не растёт, а дубов – хоть бензопилой режь. Жуки-носороги, жуки-олени, бузина, клевер, васильки в пшеничных полях, ужи да гадюки, норы стрижей в склонах, камыши, лилии да кувшинки в речках. Дуб – символ власти и славы, мощи, долголетия и благородства. Если кого-то (тебя!) назвали дубом, считай – сделали комплимент, не обижайся. Пригласи собеседника за стол, предложи коньяк, выдержанный в дубовой бочке. Расспроси – что да как, из каких краёв? Каким ветром сюда? Подливай, не жалей напиток. А когда его порядком развезёт – врежь по башке дубиной. Дубина не дуб, может быть из любого дерева. Но чем сучковатей и тяжелей – тем убедительней. Пусть уразумеет: ты Бык, Юпитер, не дерево!.. А дуб – во дворе растёт. 68 знаков с пробелами до тысячи не хватило. А теперь – всё, хватило. |
| Насквозь пробиты верхние и нижние миры… Небольшой этюд выполнен как бы слоистым сюжетом: звездный мир – античный мир – реальность, наши дни. Повествование ведется от первого лица – рассказчик, он же автор, он же мнимый герой. Приписка для выполнения задания по объему в 1000 знаков не оформлена как подобает, выглядит случайно затесавшейся фразой. По названию: Убедительность выглядит неубедительной, хотя понятно о чем речь. Сюда бы больше подошло название слоистого шота, мини-коктейля на водке, к примеру, "Штопор": читатель вместе с рассказчиком штопором пронизывает пространство от звезд – к «ты меня уважаешь?»… Или что-то типа "заводной огурец", хит баров – шот слоистый «Боярский» (водка, гранатовый сироп, табаско). Ишь размечталась, не в баре небось. Итак, о сюжете. Первый слой сюжетной зарисовки рассказывает о ярких звездах небосклона – Юпитере и Венере: «В ночь на востоке появляется Юпитер, яркая звезда. Двигаясь по небосводу, под утро Юпитер оказывается на юге, а на востоке загорается ещё более яркая звезда: Венера.» Однако факт движения планет не так однозначен: в этом году в марте Юпитер и Венера даже встречались на небосклоне (тут бы про "свадебный поезд" рассказать, про дубовые веточки для молодожёнов, но это я опять мечтаю). Но, допустим, двигаются, как утверждает рассказчик. И…? Второй слой: «У Венеры дерево мирт, у Юпитера – дуб.». У планет или же у богов римского пантеона? Да, к слову, не только дуб и мирт, и другие травы, кусты, деревья являются атрибутами Ю. и В. Вот вопрос вопросов: зачем Венера появляется в миниатюре? Она так и остается во втором слое – звездой Востока, а читатель «штопором» спешит дальше. «Ночь светла; в небесном поле ходит Веспер золотой. Старый дож плывет в гондоле с догарессой молодой…» Далее читатель узнаёт, какие растения в краю родном рассказчика. И по всему выходит, кроме дуба и выбрать нечего. В качестве дубинки. И вот тут самое интересное. На сцену выходит мнимый герой. Почему мнимый? Потому что он (она) ничего не делает, не "геройствует", а просто поясняет, что надо делать тому, кого назвали дубиной. Конфликт комическим образом разрешается, по принципу анекдота: Алеша, посыпь-ка ему мела на макушку… В оригинальности не откажешь, но боюсь, еще неизмеримое количество слов и знаков поджидает рассказчика, если он возьмется за доработку текста. Щедрого словотворчества и хорошей осени, уважаемый автор. Судья Алла Райц |
| От автора произведения "Проза №5" Спасибо. Автору каждый комментарий дорог. )) |
| Компиляция смыслов. Попытка склеить космос с бытом через мифологию. Натянуть сову на глобус, заложив в замысел короткого рассказа древесную символику. Потом перевести на личности. И раз бык, то и побыковать. Вот же под рукой дубина. В общем, дуб не дуб, не мирт же и не баобаб. Вполне убедительно. Это, «если туп, как дерево - родишься баобабом И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.» Беспомощный довесок с пробелами только добавляет незамысловатой абсурдности сучковатому сюжету. Дуб в натуральную величину, заложенного в него природой смысла, вполне себе мифологический персонаж, обладающий невероятной магической силой. Однако в сюжете об этом ни намёка. Даётся только скупая «справочная» информация. А жаль, ведь где-то там, под тем самым дубом наверняка собака зарыта. Судья Ол Томский |
| От автора произведения "Проза №5" Спасибо. Автору каждый комментарий дорог. )) |
| По-моему, пилой пилят, а не режут. "Жуки-носороги, жуки-олени, бузина, клевер, васильки в пшеничных полях, ужи да гадюки, норы стрижей в склонах, камыши, лилии да кувшинки в речках" - а это как связано с дубами? Судя по поведению героя, что-то деревянное в нем есть. Судья Вадим Сазонов |
| Здравствуйте! Пожалуй, тут можно пофантазировать и поинтерпретировать. Допустим, в начале автор цитирует условную Вики по астрологии, что является некой иронией над стереотипами: "Мирт в моих краях не растёт, а дубов – хоть бензопилой режь". Поскольку Венера богиня любви, а Юпитер - грома, вероятно, здесь намек на то, что в жизни ЛГ романтики не очень много, зато погода очень радует непостоянством и форс-мажорами. И далее идет некое обращение к стихии в лице Юпитера-Зевса: мол, если кого-то (тебя - громовержца) назвали дубом, считай – сделали комплимент (то есть уважают по-язычески), не обижайся (и не долби с неба, пожалуйста). Подливай, не жалей напиток (просто дождичком полей). А когда его порядком развезёт – врежь по башке дубиной (не удержался, природа неуправляема). Как-то так. Но скорее всего, всё задумывалось вообще не так) Судья Блинов А. В. |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |