Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..." | Рябиновый сказ Вот здесь, на волжском косогоре, Растёт, как будто невзначай, Моя рябина – свет просторов. Краснеет плат, укрыв печаль. Скажи, откуда эта горечь, Что густо напитала гроздь, Или не выплакала слёзы – Мерещится Господень гвоздь?* ... А помнишь, как твой сок ночами Цедила ключница в кувшин, Пока над «думскими» речами Корпел вальяжный господин? И через век, с рецептом точным Готовлю зелье, поклонясь Тебе. И речи те ж. Но очи Рябины смотрят – на меня. Мне черноокая рябина Нашепчет втайне сказ иной: Как баба в платье из сатина Идёт по берегу босой. Идёт она на звон певучий, Что здесь рябиновым зовут, И будто доля станет лучше, Коль услыхать напевный звук – Звень колокольчиков и плашек, Ступнями стоя на земле, Чтоб вдруг, при звоне до мурашек, В ответ – волны небесной плеск. Так рыжим золотом на кисти Плеснёт стозвонная игра, Ещё чуть-чуть и вспыхнут искры Неугасимого костра! Я принимаю как награду И откровенье для души Карминной горечи усладу В родном краю, в святой глуши. * В народных легендах Руси утверждали, что рябина упомянута в Библии под названием "Пигва" – одно из трех деревьев, составлявших Крест Господень – перекладину для рук Христа (не айва и не сосна, как принято считать в канонах). |
| Снова лирика, но уже философская. Здесь есть и куда копнуть, и о чём задуматься. Тема обыграна тонко и тепло, с бесконечной любовью к Родине, Богу, вообще к жизни. На самом деле, какие бы не царствовали времена, какие бы «думские речи» не готовили вальяжные господа, какая бы доля не ждала «бабу в платье из сатина», всегда есть что-то высшее, духовное, дарящее прочную опору: просторное небо, рябины в родном краю, «рябиновый» же колокольный звон. Это действительно и утешение, и радость – воспринять «небесную волну» ступнями, прикоснуться сердцем. Читая – ощущаю. Самое ценное в поэзии для меня – оказаться внутри истории, понять и разделить. Спасибо, автор. Это было красиво и пронзительно. Но с «илИ» во втором катрене определённо надо что-то делать, слишком оно выбивается из чёткого ритма стихотворения. Светлой осени вам, уважаемый автор! Судья Людмила Царюк |
| Произведение серьёзное, интересное, оригинальное. Проникаешься этой сладостью карминной горечи. Родной край, святая глушь, стозвонная игра, звень колокольчиков…. Отдаёт глубокой сказачной стариной, но, как ни странно, этим и радует. Отрадно, что кого-то из живущих в мире полном зависти, несправедливости, злобы, вдохновляет до мурашек природа родного края, рябиновые костры и босая баба в платье из сатина. Всё это утеряно, забыто, задвинуто иными ценностями. Спасибо автору за напоминание о том, что мы должны останавливаться, смотреть вокруг, путешествовать по родному краю, замечать красоту природы и радоваться всем эти колокольчикам, василькам, ромашкам, рябине, берёзе, реке и лесу. Поэтично, красиво, образно. Смутил только один момент. Почему карминная рябина черноокая?)) Судья Татьяна Июльская |
| Судье Татьяне Июльской от автора произведения "Поэзия. № 5" Уважаемый судья, отвечаю на ваш вопрос. Черноокой красную рябину называли в древних сказаниях. Почему черноокая - у меня есть две версии: 1) считалось, что в рябине живет некое чудо-юдо одноглазое, которое охраняет дерево и всё вокруг от неприятностей. И этот глаз был черный - днем сливался с цветом темной древесины ствола, ну а ночью - невидим, зато ему все видно.)) Поэтому еще рябина считается охранным деревом. 2) ягода рябины украшена звездой, в центре которой - черный глазок (остаток соцветия), возможно еще и поэтому. Но это как бы официальные версии. Лично мое видение: если посмотреть на рябину издали, то узор листьев в массе своей на фоне темного стволика так и рисует черные глазки, можно проверить.)) |
| Теме соответствует: рябина – рябиновый сок. Отличительной особенностью является наличие вопросов к почти каждому катрену стихотворения. Да и ко всему стихотворению в целом, в частности, при фактическом наличии в стихотворении двух сказов в названии произведения присутствует только один. Да простит мне автор занудство)). Итак. Невзначай не растут, рябине невзначай можно взойти (на косогоре или в другом каком-то месте). Третий катрен рисует картинку из действительности. Но понять, о чём идёт речь, невозможно. Можно попробовать сопоставить этот катрен с четвёртым, в котором по рецепту (ключницы?) готовится зелье. Зелье – не рябиновый сок, оно может предназначаться и для отравления. Литературный герой данного стихотворения, выступающий от первого лица, полагает, что зелье − для персонажа с речами, аналогичными вековой давности «думским речам». Но очи рябины смотрят именно на ЛГ. По идее век назад они должны были смотреть на «вальяжного господина» из предыдущего катрена? Это был первый сказ. Сказ от красной рябины. Если «красный плат» первого и «горечь грозди» второго катренов указывают читателю на красную рябину, то в пятом катрене появляется черноокая (черноплодная? сладкая) рябина со сказом иным, от черноплодной рябины? Нет, этот второй сказ – всё от той же красной рябины. Он также картинка из действительности, но в отличие от первого, достаточно понятной. Речь в пяти последних катренах идет о народной традиции «рябинового звона». Отмечу в катренах седьмом «волны небесной плеск» и в восьмом «плеснёт стозвонная игра» некоторую тавтологию. На мой взгляд восьмой – просто блеск! Ничего нельзя ни убавить, ни прибавить, ни изменить. Но блеском своим он мог бы поделиться с седьмым. Глядишь, и тавтология пропала бы. В заключение маленькое замечание к примечанию. Не надо бы его. Судья Борис Колганов |
| «Святая глушь и тишина! Да исцелит тоску мою! Я каюсь, каюсь! Я стою — Как сын библейский – у дверей Великой родины моей» Фёдор Николаевич Берг Приятно читать размышления начитанного автора, да не буде читаемо ради каламбура. Да, рябина черноокая, ибо это черноплодная рябина. Сочетание красных и чёрных ягод. Птицы разбираются в ягодах и часто хозяевам сада достаётся лишь красная и то на дереве другой породы. =))) У меня потерялся в первый раз набранный текст, в котором я привёл примеры из текста стихотворения, показывающее структуры радужного языка, полагаю, употребляемые автором неосознанно, но верующий человек, понимает, как это происходит. Я не стану приводить их в этот раз, кому дано, тот увидит. Судья Михаил Кульков |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |