Поэзия для взрослых | (тема 2) В морозной синей дымке растаял бывший день, Деревья – невидимки, домишки и плетень. Спешит к рассвету поезд, из прошлого экспресс, Пусть наш не вечен поиск, но вечен сам процесс. От станции Начала до станции Конец, Когда-то нам купили билет в один конец. Взрослели и старели, а поезд знай себе Отстукивал по шпалам командный код судьбе. Минуты, дни, недели, и вот опять грядёт Ещё одно Начало – Великий Новый Год! Видна с часами плошадь и замерли сердца, Отстукивает стрелка секунды до конца… И Новый Год ворвётся, и всё преобразит, Огни и фейерверки, шампанское искрит! Стихия перехода теперь в твоей крови – На рубеже мгновений удачу призови! Останутся все беды в промчавшемся году, А поезд вновь рванётся по времени мосту. |
| Ну что ж, все мы в этом путешествии. Наш поиск не вечен, в отличие от этого процесса. Идея интересная, но выдержана не везде, к сожалению. Первый куплет с внутренней рифмой. Если после первой строки оставить запятую, то в дымке растаяли бывший день, деревья, домишки плетень. Но тогда растаяли - глагол должен быть во множественном числе: В морозной синей дымке растаяли, как тень, Деревья – невидимки, домишки и плетень. Можно вместо запятой поставить точку. Тогда вторая строка - назывное предложение. Вторая строфа уже без внутренней рифмы. Понятно, что автор рифмовал название станции со словом "конец", но получилось не очень. Когда-то нам купили, может, лучше, когда-то получили? Командный код судьбе - хорошо. А дальше получается, что вовсе это не тот маршрут, про который автор поведал вначале. Получается, что на маршруте много станций "Начало" - каждый Новый год. Кстати, почему Великий? Стрелка отстукивает секунды до какого конца? У нас же станция Конец. Следующий куплет - просто рифмованные строки. Последние две строки тоже ни в чём не убедили. Инверсия финала нечитаемая. Ни одной интересной рифмы не увидела, к сожалению. Пусть станция Конец будет как можно дальше! Судья Галина Димитрова |
| Хороша сама идея: сопоставить жизнь и движение поезда с воображаемыми приостановками на полустанках, коими можно считать уход очередного Старого года и встречу Нового. Вот отличный образ: «Взрослели и старели, а поезд знай себе Отстукивал по шпалам командный код судьбе». Это неплохо: «Стихия перехода теперь в твоей крови – На рубеже мгновений удачу призови!» А теперь… хотя и не хочется, но надо))… буду делать свои приостановки, где тормознули меня не слишком удачные моменты. «Деревья – невидимки» …//деревья-невидимки//. Они не могли растаять, ибо и до того бы невидимы. Не очень понравился эпитет к день: «бывший». «Пусть наш не вечен поиск, но вечен сам процесс». Если учесть, что «поиск» это всегда процесс, то фраза несёт в себе явное противоречие. Печально, но во всём виноваты)) внутренние рифмы – потащили смысл (и поезд) первого четверостишия в дебри. //Вспомнила школьную шутку про Анну Каренину: “… и поезд долго влачил её жалкое существование”.// «От станции Начала до станции Конец, Когда-то нам купили билет в один конец». Здесь название станции не должно склоняться, надо «От станции Начало…» (от станции Тула, от станции Москва…) Ну и игра слов «Конец» и «конец» не получилась: у обоих одинаковый смысл. Остальное… более менее или… менее более)). Ещё раз: а идея хорошая!! Судья Галина Пиастро |
| А вот и философская лирика подтянулась к нашему новогоднему камельку. Мысль интересная, хоть и не особенно новая: человеческая жизнь в виде путешествия на поезде в один конец. Маршрут у каждого человека свой, как и попутчики, одни из которых меняются, а кто-то останется с нами до конечной. Не скажу, что мне особенно зашла увязка основной мысли с Новым годом. Параллель, несомненно, присутствует: год это тоже в некотором смысле путешествие в один конец. Но и неувязку я увидела: если Новый год «ОПЯТЬ грядёт», то почему «стихия перехода ТЕПЕРЬ в твоей крови». Опять и теперь – величины взаимоисключающие, кмк. Понравился «рубеж мгновений» – как некая остановка, передышка перед новым отрезком пути. Самое время призвать удачу )). Откликнется ли удача, неизвестно, на маршрут поезда это никак не повлияет: «а поезд знай себе...». Ритм отлично подобран: так и слышится рельсовый перестук. После фразы «растаял бывший день» вместо запятой просится двоеточие, и тогда будет ясно, что стали невидимками деревья, домишки и плетень. Сейчас же они в одном ряду – растаяли в синей дымке вместе с бывшим днём. НачалА – это существа духовного мира, поэтому, исходя из контекста, название станции – всё же НачалО. Пусть всё плохое останется в промчавшемся году, уважаемый автор, а новый принесёт вам много радости! Судья Людмила Царюк |
| Буквально несколькими стихотворениями ниже год сравнивали с конём. Что ж, прогресс не стоит на месте, а количество лошадиных сил растёт. Теперь мы имеем поезд! И это хорошо. Я уж точно ничего не имею против. Ладно. Минутка технического занудства. Куда я без него? Шестистопный ямб гость в поэзии не самый частный (хотя и далеко не уникальный тоже). Он требует некоторой сноровки – поэты частенько теряют необходимую паузу в середине строки, разрывая цельные конструкции и даже вовсе слова (и я молчу о специфике двусложников вообще – а именно возникновение кучи слов с двумя ударениями). У вас – получилось. Практически все половины строк (кроме одной) построены так, чтобы опционально перейти из ямба в пеон-2 и избежать многоударных слов. Интуитивно или намеренно, но вы это можете. Хвалю. Не вышло в одном только месте – «на рУбеже мгновЕний». Вот здесь при переходе в пеон возникает сбой, а если остаться на ямбе – два ударение в не самом длинном слове. Чтобы вы понимали – я сейчас не ругаю, это не ошибка (их у вас нет), это тонкости, на которые стоит обратить внимание. По рифмам – по большей части средние или бедные. «Конец – конец» и вовсе спорная задумка, но лично я ругать за неё не буду. Вот по задумке меня кое-что смущает. Начало и Конец вначале у вас символизируют рождение и смерть, а потом – начало и конец года. Да, я понимаю, что вы имеете в виду – цикл внутри жизни, но не убеждает меня этот образ. Ну и не очень понятно, почему время – мост. Тут даже рифмы красивой нет, которая бы это оправдывала. Но в целом – умеете, могёте, автор. Судья Артём Виноградов |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |