Поэзия для взрослых | (тема 1) Не погаснут сегодня огни, Не помянут ни чёрта, ни бога. Только раньше меня не усни. Пусть незрячий увидит слепого. Панегирик написан глупцом, Не читай, не узнаешь дурного. Свят неслышащий в доме глухом, Где безмолвный находит немого. Знает каждый, кто помнит себя, Закрома у Пандоры бездонны. Ровно в полночь гонцы протрубят Новый круг неоконченных гонок. |
| Стихотворение довольно многозначно или вызывающе многозначительно? Вот с этим попробую разобраться. Понятно, что говорится не о людях с ограниченными физическими возможностями. Здесь, безусловно, это метафорично. А ЛГ наблюдает за таким бегом по кругу, не в силах изменить что-то. Эта строчка «Не помянут ни чёрта, ни бога» в той или иной степени характеризует общий настрой презрительности, скептицизма. Три почти симметричных заявления: «Пусть незрячий увидит слепого». Здесь пожелание. Это хорошо, это оптимистично даже. Но в то же время, почему нужна или важна такая пара подобных один другому, пока не ясно. «Свят неслышащий в доме глухом, Где безмолвный находит немого». Первая строчка объявляет о безгрешности неслышащего, но почему-то только в одном типа доме. В доме, где все глухие? Где всё глухо? Вторая строчка подобна той, где про слепого. И тот же мой риторический вопрос. А здесь уже несколько иначе: «Панегирик написан глупцом, Не читай, не узнаешь дурного». Однако мы не знаем, кому дан такой совет, степень бестолковости адресата. Если он сам “глуп как пуп”, то почему бы и таким не держаться вместе)). «Панегирик…» кому? Догадалась я, догадалась. И о чём это стихотворение. Но раз здесь всё так плотно прикрыто вуалью, так что же я буду разглашать тайну: т-с-с!!)) А то ещё… «Знает каждый, кто помнит себя». Эти, адекватные, должны понимать, как много зла на свете (или в его отдельной части). И… А вот что «и…» это за кадром. Не думаю, что стихотворение полностью соответствует заданной Теме 1, где призыв «Несмотря ни на что» взывает к преодолению, к борьбе какой-никакой. Здесь же этого нет. Название «Новый год» вполне подходит. Но подходит по смыслу именно этого стихотворения: снова такой же год. Обречённость. На свой же риторический вопрос " Стихотворение довольно многозначно или вызывающе многозначительно?" отвечу, что и то, и другое. Что касается исполнения: гладко написано. Судья Галина Пиастро |
| Мне кажется, что стихо больше тяготит к потоку сознания, чем к законченному новогоднему произведению. Автор так завуалировал смысл, который вложил, что до него трудно добраться. С одной стороны, может, и хорошо, что заставил автор подумать, но с другой - это уж слишком запутано. Сразу даже отзыв не написала - пыталась расшифровать метафору. Уж слишком заумно. Я так поняла, что незрячий - это тот, кто не хочет видеть проблем. Безмолвный молчит о проблемах. Неслышащий их не слышит. Но если увидят, скажут и услышат, то будут святы. В общем доме. Не уверена, конечно, что это именно то, что хотел сказать автор. Но всё равно очень много вопросов возникает. Не погаснут сегодня огни, Не помянут ни чёрта, ни бога. - кто не помянет? по тексту получается, что огни. Только раньше меня не усни - кто не должен раньше уснуть и почему не надо? Какой панегирик, о чём, в честь кого? Почему его писал глупец? Кто не должен читать этот панегирик? Понятно, что автор знает. А как быть читателю? Закрома у Пандоры - это так автор назвал ящик Пандоры, в котором хранились невзгоды, выпущенные Пандорой, где осталась только надежда? И только две последние строчки понятны и вполне соответствуют новогодней теме. Несмотря ни на что. Ритм выдержан, рифмы приемлемы. Я очень надеюсь, что автор впоследствии расшифрует все загадки. Удачи автору! Судья Галина Димитрова |
| На первый взгляд – китайская грамота. На второй – лабиринт Минотавра. После третьего открываются таакие горизонты, что читаешь уже со смесью захваченного духа и восторга. Непроходное стихотворение. В рамках конкурса оценивать его очень сложно. Слишком оно неоднозначное, я бы даже сказала – провокационное. Комментировать его на открытой площадке в условиях нынешних реалий я бы поостереглась, хотя не дала бы голову на отсечение, что заложенный в него смысл – вовсе не плод моего воображения. Но вероятность велика. Стихотворение, безусловно, новогоднее, более того, в нём имеющий глаза увидит одно традиционное для новогодней ночи маленькое действо, вокруг которого и крутится основная мысль. Слепой слеп со своей высоты; незрячий не видит очевидного. Дом глух ко всему, но (блажен, кто верует!) тот, кто не хочет слышать – не услышит. Молчание – золото для безмолвного, но немой в любой ситуации промолчит. И – да, с началом нового года источник бед и несчастий, увы, не иссякнет. Хочется надеяться, что это ненадолго, но... доживём – увидим. За оригинальность от меня лично стихотворение получит определённо высокий балл. А вообще удивительно (хотя скорее НЕудивительно), что наш конкурс проходит нынче под эгидой скорее печальных раздумий, чем праздника. Несбывшиеся мечты, хандра, детские обиды, злоба дня... и это страшно. Даже в лихие девяностые настрой у большинства людей был всё-таки позитивный, несмотря ни на что. А сейчас... безнадёга безнадёжная :(, опять же несмотря ни на что. И это прорыв. Желаю вам, дорогой автор, чтобы в наступающем году вас всегда понимали! Судья Людмила Царюк |
| Комментируя такие стихи, всегда боишься оказаться то ли Капитаном Очевидность, то ли наоборот обладателем синдрома поиска глубинного смысла. Причем оба полюса равновероятны в любой из строчек. Это причина, по которой я в принципе предпочитаю молчать о содержании и критиковать ритмику. Ритмика объективна. Однако, нынче как минимум есть повод и тема, поэтому поразмышлять как минимум о раскрытии стоит. Ну, то, что стихотворение новогоднее, вопросов не вызывает. И не только из-за полночи и нового круга. В первой строчки не погаснут огни (гирлянд?). Упоминание Пандоры тоже интересно – и суть даже не в банальном сопоставлении темы подарков/даров, но и в более сакраментальном вопросе «Что год грядущий нам готовит?». А вот вставки про слепых/глухих/немых лично мне не ясны. Ну тройка-то типичная – не вижу, не слышу, не говорю. К чему только? Грешным делом я вообще на политику намеки вижу, но, пожалуй, не буду расширять эту мысль. Теперь к технике. Хорошо. Чёткий анапест, причём не только на уровне голой ритмики, но и на уровне акцентики. Пожалуй, я способен придраться только к тому, что слово «свят» осталось без ударения. Оно теряется, а смысл несёт. Вот рифмы хороши не все. «Глупцом - глухом», «огни - усни» – бедно, «дурного - немого» – падежная. Отдельно отмечу пару «бога - слепого». Я сам на это напарывался. Не рифма это. Потому что рифма – вещь фонетическая, а не силлабическая. А произносится эта пара как «[б'ога] - [сл'ипова]». Звук «г» в таких прилагательных никто не выделяет. Но есть и годные рифмы – «себя - трубят», «бездонны - гонок». В целом же – мне это видится больше стихотворением для себя, чем для публики, потому что загадок многовато – это не только я вижу. А чистой атмосферой и якобы глубокомысленными оборотами стихотворение не цепляет. При этом технически написано неплохо. Судья Артём Виноградов |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |