Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Александр Граков (Лекса) 
Тема:Светлана Илларионова "Верхоленье" ПоэзияОтветить
   Верхоленье
   .
   1. Исход
   
   Лёд накренился плейстоценово
   с высот Байкальского хребта –
   спустился в падь натужно, медленно,
   вразвалку, силясь и кряхтя.
   Там, над восточной ойкуменою,
   из недр взметнулись купола –
   кипело гневом море пенное,
   всё выше высилась гора.
   
   Пережимали реку (вену ли)
   потоки лавы, марь, жара, –
   оставила купель священную,
   исток на север увела.
   По перевалам
   ....................­.....и­ моренами,
   по каменистым склонам гряд,
   бежали племена оленные
   саха, эвенков и бурят.
   
   .
   2. Восход
   
   Всходило солнце по-над кромкою,
   в лучах качая колыбель,
   ещё не названной потомками
   ни Улахан, ни Елюэнь.
   Стремнинная, водоворотная
   среди порожистых камней,
   вела шиверами и тропами
   роды кочующих людей.
   
   Отвесный скальник
   ....................­.............–­ к небу лестницей.
   И много сотен лет спустя
   уступ,
   ............потёртый­ и растресканный,
   расскажет, чем жила река, –
   вгрызалась в твердь бросками нервными,
   копила силы в ледостав,
   весною берега подснежные
   несла в распахнутых руках.
   
   .
   3. Прощание
   
   Неумолима власть течения.
   Собрав пожитки, жён, детей
   ушли кочевники со временем
   туда, где новый брезжил день
   за неизведанными землями,
   где белой ночью тень длинней.
   Верховье чаячье-плачевно,
   прощаясь, кликало: "кей… кей…"
   
   ***
   …Река не чаяла, не знала,
   что уготовили века,
   и что начнётся всё сначала
   в объятьях Пянды-казака.
   .
Александр Граков (Лекса)[10.10.2015 13:30:25]
   Ник Бур (Николай Бурмистров)
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на поэтический цикл «Верхоленье». Автор: Светлана Илларионова
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=341835&pid=0
   
   
   Чем отличается литературно-критичес­кий­ проект «Платон мне друг…» от других клубов, «столов» и лекционных залов? Тем, что он сначала друг. И всегда похвалит коллегу-автора за дерзновенную попытку сотворить что-то доброе и вечное.
   Светлане Илларионовой хочется сказать доброе слово уже за то, что она творит в краях Прибайкалья. Её Муза бродит, плывет, летает по-над волнами Лены-реки, чудесной и загадочной для европейцев и других, далеких от сибирского царства народов.
   
   Но муза Светланы не дикарка: она многое умеет в поэзии и успешно пробует силы в разнообразных темах. Вот один из этюдов нашей «верхоленской» визави. Он посвящен художнику Марку Шагалу.
   
   Художник
   
   …Две линии легли наискосок,
   По верху капли брызнули с размаху…
   Терпи-терпи, подопытный листок, –
   Печальный опыт не ведёт на плаху.
   
   Ещё звучал над Витебском февраль –
   Ветра играли баховскую фугу.
   И юноша – шагал, шагал, шагал –
   Выскальзывал из квадратуры круга.
   
   Выписывал дома, людей, столбы,
   Взлетал над миром и парил спокойно
   Вдали от непонятливой толпы,
   Иному отбивающей поклоны.
   
   Листок терпел, пришёл на смену холст:
   Калейдоскопом Петербург с Парижем,
   Шолом-Алейхем, Гоголь, Холокост,
   А между ними – судьбы, души, крыши...
   
   Нести печаль – сомнительный удел:
   Её печать с божественным не ладят.
   Сдвигая грани, Марк не шёл, – летел,
   Самозабвенно излучая радость.
   
   
   Строки эти представляют автора как одаренного и умелого стихотворца. И прошу обратить внимание на хорошее владение техникой стихосложения. В частности, можно похвалить нетривиальные рифмы, найденные Светланой.
   
   Но предметом наших восторгов и похвал сегодня избран триптих, предложенный Светланой на рецензирование. Он называется «Верхоленье».
   
   Для меня «верхоленье» – новослово, смысл которого не сразу понимаешь. Подсказка в тексте тоже весьма неявная. Ведь река Лена в нем не упомянута. Читателю помог бы эпиграф от автора.
   
   За основу можно взять данные из Википедии:
   
   «Ле́на - крупнейшая река Восточной Сибири[2], впадает в Море Лаптевых.
   
   Истоком реки считается небольшое озеро в 7 км к востоку от Байкала, расположенное на высоте 1470 м[7] у подножия безымянной вершины высотой 2023 м, входящей в Байкальский хребет.
   
   Первооткрыватель реки землепроходец Пянда в 1619—1623 годах зафиксировал её название в форме Елюенэ, которое в русском употреблении закрепилось как Лена.
   
   Берега реки заселены очень слабо, расстояния между соседними населёнными пунктами могут достигать сотен километров, занятых глухой тайгой».
   
   https://ru.wikipedia.org/wiki/9BB5BDB0
   
   
   
   И зазвучит тогда название триптиха!
   
   Начнем, однако, искать поводы для восторгов в составляющих этот небольшой цикл стихах. Открывает его картина
   
   1. Исход
   Лёд накренился плейстоценово………10
   с высот Байкальского хребта -…………8
   спустился в падь натужно, медленно,..10
   вразвалку, силясь и кряхтя. …………....8
   Там, над восточной ойкуменою,……...10
   из недр взметнулись купола -…………8
   кипело гневом море пенное,…………..10
   всё выше высилась гора……………….8
    ...
   Пережимали реку (вену ли) …………...10
   потоки лавы, марь, жара, -……………..8
   оставила купель священную,………….10
   исток на север увела……………………8
   По перевалам и моренами,…………….10
   по каменистым склонам гряд,………….8
   бежали племена оленные………………10
   саха, эвенков и бурят……………………8
   
   
   Из похвал могу привести слова, взятые из отзывов читателей:
   ● Как интересно, Света! Ярко и зримо!
   ● Какое образно-богатое стихотворение, Светлана, насыщенное эмоциями и северными красками.
   ● Отлично, Светлана!))
   Словечки как раз украшают - делают нужный язык... и явно не играетесь оными)
   Во всяком случае могу сказать так - картинка и воздух (тамошний) рисуются…
   ● Эпохальные задумки - нужно продолжить!
   
    От себя отмечу четкий ритм стихов, что отличает стиль Светланы.
   Удалась и поэтическая картинка в первом катрене:
   
   Лёд накренился плейстоценово
   с высот Байкальского хребта -
   спустился в падь натужно, медленно,
   вразвалку, силясь и кряхтя.
   
   
   Зримо представляешь движение мощного ледника, порожденного холодным Плейстоценом (значение легко уточнять в «Википедии»). Авторская пара рифм «плейстоценово-медле­нно»­ привлекает внимание, может вызывать споры, но имеет право быть. На мой вкус, есть излишний ассонанс в звучании «ценово-медленно».
   
   Есть претензии к подбору слов в строках:
   
   спустился в падь натужно, медленно,
   вразвалку, силясь и кряхтя.
   
   
   Не переводят ли они геологический процесс в физиологический (натужно…силясь и кряхтя)? У автора достаточно вкуса, чтобы избавиться от случайных слов и найти точные.
   
   В следующем катрене претензий к геологии нет. Но поэтическая картина получилась сумбурная, смазанная:
   
   Там, над восточной ойкуменою,
   из недр взметнулись купола(???) -
   кипело гневом море пенное(???),
   всё выше высилась гора(???).
   
   Разобраться в происходящем я не смог: в тектоническом катаклизме «море пенное» сбивает с толка. Возникает аллюзия со «славным морем, священным Байкалом», хотя река берет исток из небольшого озера.
   Отмечу отличную рифму «ойкуменою-пенное». Но с ней соседствует школярская небрежность «купола-гора». Игра аллитерациями «всё выше высилась гора» не поддержана контекстом всего катрена.
   
   Рождение реки (всё ещё безымянной) дано так:
   
   Пережимали реку (вену ли)
   потоки лавы, марь, жара, -
   оставила купель священную,
   исток на север увела.
   
   Если читать:
   Пережимали Лену (вену ли) -
   то становится ясно о чём речь.
   
   Но вряд ли породили реку «потоки лавы, марь, жара». А перечисление неродственных явлений – это ошибка в стилистике. И не исток, а поток «на Север увела».
   И по времени не мог совпасть с рождением реки исход из Прибайкалья племен аборигенов. Лучше было бы сказать не так категорично:
   
    НО переваламИ, моренами,
   по каменистым склонам гряд,
   СПАСАЛИСЬ племена оленные
   саха, эвенков и бурят.
   
   К точности изложения понуждают историчность и географичность избранной темы.
   Центральная картина поэтического «складня» (так называли триптихи в иконописи) озаглавлена «Восход».
   
   Над точностью этого названия я долго размышлял. Восход настраивает нас на созерцание утреннего появления светила, и, возможно, на описание окружающей художника природы. Но Солнце здесь персонаж третьестепенный, оно и упоминается один раз. А в остальном речь идет о главном персонаже – реке.
   
   Так что опять вспоминается мультяшный афоризм: «как корабль назовёшь…»
   
   Случайно выбранный заголовок – не мелочь. Он подтверждает, что автор не продумал как следует композицию своего маленького цикла. Его, кстати, и триптихом называю условно. Потому как завершается он «довеском», который по размеру и рифмовке является самостоятельной строфой. Четвертой картинкой.
   
   Почему-то и в «Восходе» автор упорно не называет имени главной героини – реки Лены. Светлане даже приходится делать ошибки в согласовании членов предложения. «Качая колыбель…/ни Улахан, ни Елюэнь» – это по-каковски сказано? Саха, эвенк и бурят сказали бы:
   
   Всходило солнце по-над кромкою,
   в лучах качая колыбель
   ещё не названной потомками
   Реки великой Елюэнь.
   
   
   Правда, первую строку они бы поправили. Не хватает в ней уточнения: по-над кромкою чего? Леса? Водной глади? Горного хребта?
   
   Во втором катрене вовсе пропущено подлежащее. Просится хотя бы:
   
   РЕКА шиверами и тропами
   ВЕЛА кочующих людей.
   
   Рифмы, между тем, начинают плошать. В первой строфе можно бы отметить пару «кромкою-потомками»,­ если бы она не была рифмовкой в ущерб смыслу.
   
   Остальные рифмы небрежные и неточные. Не узнаю Светлану-мастерицу.
   
   И всё более убеждаюсь, что поспешила она выставлять этот «триптих с довеском» на суд читателя.
   
   Однако поэтическая основа хорошая. К примеру:
   
   Отвесный скальник– к небу лестницей.
   И много сотен лет спустя
   уступ, потёртый и растресканный,
   расскажет, чем жила река…– зримые картинки, образные строки. И… ни одной приемлемой рифмы. Из ряда вон: «спустя-река»…
   
   В завершение представлено стихотворение «Прощание». По содержанию оно не является самостоятельным, в нем продолжается тема «1. Исход». Причина ухода кочевников так и осталась для меня загадкой. «Неумолима власть течения» – общее место.
   
   Рифмовка продолжает добивать критика: «длинней – кей…кей».
   
   3. Прощание
   
   Неумолима власть течения. ………….10
   Собрав пожитки, жён, детей…………..8
   ушли кочевники со временем………..10
   туда, где новый брезжил день…………8
   за неизведанными землями,………….10
   где белой ночью тень длинней………..8
   Верховье чаячье-плачевно(Е),…­………9­ (?)
   прощаясь, кликало: "кей… кей…"…….8
   ***
   
   Окончательный катрен имеет свой размер в строках и отделен от картины 3.
   
   …Река не чаяла, не знала,……………..9
   что уготовили века,……………………8
   и что начнётся всё сначала…………….9
   в объятьях Пянды-казака……………...­8­
   
   
   По-существу, это четвертая самостоятельная картинка. И чтобы вписаться в композицию триптиха, третью часть нужно как-то доработать.
   
   * **
   
   Критический проект «Платон мне друг…» хорош ещё и тем, что истина в нем дороже и критикам, и авторам. Наш идеал – этот достижение высот поэзии. Светлана Илларионова сделала смелый шаг на пути освоения сложной поэтической формы. Пожелаем ей успехов в достижении заветной цели.
   
   
   
    Ник Бур (Николай Бурмистров),
   
    /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Александр Граков (Лекса)[10.10.2015 13:31:18]
   Ляля Заоблачная
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на поэтический цикл «Верхоленье». Автор: Светлана Илларионова
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=341835&pid=0
   
   В литературный клуб неожиданно заходит цыганка, идет, пританцовывая, позвякивая монистами, шелестя юбками, напевает-призывает:
   - Эй, кому погадать,
   Судьбу рассказать,
   За щепоть махорочной –
   – сказы Ляли Заоблачной.
   
   Она видит Светлану Илларионову, подходит к ней:
   Огей, золотая красивая, Светлана-свет, постой, не спеши, судьба твоего стиха-дитятки на кону стоит, а над ним полозья санные скрежещут, кони копытами бьют, не ровён час, наскочат, затрут невиновного. Волнуешься ты,
   места себе не находишь, изведёшься так, дозволь погадать тебе, веришь-нет, а поможет.
   Дай ручку твою (шариково-паркерную)­ посмотреть, па-а-гадаю, яхонтовая, расскажу всё, как есть, без утайки, даже если правда тебе и не понравится.
   Ведь не зря говорят ромалэ: «предупреждалэ – значит, воружалэ».
   Вижу-вижу, как на листе белом выводит красивая строки заветные и плывут они пятистопным ямбом, да триптихом на широкий круг, в полноводную реку знаний вливаются.
   Ой, сказала бы я, что это лиро-эпическая песня, каковы мораи мокшеньские певали, да слова незнакомые заковыристые мешают, сковывают ум цыганский, подножки подставляют.
   Словари на помощь бегут, но не всегда ромалэ словарём пользуются, особенно, коль не драка идёт. Вот уж и ты не серчай, чупурная-отважная, если что не поняла Ляля-цыганка, да за это на-а-гадает она тебе слово верное, на будущее.
   Красивая ты и всё красивое любишь, но всему мера нужна, а то и до греха недалеко, и появится у тебя ойкумена во времена плейценастовы, а купель христианская священная поплывет на мильоны лэтэ назад….
   А может и ничего: кривит дорожка купельная – пусть там, в дочеловечьем времени, и останется, а потом и к нам назад приплывает. Как в песне старинной цыганской: «…так вперёд, за эвенкской звездой кочевой…».
   А ещё лучше просто скажи вместо исхода – исток, вместо купели – родник, а уж мы тебе заздравную всем табором пропоём.
   
   Я сама рисковая, отважная, люблю над судьбой покуражиться, да вот только если песню цыганскую под арфу ещё и можно затянуть, но точно: арфу в таборе не пристроишь – хочу сказать тебе драгоценная, что всему своё место. Учености хороши, да не в эпосе, да не в лирике, ну или осторожней, точнее с ними – географо-означенными­,­ учено-замороченными.­ Не всяко слово – лыком в строку, бывает, что и поперёк пойдет.
   Но ты не серчай, не сердись и бровь не хмурь, не сурьми взгляд мыслями грустными.
   Ведь любо-дорого на Лену твою посмотреть – мать-река сибирская, уж так она хороша, что и нам всем – ромалам – хочется увидеть её своими глазами. Заглянуть за горизонт времён, да и увидеть всё с самого начала.
   Стерегись только водоворотных мест, звериных троп оленных, что пройдут батальонами, да лихих людей. И вправду сказать, хороша ты, не забыла и Пянду.
    Но только ромалы говорят, что из цыган он был, из поморских, а я говорю – ну так что ж, он и казаком хорош. Казаки – что наши ромалы: везде побывали, всё видели, грех об том не пропеть. Да вот и старики напоминают:
   «Са амарэ ромэндэ, со чюжонэндэ – рат екх цвэто» (Что у наших цыган, что у чужих — кровь одного цвета!)
   Вот уж и сказке моей грошово-махорочной конец, закрой глаза, отрада певчая, да знай, что приснилось тебе всё, твори дальше неистовей и пусть звезда твоя не покинет тебя.
   А я слова твои верные запомню и спою.
   
   Ляля уходит, напевая:
   «…вгрызалась в твердь бросками нервными,
   копила силы в ледостав,
   весною берега подснежные
   несла в распахнутых руках….»
   
   С уважением,
   
   Ляля Заоблачная,
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
Александр Граков (Лекса)[10.10.2015 13:35:15]
   Уважаемые господа-товарищи-поэ­ты­ и прозаики!
   Вход на площадку литпроекта "Платон мне друг..." абсолютно неохраняемый и бесплатный. Так что, желающие - подходите, рецензируйте... но не злобствуйте и не злорадствуйте, плиииз:)))
Светлана Илларионова[11.10.2015 20:11:48]
   Дорогие наши критики (дорогие не в первом значении, спасибо вам за это)))!
   Я очень признательна за ваш отклик на мой текст!
   Алла Райц, Вы могли бы не прятаться за маской - я знаю, что это Вы)
   Вы же совершенно не соблюдали конспирацию - аж два раза были у меня на стихирной странице) Николай и то был только единожды)))
   Я сегодня совершенно случайно оказалось вновь с интернетом, прочла ваши комментарии. Позвольте, я завтра, когда буду в режиме хорошего аккаунта, поговорить с вами.
   Ещё раз спасибо вам :-)
Светлана Илларионова[11.10.2015 20:20:01]
   И да, если кто-то ещё что-то захочет сказать - я буду только рада)
   Честно-честно!
   Например, Александр. А Вы что думаете?
   Наталия Иванова?
   Приглашаю в Верхоленье всех)
   *кроме Соколова, если можно, - у нас с ним идейные разногласия...
Алла Райц[12.10.2015 13:37:43]
   Ну-у, я так не играю…
   
   Не успели ромалы слово взять, понимаешь ли, как тут же и потеряли его.
   Ой, ромалы-ромалы, перемудрили вы со своим думалы!))
   
   Светлана, я предполагала, что Вы поняли, но слабую надежду имела.. Ладно, что уж там, не хотите с Лялей общаться – хорошо, что со мной обещаетесь.
   С удовольствием.
   
   И сразу вдогон к Лялиному - там ошибка закралась в её текст (цыганка, что с цыганки взять): прошу считать за специальную очепятку слово плестонастовый вместо плейстоценовый. ))
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта