Гостиная № 3 Зала Поэзии. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Гостиная №3 Поэзия приглашает с гостевыми рецензиями всех желающих: как членов Английского Клуба, так и авторов портала! Присоединяйтесь к обсуждению рецензируемых произведений, задавайте вопросы! Мы всегда рады гостям! Гостиная №3 Поэзия 12.12.2014 открыла свое одиннадцатое заседание! (в скобках указана текущая очередность рецензирования) Адрес гостиной для рецензий akpoezia3@mail.ru Состав Гостиной: 1. Блинов Андрей (4) 2. Бородина Елена(6) 3. Карапетян Наринэ (7) 4. Лунева Наталия (3) 5. Немежикова Ольга (5) - председатель 6. Сташевска Инга (2) 7. Шорскин Дмитрий (1) В Гостиной №3 Зала Поэзии, по сути - экспериментальной, собрались авторы, желающие работать по примеру легендарной «могучей кучки». В первую очередь, мы хотим вдохновлять друг друга своими произведениями и в процессе обсуждения делать их еще лучше! Хотим открывать новые перспективы для личного творчества в диалоге! Будем рады, если для кого-то из вас наша работа станет источником вдохновения и совершенствования! Продолжаем наш эксперимент! Чтобы сделать заседания более предметными и интересными, Андрей Блинов предложил ввести в обсуждение две (необязательные) категории: «проблема» и «ракурс». «Ракурс» - тот или иной аспект, который может быть положен в основу обсуждения. Им может быть что угодно — тема (героика, любовь и т. п.), мотив, рифмовка и т. п. Ракурс может задавать рецензируемый автор, когда присылает вам ссылки, или любой член гостиной хотя бы за сутки до начала обсуждения. Естественно, рецензии по-прежнему могут быть любые, на усмотрение авторов. Но на «ракурсе» будет сосредоточено обсуждение. «Проблема» - это некая дополнительная тема, предполагающая разнообразные мнения, которую задаёт ведущий, автор или кто-то из рецензентов на основании рецензируемых стихов. И тоже должна задавать тон дискуссии. В качестве «проблемы» автор может предложить рецензентам волнующие его вопросы, касающиеся как обсуждаемых стихов, так и поэзии в целом. Итак... Что есть дорога? Дороги нет! Вперед, в неизвестное! Гете ______________________________________________________________________________________________________________________ Сообщения 1. От всей души поздравляем Дмитрия Шорскина - финалиста Турнира "Хит Сезона"!!! http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=458436&project=373 Он участвовал под именем Купец Ермолай Лопахин! И выражаем глубочайшую признательность нашим коллегам, Инге Сташевска и Андрею Блинову, за кропотливый, нелегкий и благородный труд СУДЕЙ данного конкурса!!! Судьям - троекратное УРА!!! 2. Наша Елена Бородина вдали от дома в командировке. Свои рецензии обещает прислать по возвращении в воскресенье! Мы очень ждем!!! 3. Андрей Блинов по объективным причинам пришлет свои рецензии в воскресенье! Мы обязательно дождемся!!! 4. Всем гостям и членам нашей Гостиной! Приглашаю тех, кто еще не участвует, присоединиться к веселой ламбаде за «РЕПКОЙ»! Заключительный танец, что назначен на 16.12.2014, вечер, обещает быть многолюдным и непредсказуемо захватывающим!!! Выдернем ли мы эту крепкую РЕПКУ?!? Это нам всем предстоит решить коллегиально! Приглашаем ПОЭЗИЮ и ПРОЗУ! Жду ваши версии на территории планета Земля до 15.12.2014 включительно! http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=336030&pid=0 __________________________________________________________________________ Замечательные стихотворения Наринэ Карапетян открывают наше одиннадцатое заседание! "Шел мокрый снег" Шел мокрый снег, тягуче длилось время, И бег трусцой прохожий ускорял. Все тот же негасимый, непременный - Как свет дневной, текущий сериал. Как по линейке, по косой дорожке Отмерил парень сотни две шагов, Старушки семенили понемножку, И школьники плелись на зов компов. Такая ты - обыденности маска. Попробуй тут, на вымыслы богат, Никчемной пчелкой, как нектар дамасский, Собрать янтарный чей-то добрый взгляд. Ракурс. Какое впечатление производят метафоры данного стихотворения? Проблема. Почему поэт обращается к теме "обыденности маски"? "После дождичка в четверг" Плеск и брызги позади - Коля лужи бороздит В сапогах резиновых, В брюках парусиновых. Тронь за лапу эту ель - Окатит тебя капель. Есть кто нервный - прячь его От визгу поросячьего! Эх, на даче хорошо, Даже если дождь прошел. Ракурс. Насколько в детских стихах допустимы неклассические рифмы и прочие нововведения? Проблема. Как писать так, чтобы нравилось детям, а не их родителям? _______________________________________________________________________________________________________________________ Наталия Лунева Шел мокрый снег Стихотворение о серой повседневности нашей жизни. Почему авторы обращаются к такой теме? Ответ прост – потому, что сталкиваются; а поэзия – это хороший способ преобразить скучную реальность, как, например, в данном стихотворении, ЛГ пробует это сделать, пытаясь поймать чей-то добрый взгляд. Понравились метафоры: «Все тот же негасимый, непременный - Как свет дневной, текущий сериал» - удачное сравнение повседневности с сериалом. Еще лучше - «обыденности маска» - действительно, то, что мерцает перед нашими глазами, не есть реальность, а маска, которая скрывает нечто более важное, то, что находится не на поверхности. «плелись на зов компов» - для меня как-то неожиданно в данном стихе «компы» появились, но сама находка интересна. «Никчемной пчелкой, как нектар дамасский, Собрать янтарный чей-то добрый взгляд.» - по всей видимости, слово «дамасский» - означает не только нектар розы, но имеет и еще какое-то символическое значение (интересно какое?). ИМХО: слово «добрый» как-то снижает смысловую нагрузку, делает содержание менее глубоким (например, по смыслу лучше бы смотрелось слово «загадочный»). Не очень поняла, с чем согласуется фраза «на вымыслы богат». Приглянулись рифмы: ускорял-сериал, маска-дамасский. --------------------------------------- После дождичка в четверг Чтобы написанное нравилось детям, оно должно, в первую очередь, быть понятно детям и нравиться самому автору. Очень импонируют мне мысли С.Т. Аксакова по этому поводу: «Книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтобы не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намёка на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени». Разбираемый стих не очень понравился. Проблема, скорей всего, не в тематике, а в исполнении: «Плеск и брызги позади - Коля лужи бороздит» - по смыслу получается, плеск и брызги позади рассказчика, но, по всей видимости, было задумано – позади Коли. «В брюках парусиновых.» - не очень. «Тронь за лапу ЭТУ ель - Окатит ТЕБЯ капель.» «Есть кто нервный - прячь его От визгА поросячьего!» - как-то совсем я себе этого не представляю… «Эх, на даче хорошо, Даже если дождь прошел» - так наоборот, если дождь уже прошел, должно быть хорошо. «Насколько в детских стихах допустимы неклассические рифмы и прочие нововведения?» Нет, ну а что, дети – не люди что ли? ) Хуже, когда все банально. С уважением, Наталия ______________________________________________________________________________________________________________________ Дмитрий Шорскин «Шел мокрый снег» Разберемся с метафорами… Мне показалось, что автор замедляет, затягивает, делает покадровый просмотр практически… Зачем? Хммм…. Не знаю, показалось мне тут в настроении и посыле какое-то блоковское: «Умрешь – начнешь опять сначала, и повторится все, как встарь…» Какое-то такое я увидел настроение у автора – спокойной отрешенности… Ну, это когда бегаешь, суетишься, не успеваешь, а потом – раз, рукой махнул, дышать начал, по сторонам смотреть, и все так размеренно, не спеша потекло, и мысли такие тягучие, и понимаешь, что все – суета сует… И вот поэтому поэт обращается к теме обыденности, цикличности, бессмысленности. Потому как невозможно за всем этим увидеть что-то человеческое, личностное. Хорошая картинка. Пример, когда пейзаж не просто пейзаж, а еще и с подтекстом пейзаж, да не с таким «хорошо-плохо», а с таким над которым голову поломать нужно… Понравились школьники, бегущие к своим компам… Да что греха таить, и их родители – тоже… «После дождичка в четверг» Говорил уже про детские стихи, что ничего в них не понимаю, однако, имею свою теорию, которую хочу проверить: сначала изложить явление, которое я хочу описать в прозе, теми словами, которыми я бы говорил про это ребенку в реальной жизни, а потом, не выходя за рамки получившихся слов, попытаться изложить все это в стихах, так как считаю, что главной составляющей детского стиха является его понятность для ребенка. В стихах для детей допустимо все (в детстве мне очень нравился Маяковский «Что такое хорошо…» и «Кем быть?»)… В этом конкретном стихо для меня «лишнее» слово «эту» в словосочетании «эту ель»… Я б написал что-то типа «тронь за лапу-ветку ель»… А в предпоследней строке поставил бы восклицательный знак: «Эх, на даче хорошо!»… _____________________________________________________________________________________________________________________ Инга Сташевска Заранее предупреждаю...)))) "Шел мокрый снег". С первой же строки у меня, читателя, возник вопрос - А сухой снег бывает? То есть - все равно, что сказать "белый снег", то есть, вообще ничего не сказать, кроме абсолютной банальности. Вторая строка - инверсия, да еще "ускорять бег трусцой" - я абсолютно не могу себе представить, как это! Быстрее бежать - понятно, но трусцой само по себе предполагает медленно, зачем ускорять? Следующие строки - просто повисают в воздухе синтаксически, что - сериал? Негасим и непременен как дневной свет..мне - не ложится этот образ, выглядит претенциозным. Как по линейке - сбой ударения. И если "линейка" рядом с "косой дорожкой" - у меня опять возникает вопрос. "По линейке", наверно, к шагам относится, а не к дорожке. Не знаю, как можно "семенить понемножку", и куда ударение в слове "компов"? Почему "обыденности маска", если это и есть самая настоящая обыденность? Вот если б показать, что скрывается под этим - было б совсем иначе! В последних строках снова ненужная инверсия, и - почему пчелка никчемная, и нектар - дамасский ( про сталь чего-то слышала, но не про нектар), и зачем взгляд - собрать? Интересно, что именно последние строчки, несмотря на все недочеты, содержат хоть какую-то идею, простите, автор. Я абсолютно уверена, что кому-нить стиш понравится. У меня к нему просто претензий много. "Плеск.." Я в детских стихах не разбираюсь совсем, но, на мой взгляд, очень симпатично! Коротко и ярко. Из претензий - "парусиновые брюки", я не знаю, что это такое и не уверена, знают ли современные дети, как и само слово "брюки"..)))) Штаны было б лучше. Окатит - куда ударение? И капель - она не совсем та самая капель. ))) Рифмы мне понравились, на мой взгляд, они делают стиш более запоминающимся, что ли. ___________________________________________________________________________________________________________________________ Немежикова Ольга Шел мокрый снег Стихотворение написано пятистопным ямбом перекрестной рифмовки аБаБ. Рифмы все(!) хороши неизменно, за исключением одной, зарифмованы разные части речи. Виртуозна рифма маска — дамасский. Хотелось бы сразу через отмеченную рифму остановиться на метафоре нектар дамасский. Она необыкновенна. На слуху дамасская сталь — так называлась высококачественная узорчатая сталь, изделия из которой, производимые в Дасмаске, известны по всему миру. Но в подчинительном словосочетании главным словом является нектар. Конечно, ни к каким клинкам, и даже к «жалу» Никчемной пчелк(и), судя по содержанию, дамасская сталь отношения не имеет. Самое время заглянуть в Википедию. И тут открывается нечто неожиданное, придающее не только двум последним стокам стихотворения особый ракурс, но и распространяющее свой отсвет на произведение в целом. Николай Дамасский (ок. 64 до н. э., Дамаск — после 4 года н. э.) — древнегреческий историк и философ. Николай происходил из македонской или эллинизированной арамейской семьи. Его отцом был Антипатр, богатый и уважаемый человек в Дамаске. Николай получил блестящее образование, и в 30-е ему было доверено воспитание детей Клеопатры VII и Марка Антония — Александра Гелиоса и Клеопатры Селены II. Благодаря этому Николай приблизился к её двору, где и познакомился с Иродом I. Ирод сделал образованного грека своим секретарём, часто прибегал к его помощи для дипломатических поручений. Также Николай занимался с Иродом философией и риторикой. Под влиянием Ирода, заинтересовавшегося историей, Николай написал своё крупнейшее сочинение — «Историю». Наиболее известная работа — «История» — целиком не сохранилась. По разным данным, насчитывала от 80 до 144 книг. Лучше всего сохранились фрагменты первых книг (1—7), несколько хуже — поздних (103—124), большинство книг не сохранилось вовсе. В качестве источников по ближневосточному региону Николай использовал труды Ктесия и Ксанфа, по Греции — Эфора, Гелланика и Геродота. При этом отмечается, что он в значительной степени перерабатывал источники, а также интерпретировал мифические сюжеты на рациональный лад. Словно мановением волшебной палочки, мы погружаемся в древний мир легендарных Клеопатры, Марка Антония, Ирода... Конечно, янтарный чей-то добрый взгляд Николай мог собрать именно за свои труды от великих современников и благодарных потомков. А обыденности маска присутствует во все времена, но только не для Поэтов. Потому что Поэт, как и ученый, всегда найдет, чем заняться, что воспеть и что собрать, как пчелка. Сведения в Википедии скупы, но, подозреваю, эпитет Никчемн(ая) пчелка отсылает нас к скромному характеру древнего воспитателя и ученого, который, скорее всего, является авторитетом для автора, конечно, знакомого с более подробной биографией древнего ученого. Стихотворение состоит их трех графически разделенных катренов. В первых двух описана та самая обыденности маска, что стоит ежедневно перед глазами. Но в третьем катрене она не мешает войти в вечное тому, кто не ленится, готов трудиться Никчемной пчелкой, а это значит, весь световой день, Все то(го) же негасим(ого), непременн(ого) - Как свет дневной, текущ(его) сериал(а). Автор не просто дает нам надежду и смысл, но указывает путь, пусть и метафорически. Восхитительна первая строчка стихотворения - Шел мокрый снег, тягуче длилось время. Очень поэтично. Во второй строчке случайный прохожий ускоря(ет) не просто бег, но само время, что тянется тягуче. Во втором катрене мы видим и старого, и малого, и человека средних лет, что по косой дорожке Отмерил. Образ также можно развить в метафору, да еще опираясь на жизнеописания великих, но оставлю лавры Николаю Дамасскому, а сама - Никчемной пчелкой, вдохновленная примерами... продолжу раскрашивать обыденности маск(у). А вдруг и мне достанется янтарный чей-то добрый взгляд! Истинное мастерство — дать отсвет вечности на обыденность маски. Замечательное стихотворение! После дождичка в четверг Запросто погрузилась в детство, читая это веселое стихотворение! Прямо слышу плеск, чувствую брызги по лицу (восхитительно мокрые!!!), а радость от лапы ели просто недетская! Потому что на даче всегда хорошо! Конечно, если человек (ребенок!) любит природу — тогда он и без товарищей найдет, чем себя занять, чему удивиться. Но, если речь идет о визг(е) поросячье(м), то, выходит, здесь и товарищей полно! И, вообще, счастливое состояние детства, когда любим весь мир, особенно тем, что хорошо, Даже если дождь прошел. Единственно, чего мне не хватает, это — восклицательного знака в конце! Стихотворение написано четырехстопным ямбом (самый рекомендуемый для детей размер), графически разделенными двумя катренами и финальным двустишием. Рифмовка двустишиями, ААББ. Композиция сюжетна. В первом катрене — счастливый Коля среди луж, во втором — под лапой ели с веселыми друзьями, двустишие подводит итог этому счастью! В этой детской миниатюре очень пристальное внимание уделено рифмам. Из пяти две виртуозны: ель — капель (полностью рифмуется слово), прячь его — поросячьего (зарифмовано словосочетание), две очень хороши: позади — бороздит, хорошо — прошёл ( разные части речи) и одна уместна по смыслу: резиновых — парусиновых! Замечание (предложение): переписать седьмую строку по следующему варианту: кто боится — прячь его. Сочетание есть кто нервный и произносится сложновато, и не сказать, что повсеместно присутствует в словарном запасе 5-6 летних детей, к которым, полагаю, это стихотворение и обращено. И еще я бы переделала (да простит меня автор!) девятую строку по следующему варианту: Как на даче хорошо — легче произносится. И восклицательная частица как мне кажется уместней. Междометие Эх более свойственно взрослым, как выражающее ...сожаление, обычно. С другой стороны, оно в тексте оправдано, если стихотворение написано от ЛГ взрослого Коли, который вспоминает свое плескательно-брызгательное детство на даче. На что, впрочем, как раз и указывает отсутствие восклицательного знака в конце. Надо отметить, визг() поросяч(ий) — просто здорово! Очень весело! Насчет неклассических риф и нововведений, тут, мне кажется, автор должен слушать в себе ребенка и на этот голос отзываться. У того же Заходера много, как мне кажется, новаторского, и — стихотворения не просто живы, а живее всех живых! И по поводу того, чтобы нравилось детям, а не их родителям — тоже обращаться, скорее всего, к ребенку в себе, только с ним и советоваться. Понятно, что Корней Чуковский в этой теме в классическом своем труде сказал так хорошо, как никто другой! |
| Есть, есть мокрый снег... Даю кратко цитату из Вики: "Отдельно отмечается явление мокрый снег — смешанные осадки, выпадающие при положительной температуре воздуха в виде хлопьев тающего снега." |
| Дорогая Инга! У нас столько в Сибири разного снега! Сухой, мокрый, редкий, частый, стеной, крупкой, лопухами, ОТДЕЛЬНЫМИ СНЕЖИНКАМИ, а еще - не понять чем (это и есть как раз мокрый)!!! |
| Добрый вечер! Во первЫх строках своего послания хочу всех поблагодарить за интересные и содержательные отзывы. Я возьму пример с Елены Бородиной и буду отвечать блоками - сначала по одному стихотворению, а потом - по другому. "Шел мокрый снег" Сначала несколько общих замечаний, в которых постараюсь ответить на общие вопросы. Из замысла: первый катрен хотелось затянуть, создать внутри некую зацикленность - благодаря не только образам, но и внутренним рифмам: прохожий - все тот же, снег - бег -нег(асимый), трусцой - дневной, тягуче - текущий (хотя точнее было бы дежурный). Потом эта замкнутая кривая размыкается: "как по линейке" - человек, словно инструмент (карандаш, циркуль или рулетка) отмеривает расстояние. Основное содержание падает на третий катрен. О всем виденном ранее говорится, как о маске обыденности, которую очевидно, нужно сорвать. Но как? "Попробуй тут, на вымыслы богат" - автор придерживается мнения, что никакие творческие фантазии, игры ума всерьез тут не помогут. "Никчемной пчелкой" - отсылка к часто цитиреумым словам старца Паисия Святогорца. Он говорил, что люди делятся на пчел и мух. Люди-мухи, заметив в цветущем саду кучку нечистот, потом будут говорить: "Ну и клоака там была". А человек-пчела и в отхожем месте, заметив сорванный и брошенный цветок, будет вспоминать о нем, а не об окружающем зловонии. Причислять себя к "мухам" не хотелось бы, а "пчелка" получается какая-то никчемная. "Нектар дамасский". Нектар - не только сок цветов, но и, если верить кроссвордам, - напиток богов. Дамаск - город в Сирии - по преданию до грехопадения человека где-то в долине рек Тигр и Евфрат находился рай. В Новом Завете на пути Дамаск происходит преображение апостола Павла, тогда еще Савла, гонителя христиан. Он теряет зрение, а через три дня, придя в Дамаск и приняв крещение, прозревает (и физически, и духовно). "Собрать янтарный чей-то добрый взгляд" - здесь вроде бы все ясно. Хотелось бы добавить только одно. Как-то, просматривая собственные фотографии, заметила, что удачные получались тогда, когда фотограф был мне по-человечески симпатичен - и наоборот. Видимо, лицевые мышцы сами непроизвольно срабатывают: либо напрягаются, либо расслабляются - в зависимости от того, кто перед тобой, просто на фото это явно заметно. Если вычленить самое основное, то это стихотворение о собственной духовной немощи, в которой так хочется обвинить весь окружающий мир, тем самым надев на него маску. |
| Наринэ Карапетян Уважаемая Наринэ! Хочу дополнительно поблагодарить за Ваше развернутое объяснение замысла и его воплощения: пафос, внутренние рифмы, фигуры смысла - все это интересно необыкновенно, поскольку из уст самого автора и приоткрывает завесу мастерской! А заглянуть туда сколь трепетно-то!!! Спасибо, что впускаете в святая святых! Это и есть творческая мастерская при включенном свете! Понятно, что все ее детали доступны лишь автору и его движению, но сама экскурсия вдохновительна необыкновенно! Поняла, наконец, смысл Вашего "нектара дасского" - вкусить райского негреховного состояния, имеется ввиду, конечно, непосредственного, а не в расхожем смысле. Того самого детского состояния, когда весь мир - с чистого листа, он еще не хорош и не плох. Я долго думала над этим словосочетанием, но ведь без Вашего объяснения так и не донырнула! Тот самый случай, когда эрудиция заставляет судорожно заниматься переборками, вместо чтобы углубиться в чувство. С другой стороны, без вашего объяснения через христианские мотивы я бы "дамасский" со взглядом, который везде ищет хорошее (тут аллюзия к старцу Зосиме) никак не увязала. Потому что не помнила, что Павл прозрел именно в Дамаске. И ведь это все дошло до меня только сегодня! Поскольку именно загадочное сочетание так меня и не отпускало! Через Николая Дамасского уж слишком получилось натянуто, но через сталь-то вовсе не шло! И не хватало именно Знания! Так что эрудицию я оправдала!!! С уважением, Ольга. |
| НАТАЛИИ ЛУНЕВОЙ: Спасибо за благожелательный отзыв, было приятно, что Вы обратили внимание на техническую сторону дела. Нв смысловые вопросы, мне кажется, я уже ответила. ДМИТРИЮ ШОРСКИНУ: Дмитрий, рада, что Вы обратили внимание на затягивание, замедление картинки. И отсылка к блоковскому "Ночь, улица..." очень лестно, хотя и не по рангу. Блок вообще один из моих любимых поэтов. И да, правильно: "увидеть человеческое, личностное"- это уже надежда на выход из замкнутого круга. "Зов компов" - в силу домашней злободневности я бы писала это сочетание в одно слово, как обозначение неуправляемой стихии. ИНГЕ СТАШЕВСКИ: Инга, благодарю Вас за меткие замечания о стиле, точности употребления слов и выражений. Это очень ценная критика. Выскажу свое видение. О мокром снеге здесь уже писали. Я бы добавила: если можно "динозавра лепить", то снег мокрый. :) "Бег трусцой" характеризуется в первую очередь самой техникой движений: стопа расслаблена, нога "шлепается" сразу на всю стопу, руки согнуты в локтях и прижаты к бокам. Понятно, что высокую скорость тут не разовьешь, но ускорение или замедление вполне возможны. Спортсмены держат скорость примерно 7-9 км/ч, любители ниже - как Жванецкий: "бегу-бегу-бегу, назад иду пешком - те же 20 минут". В Википедии прочла неожиданное замечание: "При продолжительном беге трусцой проявляется эффект особого подъёма, сходного с лёгким опьянением («эйфория бегуна». Косая дорожка - она и есть линейка, по которой человек отмеряет шаги - как-то так. Старушки "семенят понемножку" - то есть с остановками, чтобы перевести дух. "Компов" - ударение на втором слоге. ОЛЬГЕ НЕМЕЖИКОВОЙ: Ольга, Вы ближе всех подошли к пониманию стихотворения. Да, в Сирии с самого начала нашей эры существовала и до сих пор существует христианская церковь. До 10 % современных жителей Сирии христиане, и сейчас, во время войны, их уничтожают.Очень много Ваших замечаний мне близки и созвучны: и о прохожем, ускоряющем время, и о том, что от маски обыденного не скроешься ни в каком времени, и о трех возрастах, упомянутых в стихотворении. Самая большая награда для автора - найти таких чутких и вдумчивых читателей. Огромное спасибо. На рецензии по второму стихотворению отвечу уже завтра... |
| Уважаемая Наринэ! Как замечательно, что Вы дали собственную интерпретацию произведения! Мне всегда этого так хочется! Нет, не для того, чтобы оценить, насколько я "попала", а чтобы увидеть, как раз, отлет! Потому что первое, что возникает в голове после прочтения любого произведения, когда эмоции улягутся: что заставило автора взяться за перо, какое чувство, ощущение, что он выразить хотел?! Потому что у меня ведь свои чувства и свой опыт, исходя из этого интерпретация и совершается! Хочу процитировать Владислава Кураша из Гостиной №3 Проза, его слова, на мой взгляд, универсальны: "Проза должна быть многогранной и неоднозначной. И не важно, если кто-то твоего рассказа не поймет или поймет по-своему. Главное - впечатление, главное - удовольствие, главное - та мистическая энергетика, которую ты вложил в свой рассказ, которая передается читателю по невидимым электропроводам и заставляет его светиться как лампочка, от удовольствия после прочтения твоего рассказа. Это, наверное, главное." Мне кажется, у всех авторов нашей Гостиной есть та самая мистическая энергетика! И очень понравилось Ваше тонкое замечание о влиянии личности фотографа на модель, но главное, что Вы эту наблюденную деталь отразили в произведении! Внесли ее туда столь непосредственно! С уважением, Ольга. |
| Ольга, мне тоже близка мысль Владислава. Больше того: когда все ясно, тогда скучно и натужно назидательно. Я не помню кто из классиков, Тургенев что ли, говорил, что авторские мысли в повести или рассказе тогда только производят впечатление, когда только угадываются - как рыбки, плавающие в пруду. А вот из Пушкина: "Поэзия, прости Господи, должна быть глуповата!" Как это совместить? |
| По "После дождичка в четверг" НАТАЛИИ ЛУНЕВОЙ: Со словами Аксакова трудно не согласиться. Весь парадокс в том, что детям часто оказываются понятны очень сложные вещи, а самые, на наш взрослый взгляд очевидные, - нет. Наталия, Ваши замечания по исполнению оправданные. С чем-то можно было бы и поспорить: например, что брызги позади не только Коли, но и идущей перед ним мамы. Но если по первому впечатлению царапнуло, значит, были основания. И слова необязательные присутствуют. Мне хотелось передать настроение, но, честно сказать, не знаю, стал бы ребенок по собственному желанию учить этот стих - потому и вынесла на обсуждение эту тему. Вообще детских стихов, которые хочется читать вслух наизусть, не так много: Чуковский, Барто, Маршак. ДМИТРИЮ ШОРСКИНУ: Понятность стиха для ребенка - дело важное, что спорить. А как же быть тогда с: "Варкалось, хливкие шорьки..." или "Мама няма аманя"? Мне кажется, в детских стихах должна быть какая-то заклинательность. В свое время читала воспоминания о Чуковском: играя в Куоккале с детьми, например, перенося ветки в костер, он в такт движениям читал строчки из Бармалея. Это ведь есть и в фольклоре. Под "Дубинушку" волокли суда. Или "Мы просо сеяли"... А восклицательный знак в конце, конечно, нужен - Вы правы. Дмитрий, поздравляю Вас с победой в конкурсе. По-моему, за один псевдоним "Купец Ермолай Лопахин" уже надо давать главный приз! ИНГЕ СТАШЕВСКИ: Рада, что в целом Вам понравилось, передалось настроение. "Брюки парусиновые" - первым шить брюки из парусины стал Леви Страусс, изобретатель джинсов. Все его наследство заключалось в этом самом рулоне парусины - грубой плотной ткани. Окатит - ударение на последний слог. Капель: в толковом словаре Ефремовой нашла: КАПЕЛЬ капель [капель] 1. ж. 1) а) Падение ~ растаявшего снега во время оттепели с крыш и деревьев; сами такие капли. б) Капание дождя, дождевой воды. ОЛЬГЕ НЕМЕЖИКОВОЙ: Если правда читать было весело, то это все, чего я хотела бы добиться. С Вашим замечанием по поводу неуместности строчки "есть кто нервный" я полностью согласна - надо переделать. Спасибо за подсказку. А вот, стоит ли менять эх на как - не знаю, я бы не стала. В варианте с "эх" - сильнее ударение на слове "даче", так, по-моему, экспрессивнее. В одном только хотелось бы Вас поправить: ударение на первый слог - это хорей, наверное, просто оговорка... Огромное спасибо за доброжелательный и содержательный разбор. |
| Уважаемая Наринэ! Конечно, хорей! Спасибо, что увидели мою опечатку! Ольга. |
| Так, значит, все-таки имелось ввиду, что брызги позади мамы? Спасибо, Наринэ, за Вашу интерпретацию "Шел мокрый снег". Как выше отметила Ольга, всегда интересно узнать видение самого автора. |
| Добрый день! Шел мокрый снег Сразу обратил внимание, сколько здесь движения: шел, бег, шаги, семенили, плелись. И, конечно же, рутинность: сериал, тот же... Берется отрезок времени без начала и конца, и наблюдается за уличным движением, как за муравьями, которые так же, казалось бы, семенят-бегут-тащатся непонятно куда, но в итоге выполняют некий план. Возможно, это и правда только "маска обыденности". Ведь если из этой тягучей толпы изъять каждого персонажа в отдельности, получится куда более интересная картина. Кто виноват в "обыденности" - художник-ЛГ или его картина? Прошу прощения за сравнение, стихотворение некоторыми деталями композиции напомнило мне разбираемые в позапрошлый раз стихи Веры Соколовой. Схема - перечисление, в концовке - морализаторство: все спешат туда-сюда, никто не проявит внимания. Задумка очень и очень простая, на мой взгляд. От Наринэ привык ждать более глубоких работ. Вероятно, это одна из ранних (?). Стоит ли о замечаниях? Не везде мне понравилось звучание. Например, "бег трусцой прохожий ускорял" - при таком порядке слов "трусцой" кажется прилагательным - "трусцой прохожий". Кстати, если он не проходит, а пробегает, он считается вообще прохожим?)) "Отмерил парень сотни две шагов" - здесь я подумал, что если отмерил, то должно быть точное значение. А вот "школьники плелись на зов компов" (почему не бежали?) прочитал с улыбкой, сочетание "зов компов" напомнило мне похожие: пес барбос, кот бойкот... Метафоры. Янтарь у меня ассоциируется прежде всего с чем-то застывшим, а уже после - с оттенком. Дамасский - тоже первоначально со сталью, а "дамасский нектар" - не слышал, и даже Яндекс оказался бессилен. Всё ждал, что мокрый снег окажется метафорой, но он, кажется, так и прошел простым фоном. * * * После дождичка в четверг "Насколько в детских стихах допустимы неклассические рифмы и прочие нововведения?" Как минимум, в стихах для детей ничуть не лишними окажутся оригинальные рифмы (позади - бороздит). Это гораздо лучше, чем засилье глагольных у 90% детских авторов, которых я читал. Вообще игра слов - это то, что мне больше всего нравится, например, у Усачева. Здесь это происходит в рифмах "резиновых - парусиновых" (намеренно грамматической - сколько звуков совпадает!) и "прячь его - поросячьего". Также - перемена ритма. Здесь - отлично. Детским стихам противопоказаны заумные фразы и пропуск слов. К сожалению, здесь это тоже есть: "Есть кто нервный - прячь его". Даже я с трудом догадался, о чем речь)) "Как писать так, чтобы нравилось детям, а не их родителям?" Все родители - как дети, и авторы как дети. Когда мы хотим написать что-то для детей, мы наверняка пытаемся сами снова впасть в детство. С серьезным лицом для детей писать нельзя. От серьезных лиц проистекают все эти нравоучительные, костные, натянутые стихи, которые и взрослым-то читать скучно. Есть разные методики написания детских стихов - "заповеди" Чуковского, например. Но, как мне кажется, самое главное - чтобы было больше игры, во всех смыслах. Вот Даниил Хармс, на мой взгляд, был вообще, абсолютно не детский поэт. Но его стихи - сплошная игра. |
| Андрею Блинову Уважаемый Андрей! Всегда неоднократно возвращаюсь ко всем Вашим комментариям - столь они познавательны и лично мне дают, надеюсь(!!!) очень много. По поводу метафор. Да... про мокрый снег - это Вы в точку. Тут только Вы учуяли. А вот янтарь - янтарь, это интересно. Очень немного поделочных (они не драгоценные) камней на основе органики: янтарь в первую очередь, вспоминаются гагат, коралл, слоновье ухо (раковина), слоновая кость(натуральная)... Жемчуг - драгоценный, если качества высочайшего и натуральный, не искусственно выращенный. У меня янтарь ассоциируется, прежде всего, с теплом солнца. Уже не с огнем, поскольку метаморфизовано глубоко, но как раз то самое приятное тепло солнца в нем и воплощено. Как раз не с застывшим чем-то! И для украшений используется янтарь обычно уже гранулированный (сведенный в единую массу) и пилёный - можно придать любую форму, лишь бы не разламывался, в нем присутствие скорлуповатых трещин внутри - свидетельство натуральности именно янтаря как основы. Смолы таких трещин не дают. Если трещин таких нет - обычно подделка из смолы. И янтарь, он не только на ощупь всегда теплый, но даже и на взгляд! Так что эта строчка в моем субъективном восприятии совершенна! С уважением, Ольга. |
| Уважаемая Ольга, спасибо за поддержку и еще ценнее - единомыслие... |
| Андрей, здравствуйте! С интересом прочла Ваш комментарий и тоже придется лезть в Яндекс - неизменный арбитр наш. Я не буду не только спорить, но даже говорить на тему общего впечатления: мне судить сложно,стих как раз недавний, еще не отвалилась пуповина. А вот на вопрос, кто "виноват" в обыденности, надеялась, что ответ читается между строчек - конечно, ЛГ: "сотри случайные черты, и ты увидишь - мир прекрасен". Ваше замечание насчет прохожего меня просто заинтриговало. В самом деле, идет человек по улице, увидел нужный автобус и рванул стометровку - так на это время он прохожим перестал быть? Толковый словарь(Ефремовой)дает и такое значение: "2) Тот, кто оказался в каком-л. месте по пути следования куда-л.". Подпадает ли любитель бега трусцой под это определение? Не берусь судить... А школьники, урока после шестого, домой именно плетутся, а кто способен бегать - идут играть в футбол."Янтарный взгляд" - тут куда лучше меня ответила Ольга - теплый, хранящий сокровенный свет. А насчет"дамасского нектара" - неужели же мы обречены пользоваться готовыми штампами? "Дамасская сталь" - это уже термин, а нектар - все-таки метафора. Я написала о своих ассоциациях в связи с ней. Но даже у меня их больше: есть еще "1001 ночь", где Дамаск - край изобилия, цветущих садов и бесконечный чудес - то есть полная противоположность картины, нарисованной вначале. А вот в восприятии детских стихов я целиком с Вами солидарна. Спасибо за хороший отзыв. А Хармс, на мой взгляд, сам большое дитя, и дети его любят (мои - точно). Главная черта его "детскости" - что он на все смотрит, будто первый раз увидел, и мы невольно вслед за ним. Спасибо за Ваш пост, мне было интересно отвечать. |
| Здравствуйте, Наринэ! "Шел мокрый снег" Понравился размер. Тягучий, неспешный. Действительно, мокрый снег. Очень понравилась обыденность - текущий сериал. Так это близко и знакомо... Вообще, первая строфа задает тон всему стихотворению, и мне она показалась наиболее удачной. Прошу прощения, но вторая строфа здесь вроде как и не нужна. Смысл предельно ясен и удачно изложен "обыденность - сериал - маска". Отмечу авторские рифмы "маска - дамасский". Даже облизнулась от удовольствия: очень вкусны!))) "После дождичка в четверг" Понравилось абсолютно все! Звонкое стихотворение. Хорошо проговариваемое - как на саночках с горки вниз! Могу ошибаться, но убеждена, что в детских стихах важнее всего звукопись. Смысл вторичен (чувствую, сейчас коллеги забросают меня помидорами)) Спасибо, Наринэ, за доставленное удовольствие! С уважением, Лена. |
| Елена, а Вы-то какое удовольствие доставили мне своим отзывом!Спасибо. Насчет первой строфы - Вы правы. Если бы я отбирала то, что мне самой нравится в этом стихе, то оставила бы 2 первые строчки и "никчемную пчелку",остальное - более или менее спорно. И с приматом звукописи ( я бы добавила сюда и ритм) в детских стихах тоже согласна - то, что про себя называю шаманством. Стихи, читающиеся как заклинание, запоминаются лучше всего, их хочется повторять, их энергетика заряжает. |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |