Гостиная № 2 Зала Поэзии. Тексты размещать может только Председатель Зала! Автор: | Любовь Кулагина | | Тема: | К заседанию Гостиной №2 04.04.2014 Рецензируем стихи Веры Соколовой "Танец с ветром" и "Сударыня, Вы позабыли зонт..." | Ответить |
| Ну вот мы опять встретились в нашей Гостиной. Всем желаю приятных минут общения с коллегами-сопортальцами. Сегодня к нам уже присоединились новые авторы, надеюсь, что им понравится у нас и заседания нашей Гостиной станут более живыми и интересными не только нам, а и гостям, заглянувшим в нашу Гостиную "на огонёк". Как и обещала, хочу разместить тексты рецензируемых стихотворений. Итак: "Танец с ветром" Нахлынула волной обычная усталость, Я подошла к окну - там вечер догорал, В стекло стучал мистраль и приглашал на танец... И в зеркало взглянув, накинула я шаль... В саду моём свистел и бесновался ветер, Он требовал любви и жертвы не считал: И ветви нежных ив метались словно плети, Кружились лепестки с жасминного куста... Как в омут с головой пустившись в танец с ветром, Ему я отдалась, и был потерян стыд... А ветер улетел... под утро... незаметно, Оставив под окном помятые цветы... "Сударыня, Вы позабыли зонт" Сударыня, Вы позабыли зонт. Я с удовольствием его держал бы над Вашей головой. Дождей сезон, весенних гроз пугающие залпы... Природа ожила и, чувства разбудив, припудрив небо серыми тонами, на барабанах туч играет свой мотив, и ветер из-за крыш следит за нами... Сударыня, ах, снова я влюблён, как в восемнадцать лет - спустя полвека. Забытый смысл и чисел, и имён - всё вылечит любовь - весенний лекарь... Сударыня, вернулись за зонтом? Я эпилог оставлю на потом... И, наконец, коллеги, вот они, наши долгожданные рецензии: Рецензии на стихи Веры Соколовой. от Мыльниковой Марины "Танец с ветром" Оригинальное, чувственное. Олицетворение ветра напоминает Есенинское "Как жену чужую, обнимал березку..." "Сударыня, Вы позабыли зонт" Хорошие рифмы. Похоже на сонет, но рифмы обычного чередования. В строках "Забытый смысл и чисел, и имён - всё вылечит любовь - весенний лекарь..." как раз смысл и неясен, то ли любовь поможет забыть имена и числа, то ли вспомнить их. Ещё хочу о стихах Веры Соколовой сказать, что они, в общем, грамотны, в них есть изюминка, эмоциональность - то есть они ЖИВЫЕ. Но, как все живое, они еще требуют воспитания чувств и формирования, совершенства техники. Рецензия на стихи Веры Соколовой от Новикова Валерия прочёл десятка два стихов Веры Соколовой за недостатком времени, ею нужно бы заняться серьёзней(талантлива),но как будет время! а по поводу рецензируемых 2-х стихов - даже не знаю, что сказать! выбрали не самые удачные стихи, неплохие зарисовки моментов и всё на этом. недоработки, в основном, - стилистические. Рецензии на стихи Веры Соколовой от Кондрашкиной Лилии «Танец с ветром» Стихотворение читается легко, несмотря на небрежно подобранные рифмы. Это нисколько не портит его. Рифма – ABAB. Пропущенных знаков препинания нет. Очаровательное единение человека и природы. Сразу видна любовь к природе. Героиня, устав за день, идет не посидеть или полежать, а в природу. Черпает силы там, где лучше всего. Строка «… Ему я отдалась, и был потерян стыд…» не вписывается в общую картину. О каком стыде идет речь? Не пришло ничего в голову. Стихотворение понравилось. Если это призыв автора любить природу, то я его услышала. С уважением Лилия. «Сударыня, Вы позабыли зонт» Стихотворение читается легко. Рифмы подобраны гораздо лучше. Не все строки начинаются с заглавной буквы, что является нарушением. Меня удивляет незнание автором простого правила. Или это сознательное действие: деление на предложения, как в прозе? Интересную тему поднял автор: отношения между мужчиной и женщиной до революции 1917 года. Именно так красиво было. Красивые знакомства, стихи. Пусть сейчас люди стали ближе друг к другу, раскрепощенными, но не хватает вот таких возвышенных отношений. Стихотворение понравилось. Хотелось бы прочитать эпилог. С уважением Лилия. Рецензия на стихи Веры Соколовой от Любови Кулагиной «Танец с ветром» Тема Любовной лирики раскрыта полностью ЛГ влюблена. Всё её поведение и описанная в стихотворении окружающая её природа говорит об этом. Ветер в данном стихотворении ассоциируется с любимым. Автор, разбив стихотворение на три катрена, чётко определил как бы три этапа влюбленности: В первом- ожидание чуда(«догорал вечер», «В стекло стучал мистраль и приглашал на танец»), во втором чувство эйфории от влюбленности, а в третьем- разочарование «А ветер улетел... под утро... незаметно, Оставив под окном помятые цветы...» Относительно содержания , в стихотворении нет ничего лишнего. И то, что ЛГ- истинная женщина, автор подчеркивает тем, что даже в порыве желания сейчас же отдаться танцу с ветром, героиня не забывает накидывая шаль, взглянуть в зеркало(Ах, как же я выгляжу?) Красивое, лирическое стихотворение, что абсолютно не хочется говорить о минусах. Единственное что бы я убрала, в последней строчке второго катрена, букву «с». Она тут, по-моему, лишняя. «Сударыня, Вы позабыли зонт» Красивое, лирическое стихотворение, очередной раз утверждающее, что «любви все возрасты покорны», «снова я влюблён, как в восемнадцать лет - спустя полвека». При прочтении вслух, стихотворение звучит мягко, мелодично. Я всегда поражаюсь умению автора-женщины передать чувства мужчины и наоборот, умению мужчины вжиться в роль женщины. Для меня это, кажется, непостижимо. Героиня действует как это «принято в жизни».Ведь, очень часто мы намеренно что-нибудь оставляем или берём с собой у человека, который не безразличен, к которому хочется вернуться. Стих подразумевает посыл на продолжение отношений, об этом говорят последние строчки и многоточие. Теперь немного о минусах. У нас, однако, стихотворение, а в нём предусмотрено написание каждой строки с большой буквы. Есть сбой в ритме, но если стихотворение разбить на четверостишья, то изменения размерности в разных четверостишьях допустима. Спасибо за хорошие стихи. Творческих успехов Вам! С уважением, Любовь Кулагина. Рецензии на стихи Веры Соколовой от Татьяны Казыриной «Танец с ветром» Стихотворение понравилось. Я как буд-то сама очутилась в этом саду, настолько хорошо сказано. А рифмы? Здесь забываешь о них. Тут и без точных рифм видна поэзия! «Сударыня, Вы…» Этот стих мне тоже понравился. Тоже чувственное. Экспромты на стихи Веры Соколовой от Александры Логиновой «Танец с ветром» Мы кружим в танце с ветром перемен, И листья октября над нами кружат, И мы не помним грусти и измен, Нас только слезы умиленья душат... И в вихре желтой и предзимней суеты, Мы забываем о прошедшем лете, И мы одни, на всей земле....одни... И нам никто не помешает и не встретит... экспромт «Сударыня,…» А я держал бы зонт...и нюхал аромат.. Идущий от волос,кудряво-нежных¬...¬ Я мог бы вечно так идти..и был бы рад.. Шутить для вас..казаться милым и беспечным.. Нечаянно касаться рук и гладить взглядом изумленным, Зеленых глаз нечаянный испуг, И быть,как прежде,без ума влюбленным, Лишь только в жест прекрасных нежных рук.. экспромт Рецензии на стихи Веры Соколовой от Агуфа Евгения «Танец с ветром» Хочу поблагодарить автора за приятные стихи – ритм, ударения и рифмы ничего кроме уважения не вызывают. Приблизительность некоторых рифм («считал-куста») не портит стихотворение, а такие находки как «усталость-на танец» с лихвой их компенсируют. Теперь о более ценном – о том, без чего можно было обойтись. Личные местоимения, чаще всего, являются ритмическими затычками, не явился исключением и этот стих: «накинула я шаль», «Ему я отдалась». Сведение числа личных местоимений до необходимого минимума не только лишит стихи ощущения топтания на месте, но и украсит, предавая воздушность. Строка «Как в омут с головой пустившись в танец с ветром» стилистически неверна – возможно из-за пропущенной запятой, может быть, предлог «с» лишний, скорее всего, весь оборот «с головой» мешает, так как «в омут с головой» – это идиома малоподходящая именно в этой части (с головой). Собственно, в стихах нужно избегать оборотов вроде «нахлынуть волной», «стучать в стекло» и подобных. Откуда взялся именно мистраль – ветер эндемик (сильный и холодный северо-западный ветер, дующий иногда с Севенн на Средиземноморское побережье Франции)? Не до, не после не было географических привязок и намёка на них. «Сударыня, Вы позабыли зонт» Есть удлинение сток с мужскими окончаниями в втором четверостишие, впрочем, это не особенно заметно – в целом стихотворение достаточно стройное, окончание придаёт ему игривость вполне вписывающуюся в тему. Прекрасные, порой уникальные, рифмы и нарочитая учтивость XIX века идеально сочетаются с лёгкостью, не смотря на те же личные местоимения, которые в другом контексте могли бы выглядеть балластом. Благодарю автора за лёгкие непринуждённые стихи. |
| Марине Мыльниковой. Спасибо за рецензию. "Забытый смысл и чисел, и имён - Всё вылечит любовь - весенний лекарь." Я подразумевала, что стареющему мужчине любовь поможет помолодеть душой и вспомнить забытые даты и имена. Валерию Новикову. Спасибо, что так пристально знакомились с моими опусами. Буду ждать дальнейшей конструктивной критики. Лилии Кондрашкиной. Лилечка, нет небрежных рифм, есть рифмы ( в данном случае) АССОНАНСНЫЕ. Приведу примеры из уроков о рифмах. ______________________________________________________ ОБ АССОНАНСНЫХ РИФМАХ 10. Хорошие рифмы. ч2. Ассонанс, диссонанс и др Творческая Мастерская Ликбез http://www.stihi.ru/2012/01/16/9062 Продолжим наш разговор о хороших рифмах – не в смысле их идеальной точности, а с точки зрения их нестандартности, которая всегда добавит «очков» вашим стихам, если вы подаете их на конкурс. Речь пойдет о неклассических и экзотических рифмах. Почти обо всех неклассических рифмах мы с вами уже подробно говорили в предыдущих статьях, здесь хочу только сделать небольшое обобщение по «новой рифме». Чтобы не изобретать велосипеда, приведу далее выдержки из 12 лекции «Школы поэзии» о неклассических рифмах: «Если век девятнадцатый требовал от поэтов рифм точных как в звуковом плане, так и по написанию, то поэты Серебряного века сосредоточились только на слуховом совпадении звуков. Пушкин тоже иногда использовал в женских рифмах усечение звука: Евгений – тени, ступени – Евгений, няне – мечтаний. Но это было скорее исключением, символисты из исключения сделали правило. Принцип новой рифмы состоял в том, что стали рифмоваться те слова, в которых есть достаточное число сходно звучащих элементов. При этом сходные элементы могут быть расположены в словах даже в различном порядке, например, прерываясь несходными звуками («чердак – чехарда», «сколько им – кокаин», «восток – свисток» и др) . Новая рифма не только освобождала поэтов соблюдать сходство окончаний, но и налагает на них новые требования -соблюдать тождество опорной согласной и искать сходство предыдущих звуков. Новая рифма – иная, нежели классическая, но она ни в коем случае не «менее точная» и «не менее строгая»». Итак, неклассическая рифма должна соблюдать три правила: - ударных гласные на слух совпадают, - если за ударной гласной совпадающих звуков нет, совпадают опорные согласные, - независимо от расположения совпадающих звуков должно быть как можно больше. Рассмотрим неклассические рифмы на примерах, большая часть которых уже была нами подробно разобрана в предыдущих статьях данного сборника «Все о рифмах»: - усечение согласных и даже гласных: глаза – назаД, плачу – охвачеННЫЙ (Есенин), папахи – попахиВАЯ (Маяковский). - прекращение заботы о совпадении звуков, лежащих за ударной гласной: голоВу – голоМу, выпачкаВ – цыпочкаХ, остыЛ – ТолстыХ (Маяковский), звоночЕК – ночьЮ, садняТ – палисадниК (Пастернак). Новая рифма не теряла своей звучности, т.к. вместо несовпадения последних звуков в словах совпадало множество других, в результате расхождение в послеударных звуках скрадывалось: ГОЛОвУ – ГОЛОмУ, вЫПАЧКАв – цЫПОЧКАх, ПАРОль – ПОРОй, ГРОБА – миКРОБОм, вЫЛОМИл – перИЛАМИ, наРЯДЕ – ЯДЕР, ЖаРУ – ЖРУт, ЛАДИть – руЛАДЕ, ТЕБЕ – ТИБЕт, ПАПАхи – ПОПАхивая. Из последнего примера видно, что совпадение звуков и перед ударным и после него позволяло даже ввести лишний слог. Такие рифмы называются НЕРАВНОСЛОЖНЫМИ (подробнее – см ранее). А теперь самое время поговорить об ассонансных и диссонансных рифмах. АССОНАНСНАЯ РИФМА - созвучие в словах гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных. Я сегодня до зари встану, По широкому пройду полю. Что-то с памятью моей стало Всё, что было не со мной, помню. (Р. Рождественский) ________________________________________________________ О каком "стыде" идёт речь? Ну, я предполагала, что отдаваясь ветру ЛГ испытывала определённое чувство стыда, который так сдерживает нас, обычно, от опрометчивых поступков... То, что не все строки начинаются с заглавной буквы, это не нарушение, оно свойственно некоторым и малоизвестным, и знаменитым поэтам. Для примера приведу часть стихотворения Булата Окуджавы. Из стихотворения "Я пишу исторический роман" "Каждый пишет, как он слышит. Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить... Так природа захотела. Почему? Не наше дело. для чего? Не нам судить." Вот и мне нравится так писать - это потребность моей души. Возьмите томик стихов Окуджавы из серии "Великие Поэты Мира" и приятного Вам чтения. Любови Кулагиной. Спасибо за рецензию. В ст-ии "Танец с ветром" эта буква "с" появилась не сразу. Просто, я подумала: непонятно будет, что лепестки-то уже с жасминного куста облетели. Что касается строчных букв, я уже Лилии ответила. Татьяне Казыриной. Танечка, Вы очень добры ко мне. Спасибо! Александре Логиновой. Спасибо за экспромты. Я понимаю так: если на стихи хочется написать экспромт, значит они пришлись по душе. Или я ошибаюсь? |
| Вера, Вы не обратили внимания, я добавила ещё рецензии Евгения, посмотрите, пожалуйста. |
| Евгению Агуфу. Спасибо за ценные замечания, впредь учту. Что касается мистраля, я знала, но уж больно красиво он вписался в стих. Думаю, что мало кто заметит эту нелепицу... Спасибо за приятные слова - от Вас очень дорого! До будущих встреч! |
| Процитирую письмо Любови, направленное всем участникам обсуждения: "Уважаемые авторы Гостиной №2 у нас сегодня уже выставлены на страничке Гостиной №2 и рецензии и отзывы на них. Прошу Вас ознакомится с ними и если у Вас возникли какие -либо вопросы, мысли, предложения, прошу активно высказываться. Автора рецензируемых стихов так же прошу не отмалчиваться" Вера, вроде бы, и не отмолчалась, но и спорить не о чем. Правда, надо сказать, что и рецензии не были достаточно обширны. Прошу рецензентов обратить внимание на то, что каждое утверждение при написании рецензии должно снабжаться ссылкой на фрагмент или цитатой из стихотворения, о котором идёт речь. Очень жаль, что и Вера не нашла спорным ни одно из замечаний... цитата СТИХИ.РУ более обширна, чем все ответы вместе, но я из неё так и не понял мнения автора, к тому же она не отделена от общего текста, поэтому непонятно, является ли весь кусок словами самой Веры или это всё слова Алкоры. Что ещё хуже - прямая ссылка ведёт к первой части лекции Алкоры, а Вера подписывает её как вторую часть, которую ещё попробуй найди. Вечер продолжает быть томным (если перефразировать известную фразу). |
| Как это, я не нашла спорным ни одно из замечаний? Во-первых, я не согласилась с Лилией Кондрашкиной по поводу "небрежных" рифм, а для убедительности процитировала из СТИХИ.РУ, о чём Евгений сам упомянул. Во-вторых, я не согласилась с Лилией и Любовью по поводу строчных букв в начале строк. И, в конце концов, почему это плохо, если я согласилась с некоторыми замечаниями? Которых, кстати, было совсем не много. |
| Теперь более понятно - отделена цитата. Да, замечаний было не так много, согласен. Вера, не предвижу бурной полемики, прошу Вас, после её окончания, подвести итог заседанию, отметив наиболее ценные мысли в рецензиях и дискуссии, и определить авторов, чья критика была наиболее полезной. Сделайте это тогда, когда сочтёте своевременным закрыть обсуждение. |
| Коллеги, я не хочу показаться той назойливой мухой, которая проснулась от того, что на улице чуть-чуть потеплело и жужжит всем надоедая. однако, что -то уж больно тихо у нас. Не вижу баталий и желания подискутировать. |
| Марина, Валерий, Лилия, Татьяна, Александра, может быть кто-нибудь из вас хочет сказать мне ещё что-либо? Время полемики подходит к концу, мне жаль с вами так быстро расставаться... Любови и Евгению огромная благодарность! Не прочь попробовать ещё... Жду ещё пару часов до 23:00 Москвы. |
| Хочу поблагодарить всех, кто помог мне оценить собственные стихи: всё выглядит не так уж плохо. В этом вы меня, все вместе, убедили. Посвящаю вам один мой, год тому назад написанный, стих, надеясь на будущие встречи: ВЕСЕННЯЯ ТЕТРАДЬ В моём саду стоит скамья, над нею ветвь плакучей ивы... И ждём — моя тетрадь и я, когда листвой зеленогривой оденет пышная весна ту ветвь... И веточки магнолий на миг проснутся ото сна, тревожно выпустив на волю сто бело-розовых кистей, весенним дышащих дурманом, и звонко птицы всех мастей — от баритона до сопрано — возьмутся прославлять весну в любовно-трепетной балладе... И в этом сказочном плену я прикоснусь к своей тетради... Удачи всем!!!..)) |
| Вера, Вы умничка! Вообще дискуссию можно вести вплоть до следующего заседания. (Это ,так всем заметочка на будущее) К вечеру на портале в Гостиной и в лички всем вышлю ссылки на новые рецензии. Готовьтесь. |
| Ну что,стихотворение представленное Верой (про неё и её тетрадку) будем рецензировать?:-) или оставим на следующий раз?:-) |
| это ст-ие просто прекрасно, вот что нужно для рецензий! |
| Ну, не всё сразу! Доберёмся и до этого, если Вера нам это позволит!:-))) |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |