«Снегами прошлогодними печали замело» - Проза для взрослых | Морозный день клонился к закату. Заснеженные аллеи лесопарка слегка подрумянились от алого зарева, а сутулые сугробы лишь торопливо закутались в синие тени. Солнце коснулось верхушки ясеня на большом холме, вспыхнуло напоследок в рождественских витринах и опустилось в объятия старого, припорошенного снежной сединой, ельника. Мир погрузился в сумерки и, только густая хвоя в глубине лесной чащи светилась на фоне дремлющего солнечного круга. - Спи, солнышко, спи, - баюкали столетние ели, понимая, что даже самому могучему исполину нужны дом, тепло и любовь. - Тш-шш… это будет наша тайна! Белла открыла окошко и залюбовалась утренним снегопадом. Свысока зимний пейзаж напоминал россыпь новогодних открыток. Справа, в парке - веселилась детвора, звенели бубенцами сани и карусели, искрился каток, полыхали салюты. Слева, в лесу – снежные бабы хороводили на полянах, вдоль петляющей лыжни пестрели разноцветные флажки, смерички помахивали бумажными фонариками, а за сосновым частоколом, словно пряничный домик, сверкала волшебными витражами, крошечная церковь. - Бом-мм! Бом-мм! – известил колокол о начале утренней службы, и из больницы, спрятанной в гуще вековых деревьев, к маленькой золотой луковке устремились сокровенные мольбы всех болящих. Белла лишь однажды ночью заглянула в этот храм – в период безысходного одиночества и пугающего обострения её недуга. Она стояла тогда у иконы Святой матери Софии до рассвета и молила об одном - чтобы Бог послал ей детей. - Мама, - пискнул детский голосок, - Новый год уже наступил? Белла подошла к колыбели и прижала к себе младшую дочку: - Он наступит в полночь, под бой курантов. Она наклонилась и поцеловала ещё двух проснувшихся малышей. - А подарки, мам? - Подарки будут завтра утром, под еловой веточкой, на столе. Дети, я вас сейчас покормлю, а потом уйду ненадолго. Не шалите, не ссорьтесь, будьте умницами. - Ты за подарками? – спросила малышка. - Да, - Белла слегка нахмурилась, - а вы пока возьмите с книжной полки маленький гербарий и нарисуйте угольками, на бересте, понравившиеся в нём цветы и листья. Выбежав из дома, Белла помчалась к большому холму. Она не могла унять дрожь во всём теле, панически предчувствуя приближение приступа. Она чувствовала, как от прикосновения невесомых праздничных снежинок вся, словно рассыпается на тысячи зубастых снежных чудищ, а потом вновь становится собой, но огромной – до самых облаков, жаждущей власти и чужих страданий. Белла пробежала мимо ледяной горки, вдоль маленькой лыжни и по скользкой тропинке, усыпанной мандариновыми корками. - Белка, белка! – закричали дети ей вслед, но она ловко вскочив на дерево, запрыгала с верхушки на верхушку и… скрылась из виду . Ясень встретил её молча. Искорёженный наростами и ранами, испещренный путаными бороздами, знаками и символами, он величественно упирался в самое небо, а на его ветвях пестрели тысячи чужих судеб, завязанных узлами: шёлковыми, верёвочными, холщёвыми… бурыми, серыми, алыми. Белка тоже повесила на замшелую кору свой тонкий берестяной узелок и взмолилась: - О, священный и всемогущий предок всего человечества! Избавь меня от колдовства, ведь ты – дерево мировой оси, ты символизируешь божественную природу человека! Я не могу больше ранить людские души и не хочу быть чьим-то кошмаром! Новый год – не лучшее ли время для добрых перемен? - О-хо-хо, - проскрипел ясень, - в мозаике жизни не должно быть пустот. Если ты покинешь своё место, его должен занять кто-то другой. Сегодня, в новогоднюю ночь, это вполне может свершиться, но тебе придётся пожертвовать самым дорогим… Белка всё поняла: три бельчонка, три её маленькие дочки в опасности! Такой ценой ей не нужна свобода! Какая же мать согласится на это? Она кинулась бежать обратно, но зловещая призрачная сила стала буквально рвать её на части, а потом склеивать в невероятные сущности: в гигантскую липкую медузу, в летящего зелёного ящера, в хрюкающего кабана, в оскалившуюся гиену с отвратительной мокрой мордой и в белую ледяную жабу, жующую мандариновые корки. Белла зажмурилась, а когда вновь открыла глаза, увидела перед собой лицо измученного человека с тусклым взглядом и опухшим помятым лицом. Он запрокинул голову и, захлёбываясь, стал пить прямо из бутылки белесую мутную жидкость, потом выругался и бросил бутыль в своё отражение на зеркальной дверце. Стеклянный осколок рикошетом рассек ему висок и щёку, он упал на пол и стал бить себя кулаком в грудь, рыдать, хрипеть и грозить зелёному ящеру, который ходит за ним по пятам, и жабе с гиеной, хохочущих и не желающих покинуть его дом, а потом: - Бом-мм! Бом-мм! – зазвенел мудрый колокол, извещая о начале вечерней службы. Карета скорой помощи отъехала от корпуса наркологической клиники, расположенной на окраине лесопарка, оставив в палате пьяного, с разбитым лицом, мужчину. - Сильнейшая алкогольная интоксикация, сопровождаемая галлюцинациями и кратковременной потерей сознания… белая горячка - белочка, короче! – доктор распорядился о капельнице и вышел из палаты. Обессиленная Белла сидела у изголовья больничной койки и была абсолютно невидимой никому, кроме «больного» Он не отпускал её, бормоча жалобы и стенания на свою судьбу. - Ты пойми, жаба, я ведь никому не нужен, да и не верю я больше никому – она меня предала, бросила. Знаешь, гиена, лучше бы ты меня загрызла в самом начале, потому что эти болотные, с зелёными пятнами, ящеры меня всё равно доконают. Белочка?! Это тоже очень плохо, уйдите все… Белла вздохнула, думая о том, что так и не приготовила новогодние подарки своим малышкам… о том, что солнце опять, наверное, нашло приют на снежных перинах добрых тётушек-елей… О том, что будущим летом хорошо бы собрать большой гербарий, а старому ясеню - подарить рукоделие, не похожее на скучный, блеклый узелок… шляпу связать, что ли, ведь совсем лысая у старика макушка! А ещё она подумала о том, что хорошо бы найти новое гнездо, желательно в дубовом дупле, с детской комнаткой и балконом, на котором дочки смогут читать книжки и рисовать липовые, калиновые и всякие другие листочки. - Кленовые! - Дубовые! - Нет, каштановые! Белла вздрогнула и увидела на подоконнике своих бельчат. Они протягивали свои берестяные рисунки «горячечному» пациенту и спорили-спорили… - Вы кто? Ещё белочки?! – мрачно спросил он. - Нет! – звонко возразили гостьи. - Я – Вера, это – Надежда, а она – Любовь! Нас так мама назвала, теперь мы будем приходить к тебе вместо неё всегда… - Чего-оо? – мужчина сел и задумался. – Странно, но мне сейчас почему-то вспомнилось, что моим дедом был ясень…гы-ы, это всё лекарства – тикАть нужно отсюда, тем более в новогоднюю ночь. Он отдёрнул штору и, покачиваясь, загляделся на чудо- церквушку в окружении лиственниц. Падал тихий снег, вдали рассыпались фейерверки, летали за окном цветные серпантины и бумажные фонарики, а по деревьям прыгала белка и трое бельчат. Похоже, они играли в догонялки, но потом вдруг замерли, помахали ему еловыми веточками и…исчезли. А Новый год уже вступил в свои права, развеял по морозному воздуху подозрения и обиды, хмель и навязчивые видения. Его махонькие первые мгновения уже смогли принести добрые перемены: укрепили Веру, подарили Надежду и посеяли драгоценные семена Любви везде и всюду. И ничего, что - в снег, их нужно найти, согреть и пересадить в благодатную почву, ведь даже самому могучему исполину нужны дом, тепло и любовь… * * * 1. Смеричка (укр.) – ёлочка 2. Икона Святой матери Софии – икона святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их, Софии. 3. Ясень – дерево возрождения и обновления, помогающее понять предназначение каждого. Оно олицетворяет связь мира богов и людей. В языческих мифах его называют предком человека, а некоторые греческие семейства даже считались происходящими от этих деревьев. |
| Необычный взгляд на обычный уже термин, хороший рассказ, чуть печальный и добрый. Очень зримо, единственная фраза не из видеоряда - "...вспыхнуло напоследок в рождественских витринах": вроде бы понятно, что город где-то рядом, но вокруг лес, и витрины не совсем вписываются в пейзаж. В остальном великолепно, желаю успеха автору. С наступающим! |
| Необычная фантазия автора в рассказе привлекает внимание читателя. Поэтому произведение заслуживает более подробного разбора. В произведение очень хорошо описана природа, чувствуется как бы умелая рука рассказчика. Но сюжет и фабула произведения запутаны, неясны и вызывают столько недоумения, что сводят на нет достоинства повествования. Морозный день, закат, аллеи лесопарка, ясень, ели, церковь и солнце. Все как бы находится на месте и вместе с тем не очень. Что такое ельник? Это нарубленные еловые ветки, которыми устилают что-то, из которых строят шалаш. Поэтому описание хвойного леса, как ельника, припорошенного сединой, красиво, но абсолютно неверно. Мир погрузился в сумерки, а густая хвоя светилась на фоне дремлющего солнечного круга. Так описал автор момент заката. Но, если округа (мир) погрузилась в сумерки, то и чаща не могла светиться на фоне солнца. Ведь пока не закатится светило, всем известно, не наступит сумерек. В справочнике Даля сказано о слове «смеркаться» – солнце уже закатилось, но еще были сумерки до наступления темноты. Так что в погоне за красивым образом, не следует забывать о реальности природы. И, кроме того, что такое хвоя? Это иголки на ветках, хвоя может быть густой. Но «светились» на фоне солнца, значит, сучья или лапки, а не хвоя. И не светилась, а вырисовывалась или виднелась на фоне светящегося солнца. Сучья не излучают свет. « – Спи, солнышко, спи, – баюкали столетние ели, понимая, что исполину нужны дом, тепло и любовь». Здесь автор так увлекся, что забыл о ком говорит. Ведь у солнца, образно говоря, дом во вселенной, а тепло оно излучает само, как известно, а действие сказки происходит на земле. И непонятно причем здесь солнце, если дело в ясени, который является человеческим предком. Нужно в рассказе связывать все детали одним сюжетом, не пытаться создать только загадочный эффект. Теперь разберемся с героями сказки или галлюцинациями алкоголика. Как я понимаю, Белла, не что иное, как белая горячка. Здесь она описана довольно толково и подробно. Тогда кто ее дети, девочки? Подрастающая белая горячка? Если так, то к чему их назвали Надежда, Вера и Любовь. Страшная правда открылась мне в работе автора. Если Белла не с тобой, то надейся, верь, что придут ее девочки, которых непременно полюбишь всей душей. Они подрастут и станут, как Белла. И это не самое страшное. Произведение убеждает, что выхода нет из алкогольной зависимости. Хотя больные люди из больницы, спрятанной в чаще, с надеждой смотрели на «золотистую луковку» церкви. А старый ясень отказал Белле, не освободил от страшной службы. «О-хо-хо, - проскрипел ясень, - в мозаике жизни не должно быть пустот. Если ты покинешь своё место, его должен занять кто-то другой. Сегодня, в новогоднюю ночь, это вполне может свершиться, но тебе придётся пожертвовать самым дорогим» Кстати, к чему упомянуто слово «смеричка», если больше ничего украинского в сказке нет? Ну и так далее без всякого смыла, но высокопарно и запутанно. И заканчивается сказка в общем-то ничем, общими неопределенными словами, ничему не учит. С уважением и пожеланием встретить Новый год без Беллы и ее дочерей, судья Алексей Тверской |
| Пусть простит меня неизвестный участник конкурса, но мне показалось, что творил он сие произведение в очень тесном соавторстве с героиней своего рассказа! |
| от автора Произведения любой из новогодних номинаций имеют право быть написанными в жанре фэнтези. Однако, если сюжет не находит отклика со стороны судьи или читателя, не всегда в этом вина автора – сказываются личные жанровые пристрастия и многое другое. Посему, хотелось бы уточнить некоторые моменты. Во-первых, «ельник», - это, прежде всего – еловый лес. Об этом говорит и Википедия, и толковый словарь: «ЕЛЬНИК, -а, м. 1. собир. Еловый лес. 2. Срубленные еловые ветви» Да и по смыслу ведь ясно, что Солнце «закатилось» в еловую чащу, чтобы «отоспаться» Сколько же можно светить и греть? О какой реальности природы можно говорить в сказке? Конечно же, в ней светятся и хвоинки, и льдинки, и мандаринки… Думаю, что даже дети могут отличить сказку от реальности, иначе «краденое солнце» Корнея Чуковского никак не поместилось бы во рту у крокодила. Что касается главной героини. Да, это белая горячка, но не для всех, а только для одного конкретного алкоголика. А своим бельчатам она дала особенные имена не случайно, потому что именно Вера, Надежда и Любовь могут творить чудеса, могут вернуть к жизни и разрушить «горячечное» проклятие. А Ясень, конечно же, помог Белле в Новогоднюю ночь, ведь вместо неё и хмельных галлюцинаций теперь «больного» будут посещать именно Вера, Надежда и Любовь – чтобы укрепить силу духа, чтобы навсегда вытянуть из «тьмы» на «свет»: «…Нас так мама назвала, теперь мы будем приходить к тебе вместо неё всегда…» Смеричка - не просто ялынка (укр.) - это именно карпатская ель: «…При благоприятных условиях она достигает высоты 40-50 м. Старые гигантские экземпляры могут иметь 1.5 м в диаметре и возраст 300 - 400 лет….» (ГУГЛ) В заключение, хочу отметить, что прямолинейных нравоучений и поучающих уроков, в сюжете, действительно, нет. А разве они кому-нибудь нужны? Это ведь не школьное сочинение на тему «как стать правильным и добропорядочным», не психологическая зарисовка «измените себя в лучшую сторону» и не «карамельно-оливьешная» история о внезапной новогодней влюблённости. Это всего лишь сказка в стиле фэнтези и каждый увидит в ней то, что ему положено…или не положено. С Новым годом всех и яркого многообразия граней и слоёв в самых, казалось бы, обыденных вещах! |
| "Белла." Мой пятилетний сынишка ходит в изобразительную студию. Когда я я увидел его первые работы, которые он гордо принес после очередного занятия, то первой моей фразой было: - Ой, как интересно! Здорово, сынок! Ну а что я должен был сказать? Это же мой сын! А потом спросил: - Сынок, а что сказала тебе Ирина Юрьевна?(это его худрук в изостудии) На что этот пятилетний Сезанн гордо вскидывает голову и изрекает: - Ирина Юрьевна говорит, что я перебарщиваю с красками и образами. Беру" на отлет" один из его шедевров. Нда! Рациональное зерно в том, что сказала Ирина Юрьевна явно есть. Может дать ей прочитать рассказ "Белла"? Каков будет ее вердикт? Вот и мне, как и Ирине Юрьевне, почему-то показалось, что автор рассказа перебарщивает с красками и образами. И ведь образы, каждый по отдельности, весьма хороши и сочны. И краски ярки, где надо, и приглушены, где должно. Но вот общая картина... Усугубляет общее впечатление, еще и то обстоятельство, что иногда, образы использованные автором еще, ко всему прочему, и плохо сочетаются друг с другом. Например: "...а сутулые сугробы лишь торопливо закутались в синие тени..." - сугробы ссутулились из-за того что снег в них начал что-называется неравномерно слеживаться от неровного прогрева на солнце? Видимо снега не было уже давно? И тут же: "... Белла открыла окошко и залюбовалась утренним снегопадом..." Понятно, что могло так быть, что и снега небыло давно, и как раз этим утром он и начал валить, но для лучшего восприятия сургобы могли бы быть не "сутулыми" а "пушистыми" (из-за обильно идущего снега) и так еще не раз и не два по тексту. С рождественскими витринами, например, лично я немного не понял. Образно, но не понятно. Потом правда упоминаются некие витражи в церкви св.Софии (Страдечи, респ. Беларусь?) , если это они, то почему "рождественские"? Дело происходит на Рождество? Если не они то стоило бы уточнить какие именно витражи имеются в виду? Вывалишь такое обилие образов и красок на читателя не вдумчивого - услышишь в ответ: - Ба! Во дает, автор! И делириум трэменс тут тебе и христианские мотивы и природное язычество! (ясень- древо возрождения, культ поклонения которому, и посейчас жив в культуре некоторых западнославянских этногруппах (белоруссы?)) "Ай, да Пушкин..", короче, "..ай, да с.." песий сын! А вдумчивому читалелю много сложнее... Ладно, поехали по категориям: Раскрытие темы: Ох и намучился я с формулировочками... Заявлена тема "Предновогодний круговорот теологическо-пантеистских образов, как мера поддержания баланса как мироздания вообще, так и психики конкретного индивидуума в частности". -"...белая горячка - белочка, короче! – доктор распорядился о капельнице и вышел из палаты..." В общем то, я приятно удивлен. Ставлю Х () бал. За нестандартность в формулировках творческих задач. Портреты героев: Посмотрел еще раз сыновние картины. Перечитал рассказ. Попытался найти свой личный баланс в этом "предновогоднем круговороте..." стоп...стоп..стоп... В общем Х ()бал. Качество стиля - Тут я просто в восторге . Х()бал. Эмоциональное впечатление - А вот тут я не впечатлен. Наверное слишком долго пропускал образы предложенные автором, через сито критического осмысления. Х() бал. Нет ну в самом деле, женщина, долго ждала детей. Вымолила. А психика-то лабильна, не сказать, что недужна. И не поймешь у кого. У героини? У автора? Или уже у меня? Если у меня - то я против? Грамотность и оформление - Не искал и не буду Х()бал ----------- Итог: В судейском форуме Судья Сергей Власов |
| Судья Людмила Петриковская: "Очень уж все запутано. Пока поймешь, кто есть кто, то потеряешь главную нить рассказа. А он о доброте, о заблудших душах. Но вызывает трудность в прочтении. Слишком много хотел сказать автор в столь небольшом объеме как рассказ. Так и хочется, чтобы было более четкое описание героев и продолжение приподнятой темы". |
| Судья Дмитрий Чепиков: "«Белла». Интересная интерпретация "белочки". Я не специалист в жанре фантасмагории, но в рассказе что-то есть". |
| Начало понравилось. Потом я запуталась и к концу разочаровалась. |
| Во-первых, нельзя браться за перо, если сам не разобрался в том, о чем собираешься писать. Коль уж героиня рассказа обращается к святой матери Софии, то она не станет обращаться к "ясеню, как родоначальнику всего человечества". В первом случае речь идет о христианской психологии, во втором - о языческой. Святая София и ее дочери как раз и пострадали за то, что не захотели отрекаться от Бога в пользу язычества, не захотели молиться "ясеню", а остались верны Богу. Автору нужно навести порядок в своем мировоззрении! Во-вторых, употребление в новогоднем рассказе слов "жаба", "гиена", "болотные ящеры" и т.д. резко снижает его праздничность. Не говоря уже о медицинских терминах типа "алкогольная интоксикация", "галлюцинации", "белая горячка", "больничная койка". У кого из нас они вызывают хоть сколько нибудь положительные ассоциации? В-третьих: то, что герою рассказа "вдруг вспомнилось", что его дедом был ясень, говорит о том, что он - серьезно болен. Автор не потрудился придумать для этого несчастного человека хоть какой-нибудь, хоть ма-а-аленький хэппи-энд, который мог бы случиться с ним в эту таинственную, красивую, праздничную ночь. Разве что - он смотрит в окно и видит церквушку. Но и тут - нет катарсиса: старик глядит на нее, "покачиваясь", то есть - явно не успев протрезветь. В таком состоянии он вряд ли способен к прозрению. И последнее. Употребление в одном смысловом ряду страшного недуга под названием "белая горячка" и возвышенно-прекрасной "Беллы" вызывает столь большое недоумение, что его не хочется даже комментировать. |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |