Ниже приводится диалог, случившийся вечером 1 мая. Он не был заранее спланирован, не удерживался в каком-либо определенном русле, но в итоге нам показалось, что поднятые в нем темы могут заинтересовать и других авторов. Обеим участницам диалога скромности, как известно, не занимать :) ================================================= Галина Пиастро: уже несколько нормальных людей, с которыми общаюсь по ЧХА, написали мне, примерно такое: не заигрались ли мы со своими творениями, ну, что всё ещё чего-то ждём. Чего - вот вопросец. Наталия Иванова: не совсем поняла, что значит "заигрались" Галина Пиастро: ну, немного детски оно: кто-то пишет, кто-то рецензирует. И кому оно надо? Наталия Иванова: ну, если кому-то нужно, то пусть уж звезды зажигают Галина Пиастро: во-во: нужно ли? Если, конечно, считать таким поджигателем, к примеру, В. Белолиса - то оно, конечно Наталия Иванова: в свое время именно правильная критика помогла мне справиться со своими графоманскими замашками Галина Пиастро: возможно. не получала, практически, серьёзного разбора своих. Как-то даже вскрикнула, что полцарства за серьёзный разговор о стишатах своих. Наталия Иванова: сегодня смотрела мультфильм "Сказка сказок". Видела его множество раз, смотрела каждый раз с довольствием. А сегодня неожиданно осознала, что он как раз сродни той поэзии, которую невозможно пытаться понять и логически осмыслить, нужно просто вслушиваться в эмоции. Галина Пиастро: М-м-м. Не соображу –- может, и знаю этот мульт. Может, нет. Но как вам удаётся писать эмоции, как вы нашли себя, стиль - даже завидно Наталия Иванова: почему отвергаются такие тексты? И еще подумалось, что в знаменитой песне про «три белых коня» есть слова "елки в треугольных платьях". Если вникнуть в смысл, то получается глупость: платья не бывают треугольными. Но ведь отличный и абсолютно точный поэтический образ! И никто не пытается разъять его на части! Сказка сказок - это лучший мультфильм всех времен и народов (его так официально назвали международные аниматоры) Юрия Норштейна. (На всякий случай: Норштейн - автор фильма про Ежика в тумане. А в "Сказке сказок" у него несколько сюжетных линий, которые объединяет серенький волчок из колыбельной) Галина Пиастро: интересно. Вы тяготеете к изобразизму (это мой термин - дипломникам, когда нужно идею начертить на листе, для защиты), к кинематографичности. Ведь не впервой ваши ссылки, аргументы, в некотором роде, именно на кино (анимацию). Наталия Иванова: да, я визуал, и мне близко артхаусное кино Галина Пиастро: уточните ваше видение "артхаусное" Наталия Иванова: кино, которое невозможно вложить в рамки логики. Это последовательность картин, сюжетов, которые заставляют человека испытывать разные эмоции, выходящие за привычные рамки. То есть, это совершенно невозможно пересказать, но можно пережить и прочувствовать. Я всегда любила фильмы, в которых "ничего не происходит" Галина Пиастро: Мн-да, но в стихах приходится пересказывать (рассказывать, обсказывать). Можно и рисовать. Но тогда рисунок в стихе может быть сильно далёк от первоначально испытываемого ощущения. Я вовсе не говорю, что это плохо. Просто, что исходное состояние и модель разнятся, могут разниться Наталия Иванова: конечно. Мысль и ее словесное выражение не тождественны. Эмоция и ее словесное описание также довольно далеки, и так далее. Я имею в виду, что не в стихах нужно пересказывать, а стихи (или фильмы, или книги) не всегда можно пересказать. Галина Пиастро: Ха! Кино, в котором ничего не происходит - это одна из моих идей. Когда-то "мечтала" даже в виде некого эпатажа зрителей: " Ждёте? Ан, ничего и не будет. Конец будет... посередине" Наталия Иванова: вот именно так и устроено это самое артхаусное, экзистенциальное кино когда нет ни решения поставленных проблем, ни однозначной связи между событиями, но есть множественность выбора, есть сгусток эмоций и образов, перетекающий в другие эмоции и образы. Как можно пересказать падающий снег? Галина Пиастро: А знаете, вот я всю жизнь всегда, везде малюю чёртиков, так называемых - на полях лекций (в молодости). Сейчас на всяких совещаниях. Просто так. Это я к тому, что, возможно, у меня всегда какая-то рожица есть иль мордочка, выражающая что-то. И, глядя в стену, всегда вычленю там рожицу Наталия Иванова: О пересказе и интерпретациях. В современном кино, современной литературе невозможно кормить зрителя или читателя разжеванной преснятиной, нужно будоражить его внутреннее эмоциональное наполнение, нужно включать такие области мозга, которые могут перерабатывать информацию нетривиальными методами. Насчет рожиц и рисунков - близко. У меня, пожалуй, все в семье такое рисовальщики Галина Пиастро: А знаете - без дураков - этот наш диалог стоило бы кинуть в форум. Правда. Хотя, в нашем разговоре, он скорее, всеобъемлющ об искусстве, нежели о писании мазками бликов-ощущений Наталия Иванова: я давно хочу написать некое эссе на подобную тему, но не могу собраться ни с духом, ни со временем. Я думаю, что я слишком дилетант и в философии, и в искусствоведении, и в литературе кстати... Вы сказали " блики" и я сразу вспомнила песню Дольского http://textpesenplus.narod.ru/A/aleksandr_dolskii/text/bliki.htm Галина Пиастро: неплохо, но ему немного не хватило разных слов. Оно - пусть меня простит автор - чуть мне скукожено (по большому счёту) Наталия Иванова: ну, это песня. Причем, довольно старая. Но блики - это как эмоции, они все время меняются, а импрессионизм - это в чистом виде блики Галина Пиастро: А знаете: я вам не совсем верю. Вы слишком много знаете, чтобы просто говорить: "эмоции, эмоции". В чистом виде эмоции - это подкорковое, это природное, чтобы не сказать: заложенное от пращуров про страхи, голод и др. А ваши ощущения сильно связаны с тем набором знаний, коим владеете. Вот вопрос: может ли эмоциональный человек, но глубоко от сохи, одинаково ощущать с вами? Наталия Иванова: Думаю, у меня просто хватает словарного запаса правильно соединить слова, чтобы из них проклюнулась эмоция (правда, не всегда). Думаю, что если человек от сохи, но с нестандартным мышлением, он сумеет почувствовать. Главное, чтобы его внутренний мир был готов принять неожиданное и непривычное. Это вопрос их ряда: можно ли крестьянину показывать картины Дали? Если этот крестьянин - новый Ломоносов, то не только можно, но и нужно! Галина Пиастро: А я думаю, что нет: восприятие во многом есть незаметное, спонтанное сравнение с чем-то виденным ране. От сохи, даже Ломоносов, не имеющий никакого накопленного багажика, может только примитивно и воспринять увиденное - он не может (его чувства не могут) принять это лучшим, нежели прежнее. Ну, пусть чистой воды природное явление - да: ноне дождь шибче, нежели вчерась. Но образ посложнее... Он должен много был видеть образов, хоть близких, но худших, лучших Наталия Иванова: понимаете, здесь есть еще эффект звукописи и... интерполяции смысла я что-то умное сказала? ))) Галина Пиастро: просто ум трогается с места - ум начинает думать. И ощущать, конечно - как без этого? Наталия Иванова: так это и нужно! Нужно будоражить мозг! Галина Пиастро: "Будоражить мозг?" - именно! По мне - чувства у современного человека во многом определяются мозгом, накопленным в нём. =============================================== Вот, в общем-то, и всё. П.С. При публикации текста все смайлики были выпущены на свободу. |