Литературная мастерская: индивидуальный разбор произведений | Девочки наши кололись: иголки ещё не усвоили, где тут шитьё, а где пальчики. Должен был я терпеливо сносить хоровое их ойканье. Мальчики начали было, с завхозом в его мастерской, для летящих к нам птичек сколачивать домики. Но побежал он печурку спасать - подавилась в учительской. Нас, во спасение школы, вернули в наш класс, к рукодельницам. Вылечи быстро, завхоз, ту печурочку! Вдруг мне послышались чмоки капели, которые тут преждевременны. Зимние рамы - с валами посоленной ваты промеж, с порыжелой на щелях бумагою. Класс совершенно глухой к ликованью весны за окошками. Пудрой печною покрыты печально, потёки не плачут пока потолочные. Плакала девочка, сзади сидевшая, рыжая да конопатая. Мокрые шарики гладили щёки, мерцали прощально, о парту отчаянно плющились. Что у меня приключилось со зрением? Стало лицо её близким, большим и чарующим. Словно лужок сполоснулся дождём, и сияют на нём одуванчики! Можешь, завхоз, пoдремaть у печурочки. - Ы-ы-ы... Что же мне делать, Агуковна? Дома тесьму позабыла-а! Странно себя называть разрешила Агуковна, чтобы не вязли мы в имени правильном. - Злата, ну что ты? - она подошла и погладила голову рыжую. - С мамой закончишь, потом полюбуемся. Но... что за свёрточек в парте виднеется? - Это бабуля второй бутерброд положила, а мне уж не хочется. Ой, завернула похоже тесёмки, а я не приметила... Златка дурёха, и мухи заляпали, мёда накушавшись! Что ты, завхоз, не являешься? Тут и возник, и повёл за собою захвост колотить по рукам молоточками. Не было позже уроков, и мы в раздевалку все бросились. Я наскочил на двойное сияние. Солнце лучилось по сини в канве малахитовой. Солнце другое над ним возвышалося царственно. - Нравится? – молвило верхнее. - Очень! - ему я признался; помедлив, и нижнему. Злата решила идти в свежесделанном фартуке. Мы сапоги натянули, пальто на плечо - и по лужам пошлёпали. Рядом со мною два солнца, одно наверху, и внизу бесшабашная троица плещется. Снег под водою укатан зимою, соломой скреплён и другим, из коней понападавшим. Но продырявлен червями журчащими. Я запускал в лабиринт деревяшку и спрашивал Злату, где выскочит. Выходы были нежданные. Злата, спросив, что напомнило белое облако, образ давала приличнее. Мы хохотали, черпнув сапогами холодного снежного крошева. Славная спевка сияющих солнц и счастливого смеха, и сини слепящей, и снега студёного! Было и дальше немало весёлого. Злата блистала цветком золотым на молоденькой зелени. Эти веснушки и волосы слились с акацией. Приняли Злату к себе и красавцы-подсолнухи. Но закрутили меня увлеченья пацанские, Злату не видел до осени. Первенец осени выдался сумрачным. В школьном дворе детвора собиралась подросшая. Пять хризантем и мой рыжик – опять предо мной та шестёрочка. Снова струится сей солнечный свет, и смешинки снуют симпатичные! Сразу шагнуть - ощущенье неловкости. Мальчики в круге своём обсуждали свершения летние. Злата трещала с девчатами. Я замечал мимолётные взоры её, посмотрев осторожно в ту сторону. Старые листья окутали рыжим, заботы теперь окружили нас новые. Нашу Агуковну надо уже называть Агустиной и (ой!) Полиевктовной. Этот второй, понимаешь ли, класс – не пустячное дело, серьёзное! <> <> <> <> <> <> Детство уходит всё глубже, укрыто пластами житейскими. Если ж аукнет судьба, то картинку получим мы яркую. Вот верещит у меня новомодна штуковина. Светится-светит с экрана мобильника милая Златочка. Рядом сияет пятёрочка наших рыжат! _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (Автор влюбился в рыжуху, которая плакала, думая - ножницы дома оставила). |
| разбор от Яна Кауфмана В рассказе Олега Францена «Шесть солнц» ощущается ирония, и, вместе с тем, искренность и теплота воспоминаний взрослого человека о давно ушедшем детстве и первой влюблённости в рыжую первоклассницу. Авторский стиль изложения несколько необычен своим построением предложений. Текст живой, заставляющий читателя как бы лично присутствовать в событиях. Создаётся впечатление, что автор любит экспериментировать при написании прозы и ищет новые оригинальные формы. Бросается в глаза излишнее обилие метафор. Прочитанное показалось мне чем-то отдалённо речитативно - авангардным... Теперь пройдёмся по тексту: «Девочки наши кололись…» Применение в самом начале омонима - «кололись», мне показалось, вовсе не уместным, да и не оригинальным. «…печурку спасать - подавилась в учительской». Печурка подавилось? Можно конечно догадываться, что хотел этим сказать автор, но как поймут это те, кто никогда печку не топил? «Нас, во спасение школы, вернули в наш класс…» От чего надо было спасать школу? И что этих первоклашек принесли в жертву? «Тут и возник, и повёл за собою ЗАХВОСТ колотить по рукам молоточками». Вероятно, автор говорит о завхозе, который повёл мальчиков обратно в мастерскую. Но почему он должен колотить по рукам какими-то молоточками? Конечно, и тут можно догадаться, что хотел сказать автор. Но уж как-то стандартно описывает он уроки труда – девочки колются иголками, мальчики колотят молотками по рукам… «Стало лицо её близким, большим и чарующим». Скорее всё-таки – Лицо её показалось мне близким и красивым. «Солнце лучилось по сини в канве малахитовой. Солнце другое над ним возвышалося царственно. - Нравится? – молвило верхнее. - Очень! - ему я признался; помедлив, и нижнему». Конечно, автор вправе рассчитывать на богатое воображение читателя – какое солнце есть кто (что)… Но признание нижнему, мне кажется, можно было бы сделать малость трогательнее. «Злата, спросив, что напомнило белое облако, образ давала приличнее». Автор, Олег! Нельзя ли об этом подробнее? Вы это о чём? Общее впечатление. Миниатюра весьма достойная, тёплая, солнечная, но требующая авторской доработки. |
| Надежда, спасибо за возможность учёбы. С праздником Вас! Ян, спасибо, мне необходим такой разбор в дополнение к теории и образцам исполнения. Буду думать о конкретных местах и улучшении восприятия в целом. Для меня значимо также отнесение такого текста к прозе. На этот счёт разные мнения, и я испытываю неуверенность, а также затруднения при размещении там-сям... Ценю доброжелательность, тактичность:) С уважением. Олег. |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |